Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
Стереотип поведения
|
- Схематически стандартизованное, шаблонное поведение, основанное на предвзятых (в том числе и ложных), упрощенных представлениях о действительности. Данная модель поведения является результатом синтеза, основанного на предшествующем индивидуальном и усвоенном социальном опыте....
|
Динамический стереотип
|
- Система привычных, условно-рефлекторных ответов, соответствующая сигнальной и порядковой характеристики стимульного ряда. При прочном стереотипе вся последовательность ответов на стимулы может быть воспроизведена - с сохранением знака, интенсивности и последовательности - даже при предъявлении одного знака....
|
Поступок
|
- Личностная форма поведения, в котором осуществляется самостоятельный выбор целей и способов поведения, часто противоречащий общепринятым правилам....
|
Этология
|
- Наука о биологических основах поведения животных. Занимается, главным образом, анализом генетически обусловленных (инстинктивных) компонентов поведения и проблемами их эволюции. Основной метод этологии - длительные наблюдения за поведением животных в естественной среде с последующей проверкой возникающих гипотез в лабораторном эксперименте....
|
Поведение
|
- Целеориентированная активность животного организма, служащая для осуществления контакта с окружающим миром. В основе поведения лежат потребности животного организма, над которыми надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению. Генезис форм поведения обусловлен усложнением условий среды обитания, в частности переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду....
|
Девиантное поведение
|
- Совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся, прежде всего, преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. Девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества....
|
Т-группа
|
- Форма психотерапии. Ориентирована на отработку чувствительности по отношению к своим мотивам и эмоциям, к мотивам других людей, к событиям социального взаимодействия, к групповой динамике. Основным психотерапевтическим приемом выступает групповой анализ, который производится участниками (10-15 человек), которые друг с другом не знакомы. Темы для обсуждения выбираются произвольно, главным является тщательный анализ собственного поведения и поведения других участников группы и свободное обсуждение их....
|
Личности структура
|
- Строение и соподчинение относительно устойчивых личностных свойств индивида. В иерархии этих свойств главной единицей, определяющей проявление всех свойств индивида и все виды поведения человека, являются его идеалы, формирующие направленность личности. С этической и прагматической точки зрения результаты поведения индивида определяются следующей зависимостью (между атрибутами одного и/или разных уровней): идеалы - мотивы - потребности - планы - программы - поведение - деятельность - действия....
|
Бихевиоризм
|
- Психологическое направление, начало которого было положено американским психологом Дж. Уотсоном. В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими-либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции) и приобретенные (привычки, мышление, речь). В дальнейшем в схеме S - R появились 'промежуточные переменные' (образ, цель, потребность)....
|
Нарушения личности
|
- Системные нарушения поведения, прежде всего социального, характерные для тех или иных психических заболеваний и локальных поражений головного мозга. При этом происходят: снижение уровня активности, исчезновение критичности, изменение направленности и динамики мотивации, нарушение самооценки. Как показывают исследования личностных расстройств, при различных заболеваниях особенно страдает мотивационная сфера: развиваются патологические потребности и мотивы, которые часто связаны с зависимостью от них; происходит перестройка системы мотивов; снижается уровень опосредованности мотивов, позволяющий в норме реализацию отсроченного поведения....
|
Ценностные ориентации
|
- Важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. Образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. Основное содержание ценностных ориентаций - нравственные убеждения и принципы поведения человека. Ценностные ориентации действуют как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, определяя направленность волевых усилий, внимания, интеллекта....
|
Обонятельная система
|
- Сенсорная система, назначение которой состоит в получении информации о запахе, как одной из модальностей ощущения, и передаче ее в сенсорные области головного мозга. Обонятельные рецепторы расположены в обонятельном эпителии, выстилающем верхнюю поверхность полости носа. Это чувствительные нейроны, аксоны которых образуют обонятельный нерв. Его волокна оканчиваются в обонятельной луковице. Большинство центральных структур, получающих обонятельную информацию, образуют лимбическую систему и отвечают за координацию соматических и вегетативных компонентов поведения. Лимбическая система участвует в организации эмоционального компонента различных видов поведения....
|
Групповые нормы
|
- Принятые в группе правила поведения....
|
Дошкольный возраст
|
- Этап психического развития от 3 до 6-7 лет. Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка. В рамках игровой деятельности происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения. Наряду с игровой деятельностью в этом возрасте формируются и другие формы деятельности: конструирование, рисование. Существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким-то правилом или образцом....
|
Черта личности
|
- Внутренняя устойчивая предрасположенность субъекта к определенному поведению, складывающаяся либо в силу наличия определенных потребностей, мотивов или интересов (мотивационные черты), либо в силу наличия определенных склонности (установок, привычек) - стилевых особенностей поведения (стилевыx черт). В самом общем смысле понятие 'черта личности' сближается с универсальным понятием "психическое свойство", но используется для обозначения более глобальных (проявляющихся в широком классе ситуация) и устойчивых особенностей поведения. При описании и оценке черт личности традиционно реже используются социокультурные нормативы, чем при описании и оценке способностей....
|
|
Дальше >>>
|
|
|
|
|