RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    СИМФОНИЧЕСКАЯ КАРТИНА 
    СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА 
    • Это понятие появилось в музыкальном искусстве в 1854 году: венгерский композитор Ференц Лист дал определение "симфоническая поэма" своему оркестровому сочинению "Тассо", первоначально задуманному как увертюра. Этим определением он хотел подчеркнуть, что "Тассо" - не просто программное музыкальное произведение. Чрезвычайно тесно связано оно с поэзией своим содержанием. В дальнейшем Лист написал еще двенадцать симфонических поэм. Самая известная среди них - "Прелюды". В основе ее стихотворение французского поэта-романтика Ламартина "Прелюды" (точнее "Прелюдии"), в котором вся жизнь человеческая рассматривается как ряд эпизодов - "прелюдий", ведущих к смерти. В творчестве Листа сложилась и форма, наиболее характерная для симфонической поэмы: свободная, но с явными чертами сонатно-симфонического цикла (см. рассказ о симфонии), если его исполнять без перерыва между частями. В разнохарактерных эпизодах симфонической поэмы есть сходство с основными разделами сонатной формы: главной и побочной партиями экспозиции, разработкой и репризой. А в то же время отдельные эпизоды поэмы могут восприниматься как части симфонии. После Листа многие композиторы обращались к созданному им жанру. У классика чешской музыки Бедржиха Сметаны есть цикл симфонических поэм, объединенный общим названием "Моя Родина". Очень любил этот жанр немецкий композитор Рихард Штраус. Широко известны его "Дон-Жуан", "Дон-Кихот", "Веселые проделки Тиля Уленшпигеля". Финский композитор Ян Сибелиус написал симфоническую поэму "Калевала", в основе которой, в качестве литературного источника, лежит финский народный эпос. Русские композиторы своим оркестровым сочинениям подобного типа предпочитали давать иные определения: увертюра-фантазия, симфоническая баллада, увертюра, симфоническая картина. Жанр симфонической картины, распространенный в русской музыке, имеет некоторые отличия. Его программность не связана с сюжетом, а рисует пейзаж, портрет, жанровую или батальную сцену. Всем, наверное, знакомы такие симфонические картины, как "Садко" Римского-Корсакова, "В Средней Азии" Бородина, "Баба-Яга", "Кикимора" и "Волшебное озеро" Лядова. Еще одна разновидность этого жанра - симфоническая фантазия - также любимая русскими композиторами, отличается большей свободой построения, часто - присутствием в программе фантастических элементов....


    КАПРИЧЧИО 
    • Итальянское слово "capriccio" означает каприз, прихоть. В музыке оно или его производные встречаются довольно часто: так называют пьесы, свободные по построению, капризного, изменчивого характера. Таково, например, Итальянское каприччио Чайковского, написанное под впечатлением его поездки в Италию. В этом оркестровом каприччио использованы разнообразные народные напевы и ритмы, благодаря которым создается красочная картина веселого итальянского карнавала. Иногда употребляют не итальянскую, а французскую форму этого термина - каприс (caprice). Широко известны скрипичные каприсы Паганини - виртуозные, причудливые пьесы. Могли вы слышать и Вальс-каприс Рубинштейна, написанный для фортепиано, но звучащий часто в оркестровом варианте....


    НОКТЮРН 
    • Темные, почти черные берега. Темное зеркало реки. Спокойное небо и на нем огромная зеленоватая луна. Ее отражение волшебной дорожкой пересекает кажущуюся недвижной воду. Удивительным покоем и тишиной веет от этого живописного полотна. Каждый, хоть раз видевший эту картину, никогда ее не забудет. Это А. И. Куинджи, "Ночь на Днепре". А вот еще одна картина:
      Тиха украинская ночь.
      Прозрачно небо.
      Звезды блещут.
      Своей дремоты превозмочь
      Не хочет воздух.
      Чуть трепещут
      Сребристых тополей листы.
      Луна спокойно с высоты
      Над Белой Церковью сияет
      И пышных гетманов сады
      И старый замок озаряет.
      И картину Куинджи, и отрывок из поэмы Пушкина "Полтава" можно определить как своего рода ноктюрн.
      Французское слово "nocturne" как и итальянское "notturno" в буквальном переводе означает - ночной. Термин этот, употребительный в разных искусствах, появился в музыке XVIII века. Тогда ноктюрнами называли пьесы, предназначенные для исполнения на открытом воздухе в ночное время. Многочастные произведения, чаще всего для нескольких духовых и струнных инструментов, по характеру были близки инструментальным серенадам или дивертисментам (о них вы тоже можете прочесть на страницах этой книжки). Иногда звучали вокальные ноктюрны - одночастные сочинения для одного или нескольких голосов. В XIX веке сложился совершенно другой ноктюрн: мечтательная, певучая фортепианная пьеса, навеянная образами ночи, ночной тишиной, ночными думами. И картина Куинджи, и стихи Пушкина ассоциируются именно с таким ноктюрном. Впервые лирические фортепианные ноктюрны стал сочинять ирландский композитор и пианист Джон Филд. Филд долгое время жил в России. У него брал уроки фортепианной игры юный Глинка. Быть может, поэтому и великий русский композитор написал два фортепианных ноктюрна. Второй из них, с названием "Разлука", широко известен. Писали ноктюрны Чайковский, Шуман и другие композиторы. Однако больше всего известны ноктюрны Шопена. То мечтательные и поэтичные, то строгие и скорбные, то бурные и страстные, они составляют значительную часть творчества этого поэта фортепиано....


    ИНТРОДУКЦИЯ 
    • Наверное, нет такого любителя музыки, который не слышал бы произведения для скрипки, называемого длинно и необычно: Интродукция и Рондо каприччиозо. Автор его - французский композитор Сен-Санс. Помните, начинается оно довольно медленной, свободной мелодией, а после небольшого вступительного раздела следует быстрая, прихотливая "капризная" музыка. О том, что означают слова рондо и каприччио, вы можете прочесть в посвященных им рассказах. Ну а латинское слово introductio означает вступление. В музыкальных произведениях так называется вступительный эпизод, по большей части медленный, предваряющий вступление основных музыкальных тем. Бывают интродукции перед оперным действием, частью кантаты или оратории. А Михаил Иванович Глинка назвал интродукциями начальные сцены своих опер "Иван Сусанин" и "Руслан и Людмила", те сцены, в которых еще не начинается действие, а дается своего рода предисловие - широко, крупными мазками написанная картина к событиям, которые развернутся в дальнейшем....


    АНТРАКТ 
    • Это слово, составленное из французских entre (между) и acte (акт, действие), означает перерыв между действиями в спектакле, между отделениями концерта. Однако кроме таких антрактов, во время которых можно выйти из зала, обменяться впечатлениями, существуют еще музыкальные антракты. Они-то нас и интересуют. Представьте себе, что вы находитесь на представлении оперы Н. Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии". Идет первая картина третьего акта. На сцене - площадь в Великом Китеже. Собравшийся на ней народ узнает страшную весть: на город надвигается татарская рать. Княжич Всеволод собирает дружину, чтобы выступить навстречу врагу. Опускается занавес. Однако оркестр не умолкает. Он рассказывает, что произошло дальше. Настороженны и в то же время зловещи его звучания. Тихо, незаметно, словно издалека, возникает ритм бешеной скачки. Это мчатся татары, сметая все на пути. Все ближе они, все громче звучит дикая, зловещая тема... Но послышалась простая и раздольная мелодия - песня русской дружины. Вот уже все сплелось, смешалось в музыке: слышны сразу и неизменный ритм скачки, и русская песня, и татарская, старающаяся заглушить, "убить" ее... И слушатели понимают: это русская дружина столкнулась с татарским войском, закипела смертельная схватка. Отчаянно бились русские, но татар было неисчислимо больше. Все дружинники остались на поле боя, все пали смертью храбрых, предпочтя гибель рабству. Не звучит больше раздольная песня, исчезает, распыляется четкий ритм, лишь отдельные, словно "усталые" обрывки татарской темы-"победительницы" сменяют один другого... Снова открылся занавес. На сцене татарский стан. Эту вторую картину третьего акта оперы связал с предшествующей симфонический антракт "Сеча при Керженце". А вот другой пример. Идет опера Ж. Бизе "Кармен". В ней каждое действие предваряется музыкальным антрактом. Антракт к третьему действию рисует покой и тишину дремлющих гор. Поднимается занавес, и перед зрителями горный пейзаж, тонко отраженный в только что прозвучавшей музыке. Антракт к четвертому акту, жизнерадостный, красочный, насыщенный энергичными ритмами, вводит в атмосферу народного праздника, на фоне которого происходит трагическая развязка оперы....


    ХОР 
    • На сцене стройными рядами стоят женщины в одинаковых красивых платьях. За ними, поднявшись на небольшие возвышения, мужчины в строгих черных костюмах. Взмах руки дирижера, и зазвучало хоровое пение. Словом "хор", которое произошло от греческого choros и латинского chorus, что значит толпа, собрание, называют коллективы людей, исполняющих вокальную музыку и произведения, сочиненные для этого коллектива. Разумеется, не всякий коллектив можно назвать хором. Бывают вокальные ансамбли, состоящие из нескольких, иногда более десяти, человек. Хор отличается от них значительно большим числом исполнителей. Все участники хора разделены на несколько групп, чаще всего - на четыре. В детском хоре голоса делятся на высокие и низкие; высокие голоса - сопрано, низкие - альты. Взрослые хоры могут быть разными по составу: мужскими, женскими и смешанными. В смешанном хоре присутствуют все основные голоса: сопрано (высокие женские), альты (низкие женские), тенора (высокие мужские) и басы (низкие мужские). Иногда, если исполняемое сочинение имеет не четыре разных партии, а большее количество, каждая из групп подразделяется на первые и вторые голоса: первые и вторые сопрано, первые и вторые альты и так далее. Для хорового пения композиторы сочиняют специальные произведения: песни, хоры, хоровые поэмы. Д. Д. Шостакович написал 10 хоровых поэм на слова поэтов-революционеров.
      Хор - одно из главных "действующих лиц" многих опер. Без него не обходится ни одна массовая сцена. Вспомним хотя бы "Сцену под Кромами" из оперы Мусоргского "Борис Годунов", где показана картина народного волнения. Образ восставшего народа передан через хоровую песню "Расходилась, разгулялась...". Величественный хор "Славься" звучит в финальной сцене оперы Глинки "Иван Сусанин".
      Хор - непременный участник исполнения ораторий и кантат, где ему отводится очень большое место. Некоторые хоровые произведения пишутся без сопровождения. Такое исполнение принято называть а капелла (см. рассказ Капелла). Хор напоминает совершенный многоголосный инструмент. Ему доступны все средства музыкальной выразительности: прозрачное пианиссимо и величественное фортиссимо, колоссальные нарастания и мгновенные спады звучности, замедление или ускорение темпа. Хоровое звучание может передать тончайшие оттенки чувств, воплощенные в музыке, способно нарисовать живописные музыкальные картины. Недаром хоровое пение - одна из самых любимых у нас в стране форм художественной самодеятельности. По своей манере пения хоровые коллективы отличаются друг от друга. Хоры, исполняющие классическую музыку и современные произведения, поют "прикрытым", "округлым" звуком. Это Ленинградская академическая капелла имени М. И. Глинки, Республиканская капелла имени А. А. Юрлова, Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио, хор мальчиков Московского хорового училища имени А. В. Свешникова. Народные хоры поют в особой манере, так называемым открытым звуком. Вспомните, например, звучание Хора имени Пятницкого, Северного народного хора и других подобных музыкальных коллективов....


    СЛУХ 
    • Быть может, вы знаете, что великий Бетховен страдал болезнью органов слуха, и к концу жизни совершенно ничего не слышал. Не мог он слышать и исполнения своих последних сочинений. Как же так, спросите вы. Ведь всем известно, что слух - главное для музыканта. Детей с плохим слухом не принимают даже в музыкальную школу, а тут - великий композитор, автор гениальных произведений, оказывается писал их, будучи совсем глухим! Дело в том, что слух, то есть способность воспринимать звучащий мир, бывает различным. Физический слух дает нам возможность слышать в физическом смысле: воспринимать звуки, которые все время нас окружают. Шум волн, шорох листьев, жужжание пчелы, потрескивание сучьев... Здесь у человека очень много соперников: почти все животные слышат лучше, чем мы, слух у них значительно острее. Вы сами, наверное, не раз могли убедиться в этом, если любите животных. Собака настораживает уши и начинает лаять, когда вы еще не слышите чужих шагов, кошка хищно выгибает спину и бесшумно крадется к стене, за которой вы еще никак не можете уловить мышиного царапанья.
      Но есть другой слух - музыкальный, присущий только человеку. Музыкальный слух - это способность улавливать связь между звуками, запоминать и воспроизводить их, воспринимать их не как случайные сочетания, а вникая в их смысл, осознавая их художественное значение. Вот этот-то слух и необходим каждому музыканту. В том или ином виде музыкальный слух есть у каждого. Просто у некоторых он выражен очень ярко, а у других слабее. Но музыкальный слух можно развить, если очень хотеть и настойчиво добиваться этого. Действительно, в музыкальные школы берут тех детей, у которых слух лучше, но есть педагоги, которые занимаются со всеми. И через несколько лет уже не понять, кто был когда-то лучшим, а у кого. казалось, слуха нет вовсе: умному педагогу удалось развить музыкальный слух всех его учеников. Правда, существует так называемый абсолютный музыкальный слух, который считают важным для музыканта качеством. Слух этот - способность слышать абсолютную высоту звука. Его обладатель может сказать, какой по высоте звук издали отходящий от причала теплоход или ложечка, звякнувшая в стакане. Если ему сыграть мелодию, он не только повторит ее голосом, но и назовет при этом все ее звуки. Однако завидовать обладателям абсолютного слуха не стоит. Он вовсе не является признаком особой музыкальности. Сколько угодно бывает, что человек с абсолютным слухом совершенно равнодушен к музыке, а если и начинает ею заниматься, то особых успехов не достигает. В дополнение к абсолютному слуху необходимы музыкальность, умение слышать и воспроизводить логику гармонического или полифонического развития. Можно слышать, как обладатели абсолютного слуха даже жалуются на это свойство: "ноты лезут в уши", мешая сосредоточиться на музыке. Так что если у вас нет абсолютного слуха, не огорчайтесь, а развивайте относительный, данный вам природой. Кстати, далеко не все композиторы обладали абсолютным слухом. Он был, очень изощренный, у Римского-Корсакова. Каждая тональность казалась ему окрашенной в определенный, только ей присущий цвет (это так называемый цветной слух). Например, ми-бемоль мажор казался ему цветом морской волны, поэтому многие страницы музыки, посвященной морю, написаны им в ми-бемоль мажоре. Ре-бемоль мажор казался золотистым. А вот у Чайковского абсолютного слуха не было. Ну и что? Разве он писал музыку более плохую? Значительно важнее для композитора, да и для любого музыканта, иметь хорошо развитый внутренний слух, то есть уметь слышать музыку "внутри себя", не воспроизводя ее вслух. Именно великолепный внутренний слух дал возможность оглохшему Бетховену продолжать творить: он слышал всю сочиняемую им музыку и записывал услышанное, хотя воспроизведения ее музыкантами, ее реального звучания, услышать уже не мог. Внутренний слух поддается развитию. Его можно тренировать различными упражнениями. Например, брать несложные ноты, сначала только мелодию, и пытаться представить, как это звучит, а потом проверять себя, проигрывая мелодию на рояле. Профессиональные музыканты могут воспроизводить внутренним слухом даже сложные оркестровые партитуры. Без этого умения нельзя, например, стать дирижером. А теперь вернемся к "цветному слуху". Он был не только у Римского-Корсакова. У многих музыкантов определенные тональности вызывают ассоциации с определенным цветом. Ассоциации эти имеют субъективный характер. То есть у разных музыкантов одна и та же тональность может вызвать различные цветовые впечатления. Но есть, по-видимому, и общие закономерности. Так, наверное, не случайно, многие мрачные, скорбные произведения написаны в тональности си минор, а радостные, солнечные - в ре мажоре.
      Проблемами связи звука и цвета заинтересовался Скрябин. Одно из его произведений, симфоническая поэма "Прометей", даже задумано как не только музыкальное, но и цветовое; музыка в нем должна сопровождаться цветосветовыми эффектами....


    ОПЕРА 
    • Погас свет в зрительном зале. К дирижерскому пульту прошел дирижер. Взмах дирижерской палочки - и в затихший зрительный зал полились звуки увертюры... Начался спектакль, в котором органично сплелись пение и симфоническая музыка, драматическое действие, балет, живопись. Началась опера.
      Опера - это жанр синтетический, появившийся на основе содружества различных искусств (итальянское "opera" буквально - труд, дело, сочинение). Однако роль их в опере не равноценна. Уже несколько столетий существует опера. И все это время не утихают споры о том, что в ней главное - музыка или текст. Был в истории оперы период, когда ее автором считался поэт, либреттист, а композитор - лицо второстепенное - должен был во всем подчиняться не только либреттисту, но и певцам, которые требовали выигрышных арий в удобных для себя местах. Настало время и для другой крайности - когда на содержание перестали обращать внимание. Опера превратилась в своего рода концерт в костюмах. Но это действительно крайности. В XVIII и XIX веках окончательно сформировался жанр оперы в таком виде, как мы его знаем и любим сейчас. Главное в опере - все-таки музыка. Ради нее мы идем в оперный театр. Вот герой поет арию. В это время на сцене ничего занимательного не происходит: действие останавливается. Все слушают музыку. Музыку, которая рассказывает о сокровенных чувствах и мыслях героя, раскрывает нам его характер. Ария - очень важная составная часть оперы, поэтому ей посвящается отдельный рассказ. Ее, так же, как и другие сольные оперные номера - ариозо, каватину, балладу - можно сравнить с монологом в драматической пьесе. А теперь давайте вспомним, что поет Иван Сусанин перед началом своей знаменитой арии "Ты взойдешь, моя заря". "Чуют правду! Смерть близка, мне не страшна она. Свой долг исполнил я. Прими мой прах, мать земля". Звучат медленные, короткие, разделенные остановками фразы. Это пение, но очень похожее на декламацию. Называется оно речитатив (латинское слово recitare - читать вслух, громко произносить). Значение речитатива в опере очень велико. Он - основной "инструмент" развития действия. Ведь тогда, когда звучат законченные музыкальные номера-арии, ансамбли - действие обычно останавливается. Оперы без речитатива не существует. Но зато бывают оперы, полностью построенные на речитативе. Большую роль в опере играет хор. С его помощью композиторы изображают картины народной жизни. А в операх М. П. Мусоргского "Борис Годунов" и "Хованщина" народ, по определению самого композитора, является даже главным действующим лицом. Еще один из важных компонентов, без которого не может обойтись опера, это оркестр. Он исполняет увертюру, симфонические антракты, звучит во время всего действия, создает яркие картины, раскрывает чувства героев. Возникло оперное искусство почти четыреста лет тому назад, в конце XVI века. Первый музыкальный спектакль с пением на сюжет древнегреческого мифа о борьбе бога Аполлона со змеем Пифоном был поставлен в итальянском городе Флоренции в 1594 году. С тех пор опера прошла большой, сложный путь. Родившись в Италии, она попала далее и в другие страны Европы, Возникнув как произведение мифологическое, теперь она удивительно разнообразна по сюжетам. В XIX веке в разных странах сложились национальные оперные школы. Самые яркие их представители в Италии - Россини, Верди и Пуччини, во Франции Мейербер, Гуно и Бизе, в Германии Вебер и Вагнер. Несколько раньше, в конце XVIII века, опера получает расцвет в Австрии, в творчестве Моцарта. В России оперное искусство достигло высочайших вершин в творчестве Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского, Прокофьева и Шостаковича.
      В большинстве случаев оперы пишутся на сюжеты, взятые из литературы. "Руслан и Людмила" Глинки, "Русалка" Даргомыжского, "Евгений Онегин", "Мазепа" и "Пиковая дама" Чайковского, "Травиата", "Риголетто" и "Отелло" Верди, "Кармен" Бизе, "Снегурочка" Римского-Корсакова, "Борис Годунов" Мусоргского, "Нос" и "Катерина Измайлова" Д. Шостаковича, "Война и мир" и "Повесть о настоящем человеке" С. Прокофьева, "Тихий Дон" и "Поднятая целина" И. Дзержинского, "Кола Брюньон" и "Семья Тараса" Кабалевского - много на свете опер, в основе которых лежат хорошо известные романы, повести, драматические пьесы... Партитура готовой оперы передается в театр. Над ней работает дирижер, свои партии разучивают солисты и хор, режиссер осуществляет постановку, художники пишут декорации. Только в результате общего труда всех этих людей возникает оперный спектакль....







Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь