RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    ВЕСОВЩИК 
    • (weighter) физическое или юридическое лицо, осуществляющее проверку количества, веса товара по поручению владельца или перевозчика за определенное вознаграждение. Результаты взвешивания товара отражаются на отвесе - транспортном или складском документе. В международной торговле в целях более объективной, беспристрастной проверки веса прибегают к услугам независимых (нейтральных) В., получивших соответствующие полномочия от торговых палат, государственных компетентных органов и имеющих статус официально присяжных В. В РФ В. имеются на железнодорожных станциях, складах, базах, в портах; в их обязанности входит подсчет мест и взвешивание грузов....


    ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО СТРАН В 
    • (South We t Africa Economic Community, SWAEC) региональное объединение для сотрудничества в области торговли, кредита, координации экономических программ и создания совместных объектов. Члены: Ангола, Ботсвана, Замбия, Зимбабве, Кения, Коморские Острова, Лесото, Маврикий, Мадагаскар, Малави, Мозамбик, Свазиленд, Сейшельские Острова, Сомали, Танзания, Уганда и Эфиопия. Начал деятельность в январе 1982 г. При этом в качестве цели было определено создание в течение ближайших 10 лет зоны свободной торговли с последующим переходом к режиму общего рынка. Большое внимание уделяется сотрудничеству в области создания совместных объектов в различных отраслях экономики (транспорт, энергетика, промышленность и сельское хозяйство). Вследствие различий в интересах участников внутри СВАЭК возникло два фракционных союза: Зона преференциальной торговли стран Восточной и Южной Африки и Конференция по координации экономического развития независимых стран Юга Африки....


    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ О ГОСУДАРС 
    • принят 13 октября 1985 г., определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными гражданами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти РФ и органов государственной власти ее субъектов в области внешнеторговой деятельности. Целями закона являются защита экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности страны, стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечение эффективной интеграции российской экономики в мировое хозяйство. Закон состоит из десяти глав, рассматривающих принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и формирования внешнеторговой политики страны; вопросы компетенции РФ и ее субъектов в области внешнеторговой деятельности; права и обязанности участников внешнеэкономической деятельности; основные положения, определяющие характер и направления регулирования, осуществляемого посредством таможенно-тарифных и нетарифных методов (в частности, путем квотирования и лицензирования); особые режимы проведения отдельных видов внешнеторговой деятельности (приграничная торговля и свободные экономические зоны); формы и методы содействия внешнеторговой деятельности и ее стимулирования, включая информационное, консалтинговое и статистическое обеспечение; вопросы создания благоприятных условий для доступа российских участников внешнеэкономической деятельности на внешние рынки; направления защиты экономических интересов РФ, ее субъектов, муниципальных образований и российских граждан в области внешнеторговой деятельности, вопросы контроля за осуществлением подобной деятельности, формы ответственности за нарушение законодательства РФ в данной сфере. В законе особо подчеркнуто, что правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают все российские граждане, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. При этом все исключения должны быть четко регламентированы....


    АФРИКАНСКИЙ БАНК РАЗВИТИЯ, АФБР 
    • (African Development Bank) международная финансовая организация независимых стран Африки, созданная по решению экономической комиссии ООН для Африки. Функционирует с 1 июля 1965 г., место пребывания в г. Абиджане. Членами банка являются 53 страны Африки (кроме ЮАР) и 24 неафриканских государства. Африканским государствам принадлежит контрольный пакет акционерного капитала. На неафриканских членов АФБР приходится 1/3 капитала. Во главе банка - Совет управляющих и Правление. Исполнительный орган - Совет директоров. Деятельность банка направлена на кредитование, а также гарантирование кредитов на осуществление проектов, способствующих подъему национальной экономики африканских стран. Особое внимание уделяется финансированию совместных проектов африканских стран - строительству плотин на реках, железнодорожных и автомобильных магистралей и др., в которых заинтересован ряд стран. В последние годы в условиях ухудшения экономического, особенно продовольственного, положения африканских стран, вызванного засухой в ряде регионов континента, банк уделяет внимание мероприятиям, направленным на достижение самообеспеченности продовольствием и решение проблемы задолженности стран - членов банка....


    АССОЦИАЦИЯ КАРИБСКИХ ГОСУДАРСТВ, 
    • межправительственная экономическая организация. Образована в июле 1995 г. В нее вошли Колумбия, Мексика, Венесуэла, 6 Центральноамериканских стран (включая Панаму), страны Карибского сообщества, Куба и Доминиканская Республика - всего 25 независимых государств и 12 зависимых территорий и колоний (на правах ассоциированных членов) с населением 202 млн. человек и ВВП в 500 млн. долл. Цель АКГ- экономическая интеграция, включая либерализацию торговли и инвестиций, а также сотрудничество в области общественных и культурных связей, охраны окружающей среды. Постоянные органы АКГ - Совет министров и Генеральный секретариат, руководитель которого избирается на 4 года. Первая официальная встреча стран - членов АКГ состоялась в августе 1995 г. в Тринидаде и Тобаго, в ходе которой были обсуждены вопросы координации политики в области торговли, транспорта и туризма, намечен план совместных действий по усилению интеграции в этих сферах. Одной из важнейших задач АКГ является выработка общей стратегии взаимоотношений с уже сложившимися мощными субрегиональными экономическими блоками (прежде всего с НАФТА - Североамериканским договором о свободной торговле), которая будет учитывать нужды и специфику стран бассейна, степень их экономического развития, другие особенности, присущие региону. В 1995 г. суммарный импорт стран АКГ составил 102 млн. долл., экспорт - 81 млн. долл., при этом доля зональной торговли не превысила 7,5% их глобального экспорта....


    СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРС 
    • объединение 12 бывших республик СССР: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины, созданное в декабре 1991 г. в целях сотрудничества в политической, экономической, военной, научно-технической, культурной и других областях. Высшим органом Содружества являются заседания глав государств, проводимые два раза в год. Кроме того, проводятся заседания на уровне глав правительств, министров иностранных дел, обороны и др. Исполнительный аппарат СНГ находится в Минске. Действует межпарламентская ассамблея стран СНГ, которая собирается в Санкт-Петербурге. Содружеству предоставлен статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН. За время существования СНГ приняты сотни решений, направленных на сотрудничество в различных областях деятельности. Наиболее существенное значение из них имеет экономическое сотрудничество. В сентябре 1993 г. был подписан договор о создании экономического союза стран СНГ и Межгосударственного экономического комитета Содружества с местоположением в Москве. Объективные интересы РФ и других стран СНГ состоят в экономическом сближении, а точнее, в восстановлении тесных экономических связей, не только потому, что они заинтересованы в получении сырья и продовольствия, которые раньше поступали из других союзных республик, но и потому, что даже такие крупные страны, как РФ, Украина, Белоруссия, Казахстан, не говоря уже о странах с меньшим населением и экономическим потенциалом, не могут развивать современные отрасти производства в расчете только на внутренние рынки. Им необходимо более широкое экономическое пространство, и, конечно, страны СНГ друг для друга наиболее благоприятные партнеры, поскольку с ними сохраняются производственные связи предприятий, общие транспортные системы, единые стандарты и т.д. Факторами, сдерживающими процессы сближения стран СНГ, выступают не только националистически настроенные определенные политические круги, но и тяжелое экономическое положение в большинстве из этих стран. При этом одна из основных причин всеобъемлющего кризиса, поразившего все без исключения бывшие союзные республики, - именно дезинтеграция бывшего Союза. В новых условиях темпы экономических реформ и динамика экономического развития в отдельных странах СНГ оказались существенно различными. Однако в последнее время наметились позитивные сдвиги в развитии взаимного сотрудничества, о чем свидетельствуют более высокие темпы роста взаимного товарооборота стран СНГ по сравнению с общей динамикой их внешней торговли. Первым этапом в направлении формирования экономического союза стран СНГ стало Соглашение о создании зоны свободной торговли, подписанное в апреле 1994 г. В настоящее время участниками зоны свободной торговли являются все 12 стран - членов СНГ. Соглашение о создании зоны свободной торговли направлено на отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, количественных ограничений, а также устранение других препятствий для свободного движения товаров и услуг внутри зоны. Соглашение уже практически действует. Подписан целый ряд документов, призванных способствовать упрощению таможенных процедур и сотрудничеству таможенных служб в области регулирования взаимной торговли. Вместе с тем страны - участницы Соглашения сохраняют за собой право самостоятельного и независимого определения режима внешнеэкономических отношений с государствами, не участвующими в Соглашении. Существенное внимание страны СНГ уделяют вопросам производственной кооперации. Еще до подписания соглашения о зоне свободной торговли в декабре 1993 г. было подписано Соглашение об общих условиях и механизмах поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств - участников СНГ. На стимулирование кооперации направлено принятое в январе 1997 г. "Положение о порядке применения налога на добавленную стоимость и акцизов при поставках товара по производственной кооперации". Расширению экономического сотрудничества государств - участников СНГ, в том числе развитию производственной кооперации, должно способствовать движение капитала между ними, его интернационализация. Основной формой этих процессов может стать создание транснациональных и межнациональных компаний, которые имели бы предприятия в разных странах СНГ и развивали бы между ними широкую специализацию и кооперацию, причем в пераую очередь речь могла бы идти о восстановлении искусственно нарушенных производственных связей, существовавших в бывшем СССР. В этих целях страны СНГ 15 апреля 1994 г. подписали Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых и смешанных транснациональных объединений. Формирование финансово-промышленных групп может осуществляться в добровольном порядке посредством учреждения участниками группы одной из принятых в странах СНГ организационно-правовых форм с передачей в ее собственность пакетов акций входящих в группу предприятий и финансово-кредитных учреждений. В случае создания транснациональных финансово-промышленных групп на основе межправительственного соглашения ей присваивается статус межгосударственной (международной) финансово-промышленной группы. Необходимым элементом углубления интеграционных процессов является сотрудничество в области технического совершенствования производства, развития науки и техники. Для решения этих проблем подписаны Соглашения о создании общего научно-технологического пространства государств - участников СНГ, Соглашением о научно-техническом сотрудничестве в рамках государств - участников СНГ от 13 марта 1992 г. создан комитет по научно-техническому сотрудничеству и др. Необходимым элементом развития сотрудничества в области производства и научно-технической деятельности в рамках СНГ является создание Евразийской патентной системы. Для нормализации платежно-расчетных отношений стран СНГ важное значение имеет ускорение практической деятельности Платежного союза, соглашение о создании которого было подписано в октябре 1994 г. Однако движение к мультинациональной системе, основанной на использовании национальных валют, что предусмотрено Соглашением, идет крайне медленно. Правда, в децентрализованных расчетах на уровне хозяйствующих субъектов и обслуживающих их банков доля взаимных платежей в национальной валюте возросла с 15% в 1993 г. до 55% в 1995 г. Однако в межгосударственных торговых взаимозачетах около 70% приходится на механизм бартера, а остальные 30% на межгосударственный клиринг и расчеты в свободно конвертируемой валюте. Развитию нормальных расчетов в отношениях между странами СНГ препятствуют дисбалансы в торговле, которые приходится выравнивать за счет официальных межгосударственных кредитов. Задолженность стран СНГ и Балтии за российские энергоносители к началу 1996 г. достигла 15 трлн. руб. В этих условиях клиринг принимает двусторонний, а не многосторонний характер. Созданный для многосторонних расчетов Межгосударственный банк стран СНГ практически бездействует. РФ считает возможным в рамках СНГ исходить из модели разноскоростной интеграции, имея в виду, что отдельные страны могут идти по пути углубления интеграции по мере созревания у них условий для этого. Первым этапом к реальному формированию единого экономического пространства стран СНГ является создание Таможенного союза. Таможенный союз как экономическое объединение государств основывается не только на отмене барьеров на таможенных границах государств - участников Таможенного союза, но и предполагает формирование общего механизма взаимоотношений Таможенного союза с третьими государствами и международными организациями на основе единого порядка регулирования внешнеэкономической деятельности. Предполагается также формирование однотипного механизма регулирования экономики, базирующегося на рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве. Закончен первый этап формирования Таможенного союза, в который первоначально вошли РФ, Белоруссия и Казахстан, завершены работы по отмене тарифных и количественных ограничений по взаимной торговле, унификации нормативных актов, связанных с тарифным и нетарифным регулированием в сфере внешней торговли; унификации ставок акцизов на товары, ввозимые на территории государств; достижению полного соответствия торговых режимов стран по отношению к третьим странам; определению общего порядка совместного ведения таможенной статистики внешней торговли и таможенного оформления подакцизных товаров; принятию нормативных актов по процедуре контроля и обеспечению доставки товаров, а также мер по техническому содействию усилению таможенного контроля на внешней границе. На базе всего этого реально начинается переход к единой таможенной территории, на которой обеспечивается свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Гармонизируется хозяйственное законодательство. Согласовывается денежно-кредитная, бюджетная, налоговая и валютная политика. В основном создана необходимая нормативно-правовая база по комплексу мер, предусмотренных в Соглашении о Таможенном союзе. Подписанный 29 марта 1996 г. РФ, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией Договор об углублении интеграции делает новый шаг к развитию сотрудничества этих стран. Во-первых, к Таможенному союзу присоединилась Киргизия. Во-вторых, расширяется круг вопросов сотрудничества. В частности, речь идет о согласовании основных направлений, этапов и сроков экономических реформ, совместной разработке и осуществлении системы мер по государственной поддержке производства, создании необходимых условий функционирования общего рынка, обеспечении равноблагоприятных условий для свободной экономической деятельности хозяйствующих субъектов государств. На еще более высокую ступень интеграции нацелен российско-белорусский Договор об образовании Сообщества двух стран, подписанный 2 апреля 1996 г., а также подписанный ровно через год Договор о Союзе Белоруссии и РФ. Основываясь на Принципах суверенитета и равенства стран, их независимости и территориальной целостности, стороны обязались согласовывать свою не только экономическую, но и внешнюю политику, взаимодействовать в обеспечении безопасности, охране границ, в борьбе с преступностью, разработать общие принципы военного строительства. Намечается широкий комплекс мер по обеспечению равных прав граждан обеих стран при получении образования, трудоустройстве, в оплате труда, вводятся единые стандарты социальной защиты. Новые формы связей между РФ и Белоруссией могут стать фактором для углубления интеграционных процессов в масштабах всего СНГ....


    ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ ПО ВАЛ 
    • орган федеральной исполнительной власти, образованный для реализации функций Правительства РФ по валютному и экспортному контролю. Осуществляет межотраслевую координацию и регулирование по вопросам, находящимся в его ведении. Главной задачей ВЭК России является проведение единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере валютных, экспортно-импортных и других внешнеэкономических операций центральными органами федеральной исполнительной власти, организациями, предприятиями, банками, физическими лицами, участвующими в подобных операциях. ВЭК России в рамках своей компетенции выполняет следующие функции: осуществляет контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами законодательства РФ и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций, и за выполнением резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте; проводит контроль за полнотой поступления в установленном порядке средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям; участвует в осуществлении контроля за соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг и правильности использования полученных квот и лицензий. Кроме того, ВЭК контролирует эффективность использования кредитов в иностранной валюте, предоставляемых РФ на основе международных договоров и соглашений; организует проведение с участием заинтересованных центральных органов федеральной исполнительной власти, независимых экспертов и с привлечением иностранных фирм и специалистов аудиторских проверок внешнеэкономической деятельности отдельных хозяйствующих субъектов; анализирует и обобщает практику валютного и экспортного контроля, в том числе в зарубежных странах, и представляет предложения по развитию и совершенствованию законодательства РФ в этой области. ВЭК России участвует также в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества в области валютного и экспортного контроля по каналам международных, региональных и национальных правительственных и неправительственных организаций; руководит деятельностью территориальных органов по валютному и экспортному контролю и своих представителей в учреждениях РФ за рубежом и в уполномоченных банках; обеспечивает взаимодействие с органами валютного и экспортного контроля иностранных государств....


    СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ 
    • (certification) процедура принятия и реализации международных норм оценки и контроля качества поставляемой в другие страны продукции. Осуществляется специальными центрами, оснащенными принятым для С.п. оборудованием и измерительными приборами для испытания в них продукции по строго определенному порядку на соответствие определенным международным стандартам, что закрепляется сертификатом. С.п. - необходимый элемент международных торгово-экономических отношений. В международной торговле обеспечение конкурентоспособности продукции практически невозможно без подтверждения ее актом сертификации. Изделие, прошедшее сертификационные испытания на соответствие стандартам ИСО или МЭК, признается покупателями во всех странах - участницах сертификационных соглашений по данному виду продукции. В мире действует более 300 многосторонних и 100 двусторонних соглашений по С.п. в рамках Международной электротехнической комиссии, Экономической комиссии ООН для Европы, Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), Европейского союза (ЕС). Ежегодный объем выпуска сертифицированной продукции в мире превышает 300 млрд. долл. Расходы на С.п. страны-экспортера исчисляются в среднем в 2 и более процента себестоимости вывозимой продукции. При отсутствии С.п. или знаков соответствия международным стандартам поставляемой на экспорт продукции требуется проведение сертификационных испытаний уже в стране-импортере, что связано со значительными валютными расходами. С.п. по своему содержанию включает два вида деятельности: аттестацию продукции и производства и технический надзор за соблюдением установленных требований и правил. Предприятие-изготовитель должно гарантировать стабильное качество продукции в течение всего периода ее производства. С.п. - средство гарантии производителем полного соответствия продукции требованиям нормативно-технической документации, прежде всего надежности, безопасности и пригодности к применению в течение всего нормативного срока ее эксплуатации и потребления. Это означает необходимость повышения научно-технического уровня нормативной документации и стандартов на продукцию, подлежащую сертификации, т.е. установление в нормативно-технической документации перечня показателей, подлежащих сертификации на уровне, оговоренном в соглашениях между торговыми партнерами; формирование в стране системы независимых от разработчиков, изготовителей и потребителей испытательных центров и оснащение их соответствующей первоклассной техникой; создание специальных органов надзора над предприятиями, испытательными центрами и порядком проведения сертификационных испытаний продукции в системе внешней торговли. Вступление РФ в международную систему сертификации происходит в рамках осуществляемого комплекса мероприятий по повышению технико-экономического и организационного уровня производства с целью обеспечения точного соблюдения технологии изготовления продукции, предназначенной для сертификации. В соответствии с Законом "О защите прав потребителей" введена обязательная сертификация отечественной и импортной продукции по определенному перечню....


    МИРОВОЙ РЫНОК 
    • сфера обмена между государственно обособленными хозяйствами. Исторически М.р. формируется раньше мирового хозяйства. После образования мирового хозяйства М.р. принимает наиболее развитые формы, при этом объем и направление товаропотоков на нем отражают характер международного разделения труда. Необходимо различать национальные рынки отдельных стран и М.р. Последний имеет ряд своих отличительных особенностей. Если на национальном рынке движение товаров обусловливается лишь экономическими факторами (производственные связи между предприятиями, районами страны), то на М.р. товаров существенное влияние оказывает внешнеэкономическая политика отдельных государств. Движение товаров между национальными хозяйствами ограничено, и некоторые товары, производимые в отдельных странах, вообще не поступают в мировой товарооборот. Отличительной чертой М.р. является также существование собственной системы цен - мировых цен. Важную роль в формировании мировых цен на сырьевые товары играют товарные биржи. Функционируют М.р. отдельных товаров, которые определяют цены и другие условия реализации этих товаров. Однако существует взаимосвязь между рынками разных товаров, при этом не только взаимозаменяемых (например, натурального или искусственного каучука) или представляющих технологическую цепочку (сырье - полуфабрикат - готовая продукция), но и совершенно независимых друг от друга. Существует общий объем реализации товаров на М.р., определяемый состоянием мировой экономики и влияющий на состояние отдельных мировых товарных рынков. В мировом хозяйстве складывается не только М.р., но и М.р. услуг. В частности, развитие разделения труда в области научных исследований привело к развитию торговли и появлению М.р. лицензий и ноу-хау. К нему примыкает М.р. инжиниринговых услуг, на котором реализуются услуги по проектированию и консультированию при строительстве объектов за рубежом, содействие при внедрении новой техники и др. Развитие практики строительства за рубежом вызвало к жизни М.р. объектов капитального строительства, который включает в комплексе поставки оборудования, строительство и услуги инжинирингового характера. Широко развит М.р. транспортных услуг, включая мировой фрахтовый рынок. В послевоенные годы значительно вырос М.р. туристических услуг. Существуют М.р. рекламных услуг, услуг по разного рода страхованию. В последние годы бурно растет М.р. программ математического обеспечения для ЭВМ. Для М.р. эпохи капитализма свободной конкуренции была характерна относительно свободная торговля между странами, поскольку основные торговые страны придерживались политики фритредерства, а валюта разных стран свободно конвертировалась и обменивалась на золото. В этих условиях торговля носила многосторонний характер, а мировые цены на товары были более или менее едиными. В эпоху монополистического капитализма М.р. становится сферой деятельности крупнейших компаний. Уже в начале XX в. такие компании вступали в сговор между собой, создавали международные картели для раздела М.р. определенных товаров и диктовали всему миру цены на эти товары. В современных условиях, наряду с сохранением международных картелей в некоторых отраслях, на М.р. усиливаются позиции крупнейших транснациональных корпораций США, Великобритании и других стран. Вместе с тем на М.р. в конкурентной борьбе участвует большое количество компаний, в том числе крупных национальных, опирающихся в своей конкурентной борьбе на помощь национального государства. Государства не только осуществляют мероприятия по защите национального рынка от ввоза товаров извне, но и проводят целенаправленную политику формирования экспорта своих национальных товаров. Деятельность транспортных корпораций и государства приводит к тому, что для современного М.р. характерна множественность цен, предполагающая существование различных цен на один и тот же товар (товар одинакового качества) в одной и той же сфере обращения и на одной и той же транспортной базе. Особенностью современной ситуации является развитие международных форм регулирования М.р. Возникли как общие торговые организации в масштабе всего мира, например Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) (ныне Всемирная торговая организация - ВТО), так и региональные экономические организации, связанные с развитием интеграции, в частности Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) (ныне Европейский союз - ЕС), Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), а также целый ряд интеграционных группировок развивающихся стран. На состояние отдельных товарных рынков влияют также международные товарные соглашения, которые заключаются между странами-экспортерами и странами-импортерами для стабилизации рынков соответствующих товаров....







Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь