RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    СУБЪЕКТ ПРАВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИН 
    • орган или лицо, которому принадлежит право внесения законопроектов в парламент государства. Так, в Российской Федерации, согласно ст. 104 Конституции РФ, С. п. з. и. на федеральном уровне являются: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. С п. з. и. (но только по вопросам их ведения) являются также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. (С. А.)...


    ЗАКОНОПРОЕКТ 
    • письменный текст, представляемый субъектом права законодательной инициативы. в парламент для рассмотрения и принятия в качестве закона. Законопроекты, исходящие от государственных органов, общественных объединений, граждан, не обладающих правом законодательной инициативы, могут быть переданы ими субъектам права законодательной инициативы и внесены последними в парламент (см.: Законодательный процесс). (С. А.)...


    ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО 
    • см.: Федерализм. Федеративная республика. Государственное устройство. Российская Федерация - Россия. Субъект Российской Федерации....


    СУБЪЕКТ ПРАВА 
    • лицо или организация, за которыми государством признается способность быть носителями субъективных прав и юридических обязанностей. В современной юридической литературе понятие "субъект права" чаще всего используется в качестве синонима понятия "субъект" или "участник правоотношений". В юридических источниках к. XIX - н. XX вв. понятие "субъект права" употреблялось лишь для обозначения "носителя субъективных прав". Только государство в реальной действительности определяет, кто и при каких условиях может быть С. п., а следовательно, и участником правоотношений, какими качествами он должен обладать. Только закон может устанавливать и признавать то особое юридическое качество или свойство, которое позволяет лицу или организации стать С. п. Это качество или свойство называется правосубъектностью. Его невозможно произвольно установить, изменить или отменить, оно не зависит от воли и желания частных лиц и организаций. Как и составляющие ее звенья - правоспособность и дееспособность, - она возникает, изменяется или прекращается только с помощью объективного права. Чтобы лицо или организация имели право полностью распоряжаться своим имуществом, самостоятельно совершать сделки, быть участниками правоотношений, они непременно должны обладать правоспособностъю и дееспособностью. В настоящее время правоспособность во всех странах рассматривается как всеобщий принцип и распространяется на всех граждан. Дееспособность граждан и организаций может быть ограничена. С. п. как физическое лицо - все граждане, иностранцы и лица без гражданства. Они обладают всеми видами правоспособности: общей, отраслевой и специальной. В сфере гражданско- и частноправовых отношений они обладают равной правоспособностью. Однако правоспособность и дееспособность физических лиц по времени своего возникновения, а также и в других отношениях, не всегда совпадают. В качестве С. п. - юридического лииа, участника гражданско-правовых отношений, выступают государственные органы и организации, общественные объединения, учреждения, которые обладают следующими признаками: а) имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество; б) могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права; в) имеют самостоятельный баланс или смету; г) несут обязанности, вправе быть истцом и ответчиком в суде. Согласно гражданскому законодательству России, юридическими лицами могут быть коммерческие организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и некоммерческие, не преследующие таковой. Юридические лица - коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, различных государственных организаций. Юридические лица - некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных объединений, а также в других формах, предусмотренных законом (см. также: Правоспособностъ. Дееспособность). (М. М.)...


    ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 
    • один из способов осуществления права законодательной инициативы в соответствии с Регламентом Государственной Думы 1994 г. По этому Регламенту право законодательной инициативы осуществлялось в форме внесения в ГД: законопроектов и поправок к законопроектам; законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов; законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы либо о признании этих законов утратившими силу; предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Как можно видеть, 3. п. не было связано с представлением текста законопроекта. Это, образно говоря, - идея, модель, концепция будущего закона. В Регламенте ГД 1998 г. 3. п. не предусмотрено. Право законодательной инициативы осуществляется внесением в ГД законопроектов и поправок к законопроектам. (С. А.)...


    ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО 
    • см.: Федерализм. Федеративная республика. Государственное устройство. Российская Федерация - Россия. Субъект Российской Федерации....


    ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ 
    • субъект РФ, входит непосредственно в состав РФ, относится к разряду автономий. Это - национально-государственное (или национально-территориальное) образование....


    СОВЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ 
    • создается для предварительной подготовки рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты. В состав С. ГД входят Председатель ГД, руководители фракций и депутатских групп. Заместители Председателя ГД и председатели комитетов ГД участвуют в его работе с правом совещательного голоса. Согласно Регламенту ГД 1998 г., С. ГД: формирует проект примерной программы законопроектной работы ГД на текущую сессию; принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы ГД на текущую сессию; формирует проект календаря рассмотрения ГД вопросов на очередной месяц; формирует проект порядка работы ГД на очередное заседание; созывает внеочередные заседания ГД по предложению Президента РФ, по требованию депутатского объединения, поддержанному не менее чем одной пятой голосов от общего числа депутатов ГД, или по предложению Председателя ГД; назначает комитет ГД, ответственный за подготовку законопроекта при его внесении в ГД, направляет законопроект в другие комитеты, комиссии ГД, иным субъектам права законодательной инициативы - для получения их отзывов, предложений и замечаний; направляет законопроект, подготовленный к рассмотрению в ГД, Президенту РФ, Правительству РФ, субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, депутатам ГД; согласовывает с Правительством РФ вопрос о сроке подготовки заключения на законопроект; принимает решение о возвращении законопроекта субъекту права законодательной инициативы, если им не выполнены требования, связанные с представлением и оформлением законопроекта; принимает решение о проведении парламентских слушаний; награждает Почетной грамотой ГД; решает иные вопросы организации работы ГД в соответствии с ее Регламентом. Решения С. ГД оформляются в виде протокольных записей, которые подписываются ее Председателем. Государственная Дума может отменить решение С. ГД. (С. А.)...


    НОРМАТИВНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ АКТ 
    • документ, принимаемый народом на государственном или местном референдуме, компетентным органом государства или местного самоуправления, регулирующий общественные отношения и содержащий нормы права. Н. ю. а. являются конституции, законы; таковыми могут быть постановления парламентов и их палат, указы и распоряжения президентов, постановления правительств, приказы и инструкции министерств, акты органов законодательной (представительной)и исполнительной власти субъектов федерации, некоторые акты городских и районных дум, иных органов местного самоуправления. Признаком, характеризующим документ как Н. ю. а., является так называемое первичное регулирование общественных отношений, содержание в нем норм права. Юридический акт может быть и актом применения права, т. е. нормативно он не регулирует общественных отношений, не содержит норм права, а направлен на применение таких норм, установленных Н. ю. а. Если в документе есть и нормы права, и ненормативные положения распорядительного характера (например, возложить ответственность за реализацию акта на конкретное лицо; утвердить состав комиссии и т. п.), акт является Н. ю. а. лишь в соответствующей части.(С. А.)...


    МСУ 
    • я является элементом конституционного строя РФ и одной из форм осуществления власти народа. Согласно ст. 3 Конституции РФ, народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы МСУ. Граждане РФ имеют право на осуществление МСУ. Основные формы его реализации определяет Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12 августа 1995 г. Каждый субъект РФ регулирует вопросы МСУ в своих конституциях, уставах и в законах о МСУ. Органы МСУ не входят в систему органов государственной власти....


    ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА 
    ОРГАН ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 
    • представительный (избираемый населением) орган государственной власти РФ и субъекта РФ. На федеральном уровне О. з. в. - федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. На уровне субъекта РФ О. з. в.- законодательные собрания, государственные собрания, государственные советы, думы и иные представительные органы власти. Осуществление законодательной власти - прежде всего принятие законов РФ или субъекта РФ. Однако наряду с этим О. з. в. осуществляет функции представительства населения, участия в руководстве делами РФ или субъекта РФ, в формировании иных государственных органов и назначении должностных лиц, осуществлении контроля за исполнением законов.(С. А.)...


    ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ 
    • равноправный субъект в составе РФ, согласно Конституции РФ и Уставу (Основному закону) Я.-Н. а. о., принятому Государственной Думой Я.-Н. а. о. 19 сентября 1995 г. Округ входит в Тюменскую область. Административным центром округа является г. Салехард. В Уставе округа широко отражены задачи по обеспечению социальной поддержки различных групп населения на территории округа. Предусмотрено, что органы государственной власти округа и органы местного самоуправления создают правовые, организационные и материальные предпосылки для осуществления коренными малочисленными народами Севера и этническими общностями конкретных видов деятельности в жизненно важных для них сферах, в том числе предоставляют льготные права на землю, организацию традиционных промыслов, получение части дохода от деятельности промышленных предприятий. Устав предусматривает, что экономическую основу округа составляют следующие формы собственности, находящейся на ее территории: федеральная собственность; государственная собственность округа; совместная собственность округа, РФ и других субъектов РФ; муниципальная собственность; собственность этнических семей, родов, общин; частная собственность граждан РФ и юридических лиц; собственность совместных предприятий, иностранных граждан и государств, международных организаций; собственность общественных организаций. Законодательная (представительная) власть в округе осуществляется населением округа непосредственно путем референдумов и Государственной Думой (ГД) округа....


    УСТЬ-ОРДЫНСКИЙ БУРЯТСКИЙ АВТОНОМ 
    • субъект РФ, входит в состав Иркутской области. Устав У.-О. Б. а. о. принят Законодательным собранием У.-О. Б. а. о. 30 мая 1995 г. В соответствии с Конституцией РФ государственным языком округа является русский язык; создаются условия для сохранения и развития бурятского языка и языков народов, проживающих на территории округа. В состав У.-О. Б. а. о. входят 6 районов. Окружной центр - поселок Усть-Ордынский. Законодательным органом государственной власти округа является Дума У.-О. Б. а. о. Она состоит из 19 депутатов, избираемых сроком на 4 года. Выборы 15 депутатов проводятся по территориальным избирательным округам; выборы 4 депутатов - по мажоритарной системе по единому окружному избирательному округу, включающему всю территорию У.-О. Б. а. о. Правом выдвижения кандидатов в депутаты по единому окружному избирательному округу обладают политические партии и иные общественные объединения. Депутаты могут работать на профессиональной (постоянной, оплачиваемой) основе. Дума принимает законы округа и постановления по рассматриваемым вопросам. Правом законодательной инициативы Устав округа наделяет главу администрации округа, органы местного самоуправления, депутатов Думы, прокурора округа, окружной суд по вопросам их ведения. Полномочия Думы могут быть прекращены досрочно в случаях: принятия решения о самороспуске; сложения полномочий более чем половиной депутатов от их установленного числа. Исполнительную власть округа возглавляет высшее должностное лицо округа - глава администрации У.-О. Б. а. о. Он избирается населением сроком на 4 года не более чем на два срока подряд. Органом исполнительной власти округа является администрация округа. Судебную власть в округе осуществляют суды, входящие в судебную систему РФ. Прокуратура округа входит в единую систему прокуратуры РФ. В районах, сельских поселениях, а также на иных территориях осуществляется местное самоуправление. Депутаты представительных органов и должностные лица местного самоуправления избираются населением сроком на 4 года. (С. А.)...


    ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ 
    • организованное руководство делами общества со стороны государства и его органов (органов Г. в.). Суть Г. в. выражается в принятии актов (совершении действий), имеющих государственно-обязательную силу, обеспечиваемых авторитетом, организационными мероприятиями, а при необходимости и принуждением со стороны государства. Г. в. распространяется на всех граждан. Г. в. осуществляется или народом непосредственно, или органами Г. в. Высшим выражением непосредственного (прямого) осуществления Г. в. самим народом являются референдум (народное голосование) и выборы органов законодательной власти - Государственной Думы, представительных органов субъектов РФ, а также государственных выборных должностных лиц (Президент РФ, президенты республик и губернаторы других субъектов РФ) (см. также: непосредственная демократия). Органы Г. в., осуществляющие власть народа, делятся на три вида: органы законодательной, исполнительной и судебной власти. А по уровням - это органы федеральные и субъектов РФ. Г. в. в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание - парламент (состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство РФ, суды РФ (существует единая судебная система РФ; ее высшими звеньями являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ). В субъектах РФ действуют органы законодательной (представительной) власти (законодательные собрания, думы и др.), исполнительной власти (президенты, губернаторы, правительства) и суды (см. также: Народовластие. Суверенитет. Законодательная власть. Исполнительная власть. Политическая власть). (С. А.)...


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь