RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    КОДИФИКАЦИЯ 
    ИНКОРПОРАЦИЯ 
    СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 
    • деятельность государственных органов, должностных лиц или граждан, направленная на упорядочение и дальнейшее совершенствование действующих нормативно-правовых актов и правовых норм. В процессе С. з. устраняются противоречия между ними, отменяются или изменяются устаревшие акты и нормы, создаются новые, сводные, более совершенные акты в виде кодексов собраний законодательства, положений и других систематизированных актов. В отечественной и зарубежной науке и практике выделяют две основные формы С. з.: кодификацию и инкорпорацию. Кодификация представляет собой деятельность законодательных органов государства по созданию нового, сводного закона на основе глубокой и всесторонней переработки ранее действовавших, но устаревших законов, внесения в них существенных изменений. В процессе кодификации наряду с внесением изменений в действующие, но не утратившие своего значения нормативные акты, в проект вновь создаваемого сводного закона включаются также и новые нормы. Они придают качественно иной характер как создаваемому нормативному акту, так и процессу регулирования с помощью норм, содержащихся в данном акте, общественных отношений. Кодификация является наиболее сложной и вместе с тем наиболее совершенной формой, имеющей законодательный характер. Она может осуществляться только уполномоченными на то законодательными органами. Результатом кодификации является нормативно-правовой акт. Инкорпорацией является обработка действующих нормативно-правовых актов с целью их последующего объединения в сборники, собрания законодательства и пр.В процессе проведения инкорпорации не допускается какое бы то ни было изменение сущности или содержания инкорпорируемых актов. Существует официальная инкорпорация, которая проводится компетентными государственными органами. Результатом ее являются подготовка и издание сборников действующих нормативно-правовых актов, имеющих официальный характер (на них допускается ссылка в процессе правотворчества и правоприменения). Неофициальная инкорпорация осуществляется различными негосударственными органами и организациями, отдельными лицами или группами людей без какого-либо уполномочения со стороны правотворческих органов. Результатом могут быть сборники законодательных актов, справочники и пр. (М. М.)...


    УГОЛОВНОЕ ПРАВО 
    • 1) совокупность юридических норм, определяющих преступность деяний и их наказуемость. Главными источниками норм такого рода являются Конституция РФ и Уголовный кодекс РФ; 2) отрасль юридической науки, изучающая содержание уголовно-пра-вовых норм, практику их применения, исторический и зарубежный опыт в данной сфере, а также разрабатывающей пути и средства совершенствования законодательства и соответствующего правоприменения; 3) учебная дисциплина, познание которой позволяет усваивать содержание уголовного-законодательства, практики его применения, соответствующего исторического и зарубежного опыта, достижений науки в данной области. (К. Г.)...


    ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 
    • вид нормативного акта (по юридической силе - закона), характерный для федеративного государства и издаваемый на федеральном уровне. Задача О. з. - осуществление первичного регулирования общественных отношений, установление норм, являющихся исходными для их развития. Вслед за федеральными О. з. появляются кодексы, законы субъектов федерации, более детально регулирующие соответствующие общественные отношения с учетом положений, зафиксированных в О. з. О. з. широко применялись в СССР и назывались "Основы законодательства Союза ССР и союзных республик", за их принятием следовали кодексы или законы союзных республик. На практике эти О. з. не были актами прямого действия; непосредственно судами и другими государственным органами применялись кодексы, законы союзных республик, что, впрочем, не имело принципиального значения в СССР в условиях высокой централизации: кодексы, законы союзных республик обязательно согласовывались в партийных и государственных органах союзного уровня. Вопрос об О. з. встал и для России, особенно после провозглашения в 1992 г. ее субъектами не только республик в составе РФ, но и краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Издание федеральных О. з. было предусмотрено в Конституции РФ. Однако вопрос о том, что это лишь основы законодательства, т. е. не акты прямого действия, а база для нормативных актов субъектов, вызвал неоднозначный подход. В условиях СССР, как сказано выше, легче было обеспечивать единство правового регулирования. В условиях децентрализации в РФ использование категории О. з. могло бы привести к ослаблению государственного единства и сепаратизму в регулировании сходных общественных отношений. Поэтому возобладала оценка О. з. как актов, в одной части прямо регулирующих общественные отношения и непосредственно действующих, применяемых субъектами права, в другой - являющихся О. з. для субъектов РФ. Итак, Конституция РФ не оперирует понятием "основы законодательства". На практике акты с таким названием в Российской Федерации имеются, но они выполняют именно те задачи, о которых было сказано выше, т. е. и непосредственно регулируют некоторые общественные отношения, и создают базу для нормо-творчества субъектов РФ. (С. А.)...


    СОБРАНИЕ 
    • термин, довольно популярный в российском конституционном лексиконе. Наиболее типичны следующие словосочетания: 1) для обозначения наименования представительного органа или его палат - народное С. (например, Болгария), верховное народное С. (КНДР), национальное С. (например, Франция), государственное С. (Венгрия), законодательное С. (например, многие субъекты РФ), всекитайское С. народных представителей (КНР), С. представителей (например, наименование представительных органов местного самоуправления во многих городах РФ); Федеральное Собрание (например, Россия, Швейцария, Австрия и др.); 2) для обозначения наименования сборника (бюллетеня) законодательства, нормативных актов. Например: нынешнее издание в РФ - С. законодательства Российской Федерации (в нем публикуются все федеральные законы, акты Совета Федерации и Государственной Думы, Президента РФ, Правительства РФ, Конституционного Суда РФ и другие документы); ранее выходившие издания - С. актов Президента РФ и Правительства РФ, С. постановлений и распоряжений Правительства СССР, РСФСР и других республик; 3) для обозначения института непосредственной демократии - С. (сходов) граждан. Так, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1995 г. предусматривает, что в муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться С. (сходы) граждан. Уставом соответствующего муниципального образования устанавливаются, помимо прочего, пределы компетенции С. (сходов), порядок принятия ими решений. (С. А.)...


    СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙ 
    • официальное периодическое издание, в котором публикуются федеральные конституционные законы (ФКЗ), федеральные законы (ФЗ), акты палат Федерального Собрания (ФС) - Совета Федерации (СФ) и Государственной Думы (ГД); указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, решения Конституционного Суда (КС) РФ о толковании Конституции РФ и о соответствии Конституции законов, нормативных актов Президента РФ, СФ, ГД, Правительства РФ или отдельных положений перечисленных актов....


    ОРГАНИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ 
    • понятие науки конституционного права, а в некоторых странах - также и законодательства. Чаще всего под О. з. понимают законы, определяющие статус органов (возможно, отсюда и "органические") государства, основы местного самоуправления или регулирующие важнейшие государственные процедуры - например, референдумы. Некоторые авторы считают О. з. акты, принятие которых, так сказать, "органически" вытекает из конституции государства, т. е. либо конституция прямо предусматривает их существование, либо их появление логически следует из нее. (С. А.)...


    ПРОКУРАТУРА 
    • система государственных органов, предусмотренная Конституцией РФ. В соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции ФЗ от 10 февраля 1999 г.) на П. возложены прокурорский надзор(см.: Надзор прокурорский), а также иные функции (направления деятельности): - уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством; - координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; - участие по правилам, установленным процессуальным законодательством, в рассмотрении дел судами, опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов. Основными принципами организации и деятельности П. являются: - единство и централизация ее органов и учреждений на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ; - осуществление полномочий независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими законами; - гласность в той мере, в какой она не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; - информация федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности. Систему П. составляют: Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры (транспортные, природоохранительные и по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях), научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.(К. Г.)...


    КВАЛИФИКАЦИОННАЯ АТТЕСТАЦИЯ СУДЬ 
    • проверка и оценка профессионального уровня и иных деловых качеств судьи, производимые в соответствии с предписаниями законодательства при представлении судьи к присвоению первого или очередного квалификационного класса, назначению в вышестоящий суд, назначению на должность судьи без ограничения срока полномочий (если судья был назначен на определенный срок); утверждению в должности председателя суда, его заместителя или председателя судебной коллегии вышестоящего суда. К. а. с. проводится квалификационной коллегией судей по материалам, подготавливаемым председателями соответствующих судов. (К. Г.)...


    ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИИ 
    • то же, что и делегация полномочий (см.: Делегация). Проблема Д. п. приобрела остроту в особенности в ряде зарубежных стран в связи с передачей парламентами разрешения многих важных вопросов правительствам. Акты правительств по переданным вопросам получили в литературе наименование делегированного законодательства. При этом оппозиция часто выражает озабоченность: передавая вопросы исполнительной власти, парламенты тем самым ослабляют свои позиции в государстве и одновременно возвышают роль государственной администрации, что также не содействует развитию демократии в политической жизни. Один из аспектов Д. п. - договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ. (С. А.)...


    ПРАВО НА ЗАЩИТУ ГОСУДАРСТВОМ МАТ 
    • согласно ст. 38 Конституции. материнство и детство находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. В значительной мере положения ст. 38 Конституции РФ развивают и гарантируют принцип равноправия женщины и мужчины (ч. 3 ст. 19 Конституции). но направлены на обеспечение учета функции, выполняемых в силу природы и по традиционному общественному раскладу женщиной. Законодательство содержит широкие гарантии в связи с материнством, включая получение поддержки многодетных и малообеспеченных семей. В основе государственной политики и законодательства - учет интересов детей и родителей, равные права супругов в браке, в том числе по воспитанию детей. (С. А.)...


    СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ 
    • ветвь государственной власти. Ее наиболее существенной особенностью является то, что она может реализоваться только государственными судами, входящими в состав судебной системы, закрепленной в Конституции РФ и Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации". В наши дни к полномочиям, составляющим содержание С. в., Конституция РФ и иные законы относят: конституционные контроль; правосудие, контроль за законностью и обоснованностью решении и действий государственных органов и должностных лиц; участие в обеспечении надлежащего исполнения приговоров и иных судебных решений; разбирательство и разрешение материалов (дел) об административных правонарушениях, подведомственных судам; разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики; участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества. (К. Г.)...


    ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО 
    • 1) совокупность правовых норм о порядке выборов депутатов представительных органов и выборных должностных лиц государства и местного самоуправления. На базе И. п. организуются и проводятся избирательные кампании, а возникающие на основе И. п. общественные отношения являются избирательными правоотношениями. Источниками И. п. являются нормативные правовые акты по вопросам организации и проведения выборов. Основу И. п. составляют нормы конституции государства. Помимо этого, принимаются специальные избирательные законы (в- некоторых странах - избирательные кодексы), иные акты по выборам. В Российской Федерации система специального избирательного законодательства представлена многими актами. Федеральное законодательство, состоит из акта, являющегося на сегодня основой как федеральных выборов, так и избирательного законодательства субъектов РФ - Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 1997 г., и двух главных Федеральных законов о конкретных видах федеральных выборов: "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (1999 г.) и "О выборах Президента Российской Федерации" (1995 г.). Напомним, что члены верхней палаты Федерального Собрания - Совета Федерации - не избираются, а получают мандаты в СФ в силу избрания их на должность глав законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, поэтому данный вопрос регулируется не избирательным законом, а Федеральным законом РФ о порядке формирования СФ 1995 г. Федеральное законодательство включает в себя и другие акты как общего характера, относящиеся к любым видам выборов, так и законы по конкретным видам выборов. Например, Федеральным законом 1995 г. были внесены изменения и дополнения в УК и Кодекс об административных правонарушениях РФ, касающиеся уголовной и административной ответственности за нарушения избирательного законодательства. А в связи с выборами в ГД в 1995 г. был принят Федеральный закон более адресного характера: "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва". Избирательное законодательство субъектов РФ чаще всего представлено законами о выборах депутатов органов законодательной власти субъектов, о выборах глав исполнительной власти субъектов, о выборах депутатов и должностных лиц местного самоуправления в соответствующих субъектах РФ. Таким образом, с учетом федерального уровня и наличия в Российской Федерации 89 субъектов в стране существует не менее 270 избирательных законов. Хотя во многом они похожи друг на друга, все-таки проблема их единообразного понимания и применения существует. В связи с этим следует иметь в виду, что важную часть нормативной правовой основы выборов (а значит и И. п.) составляют нормативные документы (инструкции, разъяснения, методические рекомендации) Центральной избирательной комиссии РФ. Такие документы посвящаются различным этапам федеральных выборов, а также вопросам проведения выборов в субъектах РФ. Определенную роль играют подобные документы избирательных комиссий субъектов РФ. 2) Индивидуальное право гражданина на участие в выборах - это его право избирать и быть избранным. (С. А.)...


    УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС 
    • 1) осуществляемая в установленном законом и иными правовыми актами порядке деятельность (система действий) органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений, изобличению лиц, виновных в их совершении, и применению к ним мер уголовного наказания или иного воздействия, а также возникающие в связи с этой деятельностью многообразные правовые отношения между всеми органами и лицами, участвующими в ней; 2) отрасль юридической науки, изучающая У. п. В значительной мере - это наука о гарантиях прав и свобод личности и об обеспечении правомерных интересов общества и государства в ходе борьбы с преступностью. Познавая отечественный, исторический и зарубежный опыт, она разрабатывает рекомендации по совершенствованию соответствующего законодательства и практики его применения: 3) учебная дисциплина, дающая полные сведения об уголовно-процессуальном праве и достижениях науки о нем. (К. Г.)...


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь