Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
СЕН-ВИКТОРСКАЯ ШКОЛА средневековой философии
|
- СЕН-ВИКТОРСКАЯ ШКОЛА средневековой философии (12 в .), существовала при аббатстве каноников-августинцев Сен-Виктор (Saint-Victor) в Париже. Основатель - Гильом из Шампо, сторонник крайнего реализма, противник Абеляра. Виднейшие представители - Гуго и Ришар Сен-Викторские - стремились к сочетанию мистики и рационализма в духе августиновского платонизма на основе принципов Ансельма Кентерберийского....
|
ШАРТРСКАЯ ШКОЛА средневековой схоластической фило
|
- ШАРТРСКАЯ ШКОЛА средневековой схоластической философии 11-12 вв . Расцвет - 1-я половина 12 в.; центр платонической философии с натурфилософским уклоном. Главные представители: бр. Бернард и Тьерри Шартрские, Жильбер Порретанский; к Шартрской школе примыкали Гильом из Конша, Иоанн Солсберийский и др. Восторг перед творческой силой природы приближал мыслителей Шартрской школы к пантеизму и побуждал их прибегать к художественным формам изложения (философские поэмы "О целокупности мира" Бернарда Сильвестра и "Плач природы" Алана Лилльского)....
|
ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА в философии
|
- ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА в философии (14-16 вв .; университеты Падуи, Болоньи и других городов Сев. Италии), развивала идеи аристотелизма в аверроистской интерпретации; характеризуется чертами средневекового свободомыслия....
|
НЕОСХОЛАСТИКА
|
- НЕОСХОЛАСТИКА , собирательное понятие, объединяющее различные течения католической философии, стремящиеся к реставрации средневековой схоластики. Возникла в нач. 19 в., получила особое развитие с кон. 19 в., когда главным течением неосхоластики стал неотомизм. В Испании (с сер. 20 в. и в Германии) развивался суаресизм (см. Суарес Ф.). Ряд школ пытается синтезировать томизм с новейшими философскими течениями (лувенская школа в Бельгии, пуллахская школа в Германии)....
|
ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА
|
- ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА (элеаты) древнегреческой философии (6-5 вв . до н. э.). Главные представители: Парменид и Зенон из Элеи (отсюда название), Мелисс Самосский. Отводя главную роль в познании мышлению, элейская школа противопоставила его чувственному восприятию как текучему и неустойчивому; впервые в истории философии выдвинула идею единого бытия, понимая его как непрерывное, неизменное, присутствующее в любом мельчайшем элементе действительности, исключающее множественность вещей и их движение....
|
МОГОЛЬСКАЯ ШКОЛА индийской средневековой миниатюр
|
- МОГОЛЬСКАЯ ШКОЛА индийской средневековой миниатюры . Развивалась при дворе Великих Моголов во 2-й пол. 16-18 вв. Стиль сложился на основе местных традиций, под влиянием иранской и среднеазиатской миниатюры, европейской живописи и графики. Насыщенные действием многофигурные композиции 16 в. развернуты на декоративном пейзажном фоне ("Бабурнаме"); позже преобладают портрет, изображение зверей, птиц, цветов....
|
КИРЕНСКАЯ ШКОЛА
|
- КИРЕНСКАЯ ШКОЛА , одна из сократических школ древнегреческой философии (4 в. до н. э.); основана Аристиппом из Кирены. Развила принципы Сократа в направлении последовательного гедонизма....
|
МИКРОКОСМ
|
- МИКРОКОСМ (от микро ... и космос), человек как подобие, отражение, зеркало, символ Вселенной - макрокосма. Учение о микрокосме было распространено в древнегреческой философии (Платон, перипатетическая школа, стоицизм), философии Возрождения (Николай Кузанский, Дж. Бруно, Т. Кампанелла, Парацельс), оно присуще пантеистическим учениям И. В. Гете и немецкого романтизма. В философии Г. В. Лейбница - монада....
|
ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА в немецкой философии и социол
|
- ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА в немецкой философии и социологии 20 в ., возникла в нач. 30-х гг., центр - Институт социальных исследований во Франкфурте-на-Майне (с 1931, в 1934-39 в Женеве и Париже, в 1939-46 в США), главные представители: М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, в 60-х гг. - Ю. Хабермас. В философско-социологической "критической теории общества" пыталась сочетать элементы критического подхода к буржуазной культуре с идеями гегелевской диалектики и психоанализа З. Фрейда. Углубление противоречий внутри франкфуртской школы привело к ее распаду в нач. 70-х гг....
|
ОЗЕРНАЯ ШКОЛА поэтов
|
- "ОЗЕРНАЯ ШКОЛА" поэтов ("The lake school of poets") , идейное содружество английских поэтов У. Вордсворта, С. Т. Колриджа и Р. Саути, живших на северо-западе Великобритании, в т. н. озерном крае. Сформировавшись в кон. 18 - нач. 19 вв., "озерная школа" была выражением романтического протеста против просветительского рационализма. Патриархальные идеалы Вордсворта, идеализация средневековой мистики Колриджем и Саути вызвали критику со стороны революционных поэтов-романтиков....
|
МЕГАРСКАЯ ШКОЛА
|
- МЕГАРСКАЯ ШКОЛА , одна из сократических школ древнегреческой философии 4 в. до н. э., эклектически сочетавшая идеи Сократа, элейской школы и софистов. Основана Евклидом из Мегары. Представители: Евбулид из Милета и Диодор Крон, к которым восходят многие традиционные софизмы ("Лжец", "Куча" и т. п.), Стилпон из Мегары и др....
|
СЕМИЛЕТНЯЯ ШКОЛА
|
- СЕМИЛЕТНЯЯ ШКОЛА (школа-семилетка) , в 1921-34 тип общеобразовательной школы в составе 7 классов, дававшей неполное среднее образование. В 1934-58 неполная средняя школа....
|
КАРСАВИН Лев Платонович
|
- КАРСАВИН Лев Платонович (1882-1952) , российский религиозный философ и историк-медиевист. Брат Т. П. Карсавиной. В 1922 выслан за границу; профессор университетов в Каунасе (с 1928) и Вильнюсе (1940-46). Труды по средневековой Италии, философии истории, философии личности. Репрессирован; реабилитирован посмертно....
|
ГРАММАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА
|
- ГРАММАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА , 1) в древних Афинах начальная школа для мальчиков 7-12 лет (школа грамматиста) с преподаванием чтения, письма и счета. 2) В Др. Риме повышенная начальная школа для детей патрициев и всадников с преподаванием грамматики, римской литературы и греческого языка. 3) В современной Великобритании и некоторых странах Содружества средняя общеобразовательная школа, готовящая к поступлению в университет. 4) В России 17 в. школа при некоторых монастырях для изучения греческой и латинской грамматики и античной литературы....
|
НОМИНАЛИЗМ
|
- НОМИНАЛИЗМ , направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (лат. nomen - имя, nominalis - именной, отсюда название), словесными обозначениями, относимыми ко множеству сходных единичных вещей (крайний, или строгий, номинализм - И. Росцелин и др.), или чисто мыслительными образованиями, существующими в уме человека (концепты, отсюда название этого "умеренного номинализма" - концептуализм; основан П. Абеляром). Возник в 11-12 вв., получил особое развитие в 14-15 вв. (У. Оккам и его школа)....
|
|
Дальше >>>
|
|
|
|
|