Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
Социальная роль
|
- Нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от человека, имеющего определенный социальный статус, то есть занимающего определенное место в конкретной социальной группе....
|
Половая роль
|
- Социальная модель поведения, включающая в себя ожидания и требования, адресуемые обществом людям мужского и женского биологического пола. Специфика половых ролей исторически изменчива....
|
Группа референтная
|
- Социальная группа, по отношении к которой индивид чувствует свою принадлежность, с которой он себя идентифицирует. При этом реально принадлежать он может совершенно к другой группе. Ведущим признаком референтной группы может выступать экономические, политические, культурные или профессиональные атрибуты....
|
Юношеский возраст
|
- Стадия онтогенетического развития между подростковым возрастом и взрослостью. У юношей этот временной интервал охватывает 17-21 год, у девушек - 16-20. В этом возрасте завершается физическое, в том числе половое, созревание организма. В психологическом плане главной особенностью данного возраста является вступление в самостоятельную жизнь, когда происходит выбор профессии, резко меняется социальная позиция...
|
Клиническая психология
|
- Раздел психологии, посвященный психологическим отклонениям и психологическим особенностям людей, включенных в лечебный процесс. Основными задачами клинической психологии являются: диагностика отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, коррекция отклоняющихся форм поведения, психопрофилактика, психотерапия и социальная реабилитация пациентов, имеющих психопатические, психосоматические или пограничные расстройства, исследование психических больных...
|
Социальная психология
|
- Раздел психологии, изучающий закономерности деятельности людей в условиях взаимодействия в социальных группах. Основными проблемами социальной психологии следующие: закономерности общения и взаимодействия людей, деятельность больших (нации, классы) и малых социальных групп, социализация личности и развитие социальных установок....
|
Глубинная психология
|
- Ряд направлений в психологии и психиатрии, в которых постулируется ведущая роль бессознательных (иррациональных, аффективно-эмоциональных, инстинктивных и интуитивных процессов) в деятельности индивида, в формировании его личности. Включает: гормическую психологию, психоанализ, неофрейдизм, аналитическую психологию и индивидуальную психологию....
|
Статус социальный
|
- Соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков (экономических, профессиональных, этнических и др.), специфичных для данной системы. Характеризуется определенными правами и обязанностями личности. Социальный статус через социальную роль (динамический аспект) определяет поведение человека....
|
Сверх-Я
|
- Теоретический конструкт структуры психического З. Фрейда. Аспекты личности, содержание которых образовано интериоризацией системы социальных (моральных) норм на основе поощрения или наказания родителями. Высшая, но принадлежащая бессознательному, инстанция структуры психического, выполняющая роль внутреннего цензора. Возникает после исчезновения Эдипова комплекса....
|
С-тип личности
|
- Характеристики личности. Система признаков, полученных при помощи личностных тестов и характеризующих индивидов, принадлежащих к группе риска заболевания раком. Среди этих признаков ведущая роль признается за подавлением отрицательных эмоций. Наиболее характерными являются тенденция избегать конфликтов и стрессов, непроявление эмоций, стремление полагаться исключительно на себя, но при скрытой зависимости от других....
|
Социальная адаптация
|
- Взаимодействие личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласуются требования и ожидания участников взаимодействия. Важнейшим компонентом социальной адаптации является согласование самооценок, притязаний и ожиданий субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды. Результатом успешной социальной адаптации является социально-психологическая компетентность. Цепь последовательных успешных результатов социальной адаптации обеспечивает социальное развитие, ведет к социальной зрелости Рассогласование требований и ожиданий социальной среды и субъекта ведет к дезадаптации и отклоняющемуся поведению....
|
А-тип личности
|
- Характеристика личности, авторы М. Фридман, Р. Роземан. Система признаков, полученных на основе личностных тестов и характеризующих индивидов, принадлежащих к группе риска заболевания сердечно-сосудистой системы (ишемическая болезнь сердца). Среди этих признаков ведущая роль признается за тенденцией к конкурированию (стремлением к достижению) и нетерпеливостью (раздражительностью), а также недооценка телесных ощущений. Это составляет сущность поведения, которое приводит к сердечным нарушениям....
|
Самооценка
|
- Ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, - регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида....
|
Характер
|
- Индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях. В формировании характера человека ведущую роль играют формы социальных взаимоотношений. Поэтому при известной вариативности черт характера, обусловленных наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, характер людей, живущих в похожих общественных условиях, имеет много похожих черт....
|
Адаптация
|
- 1.Процесс. Структурно-функциональное приспособление организма в целом или отдельных его систем к окружающим условиям. Адаптация предназначена для сохранения организмом своих структуры и функций в пределах нормы в изменяющихся условиях среды. Реально адаптация осуществляется одновременно на многих уровнях организма в целом. Основой адаптации является прогнозирование. 2.Результат данного процесса. Примеры данного процесса и/или его результатов: адаптация организма к высокогорным условиям, адаптация кардиореспираторной системы к физической нагрузке, адаптация зрительной системы к пониженному освещению, адаптация слуховой системы к шуму, социальная адаптация и др....
|
|
Дальше >>>
|
|
|
|
|