RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА 
    • правовой акт Правительства РФ, правительства субъекта РФ. В соответствии со ст. 115 Конституции РФ: Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, ооеспечивает их исполнение. Постановления и Р. П. РФ обязательны к исполнению в РФ. Постановления и Р. П. РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ. Акты Правительства РФ. имеющие нормативный характер, издаются в форме его постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме Р. П. РФ. Р. П. РФ подписывается его Председателем и вступает в силу со дня подписания. (С. А.)...


    ГД 
    • м может отменить любое распоряжение, поручение Председателя ГД. Председатель вправе по собственному усмотрению включить в проект порядка работы ГД следующие вопросы: о выборах на вакантную должность заместителя Председателя ГД; о замещении вакантных мест в комитетах и комиссиях ГД. Председатель представляет ГД доклад о деятельности палаты за истекшую сессию и о проекте программы ее законопроектной деятельности на следующую сессию. Заместители Председателя ГД замещают Председателя в его отсутствие, по его поручению ведут заседания палаты, координируют деятельность комитетов и комиссий ГД, решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с Регламентом ГД и согласно распределению обязанностей между ними.(С. А.)...


    РАСПОРЯЖЕНИЕ 
    • в конституционном и административном праве акт органа или должностного лица системы государственной власти или местного самоуправления, изданный в рамках их полномочий и обязательный для всех, кому он адресован. Р. чаще всего посвящены конкретным, относительно частным случаям. Исполнение Р. исчерпывает ситуацию. Однако Р. может быть и актом длительного действия (например, о назначении должностного лица, об образовании комиссии, о финансировании какого-то мероприятия и т. п. на соответствующий срок). Р. - подзаконный акт: оно должно соответствовать Конституции и законам. Как правило, Р. не носит нормативного характера, т. е. им не устанавливаются новые правила. Иначе говоря, Р. - акт применения права. Однако на практике Р., исходящие от отдельных органов, например, распоряжения Президента РФ, могут быть нормативными актами. (С. А.)...


    ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО 
    • в российском праве (в том числе уголовном) - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (ст. 285 УК РФ). Таким образом, понятие "должностное лицо" - шире понятия "представитель власти" и охватывает ряд иных лиц, которые в силу должностного положения могут выполнять специальные функции. Организационно-распорядительными функциями в доктрине административного и уголовного права считается, в частности, руководство трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников. Под административно-хозяйственными функциями понимаются управление или распоряжение государственным либо муниципальным имуществом, установление порядка его хранения, переработки и т. д. (С. А.)...


    ДЕПУТАТСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ 
    • право депутата в устной или письменной форме обратиться в компетентный орган или организацию, поставить перед ними вопрос, связанный с депутатской деятельностью, или затребовать интересующие его документы и сведения. Орган или организация обязаны рассмотреть обращение депутата в определенный срок и дать ему ответ по существу поставленного вопроса либо предоставить в его распоряжение соответствующие документы и сведения. Например, депутат Государственной Думы вправе обращаться по вопросам депутатской деятельности в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, к предприятиям, учреждениям и организациям. Депутату безотлагательно дается ответ или предоставляются необходимые материалы. В случае необходимости дополнительной проверки следует сообщить об этом депутату, а окончательный ответ представить ему не позднее 30 дней со дня получения обращения. При этом депутаты не вправе своими обращениями вмешиваться и влиять на деятельность органов дознания, следствия и суда. (С. А.)...


    РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА 
    • правовой акт Президента РФ, президента республики в составе РФ. Согласно ст. 90 Конституции РФ, Президент РФ издает указы и распоряжения. Эти акты обязательны для исполнения на всей территории РФ. Указы и Р. П. РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Общий подход к изданию указов и Р. П. РФ таков: указы используются для нормативного регулирования либо для реализации наиболее важных полномочий Президента РФ по отношению к гражданам РФ, например: о награждении орденами и медалями РФ, присвоении почетных званий, приеме в российское гражданство и др. Распоряжения - акты более конкретного характера, касающиеся, например, назначения должностных лиц, проведения каких-либо мероприятий и их финансирования и др. Однако это - именно общий подход, поскольку до последнего времени в отношении распоряжений было немало исключений, состоящих в том, что Президент РФ издает их и как нормативные акты, особенно в области статуса различных подразделений Администрации Президента РФ и иных органов. В последнее время для этой цели все чаще используются указы. (С. А.)...


    ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ 
    • понятие, используемое по отношению к местному самоуправлению Конституцией РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12 августа 1995 г. и другими нормативно-правовыми актами. Например, ч. 1 ст. 130 названного Закона гласит, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением В. м. з. владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Закон 1995 г. определяет В. м. з. как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, данным Законом, законами субъектов РФ. Согласно Закону 1995 г., к В. м. з. относятся: принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением; владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения; комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования; содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения; охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью; регулирование планировки и застройки муниципальных образований; контроль за использованием земель на территории муниципального образования; регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения; организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; благоустройство и озеленение территории муниципального образования; организация утилизации и переработки бытовых отходов; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; организация и содержание муниципальных архивов; организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи; создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании; сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности; организация и содержание муниципальной информационной службы; создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования; создание условий для организации зрелищных мероприятий; создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании; обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения; участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования; обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы. В соответствии с данным Законом муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к В. м. з. законами субъектов РФ, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению Других муниципальных образований и органов государственной власти. (С. А.)...


    ПРАВО ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 
    • одно из основных прав гражданина, закрепленное в ст. 35 Конституции РФ. П. ч. с. является одной из форм собственности, существующих и гарантируемых в России. Впервые П. ч. с. было предусмотрено еще Законом о собственности в РСФСР от 24 декабря 1990 г. Суть П. ч. с. - в возможности владеть не только предметами потребления и личного обихода (тогда бы это называлось правом личной собственности), но и средствами производства, ценными бумагами и т. д. В ст. 35 Конституции сказано, что '"право частной собственности охраняется законом". Предусматривается, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Конституция гарантирует также, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Конституция гарантирует и право наследования. Разновидностью частной собственности в РФ является собственность на землю. Согласно ст. 36 Конституции, граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности. Владение,пользование и распоряжение землей и другим природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.(С. А.)...


    ПРАВО СУБЪЕКТИВНОЕ 
    • предусмотренная законом и обеспечиваемая государством мера возможного (дозволенного) поведения лица по удовлетворению своих законных интересов. В отличие от объективного права (совокупности, или системы реально существующих юридических норм) П. с. выступает как право, принадлежащее лишь определенному субъекту и реализуемое не иначе как по усмотрению только этого лица. П. с. как мера возможного, или дозволенного поведения не может осуществляться его носителем произвольно, независимо от других юридических норм. Реализуя свое П. с., участник правоотношений действует на основе и в рамках существующих правовых норм. Например, осуществляя свое право собственности на вещь, строение, участок земли, заключающееся в свободном пользовании, владении и распоряжении ими, лицо не может не считаться с законными интересами и правами других лиц. Предоставляя гражданам и их объединениям определенные права и свободы, законодатель любой страны устанавливает в то же время конституционные пределы осуществления таких прав. Так, объявляя, что граждане России и их объединения "вправе иметь в частной собственности землю" (ст. 36), Конституция РФ в то же время устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками ''свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц". Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст. 36 Конституции РФ). Провозглашая, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и "принадлежат каждому от рождения" (ст. 17), Конституция России одновременно устанавливает пределы их осуществления путем указания на то, что осуществление прав и свобод человека и гражданина "не должно нарушать права и свободы других лиц". Кроме того, Конституция РФ указывает на возможные ограничения П. с. и свобод "в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны страны и безопасности государства" (ст.55). В случае незаконного ограничения прав и свобод граждан или их объединений в отношении виновных лиц и организаций должны следовать меры правового воздействия. Конституция РФ (ст. 53) особо декларирует, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти или их должностных лиц. Это касается также возмещения вреда, причиненного противоправными действиями одних лиц в отношении других.(М. М.)...


    ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ 
    • должностное лицо, руководящее работой Совета Федерации (СФ). Согласно Регламенту СФ, П. СФ и его заместители не могут избираться из числа лиц от одного и того же субъекта РФ. Они избираются тайным голосованием с использованием бюллетеней. П. СФ имеет следующие полномочия: разрабатывает проект повестки дня заседаний СФ; ведет заседание палаты; подписывает постановления СФ; созывает, в том числе по предложению Президента РФ, Правительства РФ или по требованию, поддержанному не менее одной пятой от общего числа членов СФ, внеочередное заседание палаты; приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда РФ; ведает внутренним распорядком палаты; организует взаимодействие комитетов и комиссий СФ; направляет для рассмотрения в комитеты и комиссии палаты законы, принятые Государственной Думой (ГД), а также законопроекты, которые предполагается внести в ГД в порядке законодательной инициативы; направляет Президенту РФ одобренные СФ федеральные законы и федеральные конституционные законы; организует проведение парламентских слушаний; распределяет обязанности между заместителями П. СФ; представляет палату во взаимоотношениях с органами государственной власти РФ, субъектами РФ, общественными объединениями, а также зарубежными парламентами; решает иные вопросы организации работы СФ. П. СФ издает распоряжения индивидуально-правового характера по вопросам созыва внеочередного заседания СФ, определения комитета палаты, ответственного за подготовку заключения по закону, поступившему из ГД, внесения этого закона в повестку дня СФ, направления текста закона в случае его одобрения палатой Президенту РФ и др. Своими распоряжениями он также назначает на должность и освобождает от должности работников Аппарата СФ в соответствии с Положением об этом Аппарате; кроме того, может регламентировать деятельность Аппарата, за исключением случаев, предусмотренных Регламентом СФ. Любое распоряжение П. СФ, противоречащее действующему законодательству и Регламенту СФ, палата вправе от-менить. Заместители П. СФ замещают П. СФ в его отсутствие, выполняют другие полномочия по вопросам внутреннего порядка деятельности палаты согласно Регламенту и распределению обязанностей между ними. П. СФ, его заместители могут быть освобождены от занимаемой должности по решению СФ, принимаемому большинством голосов от общего числа членов СФ. Вопрос рассматривается после поступления личного заявления от П. СФ или его заместителей, а также по требованию комитета, комиссии СФ или по предложению группы членов СФ численностью не менее одной пятой от числа членов палаты. Вопрос об освобождении от должности заместителя П. СФ рассматривается также по требованию П. СФ.(С. А.)'...


    ДЕПУТАТСКАЯ ГРУППА 
    • объединение депутатов представительного органа по принципу принадлежности к одной и той же партии (движению), политическому течению либо избранных от соседних избирательных округов. Д. г. создается для консолидации сил депутатов, их более ощутимого влияния на деятельность всего представительного органа, а также для взаимопомощи депутатов. В Государственной Думе существуют фракции и Д. г. Фракции объединяют депутатов, избранных по спискам партий и движений, а также избранных по округам и выдвинутых партиями, движениями. Д. г. объединяют преимущественно так называемых независимых депутатов, избранных по округам в своем личном качестве, а также тех депутатов, которые решили не входить в соответствующие фракции (см.: фракция парламентская). В советское время практиковалось создание так называемых территориальных Д. г. и производственных Д. г. Территориальные Д. г. образовывались чаще всего городскими и районными Советами народных депутатов (реже - сельскими Советами). Они объединяли депутатов, избранных от соседних избирательных округов по микрорайонам городов или от соответствующих населенных пунктов (либо их групп), входящих в районы. Помимо депутатов соответственно городского, районного Советов в состав территориальных Д. г. обычно входили и депутаты вышестоящего уровня (области, республики, Союза ССР), чьи избирательные округа находились на данной территории. Их задачей было обеспечение большей меры учета и согласованности интересов населения данного микрорайона или населенного пункта в планах и решениях соответствующего Совета народных депутатов, а также помощи депутатам, входящим в территориальную Д. г. Она имела право контроля за деятельностью администраций предприятий, учреждений и организаций, находящихся на ее территории. Кое-где решением соответствующего Совета территориальные Д. г. превращались в мини-Советы, т. е. органы власти этой территории, решающие отдельные вопросы (например, распоряжение освобождающейся жилой площадью, использование нежилых помещений, сооружение спортивных площадок и др.). Производственные Д. г. образовывались из депутатов Советов всех уровней, работающих на данном предприятии. В основном их задачей было содействие администрации предприятия в лучшем выполнении производственных обязательств, повышении производительности и культуры труда, в воспитании работников и т.д. Как правило, производственные Д. г. не претендовали на более сильные позиции, в том числе на контроль за деятельностью администрации. Важными задачами для производственных Д. г. считались оказание помощи рабочим и служащим в удовлетворении их социально-бытовых прав (например, соблюдение порядка обеспечения жильем) и укрепление связей трудового коллектива с соответствующим Советом народных депутатов. (С. А.)...


    УПРАВЛЕНИЕ 
    • понятие, широко используемое как в целом в гуманитарных науках, так и конкретно в праве, причем в различных значениях: 1) в общем плане У. есть функция, осуществляемая внутри той или иной системы и состоящая в воздействии управляющего органа, лица (субъекта У.) на управляемые органы, лица (объекты У.). В У. учитываются свойства и закономерности соответствующей сферы, а также определенная субординация (а то и прямое подчинение) управляющих и управляемых. Цель У. - обеспечение действия (функционирования) системы в целом, каждого ее звена; упорядочение общественных отношений в данной системе; достижение задач, стоящих перед нею. как части задач, соответственно, общества, государства; 2) административное У. - руководство той или иной областью общественных отношений преимущественно методами приказа, распоряжения. В этом плане понятие "административное управление" может использоваться в негативном смысле для обозначения перекоса в методах У. в сторону директивности (отсюда - понятие "административно-командной системы"). Кроме того, об административном У. говорят применительно к некоторым сферам жизни государства, где метод директивного руководства более естествен, хотя и не исключает использования других методов У. Это - оборона, безопасность, внутренние дела, юстиция, в какой-то мере иностранные дела, налоговая служба, государственный надзор, таможня и др. Многие из этих отраслей специалисты в области административного права называют обобщенно административно-политической сферой; 3) государственное У. - понятие, вытесненное в последнее время понятием "исполнительная власть", однако не совсем обоснованно. Государственное У. - специальный вид государственной деятельности, целью которого является руководство конкретными сферами (областями, отраслями) государственной жизни и (или) разрешение конкретных вопросов распорядительного характера. Причем это - подзаконная деятельность, т. е. она осуществляется на основе и во исполнение законов и либо вообще не приводит к созданию новых норм права, либо приводит. но таких, которые продиктованы необходимостью исполнения законов, проведения их в жизнь. Они не заменяют и не подменяют, а развивают требования законов. В случае необходимости государственное У. опирается на силу государства, государственное принуждение. Можно утверждать, что государственное У. - понятие более широкое, чем понятие "исполнительная власть", как по функциям, так и по органам, его осуществляющим. Участие в государственном У. путем решения конкретных вопросов У. могут принимать Президент РФ, СФ, ГД, т. е. органы, официально не относящиеся к исполнительной власти. Например, если СФ дает согласие на использование российских воинских контингентов за рубежом, а Президент РФ отдает распоряжение о направлении соответствующего подразделения, они осуществляют государственную власть в сфере государственного У. Государственное У. осуществляют государственные органы исполнительной власти - Правительство РФ, министерства, государственные комитеты и иные федеральные органы исполнительной власти, аналогичные органы субъектов РФ. Наконец, в государственном У. участвуют государственные органы, не относимые Конституцией РФ к числу органов исполнительной власти, но решающие государственные дела, в том числе - финансово-кредитные, контрольно-финансовые (Центральный банк РФ, Счетная палата РФ) и др.; 4) У. делами государства - обобщенная категория, охватывающая все вопросы, решаемые государственными органами, и носящая в какой-то мере декларативный характер. Чаще всего она используется тогда, когда речь идет о возможностях граждан, общественных объединений. Например, согласно ст. 32 Конституции РФ, граждане РФ "имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей". Здесь резюмируется принципиальная возможность, которая конкретно развивается как в положениях Конституции, так и в различных нормативных актах; 5) У. государственными и общественными делами - категория, использовавшаяся прежними конституциями в значении, о котором сказано выше, в п. 4. Например, ст. 7 Конституции СССР 1977 г. гласила, что общественные организации в соответствии со своими уставными задачами участвуют в управлении государственными и общественными делами; 6) общественное У. - решение дел негосударственного, т. е. общественного, характера населением на своих собраниях путем массовых обсуждений и, возможно, голосований, либо общественными объединениями и их органами, либо трудовыми коллективами. Общественное У. осуществляется на основе организационных приемов, убеждения участников процессов государственного У., применения, в случае необходимости, методов общественного воздействия и принуждения. В некоторых случаях в общественное У. передаются объекты государственной собственности; тогда оно мало чем отличается по методам от государственного У., однако осуществляется общественной организацией; 7) У. обществом - организованное воздействие на жизнь общества через систему организаций, существующих в нем: государство и его органы, партии, движения и иные общественные объединения; 8) особое У. - см.: Особые формы управления; 9) социальное У. - в значительной мере то же, что и У. обществом, хотя в принципе социальное У. несколько шире, так как охватывает все формы совместной деятельности людей, включая и производственные. Суть социального У., так же как и У. обществом, - в выработке общей воли членов общества, в подчинении их тем органам, которые созданы людьми для У. их жизнедеятельностью. Иначе говоря, социальное У., У. обществом - это, в конечном счете, осуществление власти, разумеется, с созданием соответствующих механизмов, системы отношений в обществе и между конкретными участниками процессов У.; 10) экономическое У. - использование хозяйственных методов и рычагов в воздействии на участников хозяйственной деятельности (цена, прибыль, налоги, льготы и т. д.). Однако если все эти методы и рычаги отражаются в нормативных актах государства и используются государственными органами, то экономичи-ческое У. либо переплетается с государственным У., либо зачастую выглядит по форме как государственное У. (С. А.)...


    ТЫВА 
    • (Республика Тыва) - входит в состав РФ. В Конституции Т., принятой Верховным Советом 21 октября 1993 г.. Т., пожалуй, в гораздо большей мере, чем другие республики, подчеркивает свое независимое положение в РФ. Согласно ст. 1 - суверенное демократическое государство в составе РФ, имеет право на самоопределение и выход из состава РФ путем всенародного референдума Т. (следует заметить, что Конституция РФ не предусматривает права субъекта на выход из РФ). Основой государственного суверенитета, согласно Конституции Т., является право республики на свою территорию, природные богатства, определение государственного устройства, внешней и внутренней политики. Статус Т. не может быть изменен без ее согласия. Изменение конституционно-правового статуса республики осуществляется на основе волеизъявления двух третей граждан Т., обладающих избирательным правом, с принятием соответствующего закона Т. (ст. 1). В период чрезвычайных ситуаций, политического и государственного кризиса в РФ, говорится в ст. 2 Конституции Т., на территории Т. действуют Конституция и законы Т. При этом вся власть переходит к Верховному Хуралу, Президенту, Правительству Т., приводится в действие Закон Т. "Об обеспечении безопасности и государственного суверенитета Республики Тыва". Согласно Конституции Т., государственным языком Т. является язык тыва. Русский язык на территории Т. действует как общефедеральный государственный язык. Тыва и русский языки равноправно употребляются во всех сферах общения, регулируемых законодательством, в том числе - на всех предприятиях, в учреждениях и организациях, а также в органах власти и управления (ст. 33). Столица Т. - г. Кызыл. В Конституции Т. закреплены основы статуса ее граждан и экономики Т. В некоторых положениях нормы не соответствуют федеральному законодательству. Например, правомерно заявляя, что Т. устанавливает свое гражданство и что граждане Т. являются одновременно гражданами РФ, ст. 31 Конституции далее гласит: гражданин Т. обладает правом принимать гражданство иностранного государства в соответствии с законом Т. На самом же деле такие вопросы решаются в соответствии с действующим законом РФ о гражданстве. Согласно ст. 31 Конституции Т., основания и порядок приобретения, утраты и восстановления гражданства Т. определяются законом Т. с учетом демографической ситуации в Т. и способствуют обеспечению устойчивого преобладания коренной нации, защите ее этнического, культурного и духовного наследия и достояния (ст. 31). Разумеется, интересы коренной нации необходимо учитывать, однако российский закон о гражданстве запрещает дискриминацию в приобретении гражданства. Согласно ст. 14 Конституции Т., земля, ее недра, воздушное пространство, воды, леса, растительный и животный мир, другие природные ресурсы и все виды собственности, находящиеся на территории Т., являются ее достоянием (собственностью). Однако на территории субъекта может быть и федеральная собственность. Владение, пользование и распоряжение собственностью, землей и природными богатствами регулируются законодательством Т., но, по Конституции РФ (ст. 72),- это вопрос совместного ведения РФ и субъекта РФ. В ст. 9 Конституции Т. говорится, что на территории Т. не допускается частная собственность на землю (что допускается Конституцией РФ), она может передаваться в пожизненное наследуемое владение. определяемое законом. В Т. народ является носителем суверенитета и источником государственной власти, осуществляющим власть непосредственно и через органы власти - местное самоуправление. Конституция Т. предусматривает Великий Хурал (съезд) парода Т. - орган всенародного свободного волеизъявления, который наделяется исключительным правом принимать изменения и дополнения в Конституцию Т. на основе итогов всенародного референдума, а также согласованных предложений Верховного Хурала и Президента Т. Законодательную власть в Т. осуществляет Верховный Хурал(парламент). Согласно ст. 62 Конституции Т., Верховный Хурал (ВХ) - представительный и законодательный орган государственной власти - действует на постоянной основе. Он состоит из 32 депутатов, избираемых населением. Срок полномочий ВХ - 4 года. К числу основных полномочий ВХ относятся: принятие Конституции и законов Т., их толкование; определение внешней и внутренней политики, принятие мер по обеспечению безопасности и государственного суверенитета Т.; рассмотрение вопросов территориального устройства Т., по представлению Президента и Правительства Т. - образование и упразднение административно-территориальных единиц; с согласия Президента - назначение и организация проведения всенародных референдумов и всенародных обсуждений проектов законов и других наиболее важных вопросов государственной жизни Т.; утверждение бюджета Т., осуществление контроля за его исполнением, установление налогов и сборов; рассмотрение ежегодного послания Президента Т., ежегодного отчета Председателя ВХ, Правительства, председателей высших судов Т.; по итогам отчетов в случае признания работы неудовлетворительной - выдвижение требований к Президенту Т. об отставке Правительства Т. в целом или отдельных его членов, смещение с должности председателей ВХ или высших судов; отрешение от должности Президента Т. на основании решения Конституционного Суда Т.; дача согласия Президенту на назначение и освобождение от должности членов Правительства Т., по представлению Президента Т. - образование и упразднение министерств и государственных комитетов Т.; избрание и освобождение судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Т., избрание и освобождение председателей этих судов; по представлению Президента Т. - назначение и освобождение Прокурора Т. и членов коллегии прокуратуры, а также председателя Следственного комитета и директора Департамента налоговой полиции Т.; утверждение республиканских программ экономического, социального, национально-культурного развития, учреждение республиканских фондов социально-экономического развития и осуществление контроля за их исполнением; ратификация и денонсация международных и межреспубликанских договоров Т. и др. Некоторые полномочия ВХ сформулированы без учета законодательства РФ. Это касается как названных выше полномочий относительно Верховного и Высшего Арбитражного Судов и Прокурора республики, так и ряда других вопросов. В частности: ВХ по представлению Президента Т. и в порядке, согласованном им с соответствующими органами управления РФ, утверждает либо отклоняет назначение на должность военного комиссара Т., начальника штаба Гражданской обороны Т., начальника подразделения транспортной милиции, командиров пограничных, внутренних и других родов войск, определяет порядок их деятельности на территории Т.; на основании рекомендаций Верховного Хурала (съезда), Совета безопасности Т. и по предложению Президента Т. принимает решения по вопросам войны и мира, объявляет военное положение; контролирует денежную эмиссию в республике. Однако все перечисленные вопросы относятся к ведению РФ....


    ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА 
    • субъект РФ в соответствии с Конституцией РФ. Лидеры Чечни заявляют о суверенном характере и независимости данного государства (на этом построена и Конституция Ч. р. от 12 марта 1992 г.), а после завершения войны в Чечне - о своем намерении строить в Ч. р. государство, основанное на принципах ислама и шариатского суда. Согласно Конституции, Ч. р. - суверенное демократическое правовое государство, созданное в результате самоопределения народа. Она обладает верховным правом в отношении своей территории и национальных богатств, самостоятельно определяет свою внешнюю и внутреннюю политику, принимает Конституцию и законы, обладающие верховенством на ее территории. Государственный суверенитет Ч. р. - неделим. Собственность подразделяется в Ч. р. на частную и государственную. Конституция закрепляет стандартный набор основных прав, свобод и обязанностей граждан. Единственным органом законодательной власти Ч. р. объявляется парламент Ч. р., избираемый путем всеобщих выборов сроком на о лет. Избирательное право предоставлено Конституцией Ч. р. лицам, достигшим 17-летнего возраста. Парламент - постоянно действующий орган. К его ведению относятся: принятие Конституции Ч. р., внесение в нее изменений и дополнений; определение внутренней и внешней политики Ч. р.; принятие решений по вопросам государственного устройства, определение порядка решения вопросов административно-территориального устройства, об изменении границ. Ч. р.; утверждение перспективных планов и программ социально-экономического развития Ч. р.; принятие решений о проведении референдума, в том числе по предложению президента Ч. р.; назначение выборов президента и органов местного самоуправления Ч. р.; утверждение состава Центральной избирательной комиссии; утверждение состава Кабинета Министров, внесение в него изменений; избрание председателя, заместителей председателя и членов Конституционного Суда, Верховного Суда, Арбитражного Суда Ч. р., а также судей районных и городских судов; назначение Генерального прокурора Ч. р. и его заместителей, председателей Следственного комитета и Службы безопасности Ч. р. и их заместителей, руководителей Национального банка, санитарно-эпидемиологической и экологической служб; дача согласия на назначение президентом министров, послов и других высших должностных лиц государства; регулярное заслушивание отчетов назначаемых или избираемых им органов, утверждаемых или назначаемых должностных лиц; решение вопроса о доверии Кабинету Министров; принятие решения о возбуждении процедуры отстранения от должности президента Ч. р., отстранение от должности президента, вице-президента, председателя и судей Конституционного Суда, Верховного Суда, других высших должностных лиц в соответствии с законом; объявление общей и частичной мобилизации, введение чрезвычайного положения или утверждение соответствующего указа президента, объявление состояния войны в случае нападения на Ч. р., принятие решений об использовании воинских контингентов в обстановке чрезвычайного положения, а также выполнения международных обязательств; обеспечение единства законодательного регулирования на всей территории Ч. р., толкование законов Ч. р.; установление порядка организации и деятельности органов местного самоуправления; издание актов об амнистии; утверждение государственного бюджета Ч. р., установление налогов; ратификация и денонсация международных договоров; разработка основных мероприятий в области обороны -Ч. р.; отмена полностью или частично постановлений и распоряжений Кабинета Министров, указов и распоряжений президента в случае их противоречия Конституции и законам Ч. р.; отмена незаконных решений органов местной власти и управления и др. Исполнительную власть в Ч. р. возглавляет президент. Президентом может быть избран сроком на 5 лет путем всеобщих выборов гражданин Ч. р. не моложе 35 и не старше 65 лет. Одно и то же лицо не может быть избрано президентом Ч. р. более чем на два срока подряд. Президент представляет Ч. р. во внутренних и международных делах; возглавляет правительство Ч. р.; формирует аппарат исполнительной власти и руководит им; с согласия парламента назначает министров, послов и других высших должностных лиц Ч. р., освобождает их от должности; руководит осуществлением внешней политики, ведет переговоры и заключает международные договоры Ч. р.; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Ч. р.; в неотложных случаях вводит в Ч. р. или в отдельных ее районах чрезвычайное положение с последующим утверждением парламентом в двухдневный срок; отдает распоряжение о частичной или всеобщей мобилизации, приведении в состояние повышенной боевой готовности Вооруженных Сил Ч. р. и других необходимых действиях в случае угрозы нападения на Ч. р. с последующим утверждением этих действий парламентом в трехдневный срок; отдает распоряжения о начале военных действий в случае нападения на Ч. р. с последующим одобрением их парламентом в трехдневный срок; вносит проект государственного бюджета на рассмотрение и утверждение парламента; принимает по согласованию с парламентом решение о проведении референдума; обращается с посланиями к парламенту и народу; представляет не реже одного раза в год доклады парламенту о выполнении принятых экономических и иных программ в республике; вправе участвовать в работе парламента, обладает правом законодательной инициативы и правом отлагательного вето (однако законы подписывает в Ч. р. Председатель парламента) и др. В случае совершения преступления президент может быть отстранен от должности решением парламента при наличии заключения Конституционного Суда. Одновременно с президентом Ч. р. избирается вице-президент, кандидатуру которого определяет кандидат на пост президента. Кабинет Министров (КМ) Ч. р. является исполнительно-распорядительным органом и подчиняется президенту Ч. р. КМ правомочен решать вопросы государственного управления, отнесенные к его ведению. Структура КМ определяется по предложению президента и утверждается парламентом. КМ несет ответственность перед президентом и парламентом. Вновь образованный КМ представляет на рассмотрение парламента программу предстоящей деятельности. Не реже одного раза в год КМ отчитывается перед парламентом о своей работе. Парламент может выразить КМ недоверие, что влечет отставку КМ. Конституция Ч. р. провозглашает местное самоуправление, осуществляемое представительными и исполнительными органами власти, а также в форме непосредственной демократии. К органам судебной власти Конституции Ч. р. относит Конституционный Суд, Верховный Суд, Арбитражный Суд, иные суды и военные трибуналы. Конституционный Суд рассматривает дела о конституционности законов и указов президента, рассматривает конституционно-правовые споры между государственными органами, а также государственными органами и общественными объединениями, дает заключения по обвинению президента Ч. р. в нарушении Конституции и законов Ч. р. (С. А.)...







Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь