выборка | описание |
ТАБИДЗЕ Тициан Юстинович
|
- ТАБИДЗЕ Тициан Юстинович (1895-1937) , грузинский поэт. Один из лидеров грузинского символизма; в поздней лирике обратился к общественно значимой проблематике, связанной с верой в созидательное значение перемен послереволюционной Грузии (поэма "Рион-порт", 1928). Образцы новаторской лирики (стихотворения "Родина", "Тбилисская ночь", "Окрокана"). Репрессирован; реабилитирован посмертно....
|
ТАБИДЗЕ Галактион Васильевич
|
- ТАБИДЗЕ Галактион Васильевич (1892-1959) , грузинский поэт, народный поэт Грузии (1933), академик АН Грузии (1944). В лирике (стихотворения "Луна Мтацминды", 1915; "Поэзия - прежде всего", 1920) сочетание вековых традиций грузинской поэзии с постоянным поиском нового поэтического слова. Сборники "Артистические стихи" (1919), "Родина. Жизнь моя" (1943), "Полвека" (1959). Поэмы о поворотных событиях 20 в. ("Джон Рид", 1924; "Революционная Грузия", 193..1). Покончил жизнь самоубийством....
|
ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА
|
- ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА , одна из художественных школ Италии. Наибольший расцвет переживала в эпоху Возрождения во 2-й пол. 15-16 вв. (семья Беллини, В. Карпаччо, Джорджоне, Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто) и в 18 в. (Дж. Б. Тьеполо, А. Каналетто, П. Лонги, Ф. Гварди). Венецианскую школу характеризует светское, жизнеутверждающее начало, поэтическое восприятие мира, человека и природы, тонкий колоризм....
|
ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
|
- ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ , период истории итальянского искусства (кон. 15 - 1-я четв. 16 вв.) - классическая фаза художественной культуры Возрождения. В архитектуре, живописи и скульптуре Высокого Возрождения (Браманте, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан) ренессансные реализм и гуманизм, героические идеалы получили обобщенное, полное титанической силы выражение; искусству Высокого Возрождения присущи монументальное величие, сочетание возвышенной идеальности, гармонии с глубиной и жизненной яркостью образов....
|
ТИЦИАН
|
- ТИЦИАН (Тициано Вечеллио) (Tiziano Vecellio) (ок . 1489/90-1576), итальянский живописец. Глава венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения. Ранним произведениям присущи жизнерадостность колорита, многогранность восприятия жизни. Безмятежная ясность ("Любовь земная и небесная", ок. 1514-15), пафос и динамика монументальных композиций ("Ассунта" 1516-18) сменяются напряженным драматизмом ("Се человек", ок. 1543), психологической остротой образов ("И. Риминальди", ок. 1548), их беспощадной правдивостью ("Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе" 1545-46). Создавал образы, полные обостренного ощущения красоты жизни, трепетной чувственности ("Даная", ок. 1554; "Венера и Адонис", 1554). В поздних трагических произведениях подчеркивал достоинство и силу духа героев ("Оплакивание Христа", 1573-76). Тончайший красочный хроматизм, свободное письмо открытым мазком, мощное звучание цвета.ТИЦИАН (Тициано Вечеллио) (Tiziano Vecellio) (ок. 1488/90, Пьеве ди Кадоре, Венецианская республика - 27 августа 1576, Венеция), итальянский художник, ведущий мастер венецианского Возрождения.БиографияПроисходил из родовитой провинциальной семьи. Около 1500 ребенком был отдан отцом в мастерскую венецианского мозаичиста Себастьяно Дзуккато. Затем учился живописи в мастерской тогдашнего главы венецианской школы Джованни Беллини и у его брата Джентиле Беллини. В 1507 поступил в качестве помощника в мастерскую Джорджоне, после его смерти (1510) закончил некоторые его картины. В 1517-55 занимал должность официального живописца Венецианской республики. Пользовался огромной прижизненной славой, его заказчиками были император Карл V, испанский король Филипп II, папа Павел III, правители Мантуи, Феррари, Урбино. Карл V пожаловал ему титул графа Палатинского. Художник был тесно связан с венецианской интеллектуальной элитой, многолетняя тесная дружба связывала его с писателем, публицистом, художественным критиком Пьетро Аретино и ведущим архитектором Венеции Якопо Сансовино.ТворчествоТворческое наследие Тициана огромно: это около 120-130 полотен, фрески, ряд превосходных подготовительных рисунков, серия гравюр на дереве, созданных в его мастерской по его рисункам. Живопись его включает религиозные, мифологические, аллегорические композиции, портреты, традиционные для Венеции "истории" - многофигурные сцены с элементами исторической композиции. Большое место в его творчестве занимают пейзажные мотивы. Долгий, почти семидесятилетний творческий путь Тициана запечатлел сложную эволюцию его представлений о мире, от чувства ликующей радости бытия до осознания потрясающих этот мир драматических коллизий.Ранние работыВ ранних работах Тициана ("Цыганская мадонна", ок. 1511-12, Музей истории искусств, Вена; "Св. Собеседование", ок. 1512-14, Национальная галерея, Эдинбург; "Три возраста", ок. 1513-14, там же) еще проступают мотивы, унаследованные у Джорджоне: лирическая мягкость интонаций, идиллический образ природы. Но уже в аллегорической композиции "Любовь земная и небесная" (ок. 1514-15, Галерея Боргезе, Рим) эти интонации уступают место чувственной радости бытия, праздничному полнозвучию красок.Работы 1516-20 гг.В работах второй половины 1510-х гг. - "Мадонна с вишнями" (Музей истории искусств, Вена), "Мадонна с четырьмя святыми" (Картинная галерея, Дрезден) и построенном на драматическом контрасте образов произведении "Динарий кесаря" (ок. 1516, там же) - нарастают монументальное начало, энергия светотеневой лепки и цветового звучания.Огромный, семиметровый алтарь "Ассунта" ("Вознесение Марии", 1516-18, церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари, Венеция) с его монументальной укрупненностью форм и цветовых пятен, титаничностью образов, экспрессий поз и жестов - первое произведение венецианской живописи, проникнутое духом "большого стиля" Высокого Возрождения. Героическая патетика, яркость эмоций определяют и характер алтарных композиций Тициана 1520-х гг. - "Вознесение Христа" (ок. 1519-22, церковь Санти Надзаро э Чельсо, Брешия) с его великолепным эффектом ночного освещения и "Мадонна Пезаро" (1519-26, Санта Мария Глариоза деи Фрари, Венеция), проникнутая триумфальным пафосом. К этому же периоду относится серия "Вакханалий", написанных для герцога Феррари Альфонсо д'Эсте ("Праздник Венеры", ок. 1518-19, Прадо; "Праздник на Андросе", ок. 1520, там же; "Вакх и Ариадна", ок. 1522-23, Национальная галерея, Лондон).Работы 1530-40-х гг.В картинах 1530-х гг. на религиозные и мифологические темы Тициан органически соединяет легенды и реалии современной жизни в духе традиций венецианского раннего Возрождения. В одном из шедевров этих лет - "Венере Урбинской" (ок. 1538, Уффици) - он переносит богиню (ее облик отчасти навеян "Спящей Венерой" Джорджоне) в уютный покой венецианского дома 16 в. В монументальном полотне "Введение во храм" (1534-38, Галереи Академии, Венеция) евангельское событие разыгрывается на фоне итальянских дворцов в присутствии многочисленных зрителей, представляющих все слои венецианского общества - от сенаторов в пурпурных тогах до девочки-крестьянки и нищенки. Такое же соединение мифа и современности присуще и большому полотну "Се человек" (1543, Музей истории искусств, Вена), которое, как и другие работы 1540-х гг. (плафоны венецианской церкви Санта Мария делла Салюте; "Коронованные терпением", 1545, Лувр), завершает период творческой зрелости Тициана.Портреты1520-40-е гг. - время расцвета творчества Тициана-портретиста. Он обратился к портрету еще в ранние годы (так называемые "Ариосто" и "Скьявона", ок. 1510-11, Национальная галерея, Лондон). В 1520-40 он создает обширную портретную галерею современников, среди которых безымянный "Юноша с перчаткой" (Лувр), гуманист Винченцо Мости, кардинал Ипполито Медичи, правитель Мантуи Федериго Гонзага, правитель Урбино, выдающийся военный инженер Франческо Мария делла Ровере, друг Тициана Пьетро Аретино. Тонкостью передачи индивидуального внутреннего мира выделяется портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди (ок. 1545, Галерея Питти, Флоренция). В 1540-е гг. Тициан создает новый портретный жанр, названный его другом Аретино "историей" - в больших полотнах, изображающих заказчиков в полный рост, торжественное великолепие парадных портретов сочетается с драматической сложностью характеров, сюжетной завязкой, сближающей эти полотна с жанром исторической картины ("Обращение Альфонсо д'Авалос к солдатам", 1540-41, Прадо; "Папа Павел III с внуками Алессандро и Оттавио Фарнезе", 1546, Национальные музеи и галереи Каподимонте, Неаполь; "Семья Вендрамин", до 1547, Национальная галерея, Лондон; "Карл V", 1548, Старая пинакотека, Мюнхен; "Карл V под Мюльбергом", 1548, Прадо).Поздний период (1550-е - 1-я половина 1570-х гг.)Уже в 1550-е гг. характер творчества Тициана меняется, нарастает драматическое начало в его религиозных композициях ("Мученичество св. Лаврентия", 1555, церковь Джезуити, Венеция; "Положение во гроб", 1559, Прадо). В то же время он вновь обращается к мифологической тематике, мотиву цветущей женской красоты ("Даная", 1553-54, Прадо; "Венера и Адонис", 1554, там же; "Венера перед зеркалом", ок. 1560, Национальная галерея, Вашингтон). К этим образам близка даже горько рыдающая Мария Магдалина в одноименном полотне (1560, Эрмитаж).Существенный перелом происходит на рубеже 1550-60-х гг. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты "Метаморфоз" Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: "Диана и Актеон" и "Диана и Каллисто" (1559, Национальная галерея, Эдинбург), "Похищение Европы" (1562, Музей И. Гарднер, Бостон), "Охота Дианы" (ок. 1565, Национальная галерея, Лондон). В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой "поздней манеры", характерной для последних работ Тициана ("Св. Себастьян", ок. 1565-70, Эрмитаж; "Пастух и нимфа", ок. 1570, Музей истории искусств, Вена; "Наказание Марсия", 1570-е гг., Картинная галерея, Кромержиж; "Оплакивание Христа", 1576, Галереи Академии, Венеция, и др.). Эти полотна отличает сложная живописная структура, размытость границы между формами и фоном; поверхность холста как бы соткана из наложенных широкой кистью, иногда втертых пальцами мазков. Оттенки дополняющих друг друга, взаимопроникающих или контрастирующих тонов образуют некое единство, из которого рождаются формы или приглушенные мерцающие краски. Новаторство "поздней манеры" не была понято современниками и оценено лишь в более позднее время.Искусство Тициана, наиболее полно раскрывшее своеобразие венецианской школы, оказало большое влияние на становление крупнейших художников 17 в. от Рубенса и Веласкеса до Пуссена.Литература:Смирнова И. А. Тициан и венецианский портрет XVI века. М., 1964.Лазарев В. Н. Поздний Тициан // Старые итальянские мастера. М., 1972.Hetzer Th. Tizian. Geschichte seiner Farbe. Frankfurt am Main., 1935.Tietzer H. Tizian. Leben und Werk. Wien, 1937. V. 1-2.Pallucchini R. Il Tiziano. Firenze, 1969. V. 1-2.Panofsky E. Problems in Tizian, Mostly Iconografic. New York, 1969.Wethey H. E. The Paintings of Tizian. London, 1969-75. V. 1-3.И. А. Смирнова...
|
ВОЗРОЖДЕНИЕ
|
- ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс) , период в культурном и идейном развитии стран Зап. и Цент. Европы (в Италии 14-16 вв., в других странах кон. 15-16 вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Отличительные черты культуры Возрождения: светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение (см. Гуманизм), обращение к культурному наследию античности, как бы "возрождение" его (отсюда название). Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии, где уже на рубеже 13-14 вв. (см. Проторенессанс) его провозвестниками выступили поэт Данте, художник Джотто и др. Творчество деятелей Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием схоластики и аскетизма (гуманистическая этика итальянцев Лоренцо Валлы, Пико делла Мирандолы и др.). Пафос утверждения идеала гармонической, раскрепощенной творческой личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания придают искусству Возрождения большую идейную значительность, величественный героический масштаб. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения - общественные здания, дворцы, городские дома. Используя ордерное членение стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы (Брунеллески, Альберти, Браманте, Палладио в Италии, Леско, Делорм во Франции) придали своим постройкам величественную ясность, гармоничность и соразмерность человеку. Художники (Донателло, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Мантенья, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Веронезе, Тинторетто в Италии; Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Брейгель в Нидерландах; Дюрер, Нитхардт, Хольбейн в Германии; Фуке, Гужон, Клуэ во Франции) последовательно овладевали художественным отражением всего богатства действительности - передачей объема, пространства, света, изображением человеческой фигуры (в. т. ч. обнаженной) и реальной среды - интерьера, пейзажа. Литература Возрождения создала такие памятники непреходящей ценности, как "Гаргантюа и Пантагрюэль" (1533-52) Рабле, драмы Шекспира, роман "Дон Кихот" (1605-15) Сервантеса и др., органически соединившие в себе интерес к античности с обращением к народной культуре, пафос комического с трагизмом бытия. Сонеты Петрарки, новеллы Боккаччо, героическая поэма Ариосто, философский гротеск (трактат Эразма Роттердамского "Похвала Глупости", 1511), эссе Монтеня в разных жанрах, индивидуальных формах и национальных вариантах воплотили идеи Возрождения. В музыке, проникающейся гуманистическим мироощущением, развивается вокальная и инструментальная полифония, появляются новые жанры светской вокальной (фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал) и инструментальной музыки; эпоха завершается появлением таких музыкальных жанров, как сольная песня, кантата, оратория и опера, способствовавших утверждению гомофонии. В эпоху Возрождения распространились философские идеи неоплатонизма (Фичино) и пантеизма (Патрици, Бруно и др.), были сделаны выдающиеся научные открытия в области географии (Великие географические открытия), астрономии (разработка Коперником гелиоцентрической системы мира), анатомии (Везалий)....
|
|
|
|