RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА 
    ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА 
    • территориальная единица или значительная ее часть, где установлен особый и льготный порядок хозяйственной деятельности. Например, в соответствии с Федеральным законом РФ ''Об особой экономической зоне в Калининградской области" от 15 ноября 1995 г. О. э. з. - территория области, за исключением территорий объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение для РФ, а также объектов нефтегазовых отраслей добывающей промышленности на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ. Развитие указанной О. э. з. осуществляется на основе федеральной государственной программы развития О. э. з., утверждаемой Правительством РФ по представлению органов государственной власти Калининградской области. В О. э. з. устанавливается особый, льготный режим инвестиций и предпринимательской деятельности,в том числе внешнеэкономической и инвестиционной.(С. А.)...


    ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ 
    • сущность власти, политической системы общества и государства, его политическая, экономическая и социальная основы, характер хозяйственной жизни, исходные начала социальной политики и положения личности в системе общественных отношений. В Конституции СССР 1977 г., в разделе 1 "Основы общественного строя и политики СССР" было пять глав: гл. 1 "Политическая система", гл. 2 "Экономическая система", гл. 3 "Социальное развитие и культура", гл. 4 "Внешняя политика", гл. 5 "Защита социалистического Отечества". В действующей Конституции РФ используется категория "конституционный строй".(С. А.)...


    ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО 
    • сущность власти и государства, его политическая и экономическая основы, характер хозяйственной жизни и исходные начала положения личности в государстве. Так, в гл. 1 "Общественное устройство" Конституции СССР 1936 г. закреплялись природа СССР как социалистического государства рабочих и крестьян, принадлежность власти трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся, положение Советов как политической основы СССР, экономическая основа СССР, формы и виды собственности, плановый характер народного хозяйства, провозглашение труда обязанностью и делом чести каждого.(С. А.)...


    ПАНАМА 
    • (Республика Панама) - государство в Центральной Америке. Независимость провозглашена 3 ноября 1903 г. (с 1821 по 1903 г. - в составе Колумбии). По договору 1903 г. с США часть территории П. - зона Панамского канала - передана США в бессрочное пользование. Новые договоры о Панамском канале 1 октября 1979 г. признают суверенитет П. над зоной канала и предусматривают поэтапную передачу канала под ее юрисдикцию. Окончательная передача контроля над этой частью территории панамскому государству произойдет к 31 декабря 1999 г. Столица - г. Панама. Административное деление: 9 провинций и 3 автономные индейские резервации. Форма правления - республика. Долгое время страной правили диктатор О. Торрихос (1977-1981 гг.) и генерал Норьега, обвиненный властями США в наркобизнесе (похищен американцами в 1989 г.). Ныне действующая Конституция принята в октябре 1972 г. (изменения внесены в 1978 и 1983 гг.). Глава государства - президент, избирается всеобщим прямым голосованием сроком на 5 лет. Одновременно на этот же срок избираются два вице-президента. Законодательная ассамблея состоит из 72 депутатов, избираемых всеобщим прямым голосованием по пропорциональной системе сроком на 5 лет. Правительство страны формируется и возглавляется президентом. (А. К.)...


    ПРАВО НА СВОБОДНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ 
    • одно из прав гражданина, закрепленное в ст. 34 Конституции РФ. Согласно Конституции, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности. Это право является одним из ключевых в условиях рыночной экономики, которая строится на активности индивида. Его предпринимательская деятельность есть инициативная организация хозяйственных отношений в целях извлечения прибыли. А под "иной", не запрещенной законом, экономической деятельностью Конституция подразумевает либо "продажу" гражданином своего труда, его результатов, либо работу на самого себя (строительство дома, обработка участка и т. д.). Согласно Конституции, недопуска-ется экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34). Задачам поддержки здоровой конкуренции, предупреждения и преодоления монополизма и недобросовестной конкуренции служит Закон РФ о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках от 22 марта 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями). Созданы антимонопольные органы - Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и его территориальные органы.(С. А.)...


    АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМ 
    • понятие, появившееся на волне процессов демократизации советского и российского общества в 90-е годы. Использовалось (и используется) для обозначения такой политико-государственной организации, в которой политическая и социально-экономическая жизнь, управление общественными и государственными делами, пределы личной свободы человека подчинены жестким рамкам и диктату сверху. Они облекаются не столько в форму закона, сколько в систему командных правил и обыкновений, неукоснительное и даже бездумное следование которым является безусловным. А.-к. с. означает чрезмерную централизацию в управлении страной, создание иерархической вертикали, в которой нижестоящие звенья подчинены вышестоящим и последние не только отдают соответствующие указания, но и могут нейтрализовать любой неугодный шаг нижестоящих органов, лишая их тем самым всякой самостоятельности. А.-к. с. обеспечивала примат марксистско-ленинской идеологии, господствующее положение одной политической партии, исключала политический плюрализм. свободу мнений. В конце концов А--к. с. привела к кризису общества и власти, застою, на преодоление которых направлены процессы демократизации и конституционно-политические реформы в стране. (С. А.)...


    АГЛОМЕРАЦИЯ 
    • территория, охватывающая несколько примыкающих друг к другу населенных пунктов, где расположено большое количество промышленных предприятий и в силу этого происходит переплетение экономических, природоохранных, социальных и иных интересов. Имеющиеся в А. административно-территориальные единицы сохраняют свою самостоятельность, однако их органы должны взаимодействовать друг с другом в решении общих проблем. А. может представлять собой один большой город и опоясывающие его относительно небольшие города, а также поселки (московская А.). Однако А. может состоять из нескольких больших и самостоятельных городов с примыкающими к ним территориями (например, район Рура в Германии). А. - прежде всего экономическая (и в определенной мере социальная) категория. Однако ее можно рассматривать и с государственно-правовой точки зрения: например, выполнение органами большого города каких-то координирующих функций в отношении всей территории А. (в частности, власти Москвы всегда претендовали на то, чтобы влиять на развитие подмосковных городов); их взаимодействие с властями примыкающих территорий (например, достаточно актуальна проблема взаимодействия государственных органов Москвы и Московской области); создание общего органа по проблемам А. и его взаимодействие с органами административно-территориальных единиц, находящихся в А. (С. А.)...


    АРМЕНИЯ 
    • (Республика Армения) - суверенное, демократическое, социальное, правовое государство в соответствии со ст. 1 Конституции А., принятой на референдуме 5 июля 1995 г. Государственная власть осуществляется на основе принципа разделения властей. Гарантируется верховенство закона. В А. признается многопартийность. Государственный язык А. - армянский. Столица - г. Ереван. Гражданство А. приобретается и прекращается в соответствии с законом. Армяне приобретают гражданство А- в упрощенном порядке. Гражданин А. одновременно не может являться гражданином другого государства. В А. признается и защищается право на собственность, государством гарантируются свободное развитие и равная правовая защита всех форм собственности, свобода экономической деятельности, свободная экономическая конкуренция. Конституция А. закрепляет перечень основных прав, свобод и обязанностей граждан, соответствующий международным стандартам и сходный с аналогичными положениями, например, российской Конституции. Государственную власть в А. осуществляют Президент, Национальное Собрание, правительство, суды. Конституция, наделяя Президента сильными полномочиями, не дает определения его статуса: не называет его ни главой государства, ни главой исполнительной власти. Президент А. обеспечивает соблюдение Конституции, нормальное функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей. Он является гарантом независимости, территориальной целостности и безопасности Республики (ст. 49 Конституции). Президентом А. может быть избрано любое лицо, достигшее 35 лет, последние 10 лет являющееся гражданином А., постоянно проживающее в А. и обладающее избирательным правом. Важнейшие полномочия Президента: он обращается с посланиями к народу и Национальному Собранию; подписывает и обнародует принятые Национальным Собранием законы, обладает правом вето; после консультаций с председателем Национального Собрания и премьер-министром может распустить Национальное Собрание, назначить внеочередные выборы; назначает и освобождает премьер-министра, по его представлению назначает и освобождает членов правительства; в случае выражения Национальным Собранием недоверия правительству принимает его отставку; в предусмотренных законом случаях производит назначения на гражданские должности; может формировать консультативные органы; представляет А. в международных отношениях, осуществляет общее руководство внешней политикой, заключает международные договоры, подписывает ратифицированные Национальным Собранием международные договоры, ратифицирует межправительственные договоры; по представлению премьер-министра назначает и освобождает Генерального прокурора; назначает четверых членов и Председателя Конституционного Суда; является Главнокомандующим Вооруженными Силами А-, назначает их высший командный состав; принимает решение об использовании Вооруженных Сил в случае вооруженного нападения на республику или наличия непосредственной его угрозы либо в случае объявления Национальным Собранием войны вводит военное положение и может объявить общую или частичную мобилизацию; в случае непосредственной опасности, угрожающей конституционному строю, после консультаций с председателем Национального Собрания и премьер-министром осуществляет продиктованные ситуацией мероприятия и обращается с посланием об этом к народу. Законодательная власть в А. осуществляется Национальным Собранием. Оно состоит из 131 депутата. Срок полномочий Национального Собрания - 4 года. Правительство после формирования вновь избранного Национального Собрания или своего формирования в двадцатидневный срок представляет на одобрение Национальному Собранию программу своей деятельности, ставя на заседании Национального Собрания вопрос о вотуме доверия. Проект постановления о выражении недоверия правительству может быть представлен не менее чем одной третью от общего числа депутатов в течение 24 часов после постановки вопроса о вотуме доверия. Проект постановления о выражении недоверия правительству ставится на голосование не ранее 48 часов и не позднее 72 часов после его внесения. Решение принимается большинством от общего числа депутатов. В случае невнесения проекта постановления о выражении недоверия правительству или непринятия подобного решения программа его деятельности считается одобренной. В случае принятия решения о выражении недоверия премьер-министр представляет Президенту заявление об отставке правительства. Национальное Собрание в целях обеспечения программ деятельности правительства может уполномочить его на принятие имеющих силу закона постановлений, которые действуют в течение установленного Национальным Собранием срока и не могут противоречить законам. Эти постановления подписывает Президент А. (ст. 78 Конституции). К компетенции Национального Собрания относятся: утверждение государственного бюджета по представлению правительства, контроль за исполнением бюджета, а также за использованием займов и кредитов, полученных от иностранных государств и международных организаций, обсуждение и утверждение годового отчета об исполнении государственного бюджета при наличии заключения Контрольной палаты Национального Собрания; объявление амнистии; ратификация и денонсация международных договоров А., объявление войны. Национальное Собрание по заключению Конституционного Суда республики может прекратить осуществление предпринимаемых Президентом мероприятий по использованию Вооруженных Сил, введению военного положения, общей или частичной мобилизации, защите конституционного строя. Исполнительную власть в А. осуществляет правительство, состоящее из премьер-министра и министров. Структура и порядок деятельности правительства устанавливаются указом Президента по представлению премьер-министра. Заседания правительства созывает и ведет Президент А. или, по его поручению, - премьер-министр. Постановления правительства подписывает премьер-министр, заверяет - Президент А. Правосудие в А. осуществляют только суды. Имеется Конституционный Суд. Члены Конституционного Суда несменяемы и занимают свою должность до 70 лет. Конституционный Суд состоит из 9 членов (пятерых назначает Национальное Собрание, четверых - Президент А.). Административно-территориальными единицами А. являются области и общины. Области состоят из сельских и городских общин. В общинах осуществляется местное самоуправление. Органы местного самоуправления - избираемые на трехлетний срок Совет старейшин общины (5-15 членов) и руководитель общины - мэр города, сельский староста. В областях осуществляется государственное управление. Правительством назначается руководитель области, который реализует региональную политику правительства, координирует деятельность региональных служб республиканских исполнительных органов. (С. А.)...


    МОЛДОВА 
    • (Республика Молдова) - суверенное и независимое, единое и неделимое государство в соответствии с Конституцией, принятой парламентом 29 июня 1994 г. М. - демократическое правовое государство, в котором (ст. 1 Конституции) достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются (ст. 1 Конституции). Провозглашается также принцип разделения и взаимодействия властей - законодательной, исполнительной и судебной (ст.6). Государственным языком является молдавский (на основе латинской графики). Государство признает и охраняет право на сохранение и функционирование русского и других языков, используемых на территории страны. Государство содействует изучению языков международного общения (ст. 13 Конституции). Столица - г. Кишинэу (Кишинев). Ряд положений, включенных в Конституцию М., вызваны созданием Приднестровской Республики. Так, ст. 3 Конституции говорит о том, что территория М. неотчуждаема, ст. 10 - что основу государства составляет единство народа М. Молдова является общей и неделимой родиной всех ее граждан, признает и гарантирует право всех граждан на Сохранение, развитие и выражение этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности. М. провозглашает себя нейтральным государством (ст. 11 Конституции), не допускает размещения на своей территории вооруженных сил других государств. Собственность в М. может быть публичной и частной. Рынок, свободная экономическая инициатива, добросовестная конкуренция являются основополагающими факторами экономики. Конституция закрепляет широкий набор основных прав, свобод и обязанностей граждан. Парламент является высшим представительным органом народа М. и единственной законодательной властью государства. Парламент состоит из 101 депутата, избираемых путем всеобщих выборов, со сроком полномочий 4 года. Основные полномочия парламента: принимает законы, постановления и резолюции; назначает референдумы; дает толкование законов и обеспечивает единство законодательного регулирования на всей территории страны, утверждает основные направления внутренней и внешней политики; утверждает военную доктрину государства; осуществляет парламентский контроль за исполнительной властью в формах и пределах, предусмотренных Конституцией; ратифицирует, денонсирует, приостанавливает действие и аннулирует международные договоры, заключенные М.; утверждает государственный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением; осуществляет контроль за предоставлением государственных займов, экономической и иной помощи другим государствам, за заключением соглашений о государственных займах и кредитах из иностранных источников; избирает и назначает государственных должностных лиц в случаях, предусмотренных законом; утверждает ордена и медали М.; объявляет частичную или всеобщую мобилизацию; объявляет чрезвычайное, осадное и военное положение; организует изучение и заслушивание любых вопросов, касающихся интересов общества; приостанавливает деятельность органов местного публичного управления в случаях, предусмотренных законом; принимает акты об амнистии и др. Парламент принимает конституционные, органические и ординарные законы. Конституционные законы - это законы по пересмотру Конституции. Органические законы издаются по кругу вопросов, названных в Конституции: избирательная система, организация и проведение референдума, организация и деятельность парламента, правительства, Конституционного суда и др. Ординарные законы действуют во всех областях, кроме урегулированных конституционными и органическими законами. Президент М. является главой государства. Он представляет государство и является гарантом суверенитета, национальной независимости, единства и территориальной целостности страны. Избирается путем всеобщих выборов. На должность президента могут выдвигаться граждане М., достигшие 35-летнего возраста, проживавшие или проживающие на ее территории не менее 10 лет и владеющие государственным языком. Одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд. Парламент может принять двумя третями избранных депутатов решение о возбуждении против президента обвинения в случае совершения им преступления. Судебное разбирательство входит в компетенцию Высшей судебной палаты. Президент отстраняется от должности по праву со дня вступления в законную силу обвинительного приговора. Согласно ст. 82 Конституции, президент после консультаций с парламентским большинством выдвигает кандидатуру на должность премьер-министра и на основании вотума доверия, выраженного парламентом, назначает правительство. Президент может участвовать в заседаниях правительства (в таких случаях он председательствует на заседаниях). Президент может проводить консультации с правительством по неотложным и особо важным вопросам. Президент может присутствовать на заседаниях парламента. Он обращается к парламенту с посланиями по вопросам общенационального значения. В случае невозможности формирования правительства или блокирования в течение трех месяцев принятия законов президент после консультаций с парламентскими фракциями вправе распустить парламент. Последний может быть распущен в случае, если он не выразил вотума доверия правительству в 45-дневный срок после внесения предложения и только после отклонения предложения не менее двух раз. Президент М. ведет переговоры и заключает международные договоры. Он является Главнокомандующим вооруженными силами государства. С предварительного согласия парламента президент может объявить частичную или всеобщую мобилизацию. В случае вооруженной агрессии против страны принимает меры по ее отражению, вводит военное положение и незамедлительно информирует об этом парламент. Президент осуществляет промульгацию законов, обладает правом отлагательного вето. При осуществлении своих полномочий президент издает указы. Ряд их контрассигнуется премьер-министром. Правительство обеспечивает проведение внутренней и внешней политики государства и осуществляет общее руководство публичным управлением (ст. 96 Конституции). Оно состоит из премьер-министра, первого заместителя и заместителей, министров и других членов, определенных органическим законом. Президент выдвигает кандидатуру на должность премьер-министра. В 15-дневный срок президент просит парламент выразить вотум доверия программе деятельности и всему составу правительства. Свои полномочия правительство осуществляет до признания выборов нового парламента действительными. Правительство несет ответственность перед парламентом и представляет депутатам и его комиссиям необходимую информацию и документы (ст. 104 Конституции). Парламент по предложению не менее одной четверти депутатов может выразить недоверие правительству большинством голосов. Для единиц административно-территориального устройства Конституция М. использует местное публичное управление. Категория "местное публичное управление" означает, что властями публичного управления, осуществляющими местную автономию в селах и городах, являются выборные местные советы и при-мари. Они действуют как самостоятельные управляющие власти и решают общественные дела сел и городов. Деятельность сельских и городских советов координируют районные советы. Отдельным городам может быть дан самостоятельный статус муниципий. Конституция гласит, что населенным пунктам левобережья Днестра, а также некоторым населенным пунктам юга М. могут быть предоставлены особые формы и условия автономии в соответствии с особым статусом, установленным органическим законом. Правосудие в М. осуществляется Высшей судебной палатой, Апелляционной палатой, трибуналами и судами. Судьи судебных инстанций назначаются президентом М. по представлению Высшего совета магистратуры (ВСМ) сначала на 5, затем на 10, а по истечении 15 лет - до достижения предельного возраста. Председатель и члены Высшей судебной палаты назначаются парламентом по представлению Высшего совета магистратуры; они должны иметь стаж судебной практики не менее 15 лет. Высший совет магистратуры состоит из 11 магистратов, срок полномочий которых - о лет. В состав ВСМ входят по праву министр юстиции, Председатель Высшей судебной палаты, Председатель Апелляционной палаты, Председатель Экономического суда, Генеральный прокурор. Трех магистратов избирают объединенные коллегии Высшей судебной палаты, трех - парламент из числа штатных профессоров. ВСМ обеспечивает назначения, перемещения, повышения судей и применение к ним дисциплинарных мер. В качестве органа конституционной юрисдикции учрежден Конституционный суд М., состоящий из шести судей, назначаемых на шестилетний срок. По двое судей КС назначают президент, парламент и Высший совет магистратуры. Судьи КС избирают тайным голосованием Председателя КС. Конституционный суд: осуществляет по запросу контроль конституционности законов, регламентов и постановлений парламента, указов президента, постановлений и распоряжений правительства, а также международных договоров М.; дает толкование Конституции; высказывается по предложениям о пересмотре Конституции; подтверждает результаты республиканских референдумов; подтверждает результаты выборов парламента и президента М.; констатирует обстоятельства, оправдывающие роспуск парламента, временное отстранение от должности президента или временное исполнение обязанностей президента; разрешает исключительные случаи неконституционности правовых актов, представленные Высшей судебной палатой; принимает решения по вопросам, предметом которых является конституционность партий. В М. действует система органов прокуратуры. Инициатива пересмотра Конституции М. может исходить от не менее чем 200 тыс. граждан М., имеющих право избирать; не менее чем одной трети депутатов парламента; президента М.; правительства М. Проекты конституционных законов представляются парламенту только с заключением Конституционного суда, принятым не менее чем четырьмя судьями. Положения Конституции о суверенном, независимом и унитарном характере государства, а также его постоянном нейтралитете могут быть пересмотрены только путем их одобрения на всенародном референдуме. Остальные - путем принятия парламентом закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию. (С. А.)...


    ОСНОВА 
    • понятие, используемое в праве, в том числе конституционном (в единственном и множественном числах) в его исходном семантическом значении, т. е. как база, базис, фундамент чего-либо. Например, гл. 1 Конституции РФ называется "Основы конституционного строя", в ней закреплены начала организации нашего государства и общества. Они являются ключевыми, поэтому данная глава заканчивается статьей 16, гласящей, во-первых, что положения настоящей главы составляют основы конституционного строя РФ и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном самой Конституцией, во-вторых, что никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ. В конституционном праве на различных этапах его развития использовалось несколько специфических понятий, образованных словосочетаниями со словом "основа": политическая основа - система государственных органов, составляющих основу государства, его аппарата (механизма). От них произ-водны и им подотчетны все иные органы государства. Например, ст. 2 Конституции СССР 1936 г. гласит, что политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата, а ст. 2 Конституции СССР 1977 г. говорит о том, что вся власть в СССР принадлежит народу и он осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Аналогичные статьи были и в Конституциях РСФСР 1937 и 1978 гг. Естественно, что понятие "политическая основа" может существовать только в государстве, отдавшем приоритет одному виду органов (представительных) в системе государственных органов. В государстве, построенном на принципе разделения властей, такой подход практически исключается; экономическая основа - О. экономической системы, тип системы хозяйства и собственности, признаваемые господствующими в данном государстве и обществе. Так, согласно ст. 4 Конституции СССР 1936 г., экономическую основу СССР составляли социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком. Статья 10 Конституции СССР 1977 г. гласила, что основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. Такие же нормы были в Конституциях РСФСР 1937 и 1978 гг. На смену им пришли конституционные положения о плюрализме форм собственности, их равной защите государством, свободе экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ); социальная основа - служение государства и общества определенным социальным слоям, или их союз как фундамент общественных отношений. Например, Конституция РСФСР 1918 г. хотя прямо не использует понятие "социальная основа", но гласит, что Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Конституция СССР 1936 г. говорит о том, что СССР есть социалистическое государство рабочих и крестьян и что вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся. Конституция СССР 1977 г. определяет СССР как социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех нации и народностей страны. Вместе с тем Конституция прямо вводит понятие "социальная основа": согласно ст. 19, "социальную основу СССР составляет нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции". Нынешняя концепция общества и власти в РФ, не исключая социальной природы государства, его служения различным слоям общества (Конституция содержит специальную ст. 7, характеризующую Российскую Федерацию как социальное государство), тем не менее не рассматривает классовые начала организации общества и власти в качестве основополагающих.(С. А.)...


    ЗАДЕРЖАНИЕ 
    • мера принуждения, применяемая к лицам, подозреваемым в совершении преступления или административного правонарушения, а также к осужденным, уклоняющимся от отбывания назначенного судом наказания. Как правило, это - краткосрочное ограничение свободы в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, службы безопасности, пограничной службы. Допускается содержание задержанных на гауптвахтах, а в случаях задержания капитанами морских судов, находящихся в плавании, или начальниками зимовок - в помещениях, приспособленных для этих целей. По подозрению в совершении преступления 3. может быть предпринято в отношении лица, подозреваемого в наказуемом лишением свободы преступлении, при наличии одного из следующих оснований: - когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; - когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо указывают на данное лицо как на совершившее преступление; - когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления. При наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, 3. может состояться лишь в том случае, если такое лицо покушалось на побег, когда оно не имеет постоянного места жительства или его личность не установлена. О любом случае 3. составляется протокол с указанием оснований, мотивов, дня и часа, года и месяца, места задержания, объяснений задержанного, времени составления протокола. Подписывается протокол лицом, его составившим, и задержанным. В течение не более двадцати четырех часов направляется письменное сообщение прокурору. В течение сорока восьми часов с момента получения извещения о произведенном задержании прокурор обязан дать санкцию на заключение под стражу либо освободить задержанного. Все задержанные по подозрению в совершении преступления приобретают предусмотренные Уголовно-процессуалъным кодексом РСФСР права по защите своих законных интересов, в том числе право иметь защитника, встречаться с ним наедине и без ограничения количества свиданий, пользоваться его помощью и т. д. Административное задержание допускается в целях пресечения административного правонарушения (см.: Административное взыскание), когда исчерпаны другие меры воздействия, а также с целью установления личности правонарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте, если протокол является обязательным, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановления об административном правонарушении. Об административном 3. составляется протокол, по содержанию сходный с протоколом, о котором было сказано выше. Он подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного подписать протокол в нем делается об этом запись. По просьбе лица. задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения уведомляются его родственники. администрация по месту работы или учебы. Уведомление о 3. несовершеннолетнего его родителей или лиц, их заменяющих, - обязательно. Административное 3. может производиться лишь уполномоченными на то органами (должностными лицами), например, органами внутренних дел, пограничной службы, таможенной службы, военной автомобильной инспекции, государственного горного надзора. Административное 3. может длиться не более трех часов. В исключительных случаях - более продолжительное время. Органы пограничной и таможенной служб вправе прибегать к административному 3. для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения на срок до трех суток с сообщением об этом в письменном виде прокурору в течение двадцати четырех часов с момента задержания или на срок до десяти суток с санкции прокурора, если правонарушитель не имеет документа, удостоверяющего его личность. Лица, совершившие, к примеру, мелкое хулиганство, нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, неповиновение работнику милиции, иному уполномоченному должностному лицу или представителю общественности, занимающиеся незаконной торговлей товарами, свободная реализация которых запрещена или ограничена, торговлей с рук в неустановленных местах, могут быть задержаны до рассмотрения дела районным судьей (мировым судьей) или начальником (заместителем начальника) органа внутренних дел. Срок административного 3. исчисляется с момента доставления нарушителя для составления протокола, а лица, находящегося в состоянии опьянения, - его вытрезвления. Предусматривается также возможность задержания лиц, уклоняющихся от отбывания наказания по приговору суда в виде ограничения свободы. В случае уклонения осужденного от получения предписания о следовании к месту отбывания наказания или невыезда туда в установленный срок, орган внутренних дел с санкции прокурора может подвергнуть его задержанию на срок до 15 суток. Допускается 3. такого рода осужденных и тогда, когда они на длительное время покидают без уважительных причин пределы территории исправительного центра. В таком случае 3. с санкции прокурора может длиться до 30 суток. Обжалование 3. допускается не только руководству того органа, сотрудники которого его произвели, руководству вышестоящего органа или прокурору, но и в суд. Последний обязан принять и своевременно рассмотреть жалобу на 3. в соответствии со ст. 46 Конституции РФ. (К. Г.)...







Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь