RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    ВЕДЕНИЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА 
    • вид деятельности в различных органах, учреждениях и т. д., связанный с обеспечением документооборота (печатание и хранение стенограмм и протоколов заседаний, принятых решений, приказов; прием и регистрация корреспонденции, учет и оформление ее обработки; отправка корреспонденции и др.). (С. А.)...


    ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ 
    • совокупность мероприятий по назначению, подготовке и проведению выборов депутатов или выборных должностных лиц. Наиболее важные составляющие И. к.: назначение даты выборов; образование избирательных округов и избирательных участков; образование избирательных комиссий; составление списков избирателей; выдвижение кандидатов в депутаты и на выборные должности, сбор подписей в их поддержку, регистрация кандидатов; предвыборная агитация; проведение голосования и определение результатов выборов. (С. А.)...


    РЕГИСТРАЦИЯ 
    • действие (акт) компетентного органа или должностного лица, которым оформляется определенное официальное состояние личности или документа и т. п. В соответствии с его семантическим значением понятие "регистрация" используется достаточно широко, а именно: 1) Р. является одним из способов приобретения гражданства РФ. Лицо, имеющее соответствующие основания, обращается на территории РФ в органы внутренних дел, а за рубежом - в дипломатическое или консульское представительство РФ и просит зарегистрировать его в качестве гражданина РФ. Акт Р. означает приобретение лицом российского гражданства; 2) Р. используется в избирательном праве. Кандидат в депутаты или список кандидатов в депутаты, выдвинутый избирательным объединением, кандидат на выборную должность регистрируются соответствующей избирательной комиссией. С момента Р. разрешены предвыборная агитация в пользу кандидата или списка, начинается финансирование избирательной кампании, наступают определенные гарантии статуса кандидатов в депутаты; 3) после создания общественного объединения следует его государственная Р. соответственно Министерством юстиции РФ или органом юстиции субъекта РФ. Общественное объединение может действовать и без Р., однако если оно хочет получить права юридического лица, иметь банковские счета, свои СМИ и т. д., Р. обязательна. Р. должна прийти на смену прописке в деле учета граждан по месту их проживания или пребывания. Каждое лицо, прибывшее на новое место на определенный срок, обязано в установленном порядке зарегистрироваться в органах внутренних дел в сроки, названные законом. В данном случае Р. означает законность пребывания лица на данной территории, а зачастую также возможность его трудоустройства, перевода ему пенсии, получения социальной защиты, медицинского обслуживания и др. Р. используется в деятельности коллегиальных государственных органов и органов местного самоуправления. В частности, прибывшие на заседание любого представительного органа депутаты обязаны зарегистрироваться. При отсутствии должного числа депутатов (кворума) орган не вправе проводить заседание и принимать решения. Р. имеет важное значение в делах, связанных с рассмотрением обращений граждан, т. е. их жалоб, заявлений, предложений, ходатайств. В частности, факт Р. является документальным подтверждением получения обращения. С момента Р. начинается исчисление срока, в течение которого обращение должно быть рассмотрено. В некоторых случаях устанавливаются сроки, истечение которых исключает выполнение соответствующих действий (например, подача кассационной жалобы на судебное решение, заявление претензий на наследство и др.). Но поданное лицом обращение все равно подлежит принятию, Р. и рассмотрению. Другое дело, что шансы на положительное решение в этом случае, хотя уменьшаются полностью и не исключаются (рассмотрение обращения в порядке надзора, в связи с вновь открывшимися обстоятельствами и т. д.). (С. А.)...


    ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ 
    • денежный взнос лица, выдвинутого или выдвигающего себя кандидатом в депутаты или на выборную должность. Применяется в ряде стран (Великобритания, Канада, Франция, Япония и др.). Смысл И. з. - в определенной мере сдержать претензии тех, кто имеет мало шансов быть избранным, однако "рвется" в кандидаты, чтобы получить известность, сделать себе рекламу и т. п. Кроме того, И. з. - средство избежать других способов добиться регистрации кандидатом в депутаты или на выборную должность, как правило, более изнурительных (например, сбор подписей избирателей). В РФ И. з. введен в 1999 г. внесением дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 1997 г. Согласно Федеральному закону о выборах депутатов Государственной Думы 1999 г. И. з. для кандидата по избирательному округу равен умноженному в тысячу раз минимальному размеру оплаты труда, а для избирательного объединения, блока - умноженному в 25 тысяч раз минимальному размеру оплаты труда. И. з. вносится кандидатом, избирательным объединением, блоком исключительно из средств своего избирательного фонда единовременно и в полном объеме не ранее чем за 85 дней и не позднее чем за 55 дней до дня голосования. Внесение залога не исключает сбора подписей избирателей. По усмотрению кандидата, избирательного объединения, блока регистрация кандидата, списка производится на основании либо подписей, либо залога. Если зарегистрированный кандидат набрал по результатам голосования не менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании по округу, либо был избран, а федеральный список кандидатов, набрал не менее 3% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, или федеральный список кандидатов допущен к участию в распределении депутатских мандатов, избирательный залог им возвращается. Но если названных условий нет, избирательный залог не подлежит возврату и перечисляется соответствующей избирательной комиссией в доход федерального бюджета. (С. А.)...


    ФРАКЦИЯ ПАРЛАМЕНТСКАЯ 
    • один из видов депутатских объединений в парламенте (другим является депутатская группа). Ф. п. - объединение депутатов, принадлежащих к одной партии, движению. Они либо избраны по списку партии (движения) по пропорциональной избирательной системе, либо выдвинуты (поддержаны) партией (движением) по территориальным избирательным округам и избраны по мажоритарной избирательной системе. Депутаты, баллотировавшиеся в качестве так называемых независимых кандидатов и избранные в парламент, а также депутаты, не пожелавшие войти во Ф. п., вправе образовывать депутатские группы. Такая структура существует, в частности, в Государственной Думе (ГД). Согласно Регламенту ГД, фракции и депутатские группы подлежат регистрации и обладают равными правами. Следовательно, различие между ними - указанный выше порядок формирования и численность. Для образования фракции число депутатов, вошедших в палату от партии (движения), значения не имеет. Что касается депутатских групп, то подлежат регистрации лишь те из них, которые насчитывают не менее 35 депутатов. Депутат ГД вправе состоять лишь в одном депутатском объединении. Для регистрации депутатского объединения во Временный секретариат ГД направляется письменное уведомление о создании фракции или депутатской группы, о целях, составе, а также о лицах, уполномоченных выступать от имени фракции или депутатской группы и представлять их на заседаниях палаты, в государственных органах и общественных объединениях. После прекращения полномочий Временного секретариата ГД регистрация депутатских объединений осуществляется комитетом по Регламенту и организации работы ГД. Создание депутатских объединений, и прежде всего фракций, позволяет наладить совместную работу депутатов, координировать их усилия, выработать общую тактику и стратегию при прохождении законопроектов и обсуждении других вопросов в ГД. В определенной мере создание депутатских объединений, особенно фракций, способствует выработке парламентской дисциплины депутатов, в том числе - и при голосовании. Кроме того, создание Ф. п. депутатской группы связано с определенными организационными преимуществами для депутатского объединения. Оно получает ряд прав: выдвигать своих кандидатов на пост Председателя и заместителей Председателя ГД; иметь своего представителя в Совете ГД и тем самым влиять на его решения, связанные с планированием и порядком обсуждения вопросов; требовать внесения изменений в календарь рассмотрения вопросов на заседаниях ГД; участвовать на пропорциональной основе в формировании состава комитетов и комиссий, включая сюда и замещение должностей их председателей, заместителей председателей; получать слово для выступления от имени данного депутатского объединения при обсуждении вопросов на заседании ГД; высказывать свое мнение, предложения и замечания при обсуждении законопроектов в первом и во втором чтениях; в исключительных случаях требовать возвращения законопроекта с третьего чтения к процедуре второго чтения; получать слово при повторном обсуждении законов, отклоненных Президентом; получать слово при обсуждении проекта закона о поправках к Конституции; проявлять инициативу в проведении парламентских слушаний; использовать еженедельно один день работы ГД специально для своих целей; иметь аппарат Ф. п. депутатской группы. Этот аппарат формируется после регистрации в установленном порядке депутатского объединения и осуществляет свои функции до момента прекращения его деятельности. Фракции и депутатские группы осуществляют подбор и расстановку кадров своего аппарата, руководство и контроль за их деятельностью, а также определяют служебные обязанности сотрудников аппарата в соответствии с заключенными с ними трудовыми договорами (контрактами). Прием на работу и увольнение с работы этих сотрудников оформляются распоряжением Руководителя Аппарата ГД по представлению руководителя депутатского объединения. Расходы на содержание аппарата депутатского объединения определяются с учетом его численности. Эти расходы предусматриваются в смете Думы. Однако они могут быть увеличены за счет привлечения средств политических партий и других общественных объединений, частных лиц. ГД определяет общий порядок получения и расходования Ф. п. и депутатскими группами привлеченных средств (см. также: Депутатское объединение). (С. А.)...


    УДМУРТИЯ 
    • (Удмуртская Республика) - государство в составе РФ, согласно ее Конституции, принятой Верховным Советом У. 7 декабря 1994 г. Государственные языки - русский и удмуртский языки. Столица - г. Ижевск. Согласно Конституции, государственную власть в У. осуществляют Государственный Совет (ГС) У., правительство и суды У. ГС У. является высшим представительным, законодательным и контрольным органом. Избирается сроком на 4 года. Структура ГС У., порядок его деятельности и количество депутатов, в том числе работающих по желанию на постоянной основе, определяются Законом о ГС У. К ведению ГС У. относятся: принятие Конституции У. и внесение в нее изменений; утверждение государственной символики, учреждение государственных наград и установление почетных званий У.; определение внутренней и внешней политики У.; законодательное регулирование отношений собственности, организации управления народным хозяйством и социально-культурным строительством, бюджетно-финансовой системы, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, местных налогов и сборов, а также других отношений в соответствии с полномочиями У.; установление порядка решения вопросов административно-территориального устройства У., образование новых районов и городов; утверждение республиканских программ экономического и социального развития, республиканского бюджета, осуществления контроля за ходом выполнения программ и бюджета, утверждение отчетов об их выполнении; избрание и освобождение от должности председателя ГС У. и его заместителей; принятие решений о проведении республиканского референдума; назначение по представлению председателя ГС У. председателя правительства У., а также по представлению председателя правительства У. - его заместителей, министров финансов и внутренних дел; выражение недоверия правительству У., что влечет его отставку в полном составе; избрание судей, согласование кандидатуры Прокурора У.; назначение выборов депутатов ГС У. и органов местного самоуправления; образование внебюджетных и валютного фондов У., утверждение их руководителей и отчетов об их исполнении; утверждение состава Центральной избирательной комиссии У.; отмена постановлений и распоряжений правительства У., противоречащих Конституции и законам У.; осуществление контроля за соблюдением Конституции и законов У., а также федеральных законов на территории У.; регистрация уставов о местном самоуправлении; официальное толкование законов У.; объявление чрезвычайного положения на территории У. либо в отдельных ее местностях и др. У. - одна из немногих республик в составе РФ, где не учрежден пост президента. Некоторые полномочия, обычно характерные для президента, в этой республике осуществляет председатель ГС У. Вместе с тем он выполняет организационные функции в ГС У. По Конституции У. председатель ГС У. является высшим должностным лицом и представляет У. внутри страны и в международных отношениях. Он осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, подлежащих рассмотрению ГС У.; подписывает законы и другие акты У., принимаемые ГС У.; представляет ГС У. не реже одного раза в год доклады о положении дел в У. и выполнении своих полномочий как высшего должностного лица; представляет ГС У. кандидатуры для назначения на должности председателей правительства У., Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда У., а также для согласования - кандидатуру прокурора У.; ведет переговоры и подписывает договоры с другими субъектами РФ и иностранными государствами; объявляет чрезвычайное положение на территории У. либо в отдельных ее местностях с последующим немедленным (в течение суток) созывом ГС У.; награждает государственными наградами У., присваивает почетные звания У.; может ставить вопрос о выражении недоверия председателю правительства У. и в целом правительству У. и др. Председатель ГС У. издает постановления и распоряжения. Исполнительную власть в У. осуществляет правительство У. Оно действует в пределах срока полномочий ГС У., которым оно сформировано, и слагает полномочия перед вновь избранным ГС У. на его первой сессии (ст. 89 Конституции У.). Роль правительства закрепляется в Конституции У. прежде всего как органа руководства экономическим и социально-культурным строительством. Правительство ответственно перед ГС У. и подотчетно ему. Вновь образованное правительство представляет ГС У. программу предстоящей деятельности. Правительство не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед ГС У. Постоянным органом правительства является президиум правительства. В У. входят 25 районов и 5 городов. Конституция У. закрепляет местное самоуправление, которое осуществляется в городах, сельских поселениях и на других территориях У. В Конституции У. определен порядок внесения в нее поправок. Предложения о поправках могут вносить: не менее 50 тыс. избирателей; председатель ГС У.; правительство У.; группа депутатов ГС У. численностью не менее одной четверти установленного числа депутатов ГС У. Поправки принимаются ГС У. или на республиканском референдуме....


    ВСЕОБЩЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО 
    • один из основополагающих принципов избирательного права - права участия в выборах. Оно распадается на две возможности: избирать и быть избранным. Право избирать именуется активным избирательным правом, оно предоставляется гражданам РФ по достижении 18 лет, независимо от видов выборов. Право быть избранным называется пассивным избирательным правом. По некоторым выборам гражданин РФ имеет это право с 18 лет, но чаще - по достижении более старшего возраста (см.: Пассивное избирательное право). Согласно законодательству, гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Иностранные граждане и лица без гражданства в РФ не имеют права участвовать в выборах депутатов и в референдумах. Однако Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ 1997 г. допускает участие иностранных граждан в выборах органов местного самоуправления и в местных референдумах, если заключены соответствующие международные договоры и в их развитие приняты федеральные законы, законы субъектов РФ. Для российских граждан законодательство исключает цензы, ведущие к ограничениям избирательного права, позволяя лишь некоторые ограничения по возрасту (см.: Избирательные цензы). Основанием для включения в список избирателей и предоставления возможности проголосовать является проживание на территории соответствующего избирательного участка. Документом, удостоверяющим гражданство РФ, по Закону о гражданстве от 28 ноября 1991 г. может быть и паспорт, и иное удостоверение личности (ст. 10). Однако факт местожительства пока еще наиболее убедительно удостоверяет штамп прописки, хотя она и не предусмотрена по Закону РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. (вместо этого установлена регистрация гражданина по месту жительства). Гражданин, у которого в паспорте нет штампа прописки или регистрации, но он имеет место жительства на территории соответствующего избирательного участка, должен документально (например, ордер на квартиру, договор купли-продажи жилой площади и т. п.) подтвердить факт проживания. Тот же порядок распространяется на граждан РФ, прибывших из других государств, в том числе бывших республик СССР. Но прежде они должны доказать принадлежность к гражданству РФ. Гарантируя всеобщность избирательного права, российское законодательство позволяет участвовать в выборах депутатов Государственной Думы и Президента РФ гражданам РФ, проживающим за пределами РФ или находящимся в длительных заграничных командировках. Тем, кто окажется в день выборов вне места своего жительства, обеспечивалось на выборах в Государственную Думу в 1995 г. досрочное участие в голосовании (системой конверта, в который запечатывался избирательный бюллетень), а на выборах 1999 г., а также выборах Президента РФ в 1996 г. - выдачей открепительных удостоверений, дающих право проголосовать по месту нахождения в день выборов. Не имеют права избирать и быть избранными в Российской Федерации: граждане, признанные судом недееспособными; граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Под гражданами, содержащимися в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда, понимаются отбывающие наказание за совершение уголовного преступления. Следует пояснить, что в данном случае можно говорить не о лишении, а о приостановлении избирательных прав граждан. Причем - это временная мера; гражданин имеет возможность так называемого условно-досрочного освобождения из места лишения свободы. Впоследствии он считается отбывающим наказание условно, т. е. в случае повторного совершения преступления в течение определенного времени неотбытый срок по предыдущему приговору будет ему добавлен. И тем не менее сразу по освобождении из места лишения свободы гражданину дано право и избирать, и быть избранным. Кроме того. уголовное наказание с самого начала может быть не связано с лишением свободы (исправительные работы, штраф, условная мера). Эти лица и голосуют, и могут быть избранными. Для лиц, находящихся в таких местах лишения свободы, как следственные изоляторы, изоляторы временного содержания, совершивших административные правонарушения, а также задержанных или арестованных по подозрению в совершении уголовного преступления и привлеченных к уголовной ответственности, но не взятых под стражу, закон не приостанавливает избирательных прав, т. е. они могут избирать и быть избранными. Администрация следственных изоляторов и изоляторов временного содержания представляет в участковую избирательную комиссию по месту своего нахождения список задержанных. Члены комиссии выезжают в это учреждение и организуют там голосование. (С. А.)...


    ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ 
    • часть избирательного процесса, в ходе которой различные общественные объединения, группы граждан и отдельные граждане выдвигают кандидатов, организуют сбор подписей в их поддержку и затем представляют кандидатов или их списки на регистрацию в соответствующую избирательную комиссию. Покажем особенности выдвижения на примере выборов депутатов Государственной Думы и Президента РФ. 1. Согласно Федеральному закону о выборах депутатов ГД от 2 июня 1999 г. право на выдвижение кандидатов в депутаты имеют: а) для выдвижения списков кандидатов, избираемых в ГД по федеральному избирательному округу (т. е. по пропорциональной системе), - избирательные объединения и избирательные блоки; б) для выдвижения кандидатов в депутаты по территориальному одномандатному избирательному округу - избирательные объединения, избирательные блоки или непосредственно граждане. Избирательными объединениями, согласно Федеральному закону "О гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 5 сентября 1997 г., являются политические общественные объединения (политические партии, организации, движения). Цели этих объединений по ФЗ "Об общественных объединениях" от 14 апреля 1995 г. (в редакции от 2 июля 1998 г.) - участие в политической жизни общества путем формирования политической воли граждан, в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов. В качестве избирательного объединения Устав политического общественного объединения должен быть зарегистрирован не позднее чем за один год до дня голосования в органе юстиции. Поскольку в выборах депутатов ГД участвуют общероссийские политические объединения, их уставы положено регистрировать Министерству юстиции РФ. Избирательный блок (см.: Блок избирательный) может образовываться не менее чем двумя общественными объединениями, являющимися избирательными объединениями. Если избирательное объединение вошло в избирательный блок, оно не может выступать в период проведения выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок. Решение о вхождении в блок принимается на съезде (конференции) общественного объединения. Избирательные блоки регистрируются Центральной избирательной комиссией РФ не позднее чем в 5-дневный срок после представления протоколов съездов (конференций) с решениями о вхождении в блок и совместного решения общественных объединений о создании блока, подписанного уполномоченными представителями этих общественных объединений. Решение избирательного объединения или блока о выдвижении и федерального списка, и списка кандидатов по одномандатным округам принимается только тайным голосованием их съездов (конференций). Объединение, блок вправе выдвигать в список кандидатов, не являющихся членами соответствующих общественных объединений. Состав федерального списка и порядок размещения в нем кандидатов определяются самим избирательным объединением, блоком. Список можно полностью разбить на региональные группы кандидатов (по субъектам РФ или группам субъектов - с их указанием в списке). Вместе с тем в списке может быть его центральная часть - не более чем 18 кандидатов, не входящих в региональные группы. Если избирательное объединение, избирательный блок проходят 5-процентный барьер, депутатами становятся кандидаты из центральной части списка, а затем - представители из региональных групп. В региональную группу можно включать не только кандидатов, живущих в регионе: так, на выборах 1995 г. в региональных группах было много лиц, местом жительства которых является столица России. На выборах в ГД место жительства кандидатов юридического значения не имеет. Закон разрешает включать в федеральный список кандидатов, выдвигаемых тем же избирательным объединением, блоком в одномандатных округах. Общее число кандидатов по федеральному списку избирательного объединения, блока не может превышать 270 человек. Федеральный список и список кандидатов по округам представляются в Центральную избирательную комиссию РФ с приложением целого набора документов, в том числе заявлений от каждого кандидата о согласии баллотироваться и с указанием сведений о себе. ЦИК оставляет у себя оригиналы списков, а избирательному объединению, блоку выдает их заверенные копии. После получения копий начинается сбор подписей в поддержку избирательного объединения, блока, при этом каждый избиратель вправе ознакомиться с федеральным списком, который должен быть единым. Вносить изменения в состав и порядок размещения кандидатов в федеральном списке после его представления в ЦИК РФ нельзя, за исключением изменений, вызываемых выбытием кандидата (фамилия выбывшего кандидата исключается из списка, но не заменяется другой фамилией). Получив от ЦИК РФ копии двух своих списков (федеральный и кандидатов, выдвигаемых по одномандатным избирательным округам), объединение, блок начинают сбор подписей избирателей в поддержку соответственно федерального списка и каждого кандидата по округу. До получения списков от ЦИК РФ начинать сбор подписей запрещается. Так, в поддержку федерального списка на выборах 1995 г. и 1999 г. необходимо было собрать не менее 200 тыс. подписей (на выборах 1993 г. - 100 тыс.), причем в одном субъекте РФ - не более 14 тыс. (в 1995 г. - 7%, в 1993 г. - 15%) от требуемого общего числа. Для сбора подписей изготавливаются подписные листы по особой форме, установленной Законом. В каждом из них указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства первых трех кандидатов, возглавляющих федеральную часть списка, а также трех кандидатов, возглавляющих соответствующую региональную часть списка. Любой избиратель вправе поддержать сколько угодно списков разных избирательных объединений, блоков, но в поддержку конкретного списка он может поставить свою подпись только один раз. В одномандатных округах избирательные объединения, блоки могут выдвигать своими решениями целые списки таких кандидатов по округам - но только по одному на конкретный округ, причем они могут быть как включены, так и не включены в федеральный список. Наряду с этим избирательный Закон разрешает каждому гражданину РФ, обладающему активным избирательным правом и достигшим 21 года, выдвинуть себя кандидатом в депутаты ГД. Кроме того, право выдвинуть кандидата в депутаты по одномандатному округу принадлежит также избирателям. Закон о выборах депутатов ГД 1995 г. добавлял - по месту работы, службы, учебы и жительства на территории данного округа, но разрешал выдвигать кандидатов не трудовым коллективам как таковым, а работникам в качестве избирателей округа. Закон 1999 г. оставил лишь указание о том, что право выдвижения кандидатов принадлежит гражданину (гражданам), обладающему (обладающим) активным избирательным правом на территории соответствующего избирательного округа. В окружную избирательную комиссию помимо уведомления о выдвижении его кандидатом, он направляет заявление о согласии баллотироваться и с указанием сведений о себе. После выдвижения кандидата по округу - и списком избирательного объединения, блока, и на собрании избирателей, и путем самовыдвижения - следует собрать в поддержку кандидата подписи избирателей в количестве не менее 1% от общего числа избирателей данного округа. На последних выборах сбор подписей облегчен: в 1993 г. он разрешался только по месту жительства, с 1995 г. - также и по месту работы, службы (в том числе и в воинских частях по согласованию с командирами), учебы избирателей и в общественных местах. Данные о себе избиратель вносит лично. Причем недействительны подписные листы с уже внесенными данными избирателей (т. е. составленные по данным отдела кадров, учебной части, домоуправления и т. п.), когда им остается лишь расписаться. Такие подписные листы не учитываются, так же как и подписи, сделанные карандашом либо подписи избирателей, не указавших необходимых данных. Каждый подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи (с указанием тех же данных), а также уполномоченным представителем избирательного объединения, блока, а при выдвижении избирателями округа - кандидатом в депутаты. После сбора подписей осуществляется регистрация кандидатов и их списков. Собрав необходимое число подписей в поддержку своего федерального списка, избирательное объединение, избирательный блок представляют не позднее 55 дней до дня выборов в ЦИК РФ: подписные листы в поддержку федерального списка; протокол об итогах сбора подписей избирателей; сведения об изменениях, происшедших в списке и в данных о каждом кандидате; сведения о размере и источниках доходов каждого кандидата; сведения об имуществе, принадлежащем каждому кандидату на праве собственности: первый финансовый отчет избирательного объединения, блока. Центральная избирательная комиссия РФ в течение 10 дней со дня приема документов проверяет соответствие порядка выдвижения списка требованиям Закона о выборах в ГД и принимает решение о регистрации федерального списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации. Любой вариант решения может быть обжалован в Верховный Суд РФ, жалоба рассматривается в течение пяти дней. Для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному округу непосредственно избирателями или избирательным объединением, блоком, также за 55 дней до дня выборов кандидат либо уполномоченный представитель объединения, блока представляют в окружную избирательную комиссию аналогичные названным выше документам: подписные листы, сведения об изменении данных о кандидате, сведения о его доходах и имуществе и т. д. Окружная избирательная комиссия осуществляет свою проверку в течение десяти дней со дня принятия документов и принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации. Решение окружной избирательной комиссии может быть обжаловано в Центральную избирательную комиссию РФ или соответственно в Верховный Суд республики в составе РФ, краевой, областной суд, суд города федерального значения, автономной области, автономного округа. Жалоба рассматривается в течение пяти дней. 2. Согласно Федеральному закону о выборах Президента РФ от 21 апреля 1995 г., право выдвижения кандидатов на должность Президента РФ имеют избирательные объединения, блоки и осуществляют его в том же порядке, как и при выдвижении федеральных списков при выборах в ГД. Кроме того, каждый гражданин РФ или группа граждан могут образовать инициативную группу избирателей в количестве не менее 100 человек для выдвижения кандидата на должность Президента РФ. Инициативная группа обращается в ЦИК РФ с ходатайством о ее регистрации. В своем ходатайстве она указывает фамилию, имя, отчество и другие данные своего кандидата на должность Президента РФ; фамилии, имена, отчества и другие данные членов инициативной группы. Как избирательные объединения, блоки, так и инициативные группы обязаны собрать в поддержку своего кандидата на должность Президента РФ не менее 1 млн. подписей избирателей. Сбор подписей производится по правилам, приведенным выше. В ЦИК РФ представляются: подписные листы; итоговый протокол; заявление кандидата о его согласии баллотироваться на должность Президента РФ; декларация о доходах кандидата за последние два года, предшествующих году выборов. Документы представляются не позднее чем за 60 дней до дня выборов. ЦИК РФ проверяет соответствие порядка выдвижения требованиям Закона и не позднее чем за 50 дней до дня выборов принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации. Любое решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ, жалоба рассматривается в течение трех дней, решение ВС РФ окончательно. Регистрация как завершающий шаг процесса выдвижения кандидатов имеет важное юридическое значение. Прежде всего только со дня регистрации начинается предвыборная агитация, до регистрации ни избирательные объединения, блоки, ни претенденты на депутатские мандаты заниматься этим не вправе. Проведение предвыборной агитации в период ее запрещения может быть основанием для отказа в регистрации кандидатов, а также административной ответственности виновных лиц. Кроме того, только с регистрацией кандидаты получают право на использование части государственных средств на мероприятия по подготовке выборов (например, транспортные расходы). И лишь после регистрации у кандидатов возникают гарантии трудовых прав и личной неприкосновенности. (С. А.)...


    ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙС 
    • получение российского гражданства в соответствии с законодательством РФ, на основании решений и действий компетентных государственных органов и должностных лиц. Закон о гражданстве РФ от 28 ноября 1991 г. (с изменениями и дополнениями от 17 июня 1993 и 18 января 1995 гг.) называет следующие способы П. г. РФ: 1) в результате его признания. Гражданами РФ признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории РФ на день вступления в силу Закона о гражданстве (6 февраля 1992 г.), если в течение одного года они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве РФ; 2) по рождению. Согласно ст. 14 названного Закона, ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, является гражданином РФ независимо от места рождения. При разном гражданстве родителей, когда один из них на момент рождения ребенка состоит в гражданстве РФ, вопрос о гражданстве ребенка решается следующим образом: если другой родитель - лицо без гражданства, ребенок считается гражданином РФ независимо от места рождения; если другой родитель имеет иностранное гражданство, вопрос о гражданстве ребенка независимо от места его рождения определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство РФ, если он родился на территории РФ; в ином случае он становится лицом без гражданства; 3) в порядке регистрации. Согласно ст. 18 Закона о гражданстве, в порядке регистрации гражданство РФ приобретают: а) лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином РФ; б) лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином РФ, но которые приобрели иное гражданство по рождению, - в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста; в) дети бывших граждан РФ, родившиеся после прекращения у родителей гражданства РФ, - в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста; г) граждане бывшего СССР, проживающие на территории государств, входивших в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию РФ после 6 февраля 1992 г., если они до 2000 г. включительно заявят о своем желании приобрести гражданство РФ; д) лица без гражданства, постоянно проживающие на день вступления в силу Закона на территории РФ или других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 года, если в течение одного года после вступления в силу Закона они заявят о своем желании приобрести гражданство РФ; е) иностранные граждане и лица без гражданства независимо от их места жительства, если они сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии состояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению и если они в течение одного года после вступления в силу настоящего Закона заявят о своем желании приобрести гражданство РФ (после 6 февраля 1993 г., когда истек указанный срок, этот пункт утратил свою актуальность). Регистрация - это упрощенный порядок приобретения российского гражданства, основанный на связях с РФ родственников либо самого ходатайствующего. Если такие связи очевидны или доказаны, решение о предоставлении российского гражданства в порядке регистрации принимают на местах компетентные органы системы МВД или МИД РФ. Специального обращения в адрес Президента РФ не требуется; 4) в результате приема в гражданство РФ. Согласно ст. 19 Закона о гражданстве, дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоящее в гражданстве РФ, может ходатайствовать о приеме в гражданство РФ независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений. Обычным условием приема в гражданство РФ является постоянное проживание на территории РФ; для иностранных граждан и лиц без гражданства - всего пять лет или три года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством; для беженцев, признаваемых таковыми законом или договором РФ, указанные сроки сокращаются вдвое. Срок проживания на территории РФ считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РФ для учебы или лечения не более чем на три месяца (ч. 2 ст. 19 Закона о гражданстве). Обстоятельствами, облегчающими прием в гражданство РФ, т. е. дающими право на сокращение вплоть до снятия требований, указанных выше, являются (ч. 3 ст. 19): а) состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом; б) усыновление ребенка, являющегося гражданином РФ; в) наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание профессией или квалификацией, представляющими интерес для РФ; г) наличие заслуг перед народами, объединенными в РФ, в возрождении РФ, в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей; д) получение убежища на территории РФ; е) состояние в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников по прямой восходящей линии в российском гражданстве (подданстве) по рождению. Отклоняются ходатайства о приеме в гражданство РФ лиц, которые (ч. 4 ст. 19 Закона): а) выступают за насильственное изменение конституционного строя РФ: б) состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами РФ; в) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам РФ. Перечисленные положения ч. 4 ст. 19 распространяются также на лиц, которые приобретают гражданство РФ в порядке регистрации (ст. 18 Закона) или восстановления в российском гражданстве по их ходатайству (ч. 3 ст. 20); 5) в результате восстановления в гражданстве РФ. В гражданстве РФ, согласно ч. 1 ст. 20 Закона, восстанавливаются в порядке регистрации: а) лица, у которых гражданство РФ прекратилось в связи с усыновлением, установлением опеки или попечительства; б) лица, у которых гражданство РФ прекратилось в связи с изменением гражданства родителей, - в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста. В соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона о гражданстве считаются восстановленными в гражданстве РФ бывшие граждане РФ, лишенные гражданства или утратившие его без их свободного волеизъявления; 6) путем выбора гражданства (оптации). Согласно ст. 21 Закона о гражданстве, при изменении границы в порядке, определенном законодательством РФ, лица, проживающие на территории, изменившей государственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, определяемые международным договором РФ. Если судить по тому, как это делалось прежде, при включении какой-то территории в состав РФ проживающие там граждане в установленный компетентным органом срок должны определиться и заявить, не отказываются ли они от российского гражданства. Если в течение данного срока отказа не последовало, значит, они согласны быть гражданами РФ. По окончании срока они будут считаться гражданами РФ (с выдачей соответствующих документов) или иностранными гражданами. Естественно, в последнем случае это отнюдь не означает необходимость покинуть Российскую Федерацию; 7) по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве. Хотя данное положение включено в Закон 1991 г., иных оснований приобретения российского гражданства, помимо перечисленных выше, он не называет.(С. А.)...


    АВТОНОМИЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ 
    • форма самоорганизации граждан одной национальной принадлежности для выражения своих национальных духовных, культурных, образовательных и иных интересов. В Российской Федерации принят Федеральный закон "О национально-культурной автономии" от 22 мая 1996 г. В этом акте дается следующее определение А. и. к.: это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям. на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (ст. 1). Закон предусматривает следующую систему А. н. к. Низший уровень - местная А. н. к. Она учреждается в городе, районе, поселке, сельсовете гражданами, входящими в национальное общественное объединение (землячество, община и т. п.). Для этого проводится собрание (конференция) делегатов данного национального общественного объединения. Следующий уровень - региональный, т.е. территория субъекта РФ. Региональная А. н. к. учреждается на конференции (съезде) делегатами местных А. н. к. Наконец - федеральные А. н. к., учреждаются на съезде делегатами региональных А. н. к. По этой схеме,например,проживающие в России немцы образуют А. н. к. в тех районах и городах, где они проживают, далее - объединения субъектов РФ и, наконец, - свою всероссийскую А. н. к. По логике Закона 1996 г., создание А. н. к. не предполагается для граждан, относящихся к этническим общностям, имеющим в Российской Федерации республику, автономную область, автономный округ и проживающим на их территории (хотя и прямого запрета в Законе тоже нет). К примеру, татары в Республике Татарстан не учреждают свою А- н. к., а проживающие в Москве, Мордовии, Башкирии и т. д. могут учредить региональные А. н. к. Затем они вправе учредить федеральную татарскую А. н. к. Согласно Закону, такие региональные и федеральные А. н. к. и органы государственной власти соответствующего субъекта РФ могут координировать свою деятельность, участвовать в разработке федеральных и региональных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры на основе взаимных соглашений и договоров. Правда, ситуация для некоторых этнических общностей такова, что им впору создавать свои национально-культурные объединения на территории собственных республик или автономных округов, где они составляют меньшинство. После учреждения А. н. к. следует ее регистрация соответственно в органе юстиции субъекта РФ или Министерстве юстиции РФ. Согласно Закону 1996 г., А. н. к. имеет право: получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры; обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы; создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством РФ, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке; сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям; следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла; создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством РФ; участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций; устанавливать на основании законодательства РФ и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств. Особое внимание Закон 1996 г. уделяет обеспечению права на сохранение, развитие и использование национального (родного) языка и права на сохранение и развитие национальной культуры, отводя им две главы. В частности, предусмотрено, что национальные (родные) языки пользуются государственной защитой РФ. Система образования строится с учетом конституционного права граждан на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения в рамках возможностей, предоставляемых законодательством РФ и субъектов РФ. Закон дает право А.н. к. образовывать негосударственные (общественные) образовательные учреждения с обучением на соответствующем языке, получая при этом помощь органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ. С учетом предложений А. н. к. создаются группы и классы в государственных и муниципальных воспитательных и образовательных учреждениях, а также государственные образовательные учреждения с обучением на национальном (родном) языке, на русском языке с углубленным изучением национального (родного) языка, национальной истории и культуры, учреждения дополнительного образования (воскресные школы, факультативы и др.). А. н. к. могут создавать негосударственные (общественные) учреждения национальной культуры, организовывать творческие союзы, коллективы профессионального и самодеятельного искусства, проводить фестивали, конкурсы, выставки, создавать краеведческие и иные музеи, издавать произведения исторической, художественной, музыкальной, фольклорной, этнографической литературы и др. Органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ оказывают А. н. к. помощь в этих делах, направляют деятельность государственных и муниципальных учреждений культуры на удовлетворение национально-культурных потребностей. Финансирование деятельности, связанной с реализацией прав А. н. к., осуществляется за счет: а) А. н. к., их учреждений и организаций, частных лиц; б) федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. В этих же целях могут формироваться специальные федеральные, региональные и местные фонды. А. н. к. обладают правом собственности в соответствии с законодательством РФ, могут получать от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления имущество в собственность или в аренду. Органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ оказывают помощь, в том числе целевую финансовую, при осуществлении программ и проектов национально-культурного развития. Закон подчеркивает, что право на А. н. к. не является правом на национально-территориальное самоопределение. Осуществление права на А. н. к. не должно наносить ущерба интересам других этнических общностей. А. н. к образуют органы своего внутреннего управления. При Правительстве РФ создается консультативный совет по делам А. и. к., который является совещательным органом и действует на общественных началах. ГС. А.)...


    АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ 
    • деление территории государства на части - административно-территориальные единицы, - в рамках которых осуществляется управление государственными делами и(или)самоуправление населения (местное самоуправление), создаются органы государственной власти или органы местного самоуправления. В качестве равнозначного часто используется понятие "административно-территориальное деление". В Российской Федерации А.-т. у. - категория, которая относится к уровню только субъектов РФ - республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. То есть будет ошибочно сказать "А.-т. у. РФ", поскольку Российская Федерация состоит не из административно-территориальных единиц, а из государств и государственно-территориальных образований. Можно говорить лишь об А.-т. у. республики, области и т. д. Понятием А.-т. у. охватываются следующие вопросы: система административно-территориальных единиц, порядок их образования и упразднения; отнесение населенных пунктов к той или иной категории административно-территориальных единиц; установление и изменение границ административно-территориальных единиц; установление административных центров административно-территориальных единиц, включающих в себя несколько населенных пунктов; наименование и переименование административно-территориальных единиц, отдельных населенных пунктов, их улиц, площадей и других частей; регистрация населенных пунктов, учет изменений в А.-т. у. Все такие вопросы ранее регулировались актом республиканского уровня - Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 г. "О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР". Конституция РФ 1993 г. не назвала вопросы А.-т. у. предметом совместного ведения РФ и ее субъектов. Последние поняли это таким образом, что А.-т. у. относится полностью к их ведению. Многие субъекты РФ приняли свои законы об А.-т. у., однако из-за разнобоя в этом регулировании выявляется необходимость в федеральном акте основополагающего характера, в котором единообразно (насколько это возможно) устанавливались бы общие правила решения вопросов А.-т. у. Тем более что к ведению РФ согласно ст. 71 Конституции РФ относится "федеративное устройство и территория Российской Федерации"', а каждая административно-территориальная единица - это, в конце концов, часть территории РФ. Виды административно-территориальных единиц были названы выше (см.: Административно-территориальная единица). Указ 1982 г. установил некоторые критерии для образования административно-территориальных единиц. Например, чтобы отнести город к категории республиканского (на то время - автономной республики), краевого, областного подчинения (теперь вместо "подчинения" используется термин "значение"), населенный пункт должен был являться экономическим и культурным центром, иметь развитую промышленность и численность населения, как правило, свыше 50 тыс. человек. К категории городов окружного подчинения можно было отнести населенные пункты, являющиеся в автономном округе промышленными и культурными центрами с численностью населения не менее 15 тыс. человек. К категории городов районного подчинения относились населенные пункты, являющиеся промышленными и культурными центрами с численностью населения не менее 12 тыс. человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей составляли не менее 85%. Рабочие поселки - населенные пункты, на территории которых имелись промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы и т.д.. с численностью населения не менее 3 тыс. человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей составляли не менее 85%, а также населенные пункты, на территории которых находились вузы и научно-исследовательские учреждения. В курортных поселках численность населения должна была составлять не менее 2 тыс. человек при условии, что количество приезжающих ежегодно для лечения и отдыха в эти поселки составляло не менее 50% постоянного населения. Дачными считались поселки, основным назначением которых являлось обслуживание населения городов в качестве санаторных пунктов или мест летнего отдыха. Дачные поселки не утрачивали своего характера, если часть населения постоянно проживала в них. Сегодня эти критерии уточняются законодательством субъектов РФ. Некоторые из них отказываются от выделения категории города районного значения, т. е. здесь населенный пункт, получивший статус города, входит непосредственно в субъект РФ. Поселки не делятся на указанные три категории, а именуются муниципальными поселками. Процесс этот еще находится в динамике. С учетом законов об А.-т. у., принятых в ряде субъектов РФ, определился порядок образования (и, соответственно, упразднения) административно-территориальных единиц. Решение об образовании нового района, о придании населенному пункту статуса города принимается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по представлению соответствующих представительных органов местного самоуправления с учетом мнения исполнительной власти субъекта РФ. Образование района в городе осуществляется решением городского представительного органа по представлению главы города. Решение об образовании нового сельсовета, придании населенному пункту статуса поселка принимается представительным органом местного самоуправления района, города с учетом мнения главы района, города (если представительный орган не избран, вопрос решается главой района. города). Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления 1995 г. требует, чтобы при решении этих вопросов выявлялось и учитывалось мнение населения. Более того. жители могут быть и инициаторами соответствующих территориальных изменений. В принципе так же производятся установление и изменение границ административно-территориальных единиц, установление и перенесение их административных центров. Переименование административно-территориальных единиц и населенных пунктов. присвоение им имен известных лиц производятся решением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (необходимость последующего внесения изменений в географические карты и другие документы требует. чтобы вопрос решался на этом уровне). Следует иметь в виду, что если образование, упразднение или реорганизация административно-территориальных единиц затрагивает интересы двух и более районов и городов, решение вопроса восходит на уровень субъекта РФ. То же происходит в случае, если население не согласно с производимыми реформами. Наименование и переименование улиц, площадей и других составных частей населенных пунктов, а также предприятий, учреждений, организаций, других объектов производятся представительным органом местного самоуправления данного населенного пункта или административно-территориальной единицы, в которую он входит. Если представительного органа нет, вопросы решает глава муниципального образования. Все вновь появившиеся населенные пункты подлежат регистрации, (т. е. официально фиксируются). Населенный пункт включается в соответствующую административно-территориальную единицу. Регистрацию производит представительный орган государственной власти субъекта РФ по представлению районных, городских органов местного самоуправления и с учетом мнения исполнительной власти субъекта, при этом населенный пункт получает и свое официальное наименование. Все изменения в системе А.-т. у. подлежат учету. Его ведут главы муниципальных образований сельсоветов, районов, городов, органы исполнительной власти субъектов РФ. (С. А.)...


    СВОБОДА СОВЕСТИ И СВОБОДА РЕЛИГИ 
    • одна из свобод, закрепленная в ст. 28 Конституции РФ, которая гласит, что каждому в Российской Федерации гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Очень часто свободу совести считают тождественной свободе религиозного вероисповедания. В принципе - это близкие, хотя и самостоятельные понятия. Свобода совести - это свобода морально-этических воззрений человека (что считать добром и злом, добродетелью или подлостью, хорошим или плохим поступком, честным или бесчестным поведением и т. д.). Свобода вероисповедания - это возможность верить в существование какого-то необычного (божественного) существа - самого честного, справедливого, гуманного, думающего о нравственной чистоте каждого из нас, помогающего нам выбрать истинный путь, удерживающего от плохих поступков, настраивающего на помощь ближнему (все это и сближает ее со свободой совести). Свобода вероисповедания как юридическая категория выражается в праве гражданина либо отдать предпочтение какой-то религии (конфессии), либо вообще не исповедовать никакой. Права верующих в России гарантируются Федеральным законом о свободе совести и о религиозных объединениях от 19 сентября 1997 г. Согласно ст. 14 Конституции РФ, Россия - светское государство. Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Детализируя данные положения, указанный Закон называет основные гарантии свободы вероисповедания. Все граждане РФ равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни, независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Воспрепят-ствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, пропагандой религиозного превосходства, уничтожением или повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с Законом. Указание в официальных документах на отношение гражданина к религии не допускается. Вместе с тем отказ граждан от исполнения обязанностей по религиозным мотивам не допустим. Однако законодательство может предусмотреть для таких случаев замену выполнения одной обязанности другой, в том числе, согласно Конституции РФ (ст. 59) и указанному Закону, возможна замена военной службы альтернативной гражданской. Отделение религиозных объединений от государства означает, в частности, что государство, его органы и должностные лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений. Государство не возлагает на религиозные объединения осуществление функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, согласно Закону, не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Религиозное объединение не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не участвует в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также в деятельности политических партий и движений, не оказывает им материальную и иную помощь. Таким образом, религиозные объединения не могут выдвигать кандидатов в депутаты и на выборные должности, не ведут предвыборной агитации. Разумеется, в личном качестве члены религиозных объединений вправе наряду с другими гражданами участвовать в политической жизни, быть депутатами, выборными должностными лицами, высказываться за или против кандидатов. Согласно Закону, отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничения права их членов участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, деятельности политических партий, движений и других общественных объединений. Закон разрешает религиозным организациям создавать свои образовательные учреждения. Согласно Закону, религиозным объединением в РФ признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповеданием; совершением богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучением религии и религиозным воспитанием своих последователей. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается. Религиозная группа - это такое добровольное объединение верующих, которое осуществляет свою деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица (ст. 7 Закона). Помещения и необходимое для ее деятельности имущество предоставляются в пользование религиозной группы ее участниками. Если граждане, образовавшие религиозную группу, намерены в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, они уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления. Религиозная организация - добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, которое в установленном порядке зарегистрировано в качестве юридического лица. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы деятельности подразделяются на местные и централизованные. Местной признается религиозная организация, состоящая не менее чем из 10 участников, достигших 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Централизованной признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций. Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана ежегодно информировать зарегистрировавший ее орган о продолжении своей деятельности. Для создания местной религиозной организации учредителями должны выступить не менее 10 граждан РФ, объединенных в религиозную группу, имеющую подтверждение ее существования на протяжении последних 15 лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной религиозной организацией. Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций в соответствии с собственными установлениями. Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства РФ. Государственная регистрация религиозной организации осуществляется федеральными органами юстиции и органами юстиции субъектов РФ. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд. В судебном порядке религиозные организации или религиозные группы могут быть ликвидированы, их деятельность может быть запрещена по следующим основаниям: нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства; действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; создание вооруженных формирований; пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества; принуждение к разрушению семьи; посягательство на личность, права и свободы граждан; нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий; склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; воспрепятствование получению обязательного образования; принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения: воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения; побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом -гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий. Представление в суд о ликвидации религиозной организации либо о запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы вносят органы прокуратуры РФ, орган, осуществляющий регистрацию религиозной организации, а также органы местного самоуправления. Религиозные организации самостоятельны в своей внутренней деятельности. Государство уважает их внутренние установления, если эти установления не противоречат законодательству РФ. Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества). Граждане и религиозные объединения имеют право беспрепятственно проводить богослужения, религиозные обряды и церемонии в культовых зданиях и на относящихся к ним территориях, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, в жилых помещениях. Возможны религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах и интернатах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Проведение религиозных обрядов в помещениях мест содержания под стражей допускается с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства РФ. Командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не препятствует участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях. В иных случаях публичные богослужения, другие обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций. Закон предусматривает, что в собственности религиозных объединений могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности. Религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное им в собственность государством либо приобретенное иными законными способами. Причем государство передает в собственность религиозных организаций для использования в функциональных целях культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иное имущество религиозного назначения безвозмездно. Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает им финансовую, материальную и иную помощь в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры. (С. А.)...


    ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ 
    • согласно Конституции РФ и Федеральному закону "Об общественных объединениях" от 14 апреля 1995 г. (с изменениями и дополнениями 1997 и 1998 гг.), существующие обособленно от государства самодеятельные и самоуправляемые (самоуправляющиеся) объединения граждан для удовлетворения их общих интересов (запросов) внутри объединения и для достижения целей во внешней среде методами и средствами, отвечающими природе объединения и не противоречащими закону. Создание О. о. есть реализация имеющегося у граждан права на объединение. В соответствии с названным Законом реализация данного права предполагает учет многих факторов. Во-первых, содержание права граждан на объединение включает возможности: а) создавать О. о.; б) вступать в существующие О. о.; в) воздерживаться от вступления; г) беспрепятственно выходить из О. о. Во-вторых, в основе данного права - добровольность, т. е. все названные возможности реализуются на добровольной основе. В-третьих, создание О. о. или вступление в него используется для защиты общих интересов и достижения общих целей, но в то же время способствует реализации прав и законных интересов граждан (их индивидуальных запросов). В-четвертых, граждане создают О. о. по своему выбору, для этого им не требуется предварительного разрешения органов государственной власти и местного самоуправления. Граждане самостоятельно выбирают О. о., в которое хотят вступить, с соблюдением его устава. В-пятых, право на создание О. о. реализуется как путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - О. о. Иначе говоря, в некоторых случаях новая организация может быть объединением граждан, а в некоторых - ранее созданных ими общественных структур. В-шестых, создаваемое гражданами О. о. может быть зарегистрировано и приобрести права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица (однако дополнениями, внесенными в названный Закон в 1998 г., предусмотрено, что политические О. о. подлежат обязательной регистрации). О. о. могут быть: политические партии; профессиональные союзы; политические, патриотические, экологические и иные массовые движения; женские, ветеранские организации, организации инвалидов, молодежные и детские организации; научные, технические, культурно-просветительские, физкультурно-спортивные и иные добровольные общества; творческие союзы; землячества; фонды; ассоциации и другие объединения граждан. Закон 1995 г. отказался от перечня О. о. по их отраслевой или социальной окраске, хотя из положений Закона видно, что и он предполагает данный фактор как основу их существования: естественна конкретная направленность О. о. (политическая жизнь, сфера труда, социальные дела и т. д.). Но все-таки основой для типизации О. о. по Закону 1995 г. стали организационно-правовые формы их существования. Статья 7 Закона так и именуется - "Организационно-правовые формы общественных объединений". Она гласит, что О. о. могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самостоятельности. В 1998 г. в Закон включено понятие "политического общественного объединения". Им является О. о., в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах путем выдвижения кандидатов, участия в организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Данный Закон различает: учредителей; членов; участников О. о. Ими могут быть граждане, достигшие 18 лет, и О. о. Членами и участниками (но не учредителями) молодежных О. о. могут быть граждане, достигшие 14 лет, а детских - 8 лет. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками О. о. Учредители - это инициаторы создания О. о., созыва учредительного съезда (конференции), собрания. Для обычного О. о. - это как минимум 3 физических лица, для партий и профсоюзов число учредителей устанавливается законами о данных видах О. о. Закон разрешает выступать в качестве учредителей как физическим лицам, так и юридическим лицам - О. о. Учредители - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности. Членами О. о., согласно ст. 6 Закона 1995 г., являются физические и юридические лица - О. о., чья заинтересованность в совместном решении задач данного О. о. в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов О. о. в целях обеспечения их равноправия. Участниками О. о. являются физические и юридические лица, выразившие поддержку целям и(или) конкретным акциям данного О. о., принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом. Создание О. о. проходит несколько этапов. Начальные контакты происходят в виде встреч, собраний, дискуссий, образования инициативных групп и т. д. Таким образом, происходит пропаганда идей. целей О. о., и одновременно вырисовывается его образ, модель. Далее собираются учредители и публично провозглашают свое намерение создать О. о. Затем они созывают учредительные съезд (конференцию) или общее собрание. Однако О. о. считается созданным только тогда, когда на съезде (конференции), общем собрании принимаются решения: о создании; утверждении устава и формировании руководящих и контрольно-ревизион-ных органов О. о. Как уже говорилось выше, О. о. может и не ходатайствовать о государственной регистрации и действовать в своих уставных целях. Часть 3 ст. 18 Закона гласит: "С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом". По территориальной сфере деятельности в РФ возможны следующие виды О. о.: общероссийское - осуществляет свою деятельность на территории более половины субъектов РФ и имеет там свои подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства; межрегиональное - действует на территории менее половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения (в названном выше наборе); региональное - его деятельность осуществляется в пределах территории одного субъекта РФ; местное - действует в пределах территории органа местного самоуправления, т. е. в районе (уезде), волости (сельском округе, сельсовете), городе, сельском населенном пункте. На территории РФ возможно функционирование и международных О. о. Ими считаются международные О. о., имеющие организации, филиалы или представительства в Российской Федерации, или О. о., имеющие подразделения в иностранных государствах. Одним О. о. - политическим партиям и движениям - запрещено создавать ячейки по производственному принципу (на заводах, фабриках, в государственных учреждениях и т. д.), для других - профессиональных союзов - деятельность без создания таких ячеек попросту немыслима. Для третьего вида О. о. создание или запрет создания первичных ячеек по предприятиям и учреждениям (независимо от форм собственности) обусловлен их мерой политизированности. Если О. о. политически нейтральны, они могут создаваться и функционировать по производственному принципу, в том числе собираться на свои мероприятия в нерабочее время. Для регистрации О. о. должно утвердить свой устав. Согласно ст. 20 Закона 1995 г., в нем должны быть отражены: название, цели, организационно-правовая форма О. о.; структура, руководящие и контрольно-ревизионные органы, территория, в пределах которой данное О. о. осуществляет свою деятельность; условия и порядок приобретения и утраты членства в О. о. (если в О. о. предусмотрено членство), права и обязанности его членов; компетенция и порядок формирования руководящих органов, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа О. о.; порядок внесения изменений и дополнений в устав О. о.; источники формирования денежных средств и иного имущества, права О. о. и его структурных подразделений по управлению имуществом; порядок реорганизации и(или)ликвидации О. о. Устав может содержать описание символики данного О. о. Кроме того, в уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности О. о., не противоречащие законам. Поскольку регистрация является государственной, ее, согласно Закону 1995 г.. осуществляют органы системы Министерства юстиции РФ. Общероссийские и международные О. о. регистрирует непосредственно МЮ РФ. Межрегиональные О. о. регистрируются органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа О. о. Региональные и местные О. о. регистрируются в органе юстиции соответствующего субъекта РФ. Документы, поданные на регистрацию, должны быть рассмотрены в месячный срок. Зарегистрированные О. о. включаются в Государственный реестр юридических лиц. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд. О. о., являющееся юридическим лицом, может иметь в собственности: земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности данного О. о., указанной в его уставе. Имущество О. о. формируется на основе вступительных и членских взносов, если они предусмотрены уставом; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом О. о. лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности О. о.; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности О. о.; других не запрещенных законом поступлений. Доходы от предпринимательской деятельности О. о. не могут перераспределяться между членами или участниками этих объединений и должны использоваться только для достижения уставных целей. Допускается использование О. о. своих средств на благотворительные цели, даже если это не указано в уставе. Согласно Закону 1995 г., орган, регистрирующий О. о., осуществляет контроль за соответствием его деятельности уставным целям. В случае выявления нарушений законодательства РФ или совершения действий, противоречащих уставным целям, он может вынести руководящим органам О. о. письменное предупреждение с указанием конкретных оснований. Это предупреждение может быть обжаловано О. о. в судебном порядке. В случае нарушения Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, законодательства РФ Закон 1995 г. (ст. 42) содержит также такую санкцию по решению суда, как приостановление деятельности О. о. Возможны два варианта приостановления деятельности. При первом инициатором выступает соответствующий прокурор. Сначала он вносит в руководящие органы данного общественного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок для их устранения. Если в установленный срок эти нарушения не устраняются, деятельность О. о. приостанавливается на срок до шести месяцев решением суда на основании заявления прокурора. При втором варианте инициатором выступает регистрирующий орган юстиции. Сначала он должен сделать О. о. два письменных предупреждения. После этого, если предупреждения в установленном порядке не были обжалованы в суд или не признаны судом не основанными на законе, регистрирующий орган вправе подать заявление в суд о приостановлении деятельности О. о. С приостановлением деятельности приостанавливаются права О. о. как учредителя средств массовой информации: запрещается организовывать собрания, митинги, демонстрации и другие публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, и уплате штрафов. Закон 1995 г. предусматривает вариант "мирной" реорганизации и ликвидации О. о. по его решению, а также ликвидацию О. о. по решению суда, которая может произойти исключительно в случаях нарушения закона. Заявление в суд о ликвидации О. о. вносится прокурором. Ликвидация О. о. по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации (ст. 44 Закона 1995 г.). (С. А.)...







Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь