RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    АВТОНОМИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИА 
    • система национальных государств (автономная республика), национально-государственных образований (автономная область, автономный округ), административно-территориальных единиц (национальные район, уезд, волость и др.), создаваемых для учета интересов отдельных национальных групп населения (этнических общностей) и для обеспечения их самоуправления. (С. А.)...


    ГОРОДСКОЙ РАЙОН 
    • единица административно-территориального устройства. На городские районы делятся многие крупные города, насчитывающие, как правило, более 150 тыс. жителей. В одних субъектах РФ Г. р. признаются единицами местного самоуправления, муниципальными образованиями, т. е. здесь избираются представительные органы и должностные лица местного самоуправления. В других субъектах РФ Г. р. являются лишь базой для организации управления городом, и здесь создаются только подразделения городских органов управления. Вопрос о преимуществах той или другой модели является дискуссионным. (С. А.)...


    ДЖИБУТИ 
    • (Республика Джибути) - бывшая Французская территория афаров и исса. Независимость предоставлена 27 июня 1977 г. в результате референдума 8 мая 1977 г., в ходе которого большинство населения высказалось за независимость от Франции. Столица - г. Джибути. Административное деление: 4 округа и район Джибути. По Конституции 1992 г. (одобрена 96% избирателей на проходившем 4 сентября 1992 г. референдуме) - республика. Президент избирается сроком на 6 лет с правом переизбрания еще на один срок. Национальное собрание состоит из 65 депутатов. Исполнительная власть осуществляется Президентом и Советом министров. С 1991 г. в стране развернуто повстанческое движение, имеющее целью свержение режима. (А.К.)...


    РАЙОН 
    • понятие, которое в соответствии с его семантическим значением используется в праве, в том числе в конституционном, в разных аспектах. В частности, Р. - одна из административно-территориальных единиц. Территория субъекта РФ имеет в своем составе районы и города. В этом плане Р. - административно-территориальная единица в сельской местности (сельский Р.). Р. в сельской местности имеет достаточно развитую социально-экономическую инфраструктуру. В большинстве субъектов РФ Р. является территорией местного самоуправления, т. е. муниципальным образованием, здесь избираются представительный орган местного самоуправления (районное собрание депутатов, представителей) и глава Р. В сельской местности Р. делится на сельсоветы, волости, сельские округа, охватывающие группы сельских населенных пунктов (сел и деревень), поселки. В некоторых субъектах РФ концепция местного самоуправления относительно Р. не применяется, поэтому на данном уровне образуются не органы местного самоуправления, а органы государственной власти. На фактической деятельности органов управления Р. их трактовка как органов местного самоуправления или органов государственной власти мало отражается. Большие города, как правило, делятся на Р. (городские Р.), также являющиеся административно-территориальными единицами. В одних субъектах городские Р. рассматриваются как муниципальные образования с созданием здесь представительного органа и избранием главы Р.; в других городской Р. считается лишь единицей административного управления, где создаются подразделения городской администрации. Понятие "район" используется в законодательстве также для обозначений определенных достаточно больших территорий, применительно к которым устанавливаются особые условия снабжения, труда: например, Р. Крайнего Севера, Р. Сибири и др. Федеральный закон "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской федерации" от 24 мая 1996 г. говорит о Р. с дискомфортными условиями проживания, с ограниченными сроками ввоза продукции. Естественно, имеются в виду не конкретные административно-территориальные единицы, а территории со специфическими условиями. В последующих нормативных правовых актах определяется, какие конкретно административно-территориальные единицы подпадают под указанные характеристики, что крайне важно для обеспечения населения, создания условий жизнедеятельности, предоставления социальных льгот и т. д. Наконец,понятие "экономический район" используется для обозначения определенных регионов нашей страны, охватывающих группы соседних субъектов РФ, имеющих примерно общие природно-климатические и демографические характеристики, давние хозяйственные связи. Сегодня в рамках таких Р. создаются ассоциации местных властей, координирующих и объединяющих усилия отдельных субъектов РФ. (С. А.)...


    АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ 
    • часть территории государства, на которой создаются и действуют органы государственной власти или органы местного самоуправления. В Российской Федерации А.-т. е. - часть территории субъекта РФ - республики. края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. А.-т. е. может представлять собой отдельный населенный пункт (город, поселок), часть населенного пункта (район в городе), несколько населенных пунктов и окружающую их местность (район, сельсовет, волость, сельский округ). В субъектах РФ существуют следующие виды А.-т.е.: 1) города республиканского, краевого, областного, окружного значения - города, входящие непосредственно в республику, край, область, автономную область, автономный округ; эти города могут быть двух видов - состоящие из территории только в пределах городской черты; состоящие из данной территория, а также территории района, 2) города районного значения - города, входящие в состав сельских районов; 3) районы в сельской местности; 4) районы в городах (городские районы); 5) сельсоветы (волости, сельские округа) - А.-т. е. в сельской местности, включающие в себя от 5-6 до 14-20 сел и деревень вместе с прилегающей к ним территорией (полями, пастбищами. лесами и т. п.); 6) поселки рабочие, курортные, дачные, которые могут входить в состав как районов, так и городов. Такие населенные пункты сельской местности, как села и деревни, не являются А.-т. е., они входят в состав сельсоветов(волостей,сельских округов). Это относится также к хуторам, отдельно расположенным группам домов (например, на железнодорожном разъезде): обычно они не считаются отдельными населенными пунктами и приписываются к селам, деревням или поселкам. Поселки также не обязательно являются А.-т. е., это могут быть и просто географические населенные пункты в составе сельсоветов или городов. Населенные пункты у некоторых народов Кавказа - аулы - как правило являются частью сельсоветов и гораздо реже - самостоятельными А.-т. е. Станицы - населенные пункты проживания казаков в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях и др. - в зависимости от численности населения имеют статус таких А.-т. е., как города, поселки, сельсоветы или же не имеют статуса А.-т. е. и входят в состав сельсоветов (см. также: Административно-территориальное устройство). (С. А.)...


    ЛАОС 
    • (Лаосская Народно-Демократическая Республика) - государство в Азии, на Индокитайском полуострове. Независимость страны провозглашена временным правительством народного сопротивления 12 октября 1945 г. В марте 1946 г. Франция вновь оккупировала Лаос и объявила его в мае 1947 г. монархией под протекторатом Франции. Лишь в июле 1949 г. Франция признала независимость Лаоса в составе Французского сообщества, а в октябре 1953 г. - полностью независимым и суверенным государством. 1-2 декабря 1975 г. Национальный конгресс народных представителей упразднил монархию и провозгласил Лаосскую Народно-Демократическую Республику после 20 лет противостояния роялистов и сил Патет Лао. Столица - г. Вьентьян. Административное деление: 17 провинций (кхуэнгов) и 1 особый район. Действующая конституция принята 14 августа 1991 г. Глава государства, избираемый сроком на 5 лет, - президент. Парламент - Национальное собрание - состоит из 85 депутатов, избираемых всеобщим голосованием сроком на 5 лет. Правительство формируется президентом ЛНДР. (А. К.)...


    МАЛИ 
    • (Республика Мали) - государство в Западной Африке. Независимость провозглашена 22 сентября 1960 г. Столица - г. Бамако. Административное деление - 8 областей и столичный район. В 1968 г. власть в стране взята военными во главе с генералом Мусса Траоре. В результате государственного переворота 25 марта 1991 г. М. Траоре отстранен от власти. Переходный комитет спасения народа во главе с подполковником А. Т. Туре взял курс на демократизацию общественной жизни. На референдуме 12 января 1992 г. принята ныне действующая Конституция, предусматривающая, в частности, многопартийность. Парламентские и президентские выборы прошли в начале 1992 г. По действующей Конституции глава государства - президент - избирается всеобщим прямым голосованием в два тура сроком на 5 лет с правом переизбрания еще на один срок. Парламент - Национальное собрание, состоит из 147 депутатов, избираемых прямым всеобщим голосованием в два тура сроком на 5 лет. В парламенте представлены малийцы, проживающие за рубежом (13 депутатов). Исполнительная власть осуществляется правительством во главе с премьер-министром. (А. К.)...


    АГЛОМЕРАЦИЯ 
    • территория, охватывающая несколько примыкающих друг к другу населенных пунктов, где расположено большое количество промышленных предприятий и в силу этого происходит переплетение экономических, природоохранных, социальных и иных интересов. Имеющиеся в А. административно-территориальные единицы сохраняют свою самостоятельность, однако их органы должны взаимодействовать друг с другом в решении общих проблем. А. может представлять собой один большой город и опоясывающие его относительно небольшие города, а также поселки (московская А.). Однако А. может состоять из нескольких больших и самостоятельных городов с примыкающими к ним территориями (например, район Рура в Германии). А. - прежде всего экономическая (и в определенной мере социальная) категория. Однако ее можно рассматривать и с государственно-правовой точки зрения: например, выполнение органами большого города каких-то координирующих функций в отношении всей территории А. (в частности, власти Москвы всегда претендовали на то, чтобы влиять на развитие подмосковных городов); их взаимодействие с властями примыкающих территорий (например, достаточно актуальна проблема взаимодействия государственных органов Москвы и Московской области); создание общего органа по проблемам А. и его взаимодействие с органами административно-территориальных единиц, находящихся в А. (С. А.)...


    СЯНГАН 
    • (Гонконг) - с 1 июля 1997 г. Специальный административный район Сянган. До 1 июля 1997 г. - бывшая колония Великобритании, состоящая из острова Сянган, захваченного англичанами в 1842 г., участка на полуострове Цзюлун, отторгнутого у Китая в 1860 г., а также арендованной у Китая в 1898 г. на 99 лет оставшейся части полуострова Цзюлун с 235 прилегающими островами. Административный центр - Сянган (Гонконг). Управлялся английским губернатором, возглавлявшим Исполнительный совет. Совещательным органом при губернаторе являлся Законодательный совет, состоявший из 60 членов. В результате достигнутых британ-ско-китайских договоренностей по совместной декларации 19 декабря 1984 г., с 1 июля 1997 г. Сянган перешел под суверенитет Китайской Народной Республики и стал называться Специальным административным районом Сянган. В апреле 1990 г. Всекитайское собрание народных представителей приняло Основной закон будущего Специального административного района Сянган (САРС). В декабре 1995 г. был создан Подготовительный комитет по Гонконгу, подготовивший переход колонии под юрисдикцию КНР. В соответствии с концепцией "одно государство - две системы" С. подчинен центральному правительству КНР только в сфере внешней политики и обороны, пользуясь широкой автономией в сфере администрации, законодательной и судебной власти. С. имеет свою таможенную территорию, сохраняет членство в международных организациях, является субъектом экономических и торговых соглашений. Администрацию С. возглавляет Глава администрации САРС. Сформировано правительство - Исполнительный совет....


    ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
    • выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Согласно Федеральному закону РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12 августа 1995 г., территорией муниципального образования может быть город, поселок, станица, район (уезд), сельский округ (волость, сельсовет) и др. Должность главы соответствующей территории, признанной муниципальным образованием, может быть предусмотрена ее уставом. Ранее соответствующее лицо характеризовалось как "глава местной администрации" или "глава местного самоуправления" и назначалось сверху. На практике исполнительная деятельность и административно-управленческие функции были для него на первом плане. Теперь Закон прямо запретил назначение и предусмотрел возможность для субъектов РФ одного из следующих вариантов избрания Г. м. о.: а) избрание населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; б) избрание Г. м. о. представительным органом местного самоуправления из своего состава. В соответствии с Законом избранный населением Г. м. о. уставом муниципального образования может быть наделен правом вхождения в состав представительного органа местного самоуправления с функциями председателя на его заседаниях. Иначе говоря, глава территории становится одновременно и председателем думы, собрания депутатов. В Законе прямо не сказано, становится ли избранный представительным органом местного самоуправления из своей среды Г. м. о. председателем думы, собрания депутатов - это может быть предусмотрено уставом. На практике Г. м. о. относится к исполнительной вертикали. Поскольку на уровне местного самоуправления разделения властей не предусмотрено, Г. м. о. как руководитель территории должен отвечать за ее комплексное развитие, за обслуживание населения и объединять для этого усилия депутатов и муниципальные службы, которые ему подчиняются. В этих целях уставом муниципального образования Г. м. о. наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Г. м. о. в соответствии с уставом подотчетен непосредственно населению и представительному органу местного самоуправления. Наименование Г. м. о. и сроки его полномочий определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ. Наиболее распространенные наименования - глава (для района, уезда, сельского округа, волости, сельсовета, поселка), мэр или глава - для города. Срок полномочий Г. м. о., согласно Закону 1995 г., не может быть меньше двух лет. Установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий. Уставом может быть предусмотрена возможность отзыва Г. м. о. населением. Г. м. о. не может быть задержан (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнут обыску по месту жительства или работы, привлечен к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта РФ. (С. А.)...


    КНР 
    • н не признает суверенитета так называемой Китайской Республики на о. Тайвань, на котором оказались в 1949 г. члены свергнутого гоминьдановского правительства, претендовавшие на исключительную легитимность как единственные представители Китая (в 1945-1971 гг. место Китая в ООН занимал представитель Тайваня). Руководство КНР взяло курс на мирное объединение Тайваня с КНР. С 1 июля 1997 г. под суверенитет КНР перешел Сянган (Гонконг), который в 1898 г. был передан Великобритании в аренду на 99 лет. Образован специальный административный район Сянган. По соглашению между КНР и Португалией в декабре 1999 г. Китаю возвращается владение (с 1555 г.) Португалии Аомынь (Макао), которое также получает статус района. Действующая Конституция принята 4 декабря 1982 г. Конституция восстановила основы "народной демократии", разрушенные в ходе так называемой "культурной революции" 1966-1976 гг., хотя и несет на себе явный отпечаток социалистического конституционализма с его тесным переплетением партийного и государственного начал в управлении делами общества, закреплением руководящей роли Коммунистической партии, господства идеологии марксизма-ленинизма и идей Мао Цзэдуна, провозглашением принципа демократического централизма в организации и деятельности государственных органов и т. д. Согласно Конституции КНР, высшим органом государственной власти является Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) с числом депутатов не более трех тысяч человек. Депутаты избираются сроком на 5 лет по норме правительства, устанавливаемой избирательным законом (городское население превышает сельское в 8 раз; определенные квоты представительства установлены для национальных меньшинств, хуацао - зарубежных китайцев, а также для военнослужащих). Избирательные округа - многомандатные и могут образовываться как по месту жительства, так и на предприятиях, в учреждениях, в воинских частях. ВСНП собирается на сессии один раз в год. Из своего состава ВСНП формирует Постоянный комитет ВСНП (134 члена), а также специальные комиссии. Руководит сессией Президиум сессии. В заседаниях ВСНП участвуют также высшие должностные лица государства, члены Центрального военного совета, Председатель Верховного народного суда и Генеральный прокурор. Правом законодательной инициативы наделены так называемые делегации от избирательных единиц, депутатские группы числом не менее 30 депутатов, Президиум ВСНП, Постоянный комитет ВСНП, комиссии ВСНП, Государственный совет (правительство), Центральный военный совет, Верховный народный суд, Верховная народная прокуратура. В перерывах между сессиями ВСНП его постоянно действующим органом является Постоянный комитет, срок полномочий которого - 5 лет. Он вправе принимать законы, вносить в них изменения, а также давать их толкование....


    ГОСУДАРСТВО 
    • основной институт политической системы современного общества и важнейшая форма его организации. Главное назначение Г. заключается в организации политической власти и управлении обществом. Любое Г. выражает и защищает интересы двоякого рода: интересы всего общества и интересы правящих кругов. В повседневной жизни и практике деятельности Г. интересы последних зачастую доминируют над интересами общества. Г. обладает характерными признаками и чертами, отличающими его как от догосударственной (первобытнообщинной) организации общества, так и от существующей наряду с ним негосударственной (партий, иных общественных организаций, общественных движений и т. д.). Одним из специфических признаков и черт Г. является наличие выделенного из общества и нередко стоящего над ним аппарата власти и управления. Этот аппарат состоит из особого слоя людей, основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций. Они не производят непосредственно ни материальных, ни духовных благ, а лишь управляют. Свои должности эти люди занимают путем избрания, назначения, наследования или замещения. Основными составными частями этого аппарата являются органы государственной власти, органы управления, суда, прокуратуры и др. Первичным звеном аппарата является государственный орган. Важной отличительной особенностью Г. является наличие аппарата принуждения. Он состоит из особых отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции, разведки, контрразведки, а также всякого рода принудительных учреждений (тюрем, лагерей и т. п.). Аппарат управления вместе с особыми отрядами вооруженных людей нередко называют публичной властью, однако единого понятия и однозначного толкования "публичной власти" в науке не выработано. Как правило, ее рассматривают в качестве одного из важнейших признаков Г., иногда - в качестве синонима Г. Специфической чертой Г. является также разделение населения по территориальным единицам. В отличие от родового строя, где общественная власть распространялась на людей по кровнородственному признаку, - в зависимости от их принадлежности к тому или иному роду, фратрии, племени или союзу племен, - в Г. власть распространяется на всех проживающих на его территории. Независимо от кровнородственных связей, люди выступают на территории Г. как граждане (в условиях республики), как подданные (в условиях монархии) либо как лица без гражданства или иностранцы, подпадающие под юрисдикцию Г., под действие его законов. Территориальное деление населения и распространение государственной власти лишь на население определенной территории неизбежно влекут за собой территориальное деление Г. - распределение его территории на ряд административно-территориальных единиц. В странах наименования таких единиц различны: округ, провинция, область, край, дистрикт. гра4зство, район и т. д. Но их назначение и функции - едины: организация государственной власти и управления на определенной территории. Территориальная организация Г. часто именуется государственным устройством, особенно в федеративных Г. Одним из важнейших признаков Г. является суверенитет. Он означает, во-первых, верховенство государственной власти внутри страны, и, во-вторых, независимость ее на международной арене. В суверенитете находят свое политическое и юридическое выражение полновластие Г. и его способность независимо от других Г. формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику. Еще одним характерным признаком Г. являются налоги и з а и -м ы . Первоначально они были необходимы для содержания армии, полиции и других органов принуждения, а также государственного аппарата. Позднее налоги и займы стали использоваться и на осуществляемые Г. образовательные, медицинские, культурные, воспитательные и иные программы. Кроме перечисленных признаков, каждое Г. выделяется своими атрибутами (символами), памятными датам и. У Г. есть свои гимн, флаг, установившиеся правила официального поведения, традиции, формы обращения и приветствия. (М. М.)...


    МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕ 
    • один из видов избирательной системы, применяемый во многих странах, в том числе и в Российской Федерации. Другим видом является пропорциональная избирательная система. М. и. с. имеет свои разновидности. Суть М. и. с. состоит в следующем. Территория государства или представительного органа разбивается на территориальные единицы - избирательные округа, от каждого из которых избирается чаще один, а иногда два и более депутата. Каждый кандидат выдвигается и избирается в личном качестве, хотя при этом может быть обозначено, какую партию или движение он представляет. Если для победы кандидату необходимо набрать голосов не только больше чем у соперников, но и не меньше половины от числа избирателей, принявших участие в голосовании, это принято называть М. и. с. абсолютного большинства. Если победителем считается кандидат, набравший большее число голосов, чем его соперники (т. е. большинство "относительно" своих конкурентов), и при этом неважно, какой процент (или часть) оно составит от количества проголосовавших избирателей, это принято называть М. и. с. относительного большинства. Если для победы необходимо определенное число голосов (например, 2э%, 30%, 40%, 2/3 числа участвующих в выборах избирателей), это - М. и. с. квалифицированного большинства. Голосование по М. и. с. относительного большинства проводится в один тур, по другим разновидностям - в два тура. Победившим в первом туре считается тот, кто перешагнул установленную законом планку. В противном случае во второй тур выходят два кандидата, получившие наибольшее число голосов, а победителем во втором туре будет считаться тот, кто набрал определенное число голосов либо большее число голосов, чем соперник. Плюсами М. и. с. считаются ее результативность (всегда есть победитель) и предметность голосования (избиратель отдает предпочтение конкретному человеку; депутаты должны поддерживать постоянные связи с избирателями, надеясь на их поддержку на следующих выборах). Минусом М. и. с. является низкая репрезентативность (представительность) депутата, победившего в выборах. В Российской Федерации для выборов в Государственную Думу с 1993 г. применяется принцип сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. При этом М. и. с. выглядит следующим образом. Установлено, что 225 (т. е. половина) депутатов ГД избираются на основе М. и. с. по одномандатным (один округ - один мандат) избирательным округам, образуемым в субъектах РФ на основе единой нормы представительства, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах Федерации, число избирателей в которых меньше среднего числа избирателей, установленного ЦИК РФ для одномандатного избирательного округа (см.: Избирательный округ). Для победы по округу надо набрать большее число голосов, чем у других кандидатов (относительное большинство), т. е.это - М. и. с. относительного большинства. Выборы считаются состоявшимися, если проголосовало не менее 25% зарегистрированных избирателей. Выборы в ГД по М. и. с. подтверждают сделанный выше вывод о невысокой репрезентативности. Представим, что в избирательном округе - 1 млн. избирателей. Для того чтобы выборы состоялись, достаточно явки на избирательные участки 250 тыс. избирателей. Допустим, что в округе выдвинуто 10 кандидатов в депутаты. При примерно равном распределении голосов победителю необходимо получить ориентировочно чуть больше 25 тыс. голосов. По М. и. с. проводились выборы половины депутатов ГД в 1993 и 1995 гг. В 1993 г., когда был учрежден российский парламент - Федеральное Собрание, - в его верхнюю палату - Совет Федерации - также избиралось по два депутата от каждого субъекта РФ. Использовалась М. и. с. относительного большинства с той разницей, что округ был двухмандатным (т. е. от него избиралось не по одному, а по два депутата) и избирательным округом являлась территория каждого субъекта РФ. Представительным органам власти субъектов РФ в 1993 г. была дана возможность вводить и мажоритарную, и смешанную мажоритарно-пропорциональную систему. Однако все предпочли проводить выборы в парламенты субъектов РФ по территориальным избирательным округам. Кое-где образовывались одновременно два вида таких округов: обычные (по численности избирателей) и административно-территориальные (округом становился, соответственно, район или город, от которого избирался депутат в парламент субъекта РФ). В настоящее время большинство субъектов РФ применяет М. и. с. и лишь некоторые - смешанную избирательную систему. На выборах в представительные органы местного самоуправления (т. е. собрания, думы городов и районов) депутаты избираются по М. и. с. Правда, кое-где не образовываются отдельные избирательные округа, а вся территория является единым многомандатным округом. Однако каждого депутата избирают в личном качестве, что как раз и характерно для М. и. с. (С. А.)...


    ГРЕЦИЯ 
    • (Греческая Республика) - государство в Юго-Восточной Европе на Балканском полуострове и прилегающих островах. Столица - г. Афины. Административное деление - 10 областей (области делятся на 51 ном). Особая административная единица - район Святой горы Афон. Конституция принята 7 июня 1975 г. (вступила в силу 11 июня). В результате военных переворотов и плебисцитов в течение XX в. несколько раз изменялась форма правления. По Конституциям 1952 и 1968 гг. Г. являлась конституционной монархией. Фактически после государственного переворота 21 апреля 1967 г. был установлен режим военной диктатуры, который 1 июня 1973 г. объявил об упразднении монархии и учреждении президентской парламентской республики. В результате внутренней политической борьбы, внешнего давления стран НАТО в июле 1974 г. военную диктатуру сменило гражданское правительство. На референдуме 8 декабря 1974 г. большинство населения высказалось за республиканскую форму правления. По Конституции 1975 г. и поправкам к ней 1986 г. глава государства - Президент - избирается парламентом открытым голосованием сроком на 5 лет с правом переизбрания еще на один срок. Первоначально президент имел широкие полномочия: назначать и смещать премьер-министра, распускать парламент, налагать вето на принятые парламентом законы, объявлять чрезвычайное положение. Конституционные поправки 1986 г. ограничили полномочия президента, лишив его права смещения премьер-министра, права вето на принятые законы. Реализация права роспуска парламента возможно лишь в том случае, если отставка двух правительств подряд подтверждает отсутствие политической стабильности. Ограничено также право Президента объявлять референдумы. Право введения чрезвычайного положения передано парламенту. Законодательная власть осуществляется Палатой депутатов, избираемой путем всеобщих прямых выборов сроком на 4 года. Число депутатов колеблется от 200 до 300 человек. Сессия парламента длится не менее 5 месяцев. Часть законов принимается депутатами на пленарных заседаниях, часть - на секциях. Исполнительная власть осуществляется правительством, формируемым партией, получившей большинство мест в парламенте; премьер-министром обычно назначается лидер партии большинства. В течение 15 дней после присяги и объявления своей программы правительство обязано поставить перед парламентом вопрос о доверии (впоследствии парламент может принять резолюцию порицания правительства либо отозвать доверие отдельным министрам или всему правительству). Министры образуют Совет министров. Кроме того, в состав правительства входят государственные секретари. Верховный суд (Ареопаг) состоит из 55 судей, образующих 6 палат (четыре - по гражданским и две - по уголовным делам). Надзорные функции исполняет Прокурор Верховного суда. Он также поддерживает обвинения в судах через прокуроров при апелляционных судах и окружных прокуроров. Верховный суд является, в основном, апелляционной инстанцией. Существуют также специальные апелляционные суды. Гражданские и уголовные дела в первой инстанции рассматривают 60 окружных судов. Более 300 мировых судов (ряд из них - специализированные) рассматривают основную массу гражданских и часть уголовных дел (малозначительные преступления). Имеются также суды по делам несовершеннолетних и церковные суды. Систему административной юстиции возглавляет Государственный совет, который вправе отменять принятые в нарушение закона административные акты. Существуют также административные и налоговые суды, чьи решения могут быть обжалованы в Государственный совет. Финансовый суд, помимо рассмотрения дел, входящих в его компетенцию, выполняет функции контроля за расходованием государственных средств. Функции конституционного правосудия, споры по толкованию Конституции и законов входят в компетенцию Особого верховного суда, в который входят судьи Верховного суда, Государственного совета и Финансового суда, а также известные специалисты в области права. Координирующие функции выполняет Судебный совет, по рекомендации которого Президент республики назначает пожизненно всех судей, кроме судей церковных судов, входящих в юрисдикцию греческой православной церкви. (А. К.)...







Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь