RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    СООТЕЧЕСТВЕННИК 
    ДИАСПОРА 
    • совокупность представителей какой-либо нации, народности, имеющей свое государственное образование в другом государстве, но проживающей на территории данного государства (например, русская Д. на Украине, украинская Д. в России). В конституционно-правовом плане понятие "диаспора" может учитываться при нормативном закреплении основ политики государства в отношении соотечественников (см.: Российский соотечественник. Российская диаспора). (С. А.)...


    РОССИЙСКАЯ ДИАСПОРА 
    • понятие, известное в международном праве, некоторых гуманитарных науках и постепенно приобретающее конституционно-правовые характеристики. В принятой 8 декабря 1995 г. Государственной Думой Декларации о поддержке российской диаспоры и о покровительстве российским соотечественникам говорится, что Российская Федерация рассматривает Р. д. всех выходцев из Союза ССР и России и их прямых потомков независимо от национальной и этнической принадлежности, языка, вероисповедания, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств, не являющихся гражданами РФ и признающих свою духовную или культурно-этническую связь с РФ или любым из ее субъектов (см. также: Российский соотечественник). (С. А.)...


    УЧАСТОК ПОЛИЦЕЙСКИЙ 
    • 1) территория, на которой должен действовать низовой орган полиции (российский дореволюционный и зарубежный опыт); 2) помещение, в котором расположен такой полицейским орган. (К. Г.)...


    ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖД 
    • категория, вошедшая в российский конституционный лексикон в последние годы (см.: Гражданин. Основные права и свободы. Основное право. Основная обязанность).(С. А.)...


    ПЛЮРАЛИЗМ 
    • понятие, входящее с недавних пор в российский конституционный лексикон и означающее возможность существования разнообразия мнений по тому или иному общественно значимому вопросу и различных общественных объединений граждан (см. также: Политический плюрализм).(С. А.)...


    ДУМА 
    • 1) в Средние века в Русском государстве - сословно-представительный орган, созывавшийся царями для рассмотрения важных вопросов социально-политического характера; 2) в начале XX в. Государственная дума - первый общегосударственный российский парламент. Д. - наименование и местных выборных (представительных) учреждений; 3) в настоящее время Государственная Дума Федерального Собрания РФ - нижняя палата российского парламента как органа государственной власти. Состоит из 450 депутатов: 225 из них избираются по одномандатным территориальным избирательным округам, 225 - по федеральным спискам избирательных объединений, т. е. политических партий, движений (см.: Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации); 4) Думами названы представительные (законодательные) органы власти ряда субъектов РФ, а также представительные органы местного самоуправления многих городов и районов. (С. А.)...


    ЗАЩИТА И ПОКРОВИТЕЛЬСТВО 
    • усилия государства и его органов по обеспечению интересов своих граждан, находящихся за границей. Часть 2 ст. 61 Конституции РФ гласит, что Российская Федерация "гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами". Из такого же рода задач государства исходит и российский Закон о гражданстве 1991 г. Покровительство - это своего рода патронаж Российского государства по отношению к своим гражданам, находящимся за рубежом, т. е. предоставление каждому возможности жить там и действовать с учетом местных законов, осознавая в то же время свою принадлежность к российскому гражданству. Защита - более конкретные шаги органов государственной власти страны, дипломатических и консульских представительств в соответствующих странах в целях обеспечения прав граждан РФ, в том числе в отношении детей, личной неприкосновенности, должного обращения при задержании, подозрении в совершении правонарушения, при проведении судебного разбирательства, отбытии наказания и т. д. (С. А.)...


    РОССИЙСКИЙ СООТЕЧЕСТВЕННИК 
    • понятие, вошедшее в обиход после распада СССР и постепенно приобретающее конституционно-правовые характеристики. В последнее время Президент РФ, Государственная Дума (ГД), Правительство РФ издали ряд документов, направленных на поддержку Р. с. и российской диаспоры в зарубежных странах. Эта задача стала особенно актуальной потому, что за пределами РФ после упразднения СССР осталось примерно 25 млн. русских, большое число лиц, относящихся к другим титульным нациям в РФ, а также иных лиц, для которых русский язык является родным и связи с Россией имеют важное значение. 8 декабря 1995 г. ГД приняла Декларацию о поддержке российской диаспоры и о покровительстве Р. с., в которой говорится, что Российская Федерация "рассматривает как российских соотечественников всех выходцев из Союза ССР и России и их прямых потомков независимо от национальной и этнической принадлежности, языка, вероисповедания, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств, не являющихся гражданами Российской Федерации и заявивших явным образом о своей духовной или культурно-этнической связи с Российской Федерацией или любым из субъектов Российской Федерации и подтвердивших эту связь". В РФ принят ФЗ от 5 марта 1999 г. "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом". Он исходит из того, что: РФ - правопреемник и правопродолжатель Российского государства, Российской республики, РСФСР и СССР; институт российского гражданства соотнесен с принципом непрерывности российской государственности; отношения с соотечественниками за рубежом являются важным направлением внешней и внутренней политики РФ; защита основных прав и свобод человека и гражданина способствует политической и социальной стабильности, укреплению сотрудничества между народами и государствами; соотечественники, проживающие за рубежом, вправе полагаться на поддержку РФ в осуществлении своих гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав, сохранении самобытности; советы (комиссии) соотечественников представляют интересы соотечественников за рубежом в органах государственной власти РФ и субъектов РФ; деятельность РФ в области отношений с соотечественниками за рубежом должна проводиться в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ с учетом законодательства государств проживания соотечественников. Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии. Под понятием "соотечественники за рубежом" по данному ФЗ подразумеваются: граждане РФ, постоянно проживающие за пределами территории РФ; лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы (эмигранты) из Российского государства. Российской республики, РСФСР, СССР и РФ, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства; потомки лиц, принадлежащих к вышеуказанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств. Признание своей принадлежности к соотечественникам лицами, состоявшими в гражданстве СССР, выходцами (эмигрантами) и потомками соотечественников должно быть актом свободного выбора. Принадлежность к соотечественникам подтверждается специальным документом (свидетельством) установленного Правительством РФ образца. Цели государственной политики РФ в отношении соотечественников заключаются в оказании им государственной поддержки и помощи в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством РФ, а также с учетом законодательства иностранных государств в реализации и обеспечении прав и свобод человека и гражданина, в том числе права: свободно выражать, сохранять и развивать свою самобытность, поддерживать и развивать духовный и интеллектуальный потенциал; устанавливать и свободно поддерживать всесторонние связи между соотечественниками и связи с РФ, получать информацию из РФ; создавать национально-культурные автономии, общественные объединения, средства массовой информации и участвовать в их деятельности; участвовать в работе неправительственных организаций на национальном и международном уровнях; участвовать в развитии взаимовыгодных отношений между государством проживания и РФ; осуществлять свободный выбор места жительства или права на возвращение в РФ. Соотечественники - граждане РФ, проживающие за границей, имеют такие же права, как и граждане РФ, проживающие в РФ, реализуемые с учетом специфики их проживания за рубежом. Отношения с иными соотечественниками строятся с учетом обладания ими гражданством других государств или состояния безгражданства, РФ оказывает различную поддержку этим категориям лиц в рамках законов. Во время пребывания на территории РФ соотечественники, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных Конституцией РФ, международными договорами РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Дискриминация граждан РФ, проживающих за рубежом, может быть основанием для пересмотра политики РФ в отношении иностранного государства, в котором такая дискриминация имеет место. Несоблюдение иностранным государством общепризнанных принципов и норм международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина в отношении соотечественников является достаточным основанием для принятия органами государственной власти РФ предусмотренных нормами международного права мер по защите интересов соотечественников. Органы государственной власти РФ и субъектов РФ стимулируют сотрудничество российских организаций с хозяйствующими субъектами соотечественников, содействуют созданию совместных организаций, товариществ и обществ, участию соотечественников в инвестициях в российскую экономику, поощряют связи российских организаций независимо от форм собственности с иностранными предприятиями, на которых работают преимущественно соотечественники, развитие взаимовыгодной кооперации между ними в соответствии с законодательством РФ и законодательством иностранных государств. Указанные органы государственной власти могут оказывать в социальной области поддержку социально незащищенным категориям соотечественников на основании международных договоров РФ и в соответствии с законодательством РФ. (С. А.)...


    ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР 
    • категория, появившаяся в 1992 г. и вошедшая с этого времени в российский конституционный лексикон. Напомним, что хотя РСФСР была объявлена федеративным государством еще в январе 1918 г., природа РСФСР во все времена ее пребывания в составе СССР как одной из союзных республик была неясна. Все начала, характерные для федерации, концентрировались на уровне СССР, в том числе и для автономных республик, областей и округов, входивших в состав РСФСР. Особо должна была быть определена природа РСФСР как федеративного государства. Необходимо иметь в виду, что до этого времени основой федеративного государства в нашей стране считался исключительно национальный признак, т. е. субъектами федерации могли быть только национальные республики или автономии. К началу 1992 г. возобладал другой подход: федерация может состоять как из национальных, так и территориальных образований. Иначе говоря, субъектами РФ могут быть не только республики, автономная область, автономные округа, но также и края, области и города федерального значения. Отражение новой природы РФ первыми зафиксировали три документа, в совокупности именуемые Ф. д. Это - подписанные 31 марта 1992 г. представителями трех групп указанных субъектов Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти соответственно - республик в составе РФ; краев, областей, городов Москва и Санкт-Петербург; автономной области, автономных округов в составе РФ. Но решением VI Съезда народных депутатов РФ от 10 апреля 1992 г. Ф. д. в целом был объявлен составной частью Конституции РФ, а его положения были включены в различные главы Конституции России. При подготовке новой Конституции РФ вопрос о том, включать ли в нее Ф. д., был предметом острых дискуссий. В конце концов в оба ведущих проекта - Президента РФ и Конституционной комиссии - Ф. д. был включен. Но на последнем этапе разработки президентского проекта, который, как известно, стал основой новой Конституции, Ф. д. как отдельная часть из проекта был исключен. В таком виде и была принята Конституция РФ. Однако это не значит, что Ф. д. перестал действовать. В ст. 11 Конституции РФ говорится: разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Таким образом, с этим актом следует считаться. Правда, в "Заключительных и переходных положениях" Конституции сказано, что в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Ф. д., других договоров между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ, а также договоров между органами власти субъектов РФ действуют положения Конституции РФ. Руководители некоторых субъектов РФ считают, что следует разработать и подписать новый Ф. д. (см. также: Договорная федерация). (С. А.)...


    МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕ 
    • один из видов избирательной системы, применяемый во многих странах, в том числе и в Российской Федерации. Другим видом является пропорциональная избирательная система. М. и. с. имеет свои разновидности. Суть М. и. с. состоит в следующем. Территория государства или представительного органа разбивается на территориальные единицы - избирательные округа, от каждого из которых избирается чаще один, а иногда два и более депутата. Каждый кандидат выдвигается и избирается в личном качестве, хотя при этом может быть обозначено, какую партию или движение он представляет. Если для победы кандидату необходимо набрать голосов не только больше чем у соперников, но и не меньше половины от числа избирателей, принявших участие в голосовании, это принято называть М. и. с. абсолютного большинства. Если победителем считается кандидат, набравший большее число голосов, чем его соперники (т. е. большинство "относительно" своих конкурентов), и при этом неважно, какой процент (или часть) оно составит от количества проголосовавших избирателей, это принято называть М. и. с. относительного большинства. Если для победы необходимо определенное число голосов (например, 2э%, 30%, 40%, 2/3 числа участвующих в выборах избирателей), это - М. и. с. квалифицированного большинства. Голосование по М. и. с. относительного большинства проводится в один тур, по другим разновидностям - в два тура. Победившим в первом туре считается тот, кто перешагнул установленную законом планку. В противном случае во второй тур выходят два кандидата, получившие наибольшее число голосов, а победителем во втором туре будет считаться тот, кто набрал определенное число голосов либо большее число голосов, чем соперник. Плюсами М. и. с. считаются ее результативность (всегда есть победитель) и предметность голосования (избиратель отдает предпочтение конкретному человеку; депутаты должны поддерживать постоянные связи с избирателями, надеясь на их поддержку на следующих выборах). Минусом М. и. с. является низкая репрезентативность (представительность) депутата, победившего в выборах. В Российской Федерации для выборов в Государственную Думу с 1993 г. применяется принцип сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. При этом М. и. с. выглядит следующим образом. Установлено, что 225 (т. е. половина) депутатов ГД избираются на основе М. и. с. по одномандатным (один округ - один мандат) избирательным округам, образуемым в субъектах РФ на основе единой нормы представительства, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах Федерации, число избирателей в которых меньше среднего числа избирателей, установленного ЦИК РФ для одномандатного избирательного округа (см.: Избирательный округ). Для победы по округу надо набрать большее число голосов, чем у других кандидатов (относительное большинство), т. е.это - М. и. с. относительного большинства. Выборы считаются состоявшимися, если проголосовало не менее 25% зарегистрированных избирателей. Выборы в ГД по М. и. с. подтверждают сделанный выше вывод о невысокой репрезентативности. Представим, что в избирательном округе - 1 млн. избирателей. Для того чтобы выборы состоялись, достаточно явки на избирательные участки 250 тыс. избирателей. Допустим, что в округе выдвинуто 10 кандидатов в депутаты. При примерно равном распределении голосов победителю необходимо получить ориентировочно чуть больше 25 тыс. голосов. По М. и. с. проводились выборы половины депутатов ГД в 1993 и 1995 гг. В 1993 г., когда был учрежден российский парламент - Федеральное Собрание, - в его верхнюю палату - Совет Федерации - также избиралось по два депутата от каждого субъекта РФ. Использовалась М. и. с. относительного большинства с той разницей, что округ был двухмандатным (т. е. от него избиралось не по одному, а по два депутата) и избирательным округом являлась территория каждого субъекта РФ. Представительным органам власти субъектов РФ в 1993 г. была дана возможность вводить и мажоритарную, и смешанную мажоритарно-пропорциональную систему. Однако все предпочли проводить выборы в парламенты субъектов РФ по территориальным избирательным округам. Кое-где образовывались одновременно два вида таких округов: обычные (по численности избирателей) и административно-территориальные (округом становился, соответственно, район или город, от которого избирался депутат в парламент субъекта РФ). В настоящее время большинство субъектов РФ применяет М. и. с. и лишь некоторые - смешанную избирательную систему. На выборах в представительные органы местного самоуправления (т. е. собрания, думы городов и районов) депутаты избираются по М. и. с. Правда, кое-где не образовываются отдельные избирательные округа, а вся территория является единым многомандатным округом. Однако каждого депутата избирают в личном качестве, что как раз и характерно для М. и. с. (С. А.)...


    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ РОССИЙСКОЙ 
    • один из атрибутов (символов) РФ как государства. Согласно Положению о Государственном флаге РФ, утвержденному Указом Президента РФ от 11 декабря 1993 г. (в редакции Указов от 20 августа 1994 г., 25 и 28 сентября 1999 г.), Г. ф. РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине - 2:3. Согласно ст. 70 Конституции РФ, государственные флаг, герб и гимн РФ, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом. (Пока он не принят.) По Конституции 1978 г. (ст. 181) Г, ф. РСФСР представлял собой красное прямоугольное полотнище со светло-синей полосой у древка по всей ширине флага, которая составляла одну восьмую длины флага. В левом верхнем углу красного полотнища изображались золотые серп и молот и над ними - красная пятиконечная звезда, обрамленная золотой каймой. Отношение ширины флага к его длине было 1:2. Трехцветный российский флаг официально заменил прежний флаг на основе постановления Верховного Совета РСФСР "Об официальном признании и использовании Национального флага РСФСР" от 22 августа 1991 г. В нем говорилось, что до установления специальным законом новой государственной символики РФ считать исторический флаг России - полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос - официальным Национальным флагом РФ. При конституционной реформе 1 ноября 1991 г. положение о тех же трех цветах государственного флага РСФСР и отношении ширины флага к его длине 1:2 включается в Основной Закон. Положение 1993 г. определило сегодняшние, приведенные выше параметры Г. ф. РФ. Г. ф. РФ поднимается на зданиях, где проводятся заседания Государственной Думы и Совета Федерации, зданиях-резиденциях Президента РФ, Правительства РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ - постоянно; на зданиях центральных органов федеральной исполнительной власти, других органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, а также на жилых домах - в дни государственных праздников и памятных событий; на зданиях дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств РФ за границей или при международных организациях - в соответствии с нормами международного права, правилами дипломатического протокола и традициями страны пребывания; на транспортных средствах Президента РФ, Председателя Правительства РФ, руководителей государственных и правительственных делегаций, глав дипломатических представительств, консульских учреждений РФ за границей, глав постоянных представительств РФ при международных организациях, на морских судах, судах внутреннего плавания, на которых в качестве официальных лиц находятся Президент РФ, Председатель Правительства РФ или другие лица, представляющие Президента и Правительство РФ, - в соответствии с морскими традициями и правилами дипломатического протокола; на судах, внесенных в Государственный судовой реестр РФ или судовой реестр Государственной речной судоходной инспекции - в качестве кормового флага; на буксирных судах - на носовом флагштоке или гафеле. Судно, плавающее под государственным или национальным флагом иностранного государства, должно при прохождении внутреннего моря и(или) внутренних судоходных путей РФ либо во время стоянки в порту РФ в дополнение к своему флагу поднимать и нести в соответствии с международными морскими обычаями также и Г. ф. РФ. Г. ф. РФ может находиться в рабочих кабинетах Президента РФ, председателей палат Федерального Собрания, Председателя Правительства РФ, федеральных судей, прокуроров, руководителей других государственных органов, органов местного самоуправления. Г. ф. РФ может быть поднят во время церемоний и других торжественных мероприятий, проводимых органами государственной власти РФ, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности, а также семейных торжественных мероприятий. Кроме того, Г. ф. РФ может быть поднят в знак траура. В таких случаях в верхней части древка (мачты) Г. ф. РФ крепится черная лента, длина которой равна длине полотнища флага. В знак траура Г. ф. РФ может быть также приспущен до половины древка (мачты). Свои флаги могут иметь субъекты РФ, административно-территориальные единицы, а также предприятия, учреждения и организации. Однако они не могут быть идентичными Г. ф. РФ. Последний не может использоваться и в качестве геральдической основы указанных флагов. При одновременном поднятии Г. ф. РФ и этих флагов Г. ф. РФ должен быть поднят с левой стороны здания (если стоять лицом к фасаду), а любой другой флаг - с правой стороны; при одновременном поднятии нескольких флагов Г. ф. РФ должен располагаться в центре (при нечетном числе флагов - левее центра). Причем в этих случаях размер любого другого флага не должен быть больше размера Г. ф. РФ. Контроль за соблюдением норм Положения 1993 г. возлагается на Геральдический совет при Президенте РФ. (С. А.)...


    УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕК 
    • должность, учрежденная Конституцией РФ 1993 г. Действует в соответствии с Федеральным конституционным законом (ФКЗ) об Уполномоченном по правам человека Российской Федерации от 26 февраля 1997 г. Институт Уполномоченного по правам человека "пришел" в Россию из зарубежных стран, где он имеет сходное и иные названия (омбудсман, народный защитник и др.), но суть, в принципе, едина: главная задача данного лица - защита прав человека. Российский ФКЗ гласит, что должность Уполномоченного учреждается в соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Должность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Уполномоченный назначается Государственной Думой сроком на 5 лет. На эту должность может быть назначено только лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд. В соответствии с ФКЗ Уполномоченный рассматривает жалобы граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие)государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Уполномоченный не рассматривает жалоб на решения палат Федерального Собрания и законодательных органов субъектов РФ. Приняв жалобу к рассмотрению, Уполномоченный информирует соответствующий орган, должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются. Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению. При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе: беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации, воинские части и общественные объединения; запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы; получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей; проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц; поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений; знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел. По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, воинских формирований, администраций мест принудительного содержания. Уполномоченный обязан направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе: 1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах; 2) обратиться в компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина; 3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи; 4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; 5) обращаться в Конституционный Суд (КС) РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Уполномоченный вправе направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур. Уполномоченный может ставить перед субъектами права законодательной инициативы вопрос о восполнении пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ. В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы (ГД). Он вправе обратиться в ГД с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно или через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаний. По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту РФ, в СФ и ГД, Правительство РФ, КС РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Генеральному прокурору РФ. Возможны и специальные доклады, направляемые в ГД. Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается рабочий аппарат, а также может создаваться экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области прав и свобод человека и гражданина. (С. А.)...


    ТЫВА 
    • (Республика Тыва) - входит в состав РФ. В Конституции Т., принятой Верховным Советом 21 октября 1993 г.. Т., пожалуй, в гораздо большей мере, чем другие республики, подчеркивает свое независимое положение в РФ. Согласно ст. 1 - суверенное демократическое государство в составе РФ, имеет право на самоопределение и выход из состава РФ путем всенародного референдума Т. (следует заметить, что Конституция РФ не предусматривает права субъекта на выход из РФ). Основой государственного суверенитета, согласно Конституции Т., является право республики на свою территорию, природные богатства, определение государственного устройства, внешней и внутренней политики. Статус Т. не может быть изменен без ее согласия. Изменение конституционно-правового статуса республики осуществляется на основе волеизъявления двух третей граждан Т., обладающих избирательным правом, с принятием соответствующего закона Т. (ст. 1). В период чрезвычайных ситуаций, политического и государственного кризиса в РФ, говорится в ст. 2 Конституции Т., на территории Т. действуют Конституция и законы Т. При этом вся власть переходит к Верховному Хуралу, Президенту, Правительству Т., приводится в действие Закон Т. "Об обеспечении безопасности и государственного суверенитета Республики Тыва". Согласно Конституции Т., государственным языком Т. является язык тыва. Русский язык на территории Т. действует как общефедеральный государственный язык. Тыва и русский языки равноправно употребляются во всех сферах общения, регулируемых законодательством, в том числе - на всех предприятиях, в учреждениях и организациях, а также в органах власти и управления (ст. 33). Столица Т. - г. Кызыл. В Конституции Т. закреплены основы статуса ее граждан и экономики Т. В некоторых положениях нормы не соответствуют федеральному законодательству. Например, правомерно заявляя, что Т. устанавливает свое гражданство и что граждане Т. являются одновременно гражданами РФ, ст. 31 Конституции далее гласит: гражданин Т. обладает правом принимать гражданство иностранного государства в соответствии с законом Т. На самом же деле такие вопросы решаются в соответствии с действующим законом РФ о гражданстве. Согласно ст. 31 Конституции Т., основания и порядок приобретения, утраты и восстановления гражданства Т. определяются законом Т. с учетом демографической ситуации в Т. и способствуют обеспечению устойчивого преобладания коренной нации, защите ее этнического, культурного и духовного наследия и достояния (ст. 31). Разумеется, интересы коренной нации необходимо учитывать, однако российский закон о гражданстве запрещает дискриминацию в приобретении гражданства. Согласно ст. 14 Конституции Т., земля, ее недра, воздушное пространство, воды, леса, растительный и животный мир, другие природные ресурсы и все виды собственности, находящиеся на территории Т., являются ее достоянием (собственностью). Однако на территории субъекта может быть и федеральная собственность. Владение, пользование и распоряжение собственностью, землей и природными богатствами регулируются законодательством Т., но, по Конституции РФ (ст. 72),- это вопрос совместного ведения РФ и субъекта РФ. В ст. 9 Конституции Т. говорится, что на территории Т. не допускается частная собственность на землю (что допускается Конституцией РФ), она может передаваться в пожизненное наследуемое владение. определяемое законом. В Т. народ является носителем суверенитета и источником государственной власти, осуществляющим власть непосредственно и через органы власти - местное самоуправление. Конституция Т. предусматривает Великий Хурал (съезд) парода Т. - орган всенародного свободного волеизъявления, который наделяется исключительным правом принимать изменения и дополнения в Конституцию Т. на основе итогов всенародного референдума, а также согласованных предложений Верховного Хурала и Президента Т. Законодательную власть в Т. осуществляет Верховный Хурал(парламент). Согласно ст. 62 Конституции Т., Верховный Хурал (ВХ) - представительный и законодательный орган государственной власти - действует на постоянной основе. Он состоит из 32 депутатов, избираемых населением. Срок полномочий ВХ - 4 года. К числу основных полномочий ВХ относятся: принятие Конституции и законов Т., их толкование; определение внешней и внутренней политики, принятие мер по обеспечению безопасности и государственного суверенитета Т.; рассмотрение вопросов территориального устройства Т., по представлению Президента и Правительства Т. - образование и упразднение административно-территориальных единиц; с согласия Президента - назначение и организация проведения всенародных референдумов и всенародных обсуждений проектов законов и других наиболее важных вопросов государственной жизни Т.; утверждение бюджета Т., осуществление контроля за его исполнением, установление налогов и сборов; рассмотрение ежегодного послания Президента Т., ежегодного отчета Председателя ВХ, Правительства, председателей высших судов Т.; по итогам отчетов в случае признания работы неудовлетворительной - выдвижение требований к Президенту Т. об отставке Правительства Т. в целом или отдельных его членов, смещение с должности председателей ВХ или высших судов; отрешение от должности Президента Т. на основании решения Конституционного Суда Т.; дача согласия Президенту на назначение и освобождение от должности членов Правительства Т., по представлению Президента Т. - образование и упразднение министерств и государственных комитетов Т.; избрание и освобождение судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Т., избрание и освобождение председателей этих судов; по представлению Президента Т. - назначение и освобождение Прокурора Т. и членов коллегии прокуратуры, а также председателя Следственного комитета и директора Департамента налоговой полиции Т.; утверждение республиканских программ экономического, социального, национально-культурного развития, учреждение республиканских фондов социально-экономического развития и осуществление контроля за их исполнением; ратификация и денонсация международных и межреспубликанских договоров Т. и др. Некоторые полномочия ВХ сформулированы без учета законодательства РФ. Это касается как названных выше полномочий относительно Верховного и Высшего Арбитражного Судов и Прокурора республики, так и ряда других вопросов. В частности: ВХ по представлению Президента Т. и в порядке, согласованном им с соответствующими органами управления РФ, утверждает либо отклоняет назначение на должность военного комиссара Т., начальника штаба Гражданской обороны Т., начальника подразделения транспортной милиции, командиров пограничных, внутренних и других родов войск, определяет порядок их деятельности на территории Т.; на основании рекомендаций Верховного Хурала (съезда), Совета безопасности Т. и по предложению Президента Т. принимает решения по вопросам войны и мира, объявляет военное положение; контролирует денежную эмиссию в республике. Однако все перечисленные вопросы относятся к ведению РФ....







Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь