RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    СОВЕТ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ ВЕРХОВНОГО 
    • одна из двух равноправных палат (Совет Национальностей и Совет Республики) Верховного Совета РСФСР. Учреждена при конституционной реформе 27 октября 1989 г. Палаты были сформированы в июне 1990 г. (см.: Верховный Совет РСФСР). (С. А.)...


    СОВЕТ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ ВЕРХОВНОГО 
    • одна из двух равноправных палат (Совет Национальностей и Совет Союза) Верховного Совета СССР по Конституции СССР 1936 г. С учреждением при конституционной реформе 1 декабря 1988 г. Съезда народных депутатов СССР и превращением Верховного Совета СССР в более профессионально и постоянно работающий представительный орган С. Н. ВС СССР продолжает быть одной из двух равноправных палат Верховного Совета (см.: Верховный Совет СССР). (С. А.)...


    СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ВЕРХОВНОГО СОВЕ 
    • одна из двух равноправных палат (Совет Республики и Совет Национальностей) Верховного Совета РСФСР. Учреждена при конституционной реформе 27 октября 1989 г. Палаты были сформированы в июне 1990 г. (см.: Верховный Совет РСФСР). (С. А.)...


    СОВЕТ СОЮЗА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СС 
    • одна из двух равноправных палат (Совет Союза и Совет Национальностей) Верховного Совета СССР по Конституции СССР 1936 г. С учреждением при конституционной реформе 1 декабря 1988 г. Съезда народных депутатов СССР и превращением Верховного Совета СССР в более профессионально и постоянно работающий представительный орган С. с. ВС СССР продолжал быть одной из двух равноправных палат Верховного Совета СССР (см.: Верховный Совет СССР). (С. А.)...


    СОВЕТ СТАРЕЙШИН 
    • совещательный орган, существовавший в Верховном Совете СССР. Состоял из представителей от групп депутатов, избранных (независимо от того, в какую палату) на территориях союзных, автономных республик, краев и областей. Обсуждал проект повестки дня очередной сессии Верховного Совета СССР, порядок обсуждения вопросов, а также кадровые вопросы внутри Верховного Совета. Решения С. с. носили характер рекомендаций, но практически предопределяли соответствующие решения Верховного Совета. С. с. существовали и в Верховных Советах республик. (С. А.)...


    ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР 
    • высший орган государственной власти РСФСР по Конституциям 1937 и 1978 гг. После изменения названия государства (декабрь 1991 г.) - Верховный Совет Российской Федерации. Депутаты ВС РСФСР избирались по территориальным избирательным округам сначала по норме представительства, охватывавшей определенную численность населения. В связи с ростом населения росло и число депутатов ВС РСФСР, поэтому было решено установить твердую численность ВС РСФСР. По Конституции 1978 г. он состоял из 975 депутатов. Согласно ст. 104 Конституции, ВС РСФСР был правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией СССР и Конституцией РСФСР к ведению РСФСР. Его исключительными правами были: принятие Конституции РСФСР, внесение в нее изменений, представление на утверждение ВС РСФСР образования новых автономных республик и автономных областей в составе РСФСР, утверждение государственных планов экономического и социального развития РСФСР, государственного бюджета РСФСР и отчетов об их исполнении, образование подотчетных ВС РСФСР органов. Законы РСФСР принимались либо ВС РСФСР, либо референдумом, проводимым по решению ВС РСФСР. ВС РСФСР проводил две сессии в год продолжительностью два-три дня. ВС РСФСР образовывал постоянные комиссии, которые работали в течение более длительного срока. При конституционной реформе 27 октября 1989 г. ситуация в республике существенно изменилась. В качестве высшего органа государственной власти РСФСР был учрежден Съезд народных депутатов РСФСР, состоявший из 1068 депутатов. А ВС РСФСР определялся как орган Съезда, постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти РСФСР. Он формировался из числа народных депутатов РСФСР Съездом и был ему подотчетен (ст. 107). Хотя в Конституции по-прежнему говорилось, что очередные сессии ВС РСФСР проводятся два раза в год, работать он стал постоянно - каждая сессия длилась по 3-4 месяца. Постепенно ВС РСФСР приобретал черты, характерные для парламента государства. Изменилась внутренняя структура ВС РСФСР - он стал двухпалатным. Совет Республики и Совет Национальностей равны по своему численному составу и равноправны. Численный состав палат исходил из параметров Совета Национальностей: в него входили 3 депутата от каждой автономной республики, 1 депутат от каждой автономной области и каждого автономного округа (всего от автономий - 63) и 63 депутата от краев, областей, городов Москвы и Ленинграда. Таким образом, Совет Национальностей, как и Совет Республики, включал 126 депутатов. Вместе с Председателем ВС РСФСР, его первым заместителем и тремя заместителями ВС РСФСР состоял из 257 депутатов. Это позволило организовать работу депутатов на постоянной профессиональной основе....


    ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР 
    • высший представительный орган государственной власти Союза ССР, учрежденный Конституцией СССР 1936 г. Заменил Съезд Советов СССР и Центральный Исполнительный Комитет СССР (последний состоял из Союзного Совета и Совета Национальностей, что было учтено в структуре ВС СССР). Срок полномочий по Конституции 1936 г. - 4 года. Состоял из двух равноправных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Депутаты ВС СССР избирались путем прямых выборов. Первые выборы состоялись в 1937 г. Согласно Конституции, в Совет Национальностей избиралось по 32 депутата от каждой союзной республики (до 1966 г. - по 25), по 11 - от каждой автономной республики, по 5 - от каждой автономной области, по 1 - от каждого национального (по Конституции 1977 г. - автономного) округа. В Совет Союза депутаты избирались по избирательным округам - сначала по норме один депутат от 300 тысяч населения. Рост населения приводил и к росту числа депутатов в Совете Союза, опережавшему численность Совета Национальностей. Конституция 1977 г. установила, что палаты состоят из равного числа депутатов. Поскольку количество депутатов Совета Национальностей определялось числом союзных и автономных республик, автономных областей и округов и составляло 750, то и Совет Союза стал состоять из 750 депутатов. В результате на очередных выборах приходилось повышать норму представительства (соответственно до 350 и 360 тысяч). По Конституции 1977 г. срок полномочий ВС СССР - 5 лет. ВС СССР был правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией к ведению Союза ССР. Его исключительными правами были: принятие Конституции СССР, внесение в нее изменений; принятие в состав СССР новых республик, утверждение образования новых автономных республик и автономных областей; утверждение государственных планов экономического и социального развития СССР, государственного бюджета СССР и отчетов об их выполнении; образование подотчетных ему органов Союза ССР. Законы СССР, согласно Конституции 1977 г., принимаются ВС СССР или всенародным голосованием (референдумом), проводимым по решению ВС СССР. Таким образом, по Конституции ВС СССР был верховным органом народного представительства, государственной власти в стране. Он утверждал состав Совета Министров СССР, избирал Верховный Суд СССР, назначал Генерального прокурора СССР. ВС СССР проводил две сессии в год продолжительностью в несколько дней. Палаты ВС СССР образовывали постоянные комиссии, которые работали в течение более длительного срока. Проводимые после 1985 г. политические реформы в стране отразились на структуре высших государственных органов Союза ССР. При реформе Конституции СССР 1 декабря 1988 г. в качестве высшего органа государственной власти СССР был учрежден Съезд народных депутатов СССР. Он состоял из 2250 депутатов. ВС СССР определялся как постоянно действующий законодательный, распорядительный (это определение было исключено 14 марта 1990 г.) и контрольный орган государственной власти СССР, избираемый Съездом и ему подотчетный. ВС СССР по-прежнему состоял из Совета Союза и Совета Национальностей, равных по численности и равноправных. Однако численность палат существенно снизилась. В Совет Национальностей избирались 11 депутатов от каждой из 15 союзных республик, 4 - от каждой из 20 автономных республик, 2 - от каждой из 8 автономных областей, 1 - от каждого из 10 автономных округов - всего 271 депутат. Столько же депутатов избиралось в Совет Союза. Согласно ст. 112 Конституции, ВС СССР ежегодно созывался на очередные - весеннюю и осеннюю - сессии продолжительностью, как правило, три-четыре месяца каждая. Помимо отдельных и совместных заседаний палат, проводились заседания постоянных комиссий палат и комитетов ВС СССР (депутатские органы, создаваемые обеими палатами на паритетных началах). Депутаты на весь срок выполнения функций в ВС СССР, на Съезде, в палатах, комиссиях и комитетах, а также среди населения освобождались от служебных и производственных обязанностей. Таким образом, конституционно закладывались начала парламентаризма и постоянной профессиональной депутатской деятельности в СССР. Применительно к полномочиям намечалось, что ряд ключевых вопросов переходит к Съезду: принятие Конституции и внесение в нее изменений, принятие решений по вопросам национально-государственного устройства (союзного ведения), определение основных направлений внутренней и внешней политики СССР, утверждение перспективных государственных планов и важнейших общесоюзных программ экономического и социального развития СССР, утверждение Председателя Совета Министров СССР, Комитета народного контроля СССР, Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР и Главного государственного арбитра СССР, избрание Комитета конституционного надзора СССР и др. Съезд мог принимать также законы СССР, отменять акты ВС СССР, принимать решения о проведении референдумов СССР. Ряд народных депутатов СССР (в частности, академик А. Д. Сахаров) настаивал на том. чтобы именно Съезд стал ведущим органом государственной власти СССР. Однако очередные заседания Съезда проводились один раз (по формулировке, внесенной в Конституцию 14 марта 1990 г. - "не реже одного раза") в год. В этой ситуации ВС СССР как постоянно действующий орган в большей мере концентрировался на функциях законотворчества, участия в верховном руководстве делами страны, контроля....


    ДВУХПАЛАТНАЯ 
    • СИСТЕМА (СТРУКТУРА) - понятие в конституционном праве, применяемое к внутренней организации парламента. Парламент может быть однопалатным или двухпалатным (изредка существуют парламенты с большим числом палат). При двухпалатной системе (структуре) парламента может применяться один из двух принципов: принцип равенства (равноправия) палат; принцип верхней и нижней палаты. Например, в Верховном Совете СССР (1937-1991 гг.) существовали две равные палаты - Совет Союза и Совет Национальностей. Двухпалатная структура Верховного Совета РСФСР была введена при конституционной реформе 27 октября 1989 г. и реально создана в июне 1990 г. Обе палаты - Совет Республики и Совет Национальностей - также были равными. Нынешний парламент РФ - Федеральное Собрание (ФС) - построен по принципу верхней (Совет Федерации (СФ) и нижней (Государственная Дума (ГД) палат. Принцип равенства палат парламента означает: - у палат, как правило, равное (или примерно равное) число депутатов; - палаты работают в один и тот же временной период; - вопросы, предлагаемые одной из палат и имеющие общий характер, включаются в повестку дня другой палаты, т. е. парламент имеет, в целом, единую повестку дня (разумеется, по главным вопросам и особенно по принятию законов; наряду с этим у палат могут быть и свои специфические предметы ведения, и внутренние проблемы); - довольно часто палаты заседают совместно, при этом обсуждаются сообща вопросы, принимаются законы (хотя при принятии законов проводится либо раздельное голосование, либо отдельный подсчет голосов по каждой палате); - обеспечиваются равенство возможностей и одинаковый учет интересов обеих палат (например, если у парламента нет председателя, совместные заседания обычно ведут поочередно председатели палат; на совместных заседаниях обеспечивается поочередность выступлений депутатов, входящих в разные палаты и т. д.); - палаты создают совместные (постоянные или временные) органы на так называемых паритетных началах (т. е. делегируют в них равное число представителей); Конституцией палаты сообща образуют Счетную палату (СП), однако по Федеральному закону от 18 ноября 1994 г. СП является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым ФС РФ и подотчетным ему; Закон не определяет СП как орган ФС и, более того, говорит, что она обладает организационной и функциональной независимостью); возможно лишь образование временных общих согласительных депутатских комиссий, если принятые Думой законы не находят одобрения у СФ; - численность палат различна (в ГД - 450 депутатов, в СФ - по два представителя от каждого субъекта РФ, следовательно, при 89 субъектах - 178 членов СФ). Термины "верхняя" и "нижняя" палаты условны: возникли они в связи с законодательным процессом. Проект закона как бы совершает путь "снизу вверх": сначала его рассматривает ГД и лишь затем - СФ. Палату, начинающую законодательный процесс, называют "нижней", продолжающую его - "верхней". Последняя может не одобрить закон, но это - не верховенство над нижней палатой, которая может повторно проголосовать за принятие закона (для этого требуется уже большее число голосов, так называемое квалифицированное большинство). (С. А.)...


    АВТОНОМНАЯ РЕСПУБЛИКА 
    • форма государственной (областной, политической, национально-территориальной) автономии. В соответствии с Конституцией СССР 1977 г. и Конституцией РСФСР 1978 г. в РСФСР насчитывалось 16 А. р. А. р. имели более высокий статус, чем автономные области и автономные округа. Например, от них избиралось по 11 депутатов в Совет Национальностей Верховного Совета СССР, в то время как от автономных областей - по 5, а от автономных округов - по 1 депутату. Председатель правительства А. р. по должности был членом правительства РСФСР. В то же время А. р. имели более низкий ранг, чем союзные республики. Официально они не считались субъектами Союза ССР как федерации, не имели характеристики суверенного государства (как союзные республики), за ними не признавалось не только право выхода из СССР, но даже и право перехода из одной союзной республики в другую. У А. р. не было возможностей, характерных для союзных республик: например, наличие 32 депутатов в Совете Национальностей, обязательное включение их представителя в состав Президиума Верховного Совета СССР в качестве заместителя Председателя, вхождение председателя правительства по должности в состав Правительства СССР, наличие национальной академии наук, отсутствие права внешних сношений и др. В период политических реформ, связанных с процессами перестройки и демократизации общества в СССР после 1985 г., многие А. р. стали добиваться повышения своего статуса. Особенно активными их попытки стали при разработке Союзного договора, который должен был оформить природу СССР на новом этапе развития. В свою очередь центр использовал позицию А. р. для того, чтобы оказывать давление на те союзные республики (среди них была и РСФСР), которые особенно настаивали на расширении своих прав и освобождении от опеки союзного руководства. Ведь повышая статус А. р. и укрепляя их положение на союзном уровне, можно было использовать голоса представителей А. р. для получения требуемого большинства по решениям, в которых был заинтересован центр. В принятом 26 апреля 1990 г. Законе СССР "О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации" говорилось, что А. р. - государства, "являющиеся субъектами Федерации - Союза ССР" (ст. 1). А в проектах Союзного договора появилось положение о двух видах субъектов СССР - непосредственно входящих в Союз ССР; входящих в СССР и еще в один из субъектов СССР. Конечно, устремления А. р. должны были учитывать интересы и тех союзных республик, в состав которых они входили, принимать меры к нормализации отношений с ними. В России при конституционной реформе 24 мая 1991 г. понятие "автономная республика" было исключено из Конституции, появилась новая характеристика -"республика в составе РСФСР". Таким образом, все бывшие А. р. (а также вновь образованные республики) имеют сегодня статус республик в составе РФ. (С. А.)...


    ВЕДОМОСТИ 
    • широко распространенное в различных словосочетаниях понятие, используемое для наименования официальных и информационных изданий представительных (законодательных), а также (реже) иных органов. Так, в СССР издавались В. Верховного Совета СССР, В. Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, а в союзных республиках - В. их Верховных Советов. В Российской Федерации на различных этапах издавались В. Верховного Совета РСФСР, В. Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, В. Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. В настоящее время издаются В. Федерального Собрания Российской Федерации. (С. А.)...


    ККН СССР 
    • б был правомочен рассматривать вопросы о соответствии Конституции СССР проектов законов СССР и иных актов, внесенных на рассмотрение Съезда народных депутатов СССР; законов и иных актов, принятых Съездом; конституций союзных республик. По перечисленным вопросам ККН СССР лишь представлял свои заключения Съезду народных депутатов СССР, действие актов не приостанавливалось, а Съезд двумя третями голосов от общего числа депутатов мог отклонить заключение ККН СССР. Кроме того, ККН СССР осуществлял надзор за соответствием Конституции СССР и законам СССР, принятым Съездом народных депутатов СССР: законов СССР и иных актов, принятых Верховным Советом СССР, постановлений Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР, а также проектов актов, внесенных на рассмотрение указанных органов; указов и постановлений Президиума Верховного Совета СССР; распоряжений Председателя Верховного Совета СССР; указов Президента СССР; постановлений и распоряжений Совета Министров СССР; законов союзных республик; международных договорных и иных обязательств СССР и союзных республик, представленных на ратификацию или утверждение; руководящих разъяснении Пленума Верховного Суда СССР; актов Генерального прокурора СССР и Главного государственного арбитра СССР, имеющих нормативный характер, а также нормативных правовых актов других государственных органов и общественных организаций, в отношении которых не осуществлялся прокурорский надзор. Заключение ККН СССР о неконституционности перечисленных актов приостанавливало их действие до устранения несоответствия. Если же заключение констатировало, что акт нарушает основные права и свободы человека, он утрачивал силу с момента принятия заключения ККН СССР. Закон наделил ККН СССР правом рассматривать разногласия в сфере национально-государственных отношений. Однако заняться этим ККН СССР мог лишь после принятия Союзного договора между республиками, входящими в СССР, который так и не был принят до конца существования СССР. Несмотря на ограниченные возможности ККН СССР сыграл в целом положительную роль и стал важным демократическим институтом в формировавшемся новом облике политической системы и в укреплении конституционной законности. (С. А.)...


    КАССАЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ 
    • одно из основных судебных подразделений Верховного Суда РФ. Его полномочия: рассмотрение в качестве суда второй инстанции гражданских и уголовных дел по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления, вынесенные Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции; рассмотрение в пределах своих полномочий судебных дел по вновь открывшимся обстоятельствам. К. к. состоит из председателя и 12 членов из числа судей Верховного Суда РФ и утверждается Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ. Рассмотрение дел в К. к. осуществляется судебными составами, образуемыми из числа членов коллегии по правилам, установленным гражданским процессуальным и уголовно-про-цессуальным законодательством. (К. Г.)...


    СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ ПРИ ВЕРХОВН 
    • федеральный государственный орган, осуществляющий организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции (кроме Верховного Суда РФ), включая военные суды и суды специализированные, которые могут быть созданы, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей. Возглавляет С. д. и его органы Генеральный директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ (см.: Органы судейского сообщества. Совет судей РФ). Систему органов С. д. образуют его центральный аппарат и управления (отделы), создаваемые в субъектах РФ. Непосредственно в судах организационным обеспечением их деятельности должны заниматься администраторы судов, контролируемые С. д. и его местными органами. Одно из основных условий, предъявляемых к деятельности С. д. и его органов, - способствование укреплению самостоятельности судов, независимости судей и невмешательство в осуществление правосудия. (К. Г.)...


    ГД ФС РФ 
    • и избирает из своего состава Председателя ГД ФС РФ, первого заместителя и заместителей. Для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности палаты имеется Совет ГД ФС РФ, куда входят Председатель ГД ФС РФ, руководители фракций и депутатских групп. ГД ФС РФ нынешнего созыва образовала 28 комитетов: по законодательству и судебно-правовой реформе; по труду и социальной политике; по делам ветеранов; по охране здоровья; по образованию и науке; по делам женщин, семьи и молодежи; по бюджету, налогам, банкам и финансам; по экономической политике; по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности; по аграрным вопросам; по промышленности, строительству, транспорту и энергетике; по природным ресурсам и природопользованию; по экологии; по обороне; по безопасности; по международным делам; по делам СНГ и связям с соотечественниками; по делам национальностей; по делам Федерации и региональной политике; по вопросам местного самоуправления; по делам общественных объединений и религиозных организаций; по Регламенту и организации работы ГД ФС РФ; по информационной политике и связи; по вопросам геополитики; по конверсии и наукоемким технологиям; по культуре; по туризму и спорту; по проблемам Севера и Дальнего Востока. На постоянной основе функционирует мандатная комиссия, по мере необходимости образуются временные комиссии. (С. А.)...


    ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КВОТА 
    • 1) Количество мандатов (мест) в представительном органе, которое выделяется какой-либо национальной или социальной группе населения, субъекту федерации, другой территории, имеющей специфические особенности, и т. д. Принцип квотирования применяется для того, чтобы в более полной мере учесть чьи-либо интересы. Указанный принцип (хотя и без использования самого понятия "избирательная квота") применялся и применяется в тех или иных формах в нашей стране. Например, по учреждении Конституцией СССР 1936 г. Верховного Совета СССР одна из его палат - Совет Национальностей - состояла из депутатов, избираемых по избирательным округам, образованным на территориях соответственно союзных, автономных республик, автономных областей, автономных округов. При учреждении в 1988 г. Съезда народных депутатов СССР одна треть его состава - 750 депутатов - избиралась общесоюзными общественными организациями, причем для каждой участвующей общественной организации была установлена своя квота (численность) избираемых ею депутатов. Еще 750 депутатов избирались по национально-территориальным округам, образованным на территориях союзных, автономных республик, автономных областей и округов. В Российской Федерации квотный принцип применялся при избрании Съезда народных депутатов, учрежденного в 1989 г. 168 его депутатов избирались по национально-территориальным округам, образованным на территории республик в составе РФ, автономных областей, автономных округов, а также краев, областей, городов Москвы и Ленинграда. В определенной мере квотный принцип применяется и сейчас. Например, при выборах депутатов Государственной Думы каждому субъекту РФ, имеющему число избирателей меньше единой нормы представительства, гарантируется образование одного избирательного округа, т. е. на территории субъекта РФ обязательно избирается хотя бы один депутат ГД. В некоторых субъектах РФ (в частности, автономных округах) обеспечивается избрание в представительные органы определенной части представителей коренных народов. Однако вопрос о квотировании при формировании различных государственных органов и органов местного самоуправления нельзя отнести к числу решенных в нашем государстве....


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь