Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
САН-МАРИНО
|
- САН-МАРИНО , Республика Сан-Марино (Repubblica di San Marino), государство в Европе на Апеннинском п-ове, окружено территорией Италии. 61 км2. Население ок. 24,1 тыс. человек (1993), ок. 15 тыс. граждан Сан-Марино проживает за границей. Городское население 90% (1988). Официальный язык - итальянский. Верующие - католики. Столица - Сан-Марино. Государство и правительство возглавляют 2 капитана-регента. Законодательный орган - Большой генеральный совет. Возвышенность Титано (высота до 738 м). Климат субтропический средиземноморский. Осадков 800-900 мм в год. Субтропическая растительность. Сан-Марино - древнейшее из современных государств Европы. Его возникновение относят к 301. С 1862 между Сан-Марино и Италией действует Договор о дружбе и добрососедстве (неоднократно продлевался и обновлялся). Основа экономики республики - обслуживание иностранных туристов (св. 2 млн. в 1985) и сельское хозяйство. Виноградарство, виноделие, зерновое хозяйство, разведение крупного рогатого скота, свиней. Текстильные, кожевенные, пищевкусовые, цементные, бумажные предприятия. Кустарное производство изделий из стекла, майолики, металла. Выпуск почтовых марок и монет для нумизматов. Филиалы итальянских машиностроительных и др. фирм. Сан-Марино связана с итальянским портом Римини автомобильной и электрифицированной железной дорогой. Таможенная уния с Италией. Денежная единица - итальянская лира....
|
МАРИНО
|
- МАРИНО (Marino) Джамбаттиста (1569-1625) , итальянский поэт. Мифологическая поэма "Адонис" (1623); стихотворения (сборник "Лира", 1608-14), идиллия "Волынка" (1620) положили начало одному из направлений барокко - маринизму, отличающемуся галантно-эротической тематикой, вычурностью стиля. Прозаические сочинения "Проповеди" (ч. 1-3, 1614); "Письма" (изданы 1966)....
|
МАРИНИ
|
- МАРИНИ (Marini) Марино (1901-80) , итальянский скульптор. Обращаясь к традициям архаического искусства, добивается лапидарности, весомости формы ("Всадник", 1936)....
|
КЛАЙ
|
- КЛАЙ (Klaj) Иоганнес (1616-56) , немецкий поэт. Основатель нюрнбергского литературного общества "Достохвальный Пегницкий пастушеский и цветочный орден" (1644, культивировал аристократические образцы), последователь Дж. Марино. Автор ораторий на священные сюжеты "Ирод-детоубийца" (1645) и др....
|
АПЕННИНСКИЙ ПОЛУОСТРОВ
|
- АПЕННИНСКИЙ ПОЛУОСТРОВ , на юге Европы. Вдается в Средиземное м. на 1100 км. Площадь 149 тыс. км2. Вдоль Апеннинского п-ова простираются Апеннины. Близ побережья Тирренского м. - район вулканизма (Везувий, Флегрейские поля). На Апеннинском п-ове расположены государства: Италия (ок. 1/2 территории), Ватикан, Сан-Марино....
|
ИТАЛЬЯНСКИЙ ЯЗЫК
|
- ИТАЛЬЯНСКИЙ ЯЗЫК , официальный язык Италии, Ватикана (наряду с латинским), Сан-Марино, Швейцарии (наряду с немецким, французским и швейцарским ретороманским). Относится к романской группе индоевропейской семьи языков. Письменность на основе латинского алфавита....
|
РИМИНИ
|
- РИМИНИ (Rimini) , город и порт в Италии, близ Адриатического м., с которым соединен каналом. 131 тыс. жителей (1991). Металлообрабатывающая, деревообрабатывающая, фармацевтическая, пищевая промышленность. Рыболовство. Важный транспортный узел; морской порт Римини обслуживает государство Сан-Марино. Палаццо дель Аренго (13 в.), руины замка Малатеста (15 в.), церковь Сан-Франческо (1447-68). Климатический курорт....
|
ЕВРОПА
|
- ЕВРОПА , часть света (ок. 10 млн. км2), образующая вместе с Азией материк Евразия (о сухопутной границе Европы см. Азия). Омывается Атлантическим и Сев. Ледовитым ок. и их морями. Площадь островов ок. 730 тыс. км2. Крупные полуострова: Кольский, Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский. Средняя высота ок. 300 м, максимальная - 4807 м (г. Монблан). Преобладают равнины (крупные - Восточно-Европейская, Среднеевропейская, Средне- и Нижнедунайская, Парижский басс.), горы занимают ок. 17% территории (основные - Альпы, Карпаты, Пиренеи, Апеннины, Урал, горы Скандинавского и Балканского п-овов). Действующие вулканы в Исландии и Средиземноморье. На большей части территории климат умеренный (на западе - океанический, на востоке - континентальный, со снежной и морозной зимой), на северных островах - субарктический и арктический, в Юж. Европе - средиземноморский. На островах Арктики, в Исландии, Скандинавских горах, Альпах - оледенение (площадь св. 118 тыс. км2). Основные реки: Волга (3530 км), Дунай, Днепр, Дон, Печора, Сев. Двина, Рейн, Висла, Эльба, Одра, Рона, Луара, Тахо. Крупные озера: Ладожское, Онежское, Чудское, Венерн, Балатон, Женевское. На островах Арктики и вдоль побережья Сев. Ледовитого ок. - арктические пустыни и тундры, южнее - лесотундры, таежные, смешанные и широколиственные леса, лесостепи, степи, субтропические средиземноморские леса и кустарники; на юго-востоке - полупустыни. Население Европы 728 млн. человек (1993). В Европе расположены Австрия, Албания, Андорра, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Гибралтар, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, часть Казахстана, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Российская Федерация (ок. 2/3 территории Европы), Румыния, Сан-Марино, Словакия, Словения, часть Турции, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, Югославия (включая Сербию и Черногорию)....
|
ГЕЙНСБОРО
|
- ГЕЙНСБОРО (Gainsborough) Томас (крещен 14 мая 1727 , Садбери, Суффолк - 2 августа 1788, Лондон), английский живописец, один из крупнейший портретистов и пейзажистов 18 в. Годы учения. Ранние произведения Младший сын обедневшего торговца сукном Джона Гейнсборо, в 13 лет уговорил отца отпустить его в Лондон учиться ремеслу пейзажиста. Систематического художественного образования, однако, не получил. В 1740-х гг. некоторое время учился в Лондоне у французского гравера Ю. Гравело, познакомившего его со стилем французского рококо. Значительное влияние на становление собственной манеры Гейнсборо оказала живопись А. Ватто и знакомство с голландским пейзажем 17 в., особенно Я. Вейнантсом и Я. Рейсдалом. В 1746 в Лондоне женился на Маргарет Бер, внебрачной дочери герцога де Бофор. Вскоре после этого вернулся в Садбери, в 1752 обосновался в Ипсуиче. Ранние портреты Гейнсборо представляют собой небольшие композиции, изображающие в пейзаже группы мирно прогуливающихся и отдыхающих провинциальных помещиков, их жен и детей ("Портрет Р. Эндрюса с женой", около 1749, Галерея Тейт, Лондон; "Мистер Браун с женой", 1754/55). Мягкому и ясному душевному складу людей на портретах Гейнсборо по настроению родственны ранние пейзажи мастера, солнечные и свежие ("Сад Гейнсборо", "Корнардский лес", 1748, Национальная галерея, Лондон). В Бате и Лондоне В 1759, в поисках более широкого круга заказчиков, Гейнсборо переезжает в Бат, модный курорт, где в его мастерскую вскоре устремилась респектабельная публика. Художник работает в имениях столичных аристократов; во время работы в усадьбе Уилтон он был поражен хранившимися там работами Ван Дейка, знакомство с которыми стало поворотным моментом его творческого развития. В Бате завязалась дружба Гейнсборо, ценителя и знатока музыки, с композитором Абелем и многими музыкантами ("Портрет Абеля", ок. 1777; "Портрет музыканта Фишера", ок. 1788, Бекингемский дворец, Лондон). Неоднократно он портретирует своего друга - актера Гаррика. С 1761 регулярно выставляется в Лондоне, в 1768 избирается членом-учредителем Королевской Академии. В 1774 окончательно переезжает в Лондон, где король Георг III оказывает ему покровительство и явное предпочтение перед его соперником Джошуа Рейнолдсом. В 1784, рассорившись с Академией, президентом которой был Рейнолдс, Гейнсборо перестает высылать свои картины на ее выставки. Портреты Cтремясь угодить весьма утонченным вкусам аристократической публики, Гейнсборо вырабатывает парадный и элегантный "большой стиль", в значительной мере основанный на изучении произведений Ван Дейка, причем в образах Ван Дейка Гейнсборо прежде всего воспринимает их тонкую одухотворенность и интеллектуальность. Особым лиризмом и изяществом отмечены женские и юношеские образы на портретах Гейнсборо ("Голубой мальчик" - портрет Дж. Бартола, ок.1770, Сан-Марино; "Портрет дамы в голубом", 1770-е гг., Эрмитаж); двойные портреты - воплощение нежной дружбы ("Утренняя прогулка" - портрет У. Хэллета с женой, 1785, Национальная галерея, Лондон; "Портрет Элизы и Томаса Линли", 1768). Героям Гейнсборо присущи душевная утонченность, еле уловимые движения чувств, способность мечтать в уединении, на лоне природы, в кругу близких. Этой "преданностью мечтам" и искренностью чувства картины Гейнсборо близки литературе английского сентиментализма последних десятилетий 18 в. Живописная техника Изысканностью и виртуозной легкостью, создающей впечатление воздушности и мгновенности исполнения, отличается живописная техника в зрелых работах мастера. Он не акцентирует объема, его фигуры всегда легки и подвижны даже в самых спокойных состояниях. Он свободно набрасывает на холст чистые, звучные, словно переливающиеся одна в другую краски. Мазки, очень длинные или короткие, мелкие, то пересекаются, то образуют изломы, то ложатся параллельно, оказываясь как бы смещенными по отношению к границе формы. Такая точно рассчитанная приблизительность мазка на расстоянии от холста превращается в живое мерцание взгляда, в трепет губ, легкое колебание складок ткани. Излюбленные художником холодные голубые тона оттеняются перламутровыми переливами, гармонией оливково-серых, зеленых и серебристых тонов, необычайно богатых по звучанию. Пейзажи и "воображаемые сцены" Хотя заказы на портреты не иссякали, Гейнсборо пишет и пейзажи, полные ностальгии по несуетному, тихому, наивно-трогательному и прекрасному миру ("Водопой"). Много времени отдает пейзажному рисунку, работая черным мелом, пером, кистью и акварелью, иногда по покрытым лаком листам. Охотно использует новые сорта бумаги и экспериментирует с новыми материалами, исполняет серию офортов и акватинт. Чтобы добиться необычных световых эффектов, смастерил "волшебный фонарь" с цветными стеклами. В последние годы Гейнсборо охотно писал "воображаемые сцены". В основном это идеализированные портреты крестьянских детей и крестьян ("Девочка с поросятами", 1782, собрание Хауарда; "Девочка, собирающая грибы", собрание Уорда) - мягкие, нежные, даже несколько сентиментальные, они напоминают образы Мурильо, одного из любимых художников Гейнсборо....
|
|
|
|
|
|
|