Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
|
- внутренняя территориальная (или национально-территориальная) организация государства, т. е. деление его на области, губернии, провинции и другие единицы. Г. у. в федеративном государстве - его деление на субъекты федерации. В таких случаях понятие "федеративное устройство" является равнозначным понятию "государственное устройство" (например, в Российской Федерации). (С. А.)...
|
ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА
|
- государство с республиканской формой правления, имеющее федеративное государственное устройство (см.: Федерализм. Федеративная республика. Государственное устройство. Российская Федерация - Россия. Субъекты Российской Федерации). (С. А.)...
|
ВЕДЕНИЕ
|
- широко применяемый в конституционном праве термин, означающий вопросы, сферы, области, которыми занимаются те или иные государства, субъекты федерации, органы, должностные лица. Например, в Конституции РФ термин "ведение" используется по отношению к компетенции РФ и субъектов РФ. В ст. 71 перечислены вопросы, находящиеся в В. РФ, в ст. 72 - в совместном В. РФ и субъектов РФ. Ст. 73 гласит, что вне пределов В. РФ и полномочий РФ по предметам совместного В. РФ и субъектов РФ субъекты обладают всей полнотой государственной власти. В ст. 102 Конституции перечислены полномочия, относящиеся к В. Совета Федерации, а в ст. 103 - к В. Государственной Думы. Термин "ведение" используется и в других нормативных правовых актах, особенно регулирующих компетенцию государственных органов и местного самоуправления, а также в конституционно-правовой научной и учебной литературе (особенно в словосочетаниях "вопрос отнесен к ведению органа", "вопрос находится в ведении органа", "сфера совместного ведения РФ и ее субъектов" и т. п.). (С. А.)...
|
ВЫХОД ИЗ ГОСУДАРСТВА
|
- предусматриваемое в некоторых федеративных государствах право выхода субъекта федерации из данного государства, т. е. отделения от него (право сецессии). Например, право выхода предусматривалось за союзными республиками в Союзе ССР. Отношение к данному праву неоднозначное. У него есть и сторонники, и противники. Однако в большинстве федеративных государств мира федеральные конституции не фиксируют права субъектов на выход из федерации. В Российской Федерации федеральная Конституция также не признает за субъектами РФ права на выход. Отдельные субъекты закрепили право выхода в своих конституциях, что не соответствует положениям Конституции РФ, которая гласит, что статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом. (С. А.)...
|
ПОЧЕТНОЕ ЗВАНИЕ
|
- вид государ-ственных наград в РФ. В соответствии с Положением о государственных наградах РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. (в редакции от 6 января 1999 г.), установлены следующие П. з. РФ: Герой Российской Федерации; Летчик-космонавт Российской Федерации, Народный артист Российской Федерации, Народный художник Российской Федерации; Заслуженный - агроном, артист, архитектор, ветеринарный врач, военный летчик, военный специалист, военный штурман, врач, геолог, деятель искусств, деятель науки, землеустроитель, зоотехник, изобретатель, конструктор, лесовод, летчик-испытатель, мастер производственного обучения, машиностроитель, мелиоратор, металлург, метеоролог, метролог, механизатор сельского хозяйства, пилот, пограничник, работник бытового обслуживания населения, работник высшей школы, работник геодезии и картографии, работник дипломатической службы, работник жилищно-коммунального хозяйства, работник здравоохранения, работник культуры, работник лесной промышленности, работник нефтяной и газовой промышленности, работник пищевой индустрии, работник рыбного хозяйства, работник связи, работник сельского хозяйства, работник социальной защиты населения, работник текстильной и легкой промышленности, работник торговли, работник транспорта, работник физической культуры, рационализатор, сотрудник органов безопасности, сотрудник органов внешней разведки, сотрудник органов внутренних дел, спасатель, строитель, учитель, химик, художник, шахтер, штурман, штурман-испытатель, эколог, экономист, энергетик, юрист РФ. Субъекты РФ могут устанавливать также и свой почетные звания.(С. А.)...
|
СОБРАНИЕ
|
- термин, довольно популярный в российском конституционном лексиконе. Наиболее типичны следующие словосочетания: 1) для обозначения наименования представительного органа или его палат - народное С. (например, Болгария), верховное народное С. (КНДР), национальное С. (например, Франция), государственное С. (Венгрия), законодательное С. (например, многие субъекты РФ), всекитайское С. народных представителей (КНР), С. представителей (например, наименование представительных органов местного самоуправления во многих городах РФ); Федеральное Собрание (например, Россия, Швейцария, Австрия и др.); 2) для обозначения наименования сборника (бюллетеня) законодательства, нормативных актов. Например: нынешнее издание в РФ - С. законодательства Российской Федерации (в нем публикуются все федеральные законы, акты Совета Федерации и Государственной Думы, Президента РФ, Правительства РФ, Конституционного Суда РФ и другие документы); ранее выходившие издания - С. актов Президента РФ и Правительства РФ, С. постановлений и распоряжений Правительства СССР, РСФСР и других республик; 3) для обозначения института непосредственной демократии - С. (сходов) граждан. Так, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1995 г. предусматривает, что в муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться С. (сходы) граждан. Уставом соответствующего муниципального образования устанавливаются, помимо прочего, пределы компетенции С. (сходов), порядок принятия ими решений. (С. А.)...
|
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ
|
- один из принципов, положенных в основу РФ как федеративного государства. Согласно ч. 3 ст. 5 Конституции РФ, "федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности". Суть этого принципа состоит в том, что Россия представляет собой не арифметическую сумму субъектов РФ, а единое государство со своим суверенитетом и территорией. Г. ц. как принцип Российского федеративного государства означает: - его территория едина и неделима; - власть органов РФ распространяется на всю территорию страны в рамках тех полномочий, которые отнесены к ведению Федерации; - субъекты РФ не обладают государственным суверенитетом; - они не имеют права выхода из РФ: - во внутренних делах и международном общении Российская Федерация координирует усилия субъектов, но гарантирует самостоятельность и независимость в осуществлении их собственных полномочий; - Россия связана своим субъектным составом, определенным Конституцией, и не может изменить его в одностороннем порядке, в том числе не обладает правом исключения субъектов из своего состава. (С. А.)...
|
КОММУНАЛЬНОЕ ПРАВО
|
- наименование правовой отрасли в Российской Федерации в некоторых зарубежных странах (например, в ФРГ). В Российской Федерации именуется муниципальным правом. (С. А.)...
|
АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
|
- органы судебной власти, уполномоченные рассматривать и разрешать дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений. Органы, именуемые А. с., в наши дни четко определены Федеральными конституционными законами "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. и "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 28 апреля 1995 г. К ним относятся: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды субъектов Российской Федерации. Нередко А. с. неточно называют Международный коммерческий арбитражный суд и Морскую арбитражную комиссию, которые не являются государственными органами, осуществляющими одну из ветвей власти - судебную. (К. Г.)...
|
ВЕДОМОСТИ
|
- широко распространенное в различных словосочетаниях понятие, используемое для наименования официальных и информационных изданий представительных (законодательных), а также (реже) иных органов. Так, в СССР издавались В. Верховного Совета СССР, В. Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, а в союзных республиках - В. их Верховных Советов. В Российской Федерации на различных этапах издавались В. Верховного Совета РСФСР, В. Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, В. Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. В настоящее время издаются В. Федерального Собрания Российской Федерации. (С. А.)...
|
ПРИСЯГА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕ
|
- присяга, которая, согласно ст. 82 Конституции РФ, приносится им народу при вступлении в должность. Представляет собой следующий текст: "Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу". Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ.(С. А.)...
|
ПРИСЯГА СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО С
|
- торжественное обещание следующего содержания: "Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более". Лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда РФ, приводится к присяге на заседании Совета Федерации его Председателем.(К. Г.)...
|
СТОЛИЦА
|
- официальный административный центр государства. Предусматривается в конституции государства, но наряду с этим зачастую принимается специальный закон о столице (например, в Российской Федерации - Закон "О статусе столицы Российской Федерации" от 15 апреля 1993 г.). (С. А.)...
|
АТРИБУТЫ ГОСУДАРСТВА
|
- то же, что и официальные символы государства. дающие представление о природе (сущности) государства и тех ценностях, которых оно придерживается. А. г. являются государственные флаг, герб и гимн. Они устанавливаются конституцией государства, а их подробное описание и порядок использования определяются в специальном законе или ином акте общегосударственного значения (см.: Символы государства. Флаг. Герб. Гимн. Государственный флаг Российской Федерации. Государственный герб Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации). (С. А.)...
|
ФЕДЕРАЛИЗМ
|
- в конституционном праве одна из форм устройства государства (другой является унитаризм, или унитарное государство). Суть Ф. заключается: а) в характере внутренней структуры государства; б) в характере связей центра и частей федеративного государства; в) в специфике прав центра и субъектов федеративного государства. Рассмотрим эти черты более подробно. 1) Если унитарное государство делится на административно-территориальные единицы, то федеративное государство состоит из субъектов, которые могут быть государствами (это касается прежде всего республик), национально-территориальными (автономными) образованиями или территориальными единицами со специфическим статусом, превращающим их скорее в территориально-государственные (государственно-территориальные) единицы. 2) Характер отношений центра и субъектов в федеративном государстве выражается, как правило, в том, что субъекты равноправны в отношениях с федеративным государством и друг с другом. Они имеют представительство на федеральном уровне, вправе обращаться в федеральные органы, т. е. в тех или иных специальных организационных формах могут участвовать в решении интересующих их вопросов на федеральном уровне. В унитарном государстве у административно-территориальных единиц тоже есть возможности влияния на решение вопросов в центре, однако они гораздо скромнее и выражаются, как правило, в виде просьб и ходатайств, далеко не всегда юридически обязательных для центральных органов. 3) С этим связан и еще один фактор: в унитарном государстве высока степень централизованного руководства и регулирования жизни государства, в федеративном - на уровне федерации концентрируются важнейшие вопросы жизни страны, далее предполагается большая мера децентрализации как в руководстве делами, так и их правовом регулировании. Унитарное государство имеет чаще всего единую правовую основу статуса административно-территориальных единиц. В федеративном государстве наряду с федеральной базой существует основа и в самих субъектах федерации (например, в Российской Федерации - конституции республик и уставы остальных субъектов, право законодательства субъектов). В унитарном государстве возможна большая мера вмешательства (специалисты говорят "интервенции") центра в дела территорий. В федеративном государстве это также не исключается, но масштабы вмешательства меньше и происходит оно только при экстремальных ситуациях или явном нарушении субъектом законодательства федерации, ущемлении прав и свобод человека и гражданина. Если в унитарном государстве наблюдаются директивные средства воздействия центра на административные единицы, включая отмену их актов и действий, в федеративном государстве такие средства применяются как исключение. Более естественным путем является предложение субъекту самому исправить положение либо оспаривание его акта в федеральном органе конституционного правосудия и контроля (см.также: Российская Федерация - Россия. Субъекты Российской Федерации. Федерация). (С. А.)...
|
|
Дальше >>>
|
|
|
|
|