Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНО
|
- обобщенное наименование органов исполнительной власти РФ, используемое Конституцией и другими нормативными актами РФ. В соответствии с Указом Президента РФ "О системе федеральных органов исполнительной власти" от 14 августа 1996 г. (с последующими изменениями) в систему этих органов входят министерства РФ (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты РФ, федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а также Управление делами Президента РФ. Министерство РФ - Ф. о. и. в., проводящий государственную политику, осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий деятельность в этой сфере иных Ф. о. и. в. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр). Государственный комитет РФ и федеральная комиссия России - Ф. о. и. в., осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет, федеральную комиссию возглавляет председатель. Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России - Ф. о. и. в., осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу России возглавляет руководитель (директор) федеральной службы России, российское агентство - генеральный директор российского агентства, федеральный надзор России - начальник федерального надзора России. Создание Ф. о. и. в., их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Федеральный министр назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Председатель государственного комитета, федеральной комиссии, руководитель (директор) федеральной службы, генеральный директор российского агентства и начальник федерального надзора назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ. Таким образом, министерства РФ в принципе можно считать имеющими более высокий ранг по сравнению с иными Ф. о. и. в., поскольку министры назначаются Президентом РФ и входят в состав Правительства РФ, а руководители остальных органов назначаются Правительством РФ и не входят в его состав. Однако следует иметь в виду, что по указу от 14 августа 1996 г. руководители Ф. о. и. в., подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией и законами РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке, т. е. назначение на должность и освобождение от должности в этом случае производит Президент РФ (см. также: Государственный комитет Российской Федерации. Министерство 'Российской Федерации. Российское агентство. Федеральная комиссия России. Федеральная служба России. Федеральный надзор России). (С. А.)...
|
РОССИЙСКОЕ АГЕНТСТВО
|
- в соответствии с Указом Президента РФ "О системе федеральных органов исполнительной власти" от 14 августа 1996 г. (с изменениями от 6 сентября 1996 г.) - один из видов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющий специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Создание Р. а., его реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Р. а. возглавляет генеральный директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ. Однако следует иметь в виду, что руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией и законами РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. Существуют следующие Р. а.: авиационно-космическое; по боеприпасам; по обычным вооружениям; по системам управления; по судостроению; по государственным резервам; статистическое; дорожное; правительственной связи и информации при Президенте РФ. (С. А.)...
|
РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА
|
- правовой акт Президента РФ, президента республики в составе РФ. Согласно ст. 90 Конституции РФ, Президент РФ издает указы и распоряжения. Эти акты обязательны для исполнения на всей территории РФ. Указы и Р. П. РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Общий подход к изданию указов и Р. П. РФ таков: указы используются для нормативного регулирования либо для реализации наиболее важных полномочий Президента РФ по отношению к гражданам РФ, например: о награждении орденами и медалями РФ, присвоении почетных званий, приеме в российское гражданство и др. Распоряжения - акты более конкретного характера, касающиеся, например, назначения должностных лиц, проведения каких-либо мероприятий и их финансирования и др. Однако это - именно общий подход, поскольку до последнего времени в отношении распоряжений было немало исключений, состоящих в том, что Президент РФ издает их и как нормативные акты, особенно в области статуса различных подразделений Администрации Президента РФ и иных органов. В последнее время для этой цели все чаще используются указы. (С. А.)...
|
УКАЗ
|
- правовой акт Президента РФ, президента республики в составе РФ. Согласно ст. 90 Конституции РФ, Президент РФ издает У. и распоряжения. Эти акты обязательны для исполнения на всей территории РФ. У. и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. У. Президента РФ могут быть как нормативными актами, так и ненормативными, т. е. актами применения права. Нормативными являются те У., которыми устанавливаются новые общеобязательные правила поведения. Ненормативными являются У., которыми Президент РФ реализует некоторые свои полномочия, установленные законодательством: например, о награждении орденами и медалями РФ, присвоении почетных званий, приеме в российское гражданство и др. Вопрос о пределах прав Президента РФ при издании нормативных У. - объект давней дискуссии. Главной при этом является проблема предмета У. и его соотношения с законом. Конституционный Суд РФ в постановлении от 30 апреля 1996 г. определил, что не противоречит Конституции РФ издание Президентом РФ "указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов". (С. А.)...
|
ПРЯМОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ
|
- перевод в непосредственное управление (под юрисдикцию) президента какой-либо части территории государства. Основанием введения П. п. п. могут быть нестабильное положение на данной территории и неспособность местных органов обеспечить порядок, нормальную жизнь граждан. Введение П. п. п. означает ограничение деятельности местных органов представительной и исполнительной власти, а то и вообще ее временное прекращение с формированием после стабилизации положения новых органов. В Российской Федерации вопрос о П. п. п. обычно возникает тогда, когда в каком-то субъекте РФ положение становится нестабильным, в особенности из-за сепаратистских настроений отдельных групп населения, нежелания властей считаться с центром, появления незаконных вооруженных формирований, создания угрозы для жизни отдельных групп граждан, в силу чего они вынуждены покидать родные места, и т. д. Однако российское законодательство в прямой форме пока не оперирует категорией "прямое президентское правление". Правда, в условиях введения чрезвычайного положения допускается формирование администрации, подчиненной центру, однако местные представительные и исполнительные органы при этом не ликвидируются, хотя и действуют в специфических условиях.(С. А.)...
|
ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСК
|
- прекращение правовой связи лица с Российским государством на основании решений и действий компетентных государственных органов и должностных лиц. В ст. 22 Закона о гражданстве РФ от 28 ноября 1991 г. (с изменениями от 17 июня 1993 и 18 января 1995 гг.) названы следующие основания прекращения российского гражданства: а) вследствие выхода из гражданства; б) вследствие отмены решения о приеме в гражданство', в) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами РФ; г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом. П. г. РФ влечет за собой прекращение гражданства республики в составе РФ. Выход из гражданства может иметь место по ходатайству гражданина или в порядке регистрации. Отмена решения о приеме в гражданство РФ может иметь место в отношении лица, которое приобрело гражданство РФ на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Факт представления заведомо ложных сведений и фальшивых документов устанавливается в судебном порядке. Основанием прекращения российского гражданства могут быть территориальные изменения. Если часть территории РФ отходит другому государству, проживающим на ней лицам разрешается в течение установленного срока определиться - остаются они в гражданстве РФ или приобретают новое. Таким образом, они имеют право на выбор гражданства (оптацию). В случае принятия решения сохранить российское гражданство они обязаны об этом заявить. В противном случае эти лица переходят в гражданство другого государства, которое затем и оформит им новые документы.(С. А.)...
|
ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО
|
- наличие одновременно гражданства (подданства) двух государств. Состояние Д. г. может возникнуть в следующих случаях. Первый связан с коллизией законодательства двух государств, каждое из которых в определенной ситуации подчеркивает свой приоритет. Например, родители ребенка имеют различное гражданство, а в их государствах установлено правило: если один из родителей является гражданином данного государства, то и ребенок является гражданином этого государства. Если государства не признают за своими гражданами гражданства другого государства и не приходят к соглашению, то каждое из них будет считать ребенка своим гражданином и Д. г. не возникнет. Но если государства готовы признать, что в указанной ситуации ребенок приобретает гражданство каждого из родителей, тогда и возникает состояние Д. г. Второй случай - самостоятельное приобретение гражданином гражданства другого государства и последующее признание государством этого второго гражданства. Третий случай - восстановление в гражданстве лица, ранее лишенного гражданства данного государства, с признанием (сохранением)за ним приобретенного иностранного гражданства. Четвертый случай - официальное разрешение государства гражданину приобрести гражданство другого государства при сохранении первого гражданства. В российской практике относительно первого, второго и третьего случаев надо учитывать правило ч. 1 ст. 3 Закона о гражданстве РФ 1991 г. (в редакции 1993 г.), где сказано, что за лицом, состоящим в гражданстве РФ, "не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации". В настоящее время на практике российское гражданство предоставляется или восстанавливается при сохранении иностранного гражданства. А для российского гражданина Д. г. может признаваться по факту его возникновения, т. е. при наличии коллизий с законодательством других стран и при собственных инициативах наших граждан, переселившихся в другие страны и приобретших там гражданство. Четвертый случай возникновения Д. г. прямо предусмотрен действующим российским законодательством. Согласно ст. 62 Конституции РФ, гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. Закон о гражданстве РФ четко говорит о разрешительном характере Д. г.: гражданину РФ "может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор Российской Федерации" (ч. 2 ст. 3). Иначе говоря, Закон закрепляет генеральное правило: во всех случаях (в том числе и в тех, о которых говорилось выше) требуется реакция нашего государства. Формулу "может быть разрешено ... иметь" надо толковать как охватывающую разрешение на получение второго гражданства и на его сохранение, если оно получено самостоятельно без участия нашего государства. Наличие договора с другим государством обозначено как условие приобретения второго гражданства для того, чтобы обеспечить нашему гражданину защиту интересов на территории этого государства, а также для того, чтобы с помощью этого государства можно было найти нашего гражданина и предъявить ему претензии, если обнаружились его невыполненные обязательства в РФ. Отношение к категории Д. г. в России неоднозначно: в нем видят и удачный способ учета интересов миллионов русскоязычных лиц (и прежде всего русских), оказавшихся после распада СССР за пределами РФ, и выступают против него (кстати, в СССР официально Д. г. не признавалось). В большинстве государств - бывших союзных республик в составе СССР - отношение к Д. г. отрицательное. Лишь с Туркменистаном и Таджикистаном Российская Федерация имеет соглашения, признающие Д. г. В проблеме Д. г. надо принимать во внимание аспект, важный для внутренних интересов РФ. Если гражданам иностранных государств разрешить приобретать российское гражданство в качестве второго, большое число граждан республик бывшего Союза ССР предпочтут приобрести гражданство РФ, сохраняя при этом гражданство своих государств, особенно с учетом внутренних конфликтов и войн в своих регионах, а также более высокого материального уровня жизни в РФ. Очевидно, что такая ситуация грозила бы России большими дополнительными проблемами, в том числе связанными с местом жительства, рабочими местами, социальным обеспечением и др. (С. А.)...
|
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
|
- в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 7 июля 1995 г. предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность). В. д. регулируется Конституцией РФ, федеральными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. В соответствии с указанным Законом участниками В. д. являются все российские лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. При этом сама Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования осуществляют В. д. непосредственно только в случаях, установленных законами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. К ведению РФ Закон относит ключевые вопросы в области В. д.. в частности: формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов внешнеторговой политики РФ; обеспечение экономической безопасности, защиту экономического суверенитета и экономических интересов РФ, экономических интересов субъектов РФ и российских лиц; государственное регулирование В. д.; установление обязательных на всей территории РФ стандартов и критериев безопасности и/или безвредности для человека при ввозе товаров и правил контроля за ними; определение порядка ввоза и вывоза вооружений, военной техники и имущества военно-технического назначения, определенных технологий, расщепляющихся материалов, взрывчатых веществ, драгоценных металлов и др.; предоставление государственных кредитов и иной экономической помощи иностранным государствам, их юридическим лицам, международным организациям; установление лимита внешнего государственного долга РФ и управление этим долгом, организацию работы по погашению долгов иностранных государств перед Российской Федерацией и др. Субъекты РФ имеют право осуществлять В. д. на своей территории в соответствии с законодательством РФ. заключать соглашения с субъектами иностранных государств, их административно-территориальными образованиями, предоставлять дополнительные льготы участникам В. д. на своей территории и перед своими бюджетами и др. Само российское государство осуществляет В. д. только в исключительных случаях. Однако регулирование В. д. является прерогативой государства. Особенно это относится к вопросам вывоза и ввоза товаров, где требуется обеспечить интересы государства, здоровье населения. Экспортный контроль, таможенно-тарифное регулирование относятся к ведению государства. Закон 1995 г. предусматривает также возможность государственной монополии на экспорт и/или импорт отдельных товаров, которая устанавливается федеральными законами. Но государственная монополия в данном случае выражается в выполнении экспортно-импортных операций не самим государством, а выдачей лицензий исключительно государственным унитарным предприятиям. (С. А.)...
|
ОБСУЖДЕНИЕ
|
- один из конституционно-правовых институтов непосредственной демократии, суть которого заключается в рассмотрении населением проектов решений государственных органов и органов местного самоуправления, а также важных вопросов жизни государства или соответствующей территории. Основы института О. могут устанавливаться конституцией государства. Например, ст. 5 Конституции РСФСР 1978 г. гласила, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное О. Могут приниматься специальные акты, составляющие основу института О.: например, Закон РСФСР "О народном обсуждении важных вопросов государственной жизни" от 20 апреля 1988 г. Аналогичные акты принимают и субъекты РФ. Институт О. не исключен и в настоящее время. Например, действующий Регламент Государственной Думы (ГД) 1998 г. (ст. 119) предусматривает, что ГД может принять решение о всенародном О. законопроекта, принятого палатой в первом чтении. С точки зрения территориальных масштабов, О. может быть: всенародным (для всей территории РФ; в период существования СССР всенародным являлось О., проводимое в масштабах всего СССР, а российское О. называлось народным, теперь оно приняло на себя наименование всенародное); по вопросам жизни субъекта РФ; местным - по вопросам жизни муниципального образования. Но в принципе не исключено, что в масштабах субъекта или муниципального образования обсуждается проблема, имеющая значение соответственно для всей территории РФ или субъекта РФ. С точки зрения размаха, О. может быть: всеохватывающим - когда участником О. является весь народ страны; О. общественностью - когда в нем участвуют преимущественно общественные объединения и некоторые средства массовой информации (СМИ); О. специалистами - когда оно организуется в профилирующих научных и практических учреждениях. Участие в О. является сугубо добровольным делом гражданина. Оно может осуществляться индивидуально, выражением своего мнения в письменной форме (направление по почте или передача лично своих предложений по обсуждаемому вопросу) или в устной форме с обращением в компетентные органы, в СМИ. Граждане могут осуществлять право на участие в О. и коллективно - проведением собраний, митингов с обсуждением соответствующего вопроса. В этом случае их коллективно выработанные мнения, оценки передаются в виде решений и резолюций в компетентные органы или СМИ. С точки зрения народовластия, О. относится к консультативным формам непосредственной демократии, поскольку высказываемые в ходе О. позиции не имеют формально обязывающего значения для органов, которым предстоит принимать решение или закон, хотя и подлежат учету, если нашли поддержку у значительной группы участников О. Конечно, с этим связана и эффективность О. Его роль ослабляется, если у граждан нет уверенности, что их предложения имеют какое-либо значение; к тому же организаторы О. не связаны обязанностью дать ответ каждому гражданину, выразившему свое мнение в ходе обсуждения.(С. А.)...
|
ВСЕОБЩЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
|
- один из основополагающих принципов избирательного права - права участия в выборах. Оно распадается на две возможности: избирать и быть избранным. Право избирать именуется активным избирательным правом, оно предоставляется гражданам РФ по достижении 18 лет, независимо от видов выборов. Право быть избранным называется пассивным избирательным правом. По некоторым выборам гражданин РФ имеет это право с 18 лет, но чаще - по достижении более старшего возраста (см.: Пассивное избирательное право). Согласно законодательству, гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Иностранные граждане и лица без гражданства в РФ не имеют права участвовать в выборах депутатов и в референдумах. Однако Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ 1997 г. допускает участие иностранных граждан в выборах органов местного самоуправления и в местных референдумах, если заключены соответствующие международные договоры и в их развитие приняты федеральные законы, законы субъектов РФ. Для российских граждан законодательство исключает цензы, ведущие к ограничениям избирательного права, позволяя лишь некоторые ограничения по возрасту (см.: Избирательные цензы). Основанием для включения в список избирателей и предоставления возможности проголосовать является проживание на территории соответствующего избирательного участка. Документом, удостоверяющим гражданство РФ, по Закону о гражданстве от 28 ноября 1991 г. может быть и паспорт, и иное удостоверение личности (ст. 10). Однако факт местожительства пока еще наиболее убедительно удостоверяет штамп прописки, хотя она и не предусмотрена по Закону РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. (вместо этого установлена регистрация гражданина по месту жительства). Гражданин, у которого в паспорте нет штампа прописки или регистрации, но он имеет место жительства на территории соответствующего избирательного участка, должен документально (например, ордер на квартиру, договор купли-продажи жилой площади и т. п.) подтвердить факт проживания. Тот же порядок распространяется на граждан РФ, прибывших из других государств, в том числе бывших республик СССР. Но прежде они должны доказать принадлежность к гражданству РФ. Гарантируя всеобщность избирательного права, российское законодательство позволяет участвовать в выборах депутатов Государственной Думы и Президента РФ гражданам РФ, проживающим за пределами РФ или находящимся в длительных заграничных командировках. Тем, кто окажется в день выборов вне места своего жительства, обеспечивалось на выборах в Государственную Думу в 1995 г. досрочное участие в голосовании (системой конверта, в который запечатывался избирательный бюллетень), а на выборах 1999 г., а также выборах Президента РФ в 1996 г. - выдачей открепительных удостоверений, дающих право проголосовать по месту нахождения в день выборов. Не имеют права избирать и быть избранными в Российской Федерации: граждане, признанные судом недееспособными; граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Под гражданами, содержащимися в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда, понимаются отбывающие наказание за совершение уголовного преступления. Следует пояснить, что в данном случае можно говорить не о лишении, а о приостановлении избирательных прав граждан. Причем - это временная мера; гражданин имеет возможность так называемого условно-досрочного освобождения из места лишения свободы. Впоследствии он считается отбывающим наказание условно, т. е. в случае повторного совершения преступления в течение определенного времени неотбытый срок по предыдущему приговору будет ему добавлен. И тем не менее сразу по освобождении из места лишения свободы гражданину дано право и избирать, и быть избранным. Кроме того. уголовное наказание с самого начала может быть не связано с лишением свободы (исправительные работы, штраф, условная мера). Эти лица и голосуют, и могут быть избранными. Для лиц, находящихся в таких местах лишения свободы, как следственные изоляторы, изоляторы временного содержания, совершивших административные правонарушения, а также задержанных или арестованных по подозрению в совершении уголовного преступления и привлеченных к уголовной ответственности, но не взятых под стражу, закон не приостанавливает избирательных прав, т. е. они могут избирать и быть избранными. Администрация следственных изоляторов и изоляторов временного содержания представляет в участковую избирательную комиссию по месту своего нахождения список задержанных. Члены комиссии выезжают в это учреждение и организуют там голосование. (С. А.)...
|
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНЗЫ
|
- система условий и ограничений, установленных для осуществления активного или пассивного избирательного права. Цензы могут быть различными: половозрастными (предоставление или отказ от предоставления избирательных прав женщинам; предоставление избирательных прав гражданам по достижении определенного возраста); социальными (сословными) и имущественными (неучастие в выборах некоторых слоев общества по признаку принадлежности к той или иной группе населения либо по уровню доходов); образовательными (уровень образования); оседлости (проживание на данной территории постоянно или определенный срок); гражданства (предоставление избирательного права только гражданам государства и отказ в таковом иностранцам и лицам без гражданства) и др. По мере развития цивилизации происходил отказ от тех или иных цензов. Например, сначала избирательное право предоставлялось только мужчинам; однако в XX в. имеет место практически повсеместная ликвидация данного ценза и предоставление женщинам избирательного права в равном с мужчинами объеме, т. е. и права избирать, и права быть избранной. В XIX и начале XX в. широко применялись сословные и имущественные цензы. Сословный ценз выражался в том, что к участию в выборах не допускались лица, относившиеся к определенным слоям населения (например, рабочие, крестьяне, военнослужащие и др.). Имущественный ценз состоял в том, что избирательное право предоставлялось только лицам с определенными доходами или собственностью. Подавляющее большинство стран мира последовательно отказалось от этих цензов, хотя кое-где они существуют. После Октябрьской революции 1917 г. советская власть ввела классово-политические ограничения (их тоже можно назвать цензами): к участию в выборах не допускались лица, занимавшиеся предпринимательской деятельностью и обладавшие частной собственностью, выступавшие против нового строя, служившие охране прежнего строя и т. п. По мере укрепления Советской власти ограничения снимались (тем более, что в итоге карательных и экономических санкций исчезали категории лиц, которым адресовались подобные ограничения). Однако такая мера, как лишение избирательных прав по суду, официально существовала долго, хотя на практике не применялась, и была отменена лишь в 1958 г. Избирательная система того времени носила в определенной мере сословный характер, поскольку позволяла избирать больше депутатов от рабочего класса, чем от крестьянства, чему способствовала более низкая норма представительства в городах по сравнению с сельской местностью (например, один делегат на Всероссийский съезд Советов избирался из расчета: в городах - от 25 тыс. избирателей, в сельской местности - от 125 тыс. населения, т. е. в три раза больше в пересчете на избирателей). В прежние времена в ряде зарубежных стран применялся ценз грамотности, или образовательный ценз: право участия в выборах предоставлялось гражданам, способным понимать основные законы государства. Постепенно такие цензы были отменены. В отдельных странах существуют цензы: возрастной (во многих странах); социальный (неучастие в выборах, например, военнослужащих действительной службы в Турции, пэров в Великобритании, злостных банкротов в Италии, Франции и др.); политический (неучастие в выборах бывших членов компартии в Индонезии); оседлости - наличие места жительства или постоянное проживание кандидата на определенной территории (ФРГ, Бельгия, Голландия, Австрия, Швеция и др.). В Российской Федерации в настоящее время применяются некоторые цензы. В частности, - это возрастной ценз, состоящий в предоставлении права избирать с 18 лет (см.: Активное избирательное право), быть избранным депутатом представительных органов и выборным должностным лицом с более старшего возраста (см.: Пассивное избирательное право). В выборах участвуют граждане РФ, избирательных прав не имеют иностранцы и лица без гражданства. Однако Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ 1997 г. позволил участвовать в выборах в органы местного самоуправления и в местных референдумах иностранным гражданам, если это предусмотрено международными договорами РФ и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов РФ. В 1999 г. внесено изменение в Закон 1997 г. и предоставлено иностранцам на муниципальных выборах право не только избирать, но и быть избранными. Не участвуют в выборах лица определенного состояния: признанные судом недееспособными, а также отбывающие уголовное наказание в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу. (Некоторые авторы считают это тоже цензами, хотя, скорее, - это вопрос научной трактовки самого понятия "ценз"). Российское законодательство не допускает ограничения права избирать временно проживающим на какой-то территории, т.е. человек, поселившийся на данной территории, получает с этого момента активное избирательное право. Правда, для того чтобы быть включенным в списки избирателей, он должен иметь документальное подтверждение своего проживания (или пребывания) на соответствующей территории. Согласно Федеральному закону о гарантиях избирательных прав граждан РФ 1994 г., сроки обязательного проживания на определенной территории для избрания депутатом или на выборную должность, устанавливаемые субъектами РФ, не могли превышать одного года. Однако одни субъекты завысили сроки проживания для избрания глав исполнительной власти, другие - даже для депутатов. Поэтому Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 1997 г. ввел более жесткое правило: ограничения пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории РФ, могут устанавливаться только Конституцией РФ. Другими актами такие ограничения устанавливаться не могут. Поскольку в действующей Конституции РФ таких ограничений не предусмотрено, это означает, что ограничений по сроку проживания для выдвижения канди датом в депутаты или на выборную должность сейчас вообще не должно существовать, а законодательство субъектов РФ следует привести в соответствие с требованиями названного Федерального закона. Для избрания депутатом Государственной Думы не требуется, чтобы кандидат проживал на территории избирательного округа или того субъекта, в который он входит. Для избрания Президентом РФ требуется постоянно проживать в Российской Федерации не менее 10 лет (ст. 81 Конституции РФ). Отдельные субъекты РФ своими актами пытаются не допустить участия в местных выборах военнослужащих, особенно срочной службы, на том основании, что они временно находятся на соответствующей территории и поэтому не имеют прямой связи с интересами местного населения. Федеральное законодательство не предусматривало подобных ограничений до недавнего времени. Но Федеральный закон 1997 г. установил, что военнослужащие, проходящие службу по призыву, при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума не включаются в списки избирателей, участников референдума. Исключение сделано лишь для тех, кто до призыва постоянно или преимущественно проживал на территории данного муниципального образования. В некоторых республиках в составе РФ от кандидатов на высшие должности (президент, глава республики) требуется знание государственного языка. Однако это требование также не соответствует федеральному законодательству и признано Конституционным Судом РФ противоречащим российской Конституции. В отдельных субъектах РФ предусматривается участие в выборах депутатов и должностных лиц местного самоуправления не только граждан, проживающих на соответствующей территории, но также и лиц, проживающих за ее пределами, но имеющих земельные участки, домовладения и иные ощутимые объекты собственности на данной территории.(С. А.)...
|
ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
- глава Российского государства. Пост Президента был учрежден путем проведения референдума РСФСР 17 марта 1991 г. 24 апреля 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон "О Президенте РСФСР". Законом от 24 мая 1991 г. IV Съезд народных депутатов РСФСР внес многочисленные изменения и дополнения в Конституцию РСФСР, в том числе связанные с введением поста Президента РСФСР. По введенной тогда модели Президент являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в РСФСР. Президентом мог быть избран не более чем на два срока подряд (срок полномочий - о лет) гражданин РСФСР не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом. По действующей Конституции (ст. 81) П. РФ избирается сроком на 4 года. П. РФ может быть избран только гражданин РФ не моложе 35 лет (верхнего предела теперь нет), постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет (это тоже новшество). Одно и то же лицо не может занимать должность П. РФ более двух сроков подряд (это значит, что после перерыва оно снова может претендовать на избрание). По прежней Конституции Президент не мог быть депутатом, занимать должности в государственных, коммерческих и общественных органах и организациях, не имел права на предпринимательскую деятельность. Действующая Конституция этих запретов не содержит. Порядок выборов П. РФ определяется Федеральным законом "О выборах Президента Российской федерации" от 17 мая 199э г. Выборы П. РФ назначает Совет федерации (СФ). Выдвижение кандидата на должность Президента производится на съезде (конференции) избирательного объединения (партии, движения) или избирательного блока (объединения нескольких партий, движений) тайным голосованием. Кроме того, непосредственно граждане могут образовать инициативную группу избирателей в количестве не менее 100 чел. для выдвижения кандидата на должность П. РФ. Как избирательное объединение, избирательный блок, так и инициативные группы избирателей обязаны собрать в поддержку своего кандидата не менее 1 млн подписей избирателей. Кандидаты далее регистрируются Центральной избирательной комиссией РФ (ЦИК РФ). Избирательная кампания и голосование осуществляются на основе общеизвестных правил, составляющих российское избирательное законодательство. Выборы П. РФ считаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее половины избирателей, внесенных в списки. Победившим объявляется кандидат, набравший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если в бюллетень для голосования включено более двух кандидатов и ни один из них не избран, ЦИК РФ назначает повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. Победившим во втором туре считается кандидат, получивший большее число голосов избирателей, чем его соперник, при условии, что число голосов избирателей, поданных за победителя, больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. Если выборы не выявили победителя, СФ назначает повторные выборы. Все избирательные действия, начиная с выдвижения кандидатов на должность П. РФ, повторяются, но сроки сокращаются на треть. Избранный П. РФ вступает в должность на тридцатый день со дня официального объявления ЦИК РФ о результатах выборов. При этом Президент приносит народу присягу (ст. 82 Конституции). В соответствии со ст. 92 Конституции РФ П. РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Официальной резиденцией П. РФ является Московский Кремль (что определено Указом Президента РФ от 31 января 1992 г.). Указом от 15 февраля 1994 г. установлен штандарт (флаг) П. РФ как один из символов его власти. Действующая Конституция исходит из ведущего положения П. РФ в системе государственных органов страны. По форме правления Россию можно считать президентской республикой. В соответствии с Конституцией (ст. 80) П. РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. П. РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства П. РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Полномочия П. РФ можно разделить на несколько групп: 1. В части формирования государственных органов и назначения высших должностных лиц П.РФ: назначает с согласия Государственной Думы (ГД) Председателя Правительства РФ; по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров; принимает решение об отставке Правительства; представляет ГД кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ, ставит перед ГД вопрос об освобождении его от должности; представляет Совету Федерации (СФ) кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ (КС РФ), Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначает судей других федеральных судов; представляет СФ кандидатуру Генерального прокурора РФ, вносит в СФ предложение об освобождении его от должности; формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ; формирует Администрацию П. РФ; назначает и освобождает полномочных представителей П. РФ (например, в субъектах РФ, в ГД, СФ, КС РФ и др.); назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ; назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания (ФС) дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. 2 . В части руководства внутренней политикой страны и взаимоотношений с другими государственными органами П. РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Поэтому ему даны возможности, которые позволяют ощутимо влиять на дела в стране и многие государственные органы. П. РФ обращается к ФС с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Осуществляя внутреннюю политику, П. РФ подготавливает и вносит в ГД законопроекты по всем вопросам жизни страны, если считает, что их основой должны быть федеральные законы. Если же он полагает, что такой основой могут быть его собственные акты, то издает свои указы и распоряжения. Согласно Конституции, П. РФ может назначать референдумы РФ, которые обычно бывают посвящены наиболее важным вопросам жизни государства (ранее право назначать референдум принадлежало Съезду народных депутатов РФ, а между его заседаниями - Верховному Совету РФ). П. РФ назначает выборы ГД, распускает ГД в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией. П. РФ подписывает и обнародует федеральные законы, может наложить вето, т. е. отклонить закон, что потребует его повторного рассмотрения в парламенте РФ. При осуществлении своих полномочий П. РФ тесно взаимодействует с Правительством РФ. По прежней Конституции, Президент руководил Правительством. Однако сам он возглавлял Правительство лишь непродолжительный период(ноябрь 1991 - июнь 1992 гг.). И до, и после было и есть специальное должностное лицо - Председатель Правительства (лишь в период июнь - декабрь 1992 г. был и. о. Председателя Правительства). Действующая Конституция объявила Президента главой государства, а Правительство - органом исполнительной власти РФ. Норма о том, что Президент руководит деятельностью Правительства, теперь исключена из Конституции. Однако в конституционных положениях просматривается, что Президент все-таки осуществляет руководство Правительством РФ. Отношения Президента с судебными органами строятся на основе конституционного принципа независимости судей. У П. РФ есть право обращения в суды в целях защиты интересов государства и обеспечения законности. II. РФ формирует региональную политику как часть внутренней политики РФ. В дополнение к этому он. согласно Конституции (ст. 85). может пспользовать согласительные процедуры для разрешения разногласии между органами государственно!! власти РФ и субъектов РФ. а также между органами государственной власти различных субъектов РФ. П. РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ, если они противоречат Конституции РФ. федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушают права и свободы человека и гражданина - до решения вопроса соответствующим судом. 3. В области внешне и политики, помимо определения ее основ и решения кадровых вопросов. П. РФ: осуществляет руководство внешней политикой РФ. т. е. непосредственным ее проведением, ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ. подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителен. 4. В области о б е с п с- ч е н и я обороны и безопасности государства, стабильного о б щ е с т в е н н о г о порядка в стране П. РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. П. РФ назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил. К ведению П. РФ Конституция РФ отнесла утверждение военной доктрины РФ. По Закону об обороне П. РФ объявляет состояние войны. общую и частичную мобилизацию, военное положение на всей территории РФ или в отдельных се мест-ностях. Он отдает приказ Вооруженным Силам на ведение военных действий. П. РФ вводит в действие нормативные акты военного времени, формирует и упраздняет органы государственного управления военного времени, издает указы о призыве граждан РФ на военную службу: П. РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом СФ и ГД (ст. 88 Конституции). 5. В области обеспечения конституционного статуса личности П. РФ не только является гарантом прав и свобод человека и гражданина (п. 2 ст. 80 Конституции). но и осуществляет ряд специальных полномочий: решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища; награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и специальные звания; осуществляет помилование. Осуществляя свои полномочия, П. РФ издает два вида актов - указы и распоряжения (ст. 90 Конституции). П. РФ. согласно ст. 91 Конституции, обладает неприкосновенностью. В соответствии с Федеральным законом "О государственной охране" от 24 апреля 1996 г. П. РФ с момента избрания предоставляется государственная охрана в местах его постоянного и временного пребывания. В течение срока полномочий П. РФ государственная охрана предоставляется и членам его семьи, проживающим совместно с ним или сопровождающим его. П. РФ в течение срока своих полномочий не вправе отказаться от государственной охраны. По истечении срока полномочий П. РФ предоставляется персональная охрана пожизненно (ст. 7). Конституция (ст. 92) предусматривает три возможности досрочного прекращения полномочий П. РФ: в случае его отставки; при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия; отрешение П. РФ от должности. Очередные выборы П. РФ должны быть проведены не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения полномочий (ч. 2 ст. 92). Во всех случаях, когда П. РФ не в состоянии выполнять своп обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. Исполняющий обязанности П. РФ не имеет права распускать ГД, назначать референдумы, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.(С. А.)...
|
|
|
|
|
|
|