Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
СОБСТВЕННАЯ МАРКА,
|
- марка дома, личная марка марка самого товаропроизводителя: Бывают ситуации, когда реализуемый товар носит имя или торговую марку торгового посредника (дистрибьютора) и сбывается через принадлежащие ему торговые предприятия. Подобный товар либо изготовляется непосредственно для посредника, либо является вариантом аналогичной марки производителя. Изделия под маркой дистрибьютора обычно реализуются не производителями, а дистрибьюторами, и цена на товар на 10-20% ниже по сравнению с аналогичным товаром под маркой производителя. Изделия с маркой дистрибьютора, как правило, продаются в однотипных магазинах одной торговой фирмы....
|
МАРКИРОВКА
|
- (marking) текст, условные обозначения и рисунки на упаковке и (или) продукции; объекты М. - товарный знак, торговая марка, фирменное наименование, данные о товаре, почтовый адрес производителя и т.п. Правильное нанесение на тару, в которую упакован груз, необходимой информации о пункте назначения, получателе, допустимых условиях обращения с грузом во время транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ, а также о хранений гарантирует своевременную и надежную доставку груза потребителю. Чтобы обеспечить оперативную обработку грузов, на упаковку наносят маршрутные знаки, которые помещают в строго определенных местах. Составная часть М. - манипуляционные знаки - условные графические изображения правил обращения с грузом, центра тяжести, места захвата погрузчиком и стропами. В связи с обострением проблемы защиты окружающей среды возрастает роль экомаркировки; в ФРГ, например, это знак "Голубой ангел", которым маркируются экологически чистые (безопасные) продукты (общим числом значительно более 5 тыс.). Намечается тенденция создания единой системы экомаркировки в Европе и в других частях мира. В РФ нанесение М. и манипуляционных знаков производится в соответствии с требованиями ГОСТ 14192-77 "Маркировка грузов"....
|
ТОРГОВАЯ МАРКА
|
- торговое наименование конкретного товара, особый знак или лейтмотив, используемый производителями и дистрибьюторами для идентификации и рекламы своих товаров. Т.м. является символом конкретного товара, отличающим этот товар от других. Это может быть эмблема, слово, слоган и т.п. Т.м. должна быть зарегистрирована в специальном реестре, который ведется в патентном ведомстве. Первичная регистрация Т.м. обычно производится на 7 лет. За регистрацию взимается плата. После регистрации производитель получает исключительное право на использование данной Т.м. Правом регистрации Т.м. обладает любой производитель, дилер, импортер или розничный продавец. Если после регистрации Т.м. используется с нарушением, право на нее утрачивается. С одобрения регистратора право на владение Т.м. может не передаваться. Если на рынке появляется похожая на уже используемую Т.м., владелец ее имеет право требовать судебного запрета, выплаты компенсации. Производители используют Т.м. для того, чтобы более эффективно выделить товар из числа других. На информацию о Т.м., ее рекламу расходуются значительные средства. При этом производитель старается эту информацию доводить до потребителя, минуя услуги дистрибьютора. По мере совершенствования работы над Т.м. предприниматель старается добиться того, чтобы она ассоциировалась с высокими потребительскими свойствами товара. В результате усиленной рекламы у покупателя создается устойчивая приверженность к определенной Т.м., формируется имидж товара. Т.м. служит главной цели - отделению данного вида товара от продукции конкурентов. Т.м. или наименование сорта являются важным активом фирмы. Фирма может потерять свое имя изза его слишком большой известности (например, "Нейлон", "Целлофан", "Ксерокс" в настоящее время потеряли свое значение как наименования сорта и являются просто общим наименованием типа продукта)....
|
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЛАТЕЖНЫЕ СРЕДСТВА
|
- средства международных расчетов и погашения международных кредитных обязательств. При золотом стандарте М.п.с. являются золото и отдельные национальные валюты, разменные на золото, т.е. в конечном счете также золото. В послевоенной Бреттон-Вудской валютной системе М.п.с. выступали золото и доллар, а также фунт стерлингов. Ввиду фиксированной цены на золото и ослабления позиций доллара предложение М.п.с. отставало от расширения международных экономических связей и объемов необходимых расчетов. Возникла проблема международной валютной ликвидности. Введение свободной обратимости валют основных промышленно развитых стран и их отказ от валютных ограничений на операции со своей валютой позволили постепенно в качестве М.п.с., наряду с долларом и фунтом стерлингов, использовать марку ФРГ, французский франк, японскую иену и др. Использование национальной валюты в качестве М.п.с. дает стране определенное преимущество (она может оплачивать импорт товаров и услуг и осуществлять вывоз капитала в своей национальной валюте). Поэтому промышленно развитые страны проводят целенаправленную политику по внедрению своих национальных валют в международный платежный оборот. Поскольку в соответствии с Ямайской валютной системой золото выводится из международного платежного оборота, основными М.п.с. выступают теперь валюты крупнейших промышленно развитых стран, которые являются резервными валютами. На долю валют пяти крупнейших держав приходится около 85% международных расчетов (доллар США - 55%, марка ФРГ - 14-15, фунт стерлингов - 7-8, французский франк - 6, японская иена - 2-3%). Роль платежных средств, введенных на международной основе, в частности СДР, незначительна (используется только в расчетах государственных органов). В последние годы несколько возросло значение в международных расчетах европейской валютной единицы - ЭКЮ. Введение европейской валюты евро определяет ее важную роль в качестве М.п.с....
|
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЗАИМСТВОВАНИЯ,
|
- (Special Drawing Right , SDK) международные резервные и платежные средства, эмитируемые Международным валютным фондом (МВФ) и используемые для регулирования сальдо платежных балансов отдельных стран, пополнения их официальных резервов и расчетов с МВФ, а также соизмерения стоимости национальных валют. Введение СДР мотивировалось обострением проблемы международной валютной ликвидности к концу 60-х гг. Соглашение с СДР вступило в силу с 1 января 1970 г. Первоначально в течение трех лет было выпущено около 9,3 млрд. единиц СДР. В дальнейшем объем их выпуска возрастал и составил к 1982 г. 21,4 млрд. единиц (на ноябрь 1997 г. - 21,5 млрд. единиц). Вначале единица СДР была приравнена к 0,888671 г золота, т.е. к уровню золотого содержания доллара. Поскольку предпринимались шаги к выводу золота из мирового обращения, то с 1 июля 1974 г. курс СДР определялся не на базе золота, а на основе средневзвешенного курса 16 валют. Позднее порядок расчета условной стоимости СДР был упрощен путем сокращения числа валют в "корзине" до пяти (доллар США, марка ФРГ, японская иена, французский франк и английский фунт стерлингов; их доля в корзине соответственно 42, 19, 15, 12 и 12%). Выпуск СДР осуществляется в виде записей на специальных счетах в МВФ пропорционально квотам стран - участниц соглашения. Наличие СДР позволяет странам приобретать в обмен конвертируемую валюту для использования в целях, предусмотренных соглашением. СДР используется только на уровне правительств через центральные банки и международные организации. СДР могут использовать не только страны - члены МВФ, но и, по решению Совета управляющих фонда, страны - не члены МВФ, а также региональные международные банки, региональные валютные фонды и др. Идея превращения СДР в главный резерв международных ликвидных активов предусматривалась в поправках к уставу МВФ, введенных с 1 апреля 1978 г. Однако пока она не претворена в жизнь. Роль СДР в составе международных ликвидных активов - около 2%....
|
ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА, ЕВ
|
- (European Monetary Si tem) форма организации валютных отношений между странами Европейского экономического сообщества (ЕЭС), действовавшая с марта 1979 г. В ЕВС участвовали 8 из 10 стран ЕЭС (не участвовали Великобритания и Греция). Формирование ЕВС было направлено на достижение валютной стабильности в ЕЭС в условиях перехода к Ямайской валютной системе и известной независимости от доллара. Центральным элементом ЕВС является Европейская валютная единица (ЭКЮ), которая стала базой установления курсовых соотношений между валютами стран - членов ЕЭС, а также использовалась для расчетов между их центральными банками и как счетная единица в специализированных учреждениях и фондах ЕЭС, в том числе и при установлении единых цен на сельскохозяйственную продукцию. В отличие от Ямайской системы страны ЕВС используют золото для частичного обеспечения ЭКЮ, ориентируясь на рыночную цену золота. В рамках ЕВС режим валютных курсов направлен на поддержание устойчивости (хотя и корректируемых) соотношений с учетом опыта "валютной змеи". Для семи валют предел колебаний был установлен +2,25% их центрального курса, а для Италии +6% ввиду нестабильности ее валютного положения. Поддержание согласованных курсов должно было осуществляться с помощью валютной интервенции центральных банков стран-участниц. Составной частью системы ЕВС был совместный фонд валютного сотрудничества для предоставления центральным банкам стран ЕВС кредитов на покрытие временных дефицитов платежного баланса. Тем не менее в 1980-1983 гг. курс ряда валют (итальянская лира, французский франк, ирландский фунт, датская крона) понижался (они девальвировались), а сильных валют (немецкая марка, голландский гульден) повышался (они ревальвировались). В 1992 г. правительства Великобритании, Испании и Италии не смогли поддерживать курс своих валют на уровне выше минимального совместного колебания и перешли к плавающим курсам. Но все-таки ЕВС рассматривалась как шаг к дальнейшей валютной интеграции и созданию Европейского валютного союза....
|
ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ СИСТЕМА НА НОВЫЕ
|
- ( y tem of pricing for new product ) одна из наиболее трудных, но и вместе с тем важнейших систем ценообразования. Определение цепы на новые товары - сложная и ответственная задача, учитывая, что торговая марка таких товаров пока неизвестна покупателям, равно как и их потребительские и другие свойства и технические характеристики. Отсюда необходимость концентрированного проведения мер маркетингового характера с целью обеспечить, создать или "разбудить" спрос на новые товары, что требует значительных интенсивных затрат. По отношению к новым товарам применяется два вида товарной и ценовой политики: "снятие сливок" (skimming) и прорыв на рынок (penetration). Политика "снятия сливок" предполагает установление высоких цен на новую продукцию и рассчитана на новаторские, относительно обеспеченные слои потребителей, для которых характерно требование демонстрационного эффекта от приобретенного товара и которые обычно склонны покупать новые товары по высоким ценам. Другое важное положение: фирма внедряющая новый товар на рынок, становится монополистом на определенное время, особенно в тех случаях, когда новый товар обладает рыночной новизной. Цена подсчитывается таким образом, чтобы компенсировать первоначальные капиталовложения в создание и продвижение нового товара на рынок и обеспечить их возврат (чаще всего по методу "себестоимость плюс"), и устанавливается на несколько завышенном уровне, чтобы обеспечить быструю окупаемость сделанных инвестиций и получение высокой прибыли. В последующем производится поэтапное снижение цен для привлечения дополнительных групп покупателей из числа последователей и ретроградов. Поэтапное снижение цен позволяет осуществлять последовательное "выдаивание" всего рыночного спроса, заложенного первоначально в новый товар. Поэтапно по каждому уровню цены "высасывается", снимается наиболее эффективный слой рыночного спроса, т.е. происходит "снятие сливок" по каждому слою потенциальных покупателей. Политика "прорыва на рынок" предполагает обратное: реализация нового товара на рынке начинается с низкой цены, чтобы он как можно скорее достиг фазы роста на рынке и в ускоренные сроки за счет низкой цены для товара был создан массовый рынок. Такая политика соответствует рынку с высокой эластичностью спроса на относительно новые товары. Кроме того, она требует особой осторожности, поскольку неудача в ее проведении может привести к невозможности покрытия ранее осуществленных инвестиций в разработку и продвижение товара и осложнить финансовое положение фирмы....
|
ТОВАР МАРОЧНЫЙ
|
- (brand good ) товар, носящий марку - имя, термин, знак, рисунок или их сочетание, которые предназначены для его идентификации и обеспечивают возможность отличить его от товаров и услуг конкурентов. При разработке стратегии маркетинга конкретных товаров фирма должна решать, будет ли она предлагать их как Т.м. Причины, определяющие важность использования товарных марок, состоят в следующем: облегчается идентификация продукции, потребитель может заказывать товар по наименованию вместо описания; гарантируется, что товар обладает определенным уровнем качества; известно, какая фирма отвечает за качество; увеличивается престиж продукции по мере роста общественного признания товарной марки; уменьшается риск приобретения недоброкачественного товара; хорошо известные марки более привлекательны для каналов сбыта; использование товарных марок облегчает сегментацию рынка; марка может использоваться для продажи целой ассортиментной группы товаров. Перед производителем (экспортером), принявшим решение о переводе своего товара в разряд марочных, имеется выбор: товар можно выпускать под маркой самого производителя; производитель может продать товар посреднику, который присвоит ему свою "частную" марку; производитель может сбывать часть товаров под своей собственной маркой, а остальные - под частными марками. При разработке Т.м. производитель должен принять решение об уровне качества и других отличительных чертах, которые будут обеспечивать поддержание позиции марки на целевом рынке. Существует как минимум четыре подхода к проблеме присвоения марочных названий, а именно: индивидуальные марочные названия товаров; единое марочное название для всех товаров (например, у американской "Дженерал электрик"); коллективные марочные названия для отдельных товарных семейств (у американской фирмы "Сире" бытовые приборы имеют марку "Кенмор", женская одежда - "Керри-брук", основное оборудование для дома - "Хоумарт"); торговое название фирмы в сочетании с индивидуальными марками товаров (у фирмы "Келлогг" - хрустящий рис "Келлоггз райе криспис", изюмные хлопья "Келлоггз рейзин брэн"). Преимущество присвоения товарам индивидуальных марочных названий в том, что фирма не связывает свою репутацию с фактом восприятия или невосприятия рынком конкретного товара. Если товар терпит неудачу, это обычно не наносит ущерба имени фирмы. Есть определенные преимущества и у стратегии присвоения единого марочного названия всем товарам фирмы. Снижаются издержки по вводу товара на рынок, поскольку отпадает необходимость больших затрат на специальную рекламу. Если фирма выпускает совершенно разные товары, использование единого марочного названия для них может оказаться неоправданным. В то же время некоторые производители хотят, чтобы название фирмы ассоциировалось с каждым индивидуальным марочным названием отдельно взятого товара. Название фирмы придает новинке как бы законную силу, индивидуальное же марочное название подчеркивает ее неповторимость. Многие зарубежные фирмы ищут такое марочное название, которое впоследствии может ассоциироваться со всей товарной категорией. Примеры таких названий - "Фриджидер" (для холодильников), "Левис" (для рабочей одежды), "Ксерокс" (для копировальной техники)....
|
БРЕТТОН-ВУДСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА
|
- международная валютная система, действовавшая с конца второй мировой войны до середины 70-х гг. Основные принципы системы были согласованы на валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г. и зафиксированы в уставе созданного Международного валютного фонда (МВФ). Б.-В.в.с. была, по существу, системой золотовалютного стандарта, а точнее золотодолларового стандарта. Ее характерные черты состояли в следующем. Функции мировых денег сохранялись за золотом, которое играло роль средства окончательных расчетов между странами и всеобщего общественного богатства. Но наряду с золотом в качества международных платежных средств и резервных (ключевых) валют использовались доллар США, приравненный к золоту в качестве эталона ценности остальных валют, и отчасти английский фунт стерлингов. Резервные валюты - доллар и фунт стерлингов - могли обмениваться на золото. Доллар обменивался в казначействе США по официальному, фиксированному курсу - 35 долл. за одну тройскую унцию золота (31,1 г). Обе валюты могли обмениваться на золотых рынках центральными банками и правительственными организациями. Цена золота складывалась на основе его официальной цены. Курсы валют были практически фиксированы, и обмен валют производился на основе валютных паритетов, согласованных с МВФ, выраженных в золоте и в долларах США. Рыночные курсы валют не могли отклоняться от фиксированных валютных паритетов более чем на 1% (с декабря 1971 г. на 2,25%). Регулирование валютных отношений осуществлялось МВФ, с которым странам было необходимо согласовывать изменение официального курса своей валюты, введение валютных ограничений и др. МВФ оказывал поддержку странам, испытывающим трудности с платежным балансом, что влияло на положение их валют, путем предоставления валютных займов. Б.-В.в.с., возникшая в условиях резкого усиления позиций США в мире после второй мировой войны, отвечала их интересам, так как установила привилегированное положение доллара, что позволяло США расширять внешнеэкономические позиции, расплачиваясь со своими партнерами своей национальной валютой. Вместе с тем она отражала усиление роли государства в экономике развитых стран и способствовала развитию международной торговли и других экономических отношений. Однако постепенно происходило изменение соотношения сил на мировой арене в пользу Западной Европы и Японии. США, а также Великобритания, роль которых в мировой торговле стала сокращаться, начали испытывать дефицит платежного баланса, что вело к ослаблению позиции их валют. "Долларовый голод" сменился избытком долларов. В условиях резкого возрастания внешней задолженности, несмотря на дважды проведенные девальвации, США были вынуждены отказаться от обмена долларов на золото. Сохранение заниженной официальной цены на золото вело к обострению проблемы международной валютной ликвидности, что заставило отказаться от официальной цены на золото. Были введены "плавающие" курсы валют промышленно развитых стран, т.е. курсы валют, устанавливающиеся на валютном рынке в зависимости от спроса и предложения. Постепенно в международном обороте и в качестве резервных валют все большую роль стали играть не только доллар и фунт стерлингов, но и марка ФРГ, японская иена, швейцарский франк, а также СДР и ЭКЮ. Таким образом, Б.-В.b.c. изжила себя, и на ее место пришла новая международная валютная система, основные черты которой были согласованы в 1976 г. в Кингстоне (Ямайка), - Ямайская валютная система....
|
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРОМЫШЛЕННОЕ СОТРУ
|
- (international indu trial cooperation) в современной мировой экономике охватывает комплексные формы внешнеэкономического взаимодействия национальных хозяйственных субъектов и транснациональных корпораций, выходящие за рамки традиционной внешней торговли. Способствуя устойчивому научнопроизводственному, инвестиционному, сервисно-сбытовому и иному взаимодействию фирм, М.п.с. укрепляет долговременное международное экономическое сотрудничество в целом, содействует расширению и диверсификации производства современных видов продукции и международной торговли, индустриальному росту стран. М.п.с. охватывает такие конкретные формы, как строительство, расширение, модернизация и техническое перевооружение промышленных предприятий; совместное производство и сбыт, специализация и кооперация в этой области; сотрудничество в создании промышленных комплексов; смешанные общества; обмен технологиями, технической информацией, патентами и лицензиями; проведение совместных промышленных исследований по конкретным проектам сотрудничества и др. Согласно существующим международным договоренностям государства, подписавшие "Заключительный акт по безопасности и сотрудничеству в Европе" (1975), обязались поощрять взаимодействие фирм разных стран, включающихся в процесс М.п.с., улучшать условия осуществления проектов М.п.с., в том числе правовую защиту различных форм собственности, связанной с М.п.с.; обеспечение совместимости учета в разных странах, отвечающей потребностям М.п.с. В этом отношении в РФ сейчас ведется активная работа по перестройке учета, применительно к международным стандартам по учету. Важными условиями развития М.п.с. и включения в него российских хозяйственных субъектов являются: международная гармонизация стандартов и технических условий; сотрудничество в области сертификации; правильное правовое оформление договоров и контрактов по промышленному сотрудничеству, включение в них арбитражных оговорок, четко определяющих решение споров. М.п.с. за последние 25 лет повысило экономическую взаимозависимость государств мира и их хозяйственных субъектов, побудило их к действенному объединению усилий по решению ряда мировых хозяйственных проблем. МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА - высшая ступень развития общественного территориального труда, опирающаяся на специализацию производства отдельных стран на определенных видах продукции, которыми они обмениваются. М.р.т. образует основу расширения международной торговли, составляет объективную базу развития мирового рынка. Машинная индустрия, являясь по своей природе массовым производством, перерастает национальные рамки и начинает поставлять свою продукцию в самые различные страны в обмен на сырье и продовольствие. В результате М.р.т. экономика большинства стран мира оказывается взаимозависимой, формируется интернационализация производства, закладываются основы мирового хозяйства. Его развитие ведет к дальнейшему прогрессу производительных сил, росту производительности труда в мировом масштабе, способствуя сосредоточению производства в странах с наиболее благоприятными условиями. На направления развития М.р.т., основной формой которого выступает международная специализация и кооперирование производства, оказывают огромное влияние различия в общих условиях производства в отдельных странах. При этом главное значение имеют общественно-экономические факторы, хотя природные условия также играют определенную роль. Важную роль в развитии М.р.т. играет вывоз капитала. Вложения капитала развитых стран в конце XIX - начале XX в. осуществлялись в значительной мере в плантационное хозяйство и добывающую промышленность стран, отставших в своем экономическом развитии, и тем самым консервировали отсталую аграрно-сырьевую структуру их экономики. К началу XX в. колониальные и зависимые страны окончательно становятся "мировой деревней" в противоположность "мировому городу", роль которого играли промышленно развитые страны Западной Европы и США. Под влиянием научно-технической революции (НТР) и краха колониализма система М.р.т., сложившаяся к началу XX в., в послевоенный период переживает глубокий кризис. НТР прежде всего привела к относительному сокращению доли сырья и продовольствия, поставлявшегося из менее развитых стран в промышленно развитые страны, так как она способствовала более экономному расходованию сырья, расширению производства синтетических материалов в самих развитых странах, а также увеличению здесь производства некоторых натуральных видов сырья. НТР в сельском хозяйстве привела к росту самообеспеченности промышленно развитых стран, особенно Западной Европы, продовольствием и сельскохозяйственным сырьем. После достижения политической самостоятельности молодые государства стоят перед задачей завоевания экономической независимости, что требует создания многоотраслевого хозяйства и коренного изменения их роли в системе М.р.т. Развитие новых отраслей производства и прежде всего обрабатывающей промышленности становится для молодых государств тем более необходимым, что спрос на мировом рынке на сырье и продовольствие относительно сокращается. В ряде развивающихся стран, особенно в новых индустриальных странах, появилась собственная обрабатывающая промышленность. В поисках нового места в М.р.т. развивающиеся страны встали на путь взаимного сотрудничества, одной из основных форм которого является создание региональных экономических организаций. Развивающиеся страны поставили вопрос о новом международном экономическом порядке, причем их требования к промышленно развитым странам не сводились только к созданию более благоприятных условий для реализации на мировом рынке их традиционных товаров, но и касались поощрения развития промышленности по переработке местного сырья, диверсификации экспорта. В новых условиях компании промышленно развитых стран увеличили вложения и в отрасли их обрабатывающей промышленности, однако преимущественно материалоемкие, трудоемкие, экологически вредные производства или выпуск отдельных деталей или узлов к продукции новейших отраслей, сборка которых осуществляется в промышленно развитых странах. Вместе с тем в условиях НТР происходила интенсификация процессов разделения труда между промышленно развитыми странами. В условиях роста массового автоматизированного производства, дальнейшего его усложнения и увеличения многообразия продукции, гигантского увеличения расходов на НИОКР, внутренний рынок даже крупных промышленно развитых стран оказывается относительно узким..Становится неизбежной специализация стран на выпуске отдельных видов продукции и приобретение другой продукции в зарубежных странах, значительно возрастает взаимная торговля. Важную роль в этом процессе играет рост миграции капитала между промышленно развитыми странами, образование гигантских транснациональных корпораций, развивающих специализацию и кооперацию между своими предприятиями, расположенными в разных странах, интеграция экономики промышленно развитых стран, в частности деятельность Европейского экономического сообщества (Европейского союза)....
|
|
|
|
|
|
|