RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ 
    • один из видов режима, устанавливаемых в государстве применительно к иностранным гражданам и лицам без гражданства (другими являются дипломатический режим и режим наибольшего благоприятствования). Суть Н. р. заключается в том, что иностранцам и лицам без гражданства предоставляются - за определенными изъятиями- те же права и свободы, на них возлагаются те же обязанности, что и в отношении собственных граждан. Понятие "национальный режим" не всегда используется в законодательстве государств, однако соответствующие правила в нем все равно существуют. Конституция РФ, не используя данного понятия, тем не менее содержит основу его применения в стране. Согласно ст. 62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором. В частности, иностранцы и лица без гражданства не пользуются избирательными правами (хотя возможно предоставление им таких прав при муниципальных выборах и референдумах), не участвуют в политической жизни и деятельности политических партий и движений, не могут состоять на государственной службе, не несут воинской обязанности.(С. А.)...


    АПАРТЕИД 
    • (в дословном переводе с языка африкаанс - раздельное проживание) - социально-политический режим, основывающийся на официальном провозглашении и закреплении преимуществ и привилегий одной части населения по отношению к другой. В основу такого разделения кладутся национальные или расовые признаки. Это - одна из наиболее жестоких форм расовой дискриминации. В соответствии с многочисленными решениями практически всех органов и учреждений ООН в течение длительного времени в качестве такого признавался и осуждался режим, существовавший до сравнительно недавнего времени в ЮАР. (К. Г.)...


    ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 
    • характер организации власти в соответствующем обществе и государстве, система ее институтов, соотношение государственных и общественных начал в управлении публичными делами, положение личности, реальный политический режим.(С. А.)...


    ГВИНЕЯ 
    • (Гвинейская Республика, с ноября 1978 по апрель 1984 г. - Гвинейская Народная Ре - государство в Западной Африке. Независимость провозглашена 22 октября 1958 г. в соответствии с результатами референдума 28 сентября 1958 г. (95,4% избирателей проголосовали против распространения на страну действия французской Конституции Пятой республики). Столица - г. Ко-накри. Административное деление: 8 провинций, подразделяемых на 35 префектур. По Конституции 1958 г. Г. провозглашалась республикой во главе с Президентом, избиравшимся на 7 лет (до 1984 г. бессменным Президентом являлся А. Секу Туре, установивший режим личной диктатуры). Затем была принята Конституция 1982 г. (приостановлена переворотом 1984 г.). По новой Конституции, которая действует с 23 декабря 1991 г.. но вступила в силу в полном объеме в конце 1995 г., в стране вводится президентский режим. Президент избирается сроком на 5 лет всеобщим голосованием. Президент является главой правительства и министром обороны. Парламент - Национальное собрание - состоит из 114 депутатов, избираемых всеобщим голосованием сроком на 5 лет. Высшая судебная инстанция - Верховный суд - выполняет также функции конституционного контроля. Судебная система находится в стадии реорганизации. (А. К.)...


    КАМБОДЖА 
    • (с 24 сентября 1993 г. - Королевство Камбоджа) - государство в Юго-Восточной Азии. Независимость провозглашена 9 ноября 1953 г. Столица - г. Пномпень. Административное деление: 19 провинций (кхет) и два города центрального подчинения (Пномпень и Кампонгсаом). Действующая Конституция вступила в силу 24 сентября 1993 г. Конституция восстановила прежнюю форму правления - конституционную монархию. В 1970 г. маршал Лон Нол свергнул режим принца Норо-дома Сианука; в 1976 г. власть в стране захватили "красные кхмеры", установившие режим "революционного" террора и геноцида. В 1978 г. вьетнамские войска освободили от "красных кхмеров" большую часть страны (в 1988 г. выведены из страны). В декабре 1978 г. создан Единый фронт национального спасения Кампучии, который свергнул режим Пол Пота. 11 января 1979 г. провозглашена Народная Республика Кампучия (с 30 апреля 1989 по 24 сентября 1993 г. - государство Камбоджа). Международная парижская конференция по Камбодже (1989; 1991 гг.) завершилась подписанием Парижских соглашений о всеобъемлющем политическом урегулировании конфликта. Принятие Конституции 1993 г. подвело черту под многолетней борьбой противоборствующих сил. Глава государства - король, "символ национального единства". Король возводится на трон Советом двора, в который входит высшее духовенство, председатели парламента и правительства. 24 сентября 1993 г. Королем коронован Нородом Сианук (объявлен главой государства 14 июня 1993 г.). Король является Главнокомандующим Вооруженными силами. Парламент - Национальное собрание - состоит из 120 депутатов, избираемых всеобщим голосованием. На всеобщих выборах 23-28 мая 1993 г. избрано Учредительное собрание, принявшее новую Конституцию. Со дня вступления в силу Конституции - 24 сентября 1993 г. - преобразовано в Национальное собрание как постоянно действующий законодательный орган. Правительство формируется на коалиционной основе. (А. К.)...


    РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 
    • совокупность методов и способов осуществления государственной власти, используемых стоящими у власти группами, классами или слоями. Государственный режим является наиболее динамичной составной частью формы государства, чутко реагируя на происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде наиболее важные процессы и изменения, в частности, в соотношении социально-классовых сил. Государственный режим в значительной мере индивидуализирует форму государства. Он выступает в качестве важнейшей составной части политического режима, охватывающего не только государство, но и все другие элементы политической системы общества. О характере режима в той или иной стране могут свидетельствовать разнообразные факторы: способ и порядок формирования органов государственной власти, управления и правосудия; порядок распределения компетенции между различными органами и характер их взаимоотношений; степень реальности и гарантированности прав и свобод граждан; роль права в жизни общества и в решении государственных дел; место и роль в государственном механизме армии, полиции, контрразведки, разведки и других аналогичных им структур: степень реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством; основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов и др. Как показывает политическая практика, стоящий у власти слой или класс во всех странах неизбежно вырабатывает два метода борьбы отстаивания своего господства, то сменяющих друг друга, то переплетающихся в различных сочетаниях. Это, во-первых, метод насилия и, во-вторых, метод "либерализма" - метод расширения политических прав граждан, метод уступок. В зависимости от того, какой из них в той или иной стране выступает на первый план, различают два основных вида государственных режимов: авторитарный (антидемократический) и демократический ("либеральный"). (М. М.)...


    ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ 
    • организация государственной жизни в соответствующей стране на демократических началах: широкие права и свободы граждан; политический плюрализм и многообразие общественных объединений; наличие у населения права выбирать государственные органы и должностных лиц; избирательная система, построенная на состязательности и конкуренции; публичность и гласность деятельности государственных органов; режим законности и др. (См.: Демократия. Демократическая республика). (С. А.)...


    ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ 
    • реальные характер и организация политической и прежде всего государственной власти в стране, роль тех или иных государственных институтов (президент, парламент, парламентская оппозиция, суды, конституционное правосудие, аппарат чиновничества, армия и т. д.); фактическое положение с демократическими правами и свободами граждан, политическим плюрализмом (хотя официально и провозглашенными); роль общественного сознания, имущественных, национальных, клано-вых, религиозных и иных групп, их влияние на государственную власть, общественные дела, нравственность, обычаи; состояние законности, методы борьбы с преступностью и обеспечения правопорядка,(С. А.)...


    АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ 
    • концентрация главных функций государственной (политической) власти в руках группы лиц или одного человека. При А. р. существуют и представительные органы, могут проводиться референдумы, народные обсуждения и т. д. Суть А. р. связана с используемыми методами: навязывание обществу определенной идеологии, ограничение демократических свобод, отмена либо формальное существование ряда конституционных институтов, контроль властвующих организаций над общественными, отсутствие оппозиции либо, если она допускается, весьма ограниченные возможности ее действий, жесткая цензура в отношении средств массовой информации, тщательный контроль за гражданами и т. д. (С. А.)...


    МОНАРХИЧЕСКИЙ СТРОЙ 
    • форма правления в государстве, при которой во главе государства стоит монарх. Строго формально о монархическом строе можно говорить применительно к любому государству, где главой государства является монарх. Но, как правило, выражение "монархический строй" чаще употребляют по отношению к государствам, где монарх играет важную роль, а сам государственный строй можно назвать довольно консервативным. Если же роль монарха скромна, о монархическом строе обычно не упоминают. Иначе говоря, реальный политический режим зависит не столько от наличия этого института власти, сколько от полномочий и влияния монарха, парламента и правительства (см.: Монардгия). (С. А.)...


    ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА 
    • территориальная единица или значительная ее часть, где установлен особый и льготный порядок хозяйственной деятельности. Например, в соответствии с Федеральным законом РФ ''Об особой экономической зоне в Калининградской области" от 15 ноября 1995 г. О. э. з. - территория области, за исключением территорий объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение для РФ, а также объектов нефтегазовых отраслей добывающей промышленности на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ. Развитие указанной О. э. з. осуществляется на основе федеральной государственной программы развития О. э. з., утверждаемой Правительством РФ по представлению органов государственной власти Калининградской области. В О. э. з. устанавливается особый, льготный режим инвестиций и предпринимательской деятельности,в том числе внешнеэкономической и инвестиционной.(С. А.)...


    ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 
    • в соответствии с Федеральным законом "Об обороне" от 24 апреля 1996 г. особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающий ограничения прав и свобод. Вводится на всей территории РФ или в отдельных ее местностях в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации. В Российской Федерации право введения В. п. предоставлено Президенту РФ. Согласно Конституции РФ, в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ч. 2 ст. 87). Совет Федерации должен утвердить соответствующий указ Президента (ст. 102 Конституции). Режим В. п. определяется федеральным конституционным законом (который еще не принят). Согласно ФЗ "Об обороне", Президент РФ объявляет состояние войны, общую и частичную мобилизацию, В. п. на всей территории РФ или в отдельных ее местностях. Он отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами о ведении военных действий. Президент вводит в действие нормативные акты военного времени, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении. Таким образом, В. п. характеризуют: особые правила (порядок) деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; возможность создания специальных государственных органов либо возложения определенных функций на существующие; временные ограничения прав и свобод граждан и их объединений; возможность ведения военных действий, передвижения войск; применение средств защиты, маскировки и т. п.; особый статус территории, включая въезд, выезд, передвижение и др.; ужесточение дисциплины и ответственности; специфические правила использования государственного и иного имущества; особые нормативные акты для В. п. и др. (Для сравнения см.: Чрезвычайное положение.) Окончание (отмена) В. п. должно быть объявлено также указом Президента РФ. (С. А.)...


    КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ 
    • сложная общественно-политическая и государственно-правовая категория, основу которой составляют идеалы конституционной демократии (т. е. демократии, базирующейся на наличии конституции как особом документе государства и общества), наличие определенных институтов власти, соответствующего конституции политического режима и система защиты ценностей демократии, прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя в целом. К. - это идеал, к которому должно стремиться общество, идущее по пути социального прогресса. Основными компонентами являются: 1) конституционные идеи, в частности, глубокое почитание связанности государства и общества правом, законом; приоритет человеческой личности, уважение ее достоинства; участие непосредственно народа в осуществлении функций власти, не просто наличие определенных государственных органов, а демократический порядок их формирования, подчиненность деятельности этих органов интересам народа; наличие процессуальных механизмов защиты прав и свобод граждан, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, создания и участия в государственно-политических делах общественных объединений; общественное сознание, построенное на убеждении в необходимости и пользе институтов власти и государственных законов, их оформляющих, возможности достижения социальной справедливости и защиты обоснованных интересов посредством своих действий и шагов властей, основанных на нормах права; 2) наличие нормативно-правового фундамента, что проявляется, прежде всего, в создании и принятии официальной конституции, закрепляющей набор конституционно-правовых институтов. Последние в совокупности создают демократический К., когда в них отражаются: демократическое общество и государство; свобода личности, демократические права и свободы граждан; инструменты власти, сочетающие прямое народовластие и органы, формируемые демократическим путем, испытывающие на себе влияние народа, имеющие необходимые полномочия и средства воздействия друг на друга; избирательная система, основанная на всеобщности, свободе и состязательности выборов; политический плюрализм и многопартийность; 3) наличие определенного фактического политического режима, адекватного конституции. Налицо может быть реакционная конституция и соответствующий ей политический режим. Ни о каком К. в данном случае говорить нельзя. Надо предполагать демократическую конституцию и вытекающий из нее политический режим. Не может быть К., когда конституция звучит демократически, а режим ей не соответствует (как это было, например, при принятии Конституции СССР 1936 г.). Таким образом, частью К. является соответствие конституции фактическим общественным отношениям; 4) система защиты конституционного строя и конституции. К. требует верховенства конституции. Нельзя подменять ее положения законом, указом президента, актом правительства. В федеративном государстве не может быть свед?.ния на нет конституции всего государства конституцией, уставом субъекта. Верховенство связано не только с субординацией актов, но также и с обеспечением авторитета конституции, в том числе в общественном сознании. (С. А.)...


    ГОСУДАРСТВО АВТОРИТАРНОЕ 
    • государство, в котором господствует антидемократический, авторитарный режим. Авторитарный режим характеризуется ликвидацией или значительным ограничением прав и свобод граждан, запрещением оппозиционных партии и других организации. ограничением роли выборных государственных органов и усилением роли исполнительно-распорядительных органов, сосредоточением огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведением роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов. Логически завершенной и наиболее опасной формой авторитарного режима является фашизм. Фашистский режим как крайняя форма авторитарного режима в 30-40-е гг. XX в. в ряде западных стран полностью ликвидировал буржуазно-демократические права и свободы, уничтожил все или почти все оппозиционно настроенные организации и учреждения, выдвинул на первый план и широко использовал террористические методы правления. Широкая социальная база фашизма создается в основном за счет мелкой, жаждущей власти и богатства буржуазии (отчасти - средней буржуазии) и обманутых слоев рабочего класса и крестьянства. Появление фашистских режимов является показателем резкого обострения социально-классовых противоречий внутри общества, кризиса политической власти господствующего класса, свидетельством того, что правящая элита не в состоянии больше обеспечить свое господство, опираясь лишь на либерально-демократические методы. Она вынуждена под страхом утраты государственной власти прибегать к широкому использованию террористических методов. Ярким примером тому могут служить фашистские режимы, существовавшие в довоенный период в Германии и Италии. Характерными чертами фашистских режимов в этих странах были: сочетание репрессивных методов правления с широкой социальной и политической демагогией по поводу защиты прав неимущих слоев; официально насаждаемый через средства массовой информации антикоммунизм и антисемитизм; прикрытие антинародной политики лозунгами заботы о благе народа; постоянно проводимая на государственном уровне "охота на ведьм'' - коммунистов и иных не согласных с проводимой фашистскими лидерами политикой; повседневная опора правящих кругов на армию, полицию и другие репрессивные органы; непререкаемая власть вождя - фюрера и дуче, ставших "богами" фашистской Германии и Италии. Кроме названных существует ряд других особенностей фашистских режимов. Одной из важнейших является абсолютное доминирование исполнительной власти над законодательной. Диктатура исполнительной власти устанавливается повсеместно под предлогом проведения "кардинальных реформ", борьбы за "единство нации", за установление "подлинной" демократии, торжество законности и справедливости. Деятельность парламентских структур при этом полностью парализуется и политически нейтрализуется. Представительная власть народа заменяется властью политиканствующей клики. Парламент практически лишается своей традиционной компетенции - творить законы. (М. М.)...


    ОСОБО ОХРАНЯЕМАЯ ПРИРОДНАЯ ТЕРРИ 
    • участок земли, водной поверхности и воздушного пространства над ним, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Они изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для них установлен режим особой охраны в соответствии с Федеральным законом РФ "Об особо охраняемых природных территориях" 1995 г. Закон называет следующие категории О. о. п. т.: государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты. О. о. п. т. могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Это означает, что они находятся, соответственно, в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности и ведении федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления.(С. А.)...


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь