RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ИЗБИ 
    • избирательная единица, создававшаяся на выборах народных депутатов СССР в 1989 и народных депутатов РСФСР в 1990 гг. (см.: Съезд народных депутатов СССР. Съезд народных депутатов РСФСР. Избирательный округ).(С. А.)...


    СЪЕЗД НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР 
    • высший орган государственной власти СССР, учрежденный при конституционной реформе 1 декабря 1988 г. Выборы состоялись в марте 1989 г. Официально функционировал до момента прекращения существования СССР в декабре 1991 г. Одновременно с учреждением С. н. д. СССР закладывались начала парламентаризма в СССР, поскольку Съезд должен был собираться один раз в год и решать наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики государства. В остальном законодательные, распорядительные и контрольные функции возлагались на формируемый им и относительно небольшой по численности Верховный Совет СССР, который начинал функционировать более или менее постоянно (весенняя и осенняя сессии, каждая по 3-4 мес.). С. н. д. СССР состоял из 2250 депутатов, которые избирались в следующем порядке: 750 депутатов - от территориальных избирательных округов; 750 - от национально-территориальных избирательных округов (по 320 - от каждой союзной республики. по 11 - от каждой автономной республики, по 5 - от автономной области, по 1 - от каждого автономного округа); 750 - от общесоюзных общественных организаций по нормам, установленным законом о выборах народных депутатов СССР (этих депутатов избирали съезды, конференции и другие руководящие органы общественных организаций). С. н. д. СССР был правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению СССР. К исключительному ведению С. н. д. СССР относились: принятие Конституции СССР, внесение в нее изменений и дополнений; принятие решений по вопросам национально-государственного устройства, отнесенным к ведению СССР; определение государственной границы СССР, утверждение изменений границ между союзными республиками; определение основных направлений внутренней и внешней политики СССР; утверждение перспективных государственных планов и важнейших общесоюзных программ экономического и социального развития СССР; избрание Верховного Совета СССР и Председателя Верховного Совета СССР; утверждение Председателя Совета Министров СССР; утверждение Председателя Комитета народного контроля СССР, Председателя Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР; избрание Комитета конституционного надзора СССР; отмена актов, принятых Верховным Советом СССР; принятие решений о проведении всенародного голосования (референдума). С. н. д. СССР был вправе принимать законы СССР....


    НАРОДНЫЙ ДЕПУТАТ 
    • официальное наименование депутатов всех видов представительных органов в СССР по Конституции 1977 г., когда все эти органы являлись политической основой государства. Вместе с тем в наименовании конкретных депутатов отражалась их принадлежность к соответствующему Совету (депутат Верховного Совета СССР, депутат Верховного Совета РСФСР, депутат областного Совета народных депутатов и т. д.). С учреждением Съездов народных депутатов СССР (1988 г.) и РСФСР (1989 г.) избранные в их состав депутаты стали именоваться, соответственно, народный депутат СССР, народный депутат РСФСР.(С. А.)...


    ОКРУГ 
    • понятие, используемое в конституционном праве в различных значениях: 1) автономный округ - национально-государственное (национально-тер-риториальное) образование в РФ, субъект РФ. До 1977 г. - национальный О.; 2) административно-территориальная единица в ряде зарубежных стран, а в последнее время и в России. Например, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12 августа 1995 г. предусматривает в качестве территорий местного самоуправления в сельской местности сельские О., сельсоветы и волости. Москва делится на административные О.. в свою очередь они делятся на единицы, ранее именовавшиеся муниципальными О., затем муниципальными районами, а теперь - районами; 3) военно-административная территориальная единица - военный О.; 4) территория управления или осуществления надзора в некоторых отраслях: школьные (учебные) О., горные О. и др.: 5) территория осуществления правосудия - судебный О.; 6) избирательная единица. Например, для выборов одной половины депутатов ГД страна делится на территориальные избирательные О., для выборов другой половины представляет собой единый федеральный избирательный О. В РСФСР и СССР образовывались национально-территориальные избирательные О. (см.: Съезд народных депутатов РСФСР. Съезд народных депутатов СССР). (С. А.)...


    ВЕДОМОСТИ 
    • широко распространенное в различных словосочетаниях понятие, используемое для наименования официальных и информационных изданий представительных (законодательных), а также (реже) иных органов. Так, в СССР издавались В. Верховного Совета СССР, В. Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, а в союзных республиках - В. их Верховных Советов. В Российской Федерации на различных этапах издавались В. Верховного Совета РСФСР, В. Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, В. Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. В настоящее время издаются В. Федерального Собрания Российской Федерации. (С. А.)...


    ККН СССР 
    • б был правомочен рассматривать вопросы о соответствии Конституции СССР проектов законов СССР и иных актов, внесенных на рассмотрение Съезда народных депутатов СССР; законов и иных актов, принятых Съездом; конституций союзных республик. По перечисленным вопросам ККН СССР лишь представлял свои заключения Съезду народных депутатов СССР, действие актов не приостанавливалось, а Съезд двумя третями голосов от общего числа депутатов мог отклонить заключение ККН СССР. Кроме того, ККН СССР осуществлял надзор за соответствием Конституции СССР и законам СССР, принятым Съездом народных депутатов СССР: законов СССР и иных актов, принятых Верховным Советом СССР, постановлений Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР, а также проектов актов, внесенных на рассмотрение указанных органов; указов и постановлений Президиума Верховного Совета СССР; распоряжений Председателя Верховного Совета СССР; указов Президента СССР; постановлений и распоряжений Совета Министров СССР; законов союзных республик; международных договорных и иных обязательств СССР и союзных республик, представленных на ратификацию или утверждение; руководящих разъяснении Пленума Верховного Суда СССР; актов Генерального прокурора СССР и Главного государственного арбитра СССР, имеющих нормативный характер, а также нормативных правовых актов других государственных органов и общественных организаций, в отношении которых не осуществлялся прокурорский надзор. Заключение ККН СССР о неконституционности перечисленных актов приостанавливало их действие до устранения несоответствия. Если же заключение констатировало, что акт нарушает основные права и свободы человека, он утрачивал силу с момента принятия заключения ККН СССР. Закон наделил ККН СССР правом рассматривать разногласия в сфере национально-государственных отношений. Однако заняться этим ККН СССР мог лишь после принятия Союзного договора между республиками, входящими в СССР, который так и не был принят до конца существования СССР. Несмотря на ограниченные возможности ККН СССР сыграл в целом положительную роль и стал важным демократическим институтом в формировавшемся новом облике политической системы и в укреплении конституционной законности. (С. А.)...


    СОВЕТЫ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ 
    • обобщенное наименование представительных органов государственной власти в СССР по Конституции 1977 и соответственно в РСФСР по Конституции 1978 гг., политическая основа государства (см.: основа). В наименованиях конкретных Советов слова "народных депутатов" использовались с учетом уровня органа. Высшие органы государственной власти СССР, РСФСР, автономной республики назывались Верховными Советами. А в официальных наименованиях всех остальных Советов - краевых, областных, автономных областей, национальных округов, районных, городских, районных в городах, сельских и поселковых, - являвшихся местными органами государственной власти,обязательно добавлялись слова "народных депутатов". (С. А.)...


    СОВЕТ СОЮЗА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СС 
    • одна из двух равноправных палат (Совет Союза и Совет Национальностей) Верховного Совета СССР по Конституции СССР 1936 г. С учреждением при конституционной реформе 1 декабря 1988 г. Съезда народных депутатов СССР и превращением Верховного Совета СССР в более профессионально и постоянно работающий представительный орган С. с. ВС СССР продолжал быть одной из двух равноправных палат Верховного Совета СССР (см.: Верховный Совет СССР). (С. А.)...


    ВС РСФСР 
    • с стал основным законодательным органом, хотя отдельные законы принимал также и Съезд народных депутатов. ВС РСФСР также утверждал государственные планы экономического и социального развития РФ. государственный бюджет РФ и отчеты об их выполнении, осуществлял функции контроля в отношении других государственных органов. Вначале ВС РСФСР назначал Председателя Совета Министров РСФСР (утверждаемого Съездом), по предложению Председателя утверждал состав Правительства. С учреждением поста Президента у ВС РСФСР сохранилось право давать согласие на назначение Председателя Совета Министров. Съезд и ВС РСФСР вели постоянную борьбу с Президентом РФ за усиление своих позиций, особенно в части формирования исполнительных органов и контроля за их деятельностью. В декабре 1992 г. в Конституции было установлено, что Верховный Совет РФ дает согласие на назначение не только Председателя Правительства, но и министров иностранных дел, обороны, внутренних дел, безопасности. Закреплялась подотчетность Правительства не только Президенту, но и Съезду народных депутатов и Верховному Совету РФ. 21 сентября 1993 г. Президент прекратил деятельность Съезда и Верховного Совета. По Конституции 1993 г. Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ вообще не предусмотрены. Парламентом РФ стало Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы. (С. А.)...


    СОВЕТ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ ВЕРХОВНОГО 
    • одна из двух равноправных палат (Совет Национальностей и Совет Союза) Верховного Совета СССР по Конституции СССР 1936 г. С учреждением при конституционной реформе 1 декабря 1988 г. Съезда народных депутатов СССР и превращением Верховного Совета СССР в более профессионально и постоянно работающий представительный орган С. Н. ВС СССР продолжает быть одной из двух равноправных палат Верховного Совета (см.: Верховный Совет СССР). (С. А.)...


    ККН СССР 
    • и избирался Съездом народных депутатов СССР из числа специалистов в области политики и права в составе Председателя, заместителя Председателя и 25 членов, в том числе по одному от каждой союзной республики (а их было 15. - С. А.)....


    СЪЕЗД СОВЕТОВ 
    • орган государственной власти в России после Октябрьской революции 1917 г. и в СССР - после его образования в 1922 г. Низший уровень - волостной С. С., высший - С. С. СССР. Делегаты С. С. избирались нижестоящими Советами или С. С. На уровне, соответственно, РСФСР и СССР С. С. был органом верховной власти и решал важнейшие вопросы, отнесенные к его ведению. (С. А.)...


    КОМИТЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА 
    • учрежден при конституционной реформе 1 декабря 1988 г., с включением в Конституцию основополагающих норм о его статусе и компетенции (корректировались 23 декабря 1990 и 14 марта 1990 гг.). Закон о конституционном надзоре в СССР принят Вторым Съездом народных депутатов СССР 23 декабря 1990 г. Предусматривалось, что конституционный надзор в СССР учрежден в целях обеспечения соответствия актов государственных органов и общественных организаций Конституции СССР, конституциям союзных и автономных республик, охраны конституционных прав и свобод личности, прав народов СССР, демократических основ советского общества. Помимо ККН СССР были предусмотрены органы конституционного надзора союзных и автономных республик....


    ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛ 
    • понятие, использовавшееся конституциями советского периода развития нашего государства, т. е. Конституциями СССР, РСФСР, других союзных республик в составе СССР и автономных республик. В то время по общему правилу к числу органов государственной власти относили не все органы государства, а только представительные органы, т. е. органы, избираемые населением. В свою очередь органы государственной власти делили на две группы - В. о. г. в. и местные органы государственной власти. К В. о. г. в. конституции относили Верховный Совет СССР, Верховный Совет союзной республики (в РСФСР -Верховный Совет РСФСР), Верховный Совет автономной республики. Остальные Советы (краевые, областные Советы народных депутатов, Советы народных депутатов автономных областей и автономных округов, районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские Советы народных депутатов) были отнесены к местным органам государственной власти. С учреждением в 1988 и 1989 гг. Съездов народных депутатов СССР и РСФСР эти органы были отнесены к числу В. о. г. в. Смысл категории В. о. г. в. состоял в том, что эти органы призваны были занимать верховенствующее положение в государстве, им принадлежали ключевые полномочия. Кроме того, они были вправе принять к своему рассмотрению любые вопросы, отнесенные к ведению соответствующего государства, т. е. как бы изъять их из ведения того органа, на который полномочия возлагались для постоянного осуществления. Иные органы были подотчетны В. о. г. в., которые формировали состав этих органов и при необходимости могли отменить их акты. Действующая Конституция РФ не использует категории В. о. г. в., так как построена на концепции разделения властей и не предусматривает верховенствующего положения каких-либо органов в государстве. (С. А.)...


    ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР 
    • высший представительный орган государственной власти Союза ССР, учрежденный Конституцией СССР 1936 г. Заменил Съезд Советов СССР и Центральный Исполнительный Комитет СССР (последний состоял из Союзного Совета и Совета Национальностей, что было учтено в структуре ВС СССР). Срок полномочий по Конституции 1936 г. - 4 года. Состоял из двух равноправных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Депутаты ВС СССР избирались путем прямых выборов. Первые выборы состоялись в 1937 г. Согласно Конституции, в Совет Национальностей избиралось по 32 депутата от каждой союзной республики (до 1966 г. - по 25), по 11 - от каждой автономной республики, по 5 - от каждой автономной области, по 1 - от каждого национального (по Конституции 1977 г. - автономного) округа. В Совет Союза депутаты избирались по избирательным округам - сначала по норме один депутат от 300 тысяч населения. Рост населения приводил и к росту числа депутатов в Совете Союза, опережавшему численность Совета Национальностей. Конституция 1977 г. установила, что палаты состоят из равного числа депутатов. Поскольку количество депутатов Совета Национальностей определялось числом союзных и автономных республик, автономных областей и округов и составляло 750, то и Совет Союза стал состоять из 750 депутатов. В результате на очередных выборах приходилось повышать норму представительства (соответственно до 350 и 360 тысяч). По Конституции 1977 г. срок полномочий ВС СССР - 5 лет. ВС СССР был правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией к ведению Союза ССР. Его исключительными правами были: принятие Конституции СССР, внесение в нее изменений; принятие в состав СССР новых республик, утверждение образования новых автономных республик и автономных областей; утверждение государственных планов экономического и социального развития СССР, государственного бюджета СССР и отчетов об их выполнении; образование подотчетных ему органов Союза ССР. Законы СССР, согласно Конституции 1977 г., принимаются ВС СССР или всенародным голосованием (референдумом), проводимым по решению ВС СССР. Таким образом, по Конституции ВС СССР был верховным органом народного представительства, государственной власти в стране. Он утверждал состав Совета Министров СССР, избирал Верховный Суд СССР, назначал Генерального прокурора СССР. ВС СССР проводил две сессии в год продолжительностью в несколько дней. Палаты ВС СССР образовывали постоянные комиссии, которые работали в течение более длительного срока. Проводимые после 1985 г. политические реформы в стране отразились на структуре высших государственных органов Союза ССР. При реформе Конституции СССР 1 декабря 1988 г. в качестве высшего органа государственной власти СССР был учрежден Съезд народных депутатов СССР. Он состоял из 2250 депутатов. ВС СССР определялся как постоянно действующий законодательный, распорядительный (это определение было исключено 14 марта 1990 г.) и контрольный орган государственной власти СССР, избираемый Съездом и ему подотчетный. ВС СССР по-прежнему состоял из Совета Союза и Совета Национальностей, равных по численности и равноправных. Однако численность палат существенно снизилась. В Совет Национальностей избирались 11 депутатов от каждой из 15 союзных республик, 4 - от каждой из 20 автономных республик, 2 - от каждой из 8 автономных областей, 1 - от каждого из 10 автономных округов - всего 271 депутат. Столько же депутатов избиралось в Совет Союза. Согласно ст. 112 Конституции, ВС СССР ежегодно созывался на очередные - весеннюю и осеннюю - сессии продолжительностью, как правило, три-четыре месяца каждая. Помимо отдельных и совместных заседаний палат, проводились заседания постоянных комиссий палат и комитетов ВС СССР (депутатские органы, создаваемые обеими палатами на паритетных началах). Депутаты на весь срок выполнения функций в ВС СССР, на Съезде, в палатах, комиссиях и комитетах, а также среди населения освобождались от служебных и производственных обязанностей. Таким образом, конституционно закладывались начала парламентаризма и постоянной профессиональной депутатской деятельности в СССР. Применительно к полномочиям намечалось, что ряд ключевых вопросов переходит к Съезду: принятие Конституции и внесение в нее изменений, принятие решений по вопросам национально-государственного устройства (союзного ведения), определение основных направлений внутренней и внешней политики СССР, утверждение перспективных государственных планов и важнейших общесоюзных программ экономического и социального развития СССР, утверждение Председателя Совета Министров СССР, Комитета народного контроля СССР, Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР и Главного государственного арбитра СССР, избрание Комитета конституционного надзора СССР и др. Съезд мог принимать также законы СССР, отменять акты ВС СССР, принимать решения о проведении референдумов СССР. Ряд народных депутатов СССР (в частности, академик А. Д. Сахаров) настаивал на том. чтобы именно Съезд стал ведущим органом государственной власти СССР. Однако очередные заседания Съезда проводились один раз (по формулировке, внесенной в Конституцию 14 марта 1990 г. - "не реже одного раза") в год. В этой ситуации ВС СССР как постоянно действующий орган в большей мере концентрировался на функциях законотворчества, участия в верховном руководстве делами страны, контроля....


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь