RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ 
    • установление возраста, по достижении которого гражданину предоставляется право избирать и быть избранным (см.: Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. Избирательные цензы). (С. А.)...


    ПРЯМОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО 
    • право гражданина непосредственно избирать депутатов любых представительных органов и выборных должностных лиц (см.: Выборы).(С. А.)...


    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ 
    • группа основных прав и свобод граждан, осуществляемых в сфере политической жизни, управления государственными дедами: свобода мысли и слова, право на информацию, свобода массовой информации, право на объединение, право на собрания и манифестации, право на участие в управлении государственными делами, избирательное право, право на равный доступ к государственной и муниципальной службе, право на участие в отправлении правосудия, право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (см. также: Основные права и свободы. (С. А.)...


    ПРАВО НА ЗАЩИТУ ГОСУДАРСТВОМ МАТ 
    • согласно ст. 38 Конституции. материнство и детство находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. В значительной мере положения ст. 38 Конституции РФ развивают и гарантируют принцип равноправия женщины и мужчины (ч. 3 ст. 19 Конституции). но направлены на обеспечение учета функции, выполняемых в силу природы и по традиционному общественному раскладу женщиной. Законодательство содержит широкие гарантии в связи с материнством, включая получение поддержки многодетных и малообеспеченных семей. В основе государственной политики и законодательства - учет интересов детей и родителей, равные права супругов в браке, в том числе по воспитанию детей. (С. А.)...


    ИЗБИРАТЕЛЬ 
    • гражданин государства, обладающий избирательным правом, т. е. правом участия в голосовании на выборах депутатов и выборных должностных лиц. Именно данное право является предопределяющим для других возможностей И. Это - дача согласия на его выдвижение кандидатом в депутаты или на выборную должность; участие в выдвижении кандидатов; самовыдвижение (т. е. выдвижение самого себя кандидатом); внесение своей фамилии в подписные листы в поддержку выдвижения и регистрации того или иного лица кандидатом в депутаты и на выборную должность; агитация "за" или "против" избрания кандидата депутатом или выборным должностным лицом; участие в иных предвыборных мероприятиях; финансирование кандидатов; выполнение функций доверенного лица кандидата, наблюдателя; вхождение в состав избирательных комиссий и др. В Российской Федерации И. являются граждане, достигшие 18 лет, поскольку с этого возраста они вправе участвовать в голосовании (см.: Активное избирательное право). Возраст кандидата в депутаты или выборного должностного лица обычно должен быть выше (см.: Пассивное избирательное право). (С. А.)...


    РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО 
    • принцип, означающий, что все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях, - их голоса, как и возможности осуществления избирательного права, - равны. Равенство избирательных прав обеспечивается тем, что каждый избиратель включается только в один избирательный список и голосует только один раз. В зависимости от вида выборов он может иметь один или два голоса. Например, на выборах в Государственную Думу (ГД) избиратель имеет два голоса, т. е. получает на избирательном участке два избирательных бюллетеня. Один он использует по территориальному одномандатному избирательному округу; другой - по спискам избирательных объединений, блоков. Эти два голоса имеет любой избиратель, в чем и проявляется Р. и. п. Принцип Р. и. п. обеспечивается также равной или примерно равной численностью избирательных округов, т. е. количеством избиратели, приходящихся на одного депутата. Но как раз в этой части Р. и. п. имеет серьезные проблемы. Например, при выборах депутатов ГД по одномандатным избирательным округам последние образуются с примерно равным числом избирателей в пределах одного субъекта РФ. Следовательно, уже допускается неравенство избирательных округов по численности избирателей в различных субъектах. Кроме того, законодательство допускает в пределах избирательных округов по выборам в один и тот же представительный орган взаимное отклонение числа избирателей до 109с', в труднодоступных и отдаленных районах - до 15%. Поэтому в одном и том же субъекте один избирательный округ может иметь на 20% избирателей больше, чем другой избирательный округ. Естественно, для достижения победы это требует, соответственно, больших усилий от кандидатов в депутаты и их сторонников-избирателей. Р. и. п. проявляется и в том, что при избрании каждого депутата одного и то же представительного органа требуются одинаковый процент участия избирателей в выборах, чтобы они считались состоявшимися, и один и тот же способ определения результатов выборов и победителя. (С. А.)...


    ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 
    • 1) Существующий в данном государстве порядок выборов депутатов представительных органов и выборных должностных лиц. И. с. охватывает совокупность как юридических правил избирательное право, так и фактических, сложившихся обычаев, на основе и с учетом которых проводятся выборы. 2) Понятием "избирательная система" обозначают также те или иные, применяемые в различных странах модели организации и проведения выборов - например, мажоритарная И. с., пропорциональная И. с. и др. (С. А.)...


    ДВУХПАЛАТНАЯ 
    • СИСТЕМА (СТРУКТУРА) - понятие в конституционном праве, применяемое к внутренней организации парламента. Парламент может быть однопалатным или двухпалатным (изредка существуют парламенты с большим числом палат). При двухпалатной системе (структуре) парламента может применяться один из двух принципов: принцип равенства (равноправия) палат; принцип верхней и нижней палаты. Например, в Верховном Совете СССР (1937-1991 гг.) существовали две равные палаты - Совет Союза и Совет Национальностей. Двухпалатная структура Верховного Совета РСФСР была введена при конституционной реформе 27 октября 1989 г. и реально создана в июне 1990 г. Обе палаты - Совет Республики и Совет Национальностей - также были равными. Нынешний парламент РФ - Федеральное Собрание (ФС) - построен по принципу верхней (Совет Федерации (СФ) и нижней (Государственная Дума (ГД) палат. Принцип равенства палат парламента означает: - у палат, как правило, равное (или примерно равное) число депутатов; - палаты работают в один и тот же временной период; - вопросы, предлагаемые одной из палат и имеющие общий характер, включаются в повестку дня другой палаты, т. е. парламент имеет, в целом, единую повестку дня (разумеется, по главным вопросам и особенно по принятию законов; наряду с этим у палат могут быть и свои специфические предметы ведения, и внутренние проблемы); - довольно часто палаты заседают совместно, при этом обсуждаются сообща вопросы, принимаются законы (хотя при принятии законов проводится либо раздельное голосование, либо отдельный подсчет голосов по каждой палате); - обеспечиваются равенство возможностей и одинаковый учет интересов обеих палат (например, если у парламента нет председателя, совместные заседания обычно ведут поочередно председатели палат; на совместных заседаниях обеспечивается поочередность выступлений депутатов, входящих в разные палаты и т. д.); - палаты создают совместные (постоянные или временные) органы на так называемых паритетных началах (т. е. делегируют в них равное число представителей); Конституцией палаты сообща образуют Счетную палату (СП), однако по Федеральному закону от 18 ноября 1994 г. СП является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым ФС РФ и подотчетным ему; Закон не определяет СП как орган ФС и, более того, говорит, что она обладает организационной и функциональной независимостью); возможно лишь образование временных общих согласительных депутатских комиссий, если принятые Думой законы не находят одобрения у СФ; - численность палат различна (в ГД - 450 депутатов, в СФ - по два представителя от каждого субъекта РФ, следовательно, при 89 субъектах - 178 членов СФ). Термины "верхняя" и "нижняя" палаты условны: возникли они в связи с законодательным процессом. Проект закона как бы совершает путь "снизу вверх": сначала его рассматривает ГД и лишь затем - СФ. Палату, начинающую законодательный процесс, называют "нижней", продолжающую его - "верхней". Последняя может не одобрить закон, но это - не верховенство над нижней палатой, которая может повторно проголосовать за принятие закона (для этого требуется уже большее число голосов, так называемое квалифицированное большинство). (С. А.)...


    ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО 
    • право гражданина быть избранным депутатом представительного органа либо на выборную государственную должность, либо должность в системе местного самоуправления. П. и. п. - понятие не только науки конституционного права, но и законодательства: например, оно используется в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"1997 г. Гражданин, желающий быть избранным, вправе, согласно законодательству РФ, проявлять личную активность - агитировать за себя и т. д., иначе говоря - быть отнюдь не пассивным участником избирательной кампании. Поэтому понятие "пассивное избирательное право" связано не с личным поведением кандидата, а с конечным результатом - избранием голосами других лиц, т. е. избирателей. И в день выборов кандидату остается лишь "пассивно" ждать этого результата, тем более что в этот день он не вправе агитировать за свое избрание (законодательство запрещает в день голосования любую агитацию). Согласно Федеральному закону 1997 г., возраст для депутата и выборного должностного лица местного самоуправления не может превышать 21 год, для депутата законодательного органа власти субъекта РФ - 21 год, для главы исполнительной власти субъекта РФ (президента, губернатора, главы администрации) - 30 лет. Соответствующие правила устанавливаются законодательством субъектов, но без превышения указанных цифр (на практике некоторые субъекты ранее установили более высокие возрастные планки, эти противоречия пока не устранены). Для избрания депутатом Государственной Думы Конституцией РФ установлен возраст 21 год, Президентом РФ - 35 лет. В прежней Конституции существовала для избрания президента верхняя возрастная планка - 65 лет. Из действующей Конституции она исключена. В ряде республик в составе РФ возрастное ограничение для президента установлено (65 или 60 лет), хотя Федеральный закон 1997 г. устанавливать верхнюю возрастную планку запрещает. Право быть избранным может быть связано со сроками проживания на соответствующей территории (так называемый ценз оседлости), но только при условии, если это установлено Конституцией РФ. Так гласит Федеральный закон 1997 г. Однако раньше некоторые субъекты РФ завышали сроки проживания для избрания глав исполнительной власти, а отдельные - и для избрания депутатов. Для избрания депутатов Государственной Думы вообще не требуется, чтобы кандидат проживал на территории избирательного округа или того субъекта, в который он входит. Для избрания Президентом РФ требуется постоянно проживать в Российской Федерации не менее 10 лет (ст. 81 Конституции РФ). Не имеют права избирать и быть избранными в РФ: граждане, признанные судом недееспособными: граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.(С. А.)...


    КАНДИДАТ В ДЕПУТАТЫ 
    • гражданин государства, достигший определенного возраста, обладающий избирательным правом, выдвинутый в установленном порядке для его избрания депутатом представительного органа государственной власти или местного самоуправления и зарегистрированный соответствующей избирательной комиссией (последний фактор имеет обязательное значение: не зарегистрированное комиссией лицо не может считаться кандидатом). К. в д. имеет ряд прав и гарантий. Покажем это на примере выборов Государственной Думы. 1. К. в д. ГД по его личному заявлению освобождается от работы, военной службы и военных сборов со дня регистрации до дня опубликования общих итогов выборов. Выплаты осуществляются соответствующей избирательной комиссией из средств, выделенных на подготовку и проведение выборов. 2. К. в д. не может быть уволен с работы по инициативе администрации (работодателя), переведен без его согласия на другую работу или должность, в том числе на работу в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную службу и военные сборы, на альтернативную гражданскую службу со дня регистрации до дня официального опубликования результатов выборов. Время участия в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до дня регистрации. 3. Со дня регистрации и до дня опубликования итогов выборов на территории округа, где он выдвинут, кандидат имеет право бесплатно пользоваться всеми видами общественного транспорта, кроме такси и заказных рейсов. Если кандидат живет вне своего округа, он имеет право на четыре поездки в округ (туда и обратно) железнодорожным, водным и автомобильным транспортом или на две - авиационным. Кандидат по федеральному списку имеет право на две бесплатные поездки (туда и обратно) в пределах всей территории РФ на любом виде общественного транспорта, кроме такси и заказных рейсов. Кроме того, если он включен в региональную группу, то пользуется бесплатно транспортом общего пользования, имеет право на четыре поездки на междугородном транспорте в пределах территории региона. 4. Каждый кандидат, баллотирующийся в ГД по округу, может иметь до 20 доверенных лиц, а избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрировавшие федеральный список, могут назначить до 500 доверенных лиц (см.: Доверенное лицо). В избирательные комиссии высшего уровня (ЦИК, субъектов РФ и окружные) избирательные объединения и блоки, а в окружные, территориальные и участковые комиссии - не только объединения и блоки, но также и кандидаты по одномандатным округам, назначают членов этих комиссий с правом совещательного голоса. В день выборов все они также имеют право направить своих наблюдателей на избирательные участки. 5. Зарегистрированный К. в д. ГД обладает личной неприкосновенностью, т. е. не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора РФ. Закон предусматривает, что К. в д. ГД вправе в любое время отозвать свою кандидатуру. То же могут сделать, но не позднее чем за 5 дней до дня голосования, кандидат, идущий по списку, избирательное объединение, избирательный блок в отношении любого кандидата из федерального списка, а также выдвинутого ими по одномандатному округу. Но если кандидатура снята без вынуждающих к тому обстоятельств(болезнь и пр.), избирательная комиссия относит за счет кандидата или избирательного объединения, блока соответствующую часть понесенных ею расходов. (С. А.)...


    ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО 
    • 1) совокупность правовых норм о порядке выборов депутатов представительных органов и выборных должностных лиц государства и местного самоуправления. На базе И. п. организуются и проводятся избирательные кампании, а возникающие на основе И. п. общественные отношения являются избирательными правоотношениями. Источниками И. п. являются нормативные правовые акты по вопросам организации и проведения выборов. Основу И. п. составляют нормы конституции государства. Помимо этого, принимаются специальные избирательные законы (в- некоторых странах - избирательные кодексы), иные акты по выборам. В Российской Федерации система специального избирательного законодательства представлена многими актами. Федеральное законодательство, состоит из акта, являющегося на сегодня основой как федеральных выборов, так и избирательного законодательства субъектов РФ - Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 1997 г., и двух главных Федеральных законов о конкретных видах федеральных выборов: "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (1999 г.) и "О выборах Президента Российской Федерации" (1995 г.). Напомним, что члены верхней палаты Федерального Собрания - Совета Федерации - не избираются, а получают мандаты в СФ в силу избрания их на должность глав законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, поэтому данный вопрос регулируется не избирательным законом, а Федеральным законом РФ о порядке формирования СФ 1995 г. Федеральное законодательство включает в себя и другие акты как общего характера, относящиеся к любым видам выборов, так и законы по конкретным видам выборов. Например, Федеральным законом 1995 г. были внесены изменения и дополнения в УК и Кодекс об административных правонарушениях РФ, касающиеся уголовной и административной ответственности за нарушения избирательного законодательства. А в связи с выборами в ГД в 1995 г. был принят Федеральный закон более адресного характера: "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва". Избирательное законодательство субъектов РФ чаще всего представлено законами о выборах депутатов органов законодательной власти субъектов, о выборах глав исполнительной власти субъектов, о выборах депутатов и должностных лиц местного самоуправления в соответствующих субъектах РФ. Таким образом, с учетом федерального уровня и наличия в Российской Федерации 89 субъектов в стране существует не менее 270 избирательных законов. Хотя во многом они похожи друг на друга, все-таки проблема их единообразного понимания и применения существует. В связи с этим следует иметь в виду, что важную часть нормативной правовой основы выборов (а значит и И. п.) составляют нормативные документы (инструкции, разъяснения, методические рекомендации) Центральной избирательной комиссии РФ. Такие документы посвящаются различным этапам федеральных выборов, а также вопросам проведения выборов в субъектах РФ. Определенную роль играют подобные документы избирательных комиссий субъектов РФ. 2) Индивидуальное право гражданина на участие в выборах - это его право избирать и быть избранным. (С. А.)...


    ОСНОВНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ 
    • понятие, широко используемое в конституционном лексиконе и означающее те права и свободы человека и гражданина, которые закреплены в конституции государства. Эти права и свободы являются важнейшими, основополагающими для статуса личности в данных государстве и обществе, они предопределяют содержание иных прав и свобод граждан. Понятие "основные права и свободы" используется в Конституции РФ. Так, если в ст. 2 сказано, что человек, его права и свободы ( без слова "основные", то есть - все) являются высшей ценностью, то в ст. 17 говорится, что "основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения". То, что к числу О. п. и с. относятся именно те, которые названы в Конституции РФ, хорошо видно из ч. 1 ст. 55, которая гласит: перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно трактоваться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Закрепленные в Конституции РФ О. п. и с. принято в науке конституционного права классифицировать, т. е. делить на несколько групп. В основе таких классификаций находятся воззрения на личность, ее предназначение в обществе и государстве. В соответствии с этим О. п. и с. человека и гражданина можно разделить на следующие группы: 1) личные (в области личной жизни и индивидуальной свободы) - право на жизнь; достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; неприкосновенность жилища; право на определение своей национальной принадлежности; право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться в РФ; свобода совести и свобода вероисповедания; 2) публично-политические (в публично-политической сфере) - свобода мысли и слова; право на информацию; право на объединение; свобода собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования; право участвовать в управлении делами государства; избирательное право; право обращения в государственные органы и органы местного самоуправления; 3)социально-экономичес-кие (в социально-экономической сфере) - право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право частной собственности; право на свободный труд; право на отдых; право на защиту материнства, детства, семьи; право заботиться о детях и их воспитании; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду; право на образование; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям; 4) права по защите других прав и свобод - сочетание государственной защиты прав и свобод с возможностью лично защищать себя; судебная защита прав и свобод; право на компетентное правосудие; право на получение квалифицированной юридической помощи; презумпция невиновности; право на гуманизм правосудия; право на защиту интересов пострадавших от нарушения закона; право на применение действующего закона, отказ от обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность, невозможность ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, применение нового закона, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена.(С. А.)...


    БЛОК ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ 
    • объединение двух и более избирательных объединений с целью участия в выборах посредством выдвижения кандидатов в депутаты или кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности и борьбы за их избрание способами, установленными законодательством. Согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 5 сентября 1997 г., избирательное объединение - политическое общественное объединение (политическая партия, политическая организация, политическое движение), основными, закрепленными в уставе целями которого являются: участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов. Избирательное объединение должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов, или более высоком уровне в порядке, установленном федеральными законами, законами субъектов РФ, а его действующий устав должен быть зарегистрирован не позднее чем за один год до дня голосования. Если общественное объединение входит в состав Б. и., оно не может выступать в период проведения выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой Б. и. Избирательные объединения и Б. и. создаются с учетом уровня выборов. Например, на выборах депутатов Государственной Думы избирательными объединениями могут стать общероссийские политические общественные объединения. Соответственно они и образуют Б. и. Чтобы создать Б. и., согласно Федеральному закону о выборах депутатов Государственной Думы от 2 июня 1999 г., каждое избирательное объединение сначала принимает решение о необходимости его образования и вхождении в блок (с указанием наименований тех избирательных объединений, с которыми предполагается создать Б. и.). Затем принимается совместное решение избирательных объединений о создании Б. и., подписываемое их представителями. Далее следует зарегистрировать Б. и. в Центральной избирательной комиссии РФ. Для этого представляются протоколы съездов (конференций) избирательных объединений с решениями о вхождении в Б. и., совместное решение избирательных объединений о создании блока и другие документы, указанные в Законе. Только с регистрацией ЦИК РФ Б. и. считается созданным и может участвовать в избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы. Важнейшие права и возможности Б. и.: выдвигает избирательный список по федеральному избирательному округу и кандидатов в депутаты Государственной Думы по территориальным избирательным округам; направляет своих представителей в избирательные комиссии, которые участвуют в работе комиссий в качестве их членов с правом совещательного голоса; имеет право вести предвыборную агитацию в пользу своих кандидатов; вправе финансировать в определенных размерах избирательную кампанию своих кандидатов в депутаты; направляет в день выборов своих наблюдателей в участковые избирательные комиссии. Сходные статус и права имеют Б. и. по Федеральному закону о выборах Президента РФ от 21 апреля 1995 г. Возможность и порядок создания Б. и. на региональных и муниципальных выборах, их права определяются законодательством субъектов РФ. (С. А.)...


    ПРАВО НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И КОЛЛЕК 
    • право, закрепленное в ст. 37' Конституции РФ в связи с регулированием права на свободный труд. Конституция гласит: признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Более детально осуществление данного права регулируется Кодексом законов о труде, Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" от 20 октября 1995 г. и другими нормативными правовыми актами.(С. А.)...


    ПРАВО НА ЗАЩИТУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАН 
    • см.: Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени....


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь