Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
СУДОВОЙ ХОД
|
- СУДОВОЙ ХОД , то же, что фарватер....
|
ЯКОРЬ судовой
|
- ЯКОРЬ судовой , приспособление для удержания судна или другого плавсредства на месте при стоянке за счет взаимодействия с грунтом или льдом. Соединяется с судном якорной цепью. Держащая сила якоря в среднем в 10-12 раз больше его веса. По конструкции различают якоря двурогие, однорогие (ледовый якорь), безрогие (мертвый якорь), с неподвижными и поворотными лапами и др....
|
ЛИНЬ
|
- ЛИНЬ (нидерл . lijn), судовой трос из высококачественной пеньки (длина окружности сечения менее 25 мм) для оснастки, такелажных работ и т. д....
|
РЕССЕЛЬ
|
- РЕССЕЛЬ (Ressel) Йозеф (1793-1857) , чешский изобретатель. Предложил новый судовой движитель - гребной винт (патент 1827)....
|
ФАРВАТЕР
|
- ФАРВАТЕР (нидерл . vaarwater, от varen - плавать и water - вода) (судовой ход), безопасный в навигационном отношении проход по водному пространству. Обозначают бакенами, буями, створными знаками и пр....
|
МАТРОС
|
- МАТРОС (нидерл . matroos), воинское звание в ВМФ (ВМС); соответствует званию рядовой (солдат) в др. видах вооруженных сил. В торговом флоте матрос - служащий в составе судовой команды....
|
ВОДОМЕТ
|
- ВОДОМЕТ (водометный движитель) , судовой движитель, у которого сила, движущая судно, создается выталкиваемой из него струей воды. Устанавливаются на судах, плавающих на мелководье, или применяются в качестве подруливающего устройства....
|
ПИО-УЛЬСКИЙ Георгий Николаевич
|
- ПИО-УЛЬСКИЙ Георгий Николаевич (1964-1938) , российский ученый, специалист в области судовой механики, профессор (1906). В 1920 эмигрировал, состоял профессором Белградского университета. Основные работы по проектированию судовых котлов, машин и паровых турбин....
|
БУНКЕР
|
- БУНКЕР (англ . bunker),..1) вместилище (стационарное или передвижное) для бестарного хранения сыпучих и кусковых материалов, разгружающееся через нижнюю часть, оборудованную затворами и питателями для регулирования выпуска материала...2) Бункер судовой - помещение на судне для хранения топлива...3) Бетонированное убежище, долговременное фортификационное сооружение....
|
ШТАНДАРТ
|
- ШТАНДАРТ (нем . Standarte),..1) знамя кавалерийских частей в российской (с 1731) и некоторых иностранных армиях...2) Императорский (королевский) флаг в России и других странах, а также флаг главы государства, поднимаемый во время пребывания императора или главы государства на военном корабле (судовой штандарт) или во дворце (дворцовый штандарт)....
|
СТЕНЬГА
|
- СТЕНЬГА (от нидерл . steng), продолжение верхнего конца судовой мачты, служащее для крепления радиоантенн, сигнальных реев, судовых огней, гафелей, парусов. Продолжение стеньги - брам-стеньга, продолжение брам-стеньги - бом-брам-стеньга....
|
РЫНДА
|
- РЫНДА (от англ . выражения ring the bell - "звони в колокол"), особый бой (звон) - 3 удара в судовой колокол в полдень (до сер. 19 в. сутки на кораблях начинались в полдень). В течение вахты (равна 4 часам) отбивали "склянки": по истечении получаса - 1 удар, часа - 2 удара и так до 8. Колокола на кораблях начали использовать с 13 в. (по английским источникам); в российском флоте с 17 в....
|
ЩЕГОЛЕВ Евгений Яковлевич
|
- ЩЕГОЛЕВ Евгений Яковлевич (1893-1956) , российский ученый, один из первых разработчиков судовой радионавигационной техники. Участвовал в разработке радионавигационной системы для точного определения местонахождения судна в море. В 1936-39 совместно с Л. И. Мандельштамом и Н. Д. Папалекси разработал первый опытный образец навигационного прибора типа МПЩ. Руководил разработкой первого отечественного визуального радиопеленгатора (с 1947). Государственная премия СССР (1949)....
|
РУЛЬ
|
- РУЛЬ (от нидерл . roer),..1) руль судовой - устройство для удержания судна на курсе, а также для поворота на ходу; обычно - пластина, поворачивающаяся вокруг вертикальной оси...2) Воздушный руль - подвижная поверхность, создающая аэродинамическую силу и момент, используемые для управления летательным аппаратом в полете. На летательных аппаратах применяют также газовые рули: пластины, изменяющие направление тяги газового потока, сложные сопловые аппараты и т. д...3) Руль безрельсовых колесных машин - элемент рулевого управления....
|
ЧИРИКОВ Алексей Ильич
|
- ЧИРИКОВ Алексей Ильич [13 (24) декабря 1703 , Тульская губерния - 24 мая (4 июня) 1748, Москва], российский мореплаватель, исследователь Северо-Западной Америки, северной части Тихого океана и северо-восточного побережья Азии, навигатор, капитан-командор (1746). Годы учебы и участие в Первой Камчатской экспедицииРодился в небогатой дворянской семье. В 1715 поступил в Московскую навигационную школу и в следующем же году был переведен в Петербургскую Морскую академию, которую успешно закончил в 1721, произведен в унтер-лейтенанты и назначен на Балтийский флот. В 1722 по приказу Адмиралтейств-коллегии определен преподавателем навигации той же академии, а в 1725-30 в чине лейтенанта принимал участие в Первой Камчатской экспедиции Витуса Беринга. На всем пути от Петербурга до Охотска Чириков определил 28 астрономических пунктов, что позволило впервые выявить истинную широтную протяженность Сибири, а следовательно, и северной части Евразии. На судне "Св. Гавриил" вместе с мичманом Петром Чаплиным Чириков вел судовой журнал, представляющий собой ценный документ по истории первой в России морской научной экспедиции. Совместно с Берингом и Чаплиным Чириков составил итоговую карту плавания, значительно превосходившую все существующие до тех пор карты по точности и достоверности изображения тихоокеанского побережья Северо-Восточной Азии.Открытие Северо-Западной АмерикиВ 1733-41 Чириков командовал пакетботом "Св. Павел" во Второй Камчатской экспедиции Беринга в должности его заместителя. По причине тумана у 49? северной широты 20 июня 1741, потеряв из виду пакетбот Беринга "Св. Петр", направился на восток-северо-восток и в ночь с 15 на 16 июля под 55?21' северной широты первым увидел тихоокеанский берег Северо-Западной Америки - горы, местами покрытые снегом и лесом (остров Принца Уэльского или остров Бейкер). В поисках удобной гавани мореходы повернули на северо-запад и прошли немногим более 400 км вдоль архипелага Александра, принятого ими за материк. У 58-ой параллели пропали без вести посланные на берег (к островам Чичанова или Якоби) за водой две шлюпки. На 25 июля открыв неизвестные горы (хребет Святого Ильи), "Cв. Павел" повернул на запад; 1-3 августа обнаружил часть полуострова Кенай и острова Афогнак и Кадьяк, то есть Чириков одновременно с Берингом плавал в водах залива Аляска; 5-22 сентября открыл несколько островов из Алеутской цепи, где встречался с алеутами. На судне не хватало продовольствия и пресной воды, многие болели цингой, из 75 человек были живы чуть больше 50; "весьма от цинги изнемог" и сам Чириков, не выходивший из каюты с 21 сентября. Штурман Иван Елагин 10 октября благополучно привел пакетбот "Св. Павел" в Петропавловск. Рапорт Чирикова в Адмиралтейств-коллегию от 7 декабря 1741 о результатах экспедиции стал первым в истории описания северо-западного побережья Америки. Летом 1742 на "Св. Павле" Чириков совершил плавание на восток от Камчатки, но дошел лишь до острова Атту и из-за непогоды повернул назад. На обратном пути видел остров Беринга, открыл остров Медный (позже весь архипелаг получил название Командорских островов, в честь Беринга). Последние годы жизниПо возвращении Чириков просил отозвать его из Сибири, в марте 1746 прибыл в Петербург, участвовал в составлении итоговой карты русских открытий в северной части Тихого океана и около года возглавлял Морскую академию. В сентябре 1746 произведен в капитан-командоры с переводом в Москву, где и скончался от туберкулеза и последствий цинги. Он был женат и имел двоих сыновей и трех дочерей. Его именем названы остров, подводная гряда, море, мели и четыре мыса. В Петропавловске-Камчатском ему установлен памятник. Сочинения:В государственную Адмиралтейств-коллегию рапорт. // Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана в первой половине XVIII века: Сб. документов. М., 1984. С. 222-231.Литература:Дивин В. А. Великий русский мореплаватель А. И. Чириков. М., 1953.Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий. М., 1984. Т. 3, гл. 7 и 8.Шопотов К. А. Капитан-командор Чириков. М., 1995.В. И. Магидович...
|
|
Дальше >>>
|
|
|
|
|