RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    ТЕМПЕРАМЕНТ 
    • ТЕМПЕРАМЕНТ (от лат . temperamentum - надлежащее соотношение частей), характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности (темпа, ритма, интенсивности психических процессов и состояний). Основные компоненты: общая активность индивида, его моторика (двигательные проявления) и эмоциональность. Теории: гуморальные, связывающие темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма (восходящее к Гиппократу и систематизированное И. Кантом учение о четырех основных типах - сангвинике, холерике, меланхолике, флегматике); морфологические (зависимость темперамента от конституционных типов телосложения у Э. Кречмера и У. Шелдона)....


    НАТУРА 
    • НАТУРА (лат . natura - природа), 1) (устар. выражение) природа, в частности растительный и животный мир. 2) Характер, нрав, темперамент человека. 3) Товары, продукты как платежное средство взамен денег. 4) В изобразительном искусстве - реальные объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т. п.), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении....


    МИФУНЭ Тосиро 
    • МИФУНЭ Тосиро (р . 1920), японский киноактер, продюсер. Дарование Мифунэ, для которого характерны острая выразительность пластики, бурный темперамент, наиболее органично раскрылось в ролях романтико-героического жанра "кэнгэки": "Расемон", "Семь самураев", "Телохранитель", "Красная борода", "Восставший" и др., а также в экранизациях: "На дне", "Идиот", "Замок паутины" ("Макбет")....


    ШЕР 
    • ШЕР (Cher; наст . имя Шерилин Саркисян Ля Пьер Шер Боно, Bono) (р. 1946), американская киноактриса, певица. Приобрела известность, выступая в дуэте "Сонни и Шер" в нач. 1970-х гг. В кино дебютировала в 1965. Музыкальность, пластичность, редкий темперамент, драматический талант и внешние данные обеспечивают актрисе непреходящую популярность. Снималась фильмах: "Силквуд" М. Николса (1983), "Маска" П. Богдановича (1985; премия за лучшую роль Каннского кинофестиваля), "Лунатик" Н. Джуисона (1987; премия "Оскар"), "Преданный" П. Мазурского (1996) и др....


    ДЕЛАКРУА 
    • ДЕЛАКРУА (Delacroix) Эжен (1798-1863) , французский живописец и график. Глава французского романтизма. Дух свободолюбия, активного действия, борьбы выразил во взволнованно-напряженных, проникнутых гуманистическим пафосом, динамичных по композиции, экспрессивных, звучных по колориту произведениях ("Резня на Хиосе", 1823-24; "Свобода, ведущая народ", 1830). Творческая фантазия, страстный темперамент выразились в исторических композициях, в произведениях на темы Востока, классической и современной литературы ("Алжирские женщины", 1833-34; "Взятие крестоносцами Константинополя", 1840-41), иллюстрациях к произведениям У. Шекспира, И. В. Гете....


    БОЯРСКИЙ Михаил Сергеевич 
    • БОЯРСКИЙ Михаил Сергеевич (р . 1949), российский актер, народный артист России (1990). В 1972-86 в Ленинградском театре им. Ленсовета (с 1992 Санкт-Петербургский Открытый театр). С 1986 художественный руководитель музыкально-драматического театра "Бенефис". Боярскому присущи взрывной темперамент, музыкальность, пластичность. Играет мужественных, обаятельных героев, смельчаков, авантюристов, а также нахальных проходимцев: Луис де Карраскиль ("Дульсинея Тобосская" А. М. Володина), Мэкхит ("Трехгрошовая опера" Б. Брехта) и др. Снимался в телевизионных фильмах "Старший сын", "Собака на сене", "Д'Артаньян и три мушкетера" и др....


    АСТРОЛОГИЯ 
    • АСТРОЛОГИЯ (от астро ... и ...логия), учение о воздействии небесных светил на земной мир и человека (его темперамент, характер, поступки и будущее), которое определялось через видимые движения на небесной сфере и взаимное расположение светил (констелляцию) в данный момент времени (см. Гороскоп). Возникла в древности (вавилонская храмовая астрология и др.), была тесно связана с астральными культами и астральной мифологией. Получила широкое распространение в Римской империи (первые гороскопы - на рубеже 2-1 вв. до н. э.). С критикой астрологии как разновидности языческого фатализма выступило христианство. Арабская астрология, достигшая значительного развития в 9-10 вв., с 12 в. проникает в Европу, где астрология пользуется влиянием до сер. 17 в. и затем вытесняется с распространением естественнонаучной картины мира. Возрождение интереса к астрологии происходит после 1-й мировой войны, феномены астрологии связываются с тонкими космическими и биокосмическими ритмами и т. п. С сер. 20 в. астрология вновь приобрела популярность....


    ВЫСОЦКИЙ Владимир Семенович 
    • ВЫСОЦКИЙ Владимир Семенович (1938-80) , русский поэт, актер, автор и исполнитель песен. Трагически-исповедальные стихи, романтико-лирические, комические и сатирические песни, баллады (сборники "Нерв", 1981, "Я, конечно, вернусь..." 1988). В песенном творчестве отталкивался от традиций русского городского романса. С 1964 в Московском театре драмы и комедии на Таганке (Хлопуша - "Пугачев" по С. А. Есенину; Гамлет - "Гамлет" У. Шекспира; Лопахин - "Вишневый сад" А. П. Чехова и др.). Снимался в фильмах: "Вертикаль" (1967), "Короткие встречи" (1968), телефильмах "Место встречи изменить нельзя" (1979) и др. Высоцкому присущ мощный "лавинный" темперамент; его подлинно трагический герой - сильная личность, бунтарь-одиночка, сознающий свою обреченность, но не допускающий мысли о капитуляции. В комических жанрах Высоцкий с легкостью менял социальные маски, добиваясь абсолютной узнаваемости гротескных "зарисовок с натуры". В "серьезных" песнях и драматических ролях пробивалась наружу бурлящая под спудом глубинная сила, рвущая душу тоска по справедливости. Государственная премия СССР (1987, посмертно)....


    БОРИСОВ-МУСАТОВ Виктор Эльпидифорович 
    • БОРИСОВ-МУСАТОВ Виктор Эльпидифорович (1870-1905) , российский живописец. Изысканно-декоративные, элегические по настроению картины выражают мечту о гармонии человека и природы ("Водоем", 1902).БОРИСОВ-МУСАТОВ Виктор Эльпидифорович [2 (14) апреля 1870, Саратов - 26 октября (8 ноября) 1905, Таруса], российский художник. Один из самых значительных мастеров символизма в русской живописи.Выходец из семьи железнодорожника, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890-91, 1893-95), в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова (1891-93), а также в студии Ф. Кормона (1895-98) в Париже. С 1898 жил главным образом в Саратове, с 1903 - в Подольске и Тарусе.Испытав влияние П. Пюви де Шаванна и отчасти мастеров импрессионизма, соединил тончайшее чувство природной световоздушной среды с поэтической фантазией, преображающей эту среду в поле миражей и ностальгических грез. Уже в ранних пленэрных этюдах-картинах Борисова-Мусатова живет ощущение волнующей, неизъяснимой тайны ("Окно", 1886, Третьяковская галерея). Главным мотивом, сквозь который для художника открывается "иной мир", скрытый под маревом красок, становятся "дворянские гнезда", ветшающие старинные усадьбы (обычно он работал в имениях Слепцовка и Зубриловка в Саратовской губернии). Плавные, "музыкальные" ритмы картин вновь и вновь воспроизводят излюбленные темы Борисова-Мусатова: это уголки парка и женские фигуры (сестра и жена художника), которые кажутся образами человеческих душ, блуждающих в потустороннем царстве сна. В большинстве своих работ мастер предпочитает маслу акварель, темперу или пастель, добиваясь особой, "тающей" легкости мазка.От картины к картине ("Гобелен", 1901; "Водоем", 1902; "Призраки", 1903) чувство "мира иного" нарастает; в "Реквиеме" (1905), написанном в память умершей сестры, мы видим уже целое многофигурное таинство, где умершую сопровождают ее "астральные двойники". Параллельно мастер создает и чистые, безлюдные пейзажи, полные тончайшего лиризма ("Куст орешника", "Осенняя песнь", оба - 1905). Он тяготеет к большому, монументальному стилю настенной живописи, но все замыслы такого рода (например, цикл эскизов на тему времен года, 1904-05, все - Третьяковская галерея) так и не удается осуществить в архитектуре.Мечтательный темперамент художника ("Живу в мире грез и фантазий среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осенних туманов", - пишет он А. Н. Бенуа в 1905 из Тарусы) не лишает его произведения чувства историчности. Поэтика усадебной жизни наполнена у него (так же, как в литературе того времени - в произведениях А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. Белого и др.) предчувствием приближающихся роковых, катастрофических рубежей. Ранняя смерть мастера усилила восприятие его образов как лирического реквиема, посвященного старой России. Борисов-Мусатов явился непосредственным предшественником художников "Голубой розы", которых объединяло, в частности, глубокое уважение к его наследию.Литература:Русакова А. В. Э. Борисов-Мусатов. Л.; М., 1966.Кочик О. Я. Живописная система В. Э. Борисова-Мусатова. М., 1980.М. Н. Соколов...


    КИПРЕНСКИЙ Орест Адамович 
    • КИПРЕНСКИЙ Орест Адамович (1782-1836) , российский живописец и рисовальщик. Представитель романтизма. Содержание портретов Кипренского - духовность, сложная внутренняя жизнь человека, творческая индивидуальность ("Автопортрет с кистями за ухом", ок. 1808-09; "А. А. Челищев", ок. 1809 или 1810-11, "Е. П. Ростопчина", 1809; "А. С. Пушкин", 1827).КИПРЕНСКИЙ Орест Адамович [13 (24) марта 1782, Мыза Нежинская, около Копорья, ныне в Ленинградской области - 17 октября 1836, Рим], российский художник. Выдающийся мастер русского изо-искусства романтизма, получивший особую известность как замечательный портретист.Биография Незаконный сын помещика А. С. Дьяконова, записанный в семью его крепостного человека А. К. Швальбе. Получив вольную, учился в петербургской Академии художеств (1788-1803) у Г. И. Угрюмова и Г.-Ф. Дуаена. Жил и работал в Москве (1809), Твери (1811), Петербурге (с 1812), в 1816-22 и с 1828 - в Риме и Неаполе. Портреты В картине "Дмитрий Донской на Куликовом поле" (1805, Русский музей) продемонстрировал уверенное знание канонов академической исторической картины. Но весьма рано областью, где его талант раскрывается наиболее естественно и непринужденно, становится портрет. Уже первый его живописный портрет ("А. К. Швальбе", 1804, там же), написанный в "рембрандтовской" манере, выделяется своим выразительным и драматичным светотеневым строем. С годами его мастерство, - проявившееся в умении создавать в первую очередь не типы (преобладавшие в русском портрете эпохи Просвещения), а неповторимые индивидуально-характерные образы, подбирая каждый раз особые пластические средства, чтобы эту характерность оттенить, - последовательно крепнет. Впечатляющей жизненности полны: портрет мальчика А. А. Челищева (около 1810-11), парные изображения супругов Ф. В. и Е. П. Ростопчиных (1809) и В. С. и Д. Н. Хвостовых (1814, все - Третьяковская галерея). Художник все чаще обыгрывает экспрессивные возможности цветовых и светотеневых контрастов, пейзажного фона, символических деталей ("Е. С. Авдулина", около 1822, там же). Даже большие парадные портреты художник умеет сделать лирически, почти интимно непринужденными ("Е. В. Давыдов", 1809, Русский музей). Особый раздел составляют автопортреты Кипренского [с кистями за ухом (около 1808, Третьяковская галерея), в розовом шейном платке (около 1808, Русский музей), в полосатом халате (1828, Третьяковская галерея) и др.]; их животворит трепетная романтическая стихия творчества, воплощением которой выступает сам художник. Кипренский сумел конгениально прочувствовать творческий темперамент лучших русских поэтов того времени, оставив нам замечательные образы К. Н. Батюшкова (1815, итальянский карандаш, Музей института русской литературы АН СССР, Санкт-Петербург), В. А. Жуковского (1816) и А. С. Пушкина (1827; оба - Третьяковская галерея). Рисунки Кипренский был также виртуозным рисовальщиком, создавшим (преимущественно в технике итальянского карандаша и пастели) образцы графического мастерства, зачастую превосходящие открытой, волнующе легкой своей эмоциональностью его живописные портреты. Это и бытовые типажи ("Слепой музыкант", 1809, Русский музей; "Калмычка Баяуста", 1813, Третьяковская галерея), и знаменитая серия карандашных портретов участников Отечественной войны 1812 года (рисунки с изображением Е. И. Чаплица, А. Р. Томилова, П. А. Оленина, тот же рисунок с поэтом Батюшковым и др.; 1813-15, Третьяковская галерея и др. собрания); героическое начало здесь приобретает задушевный оттенок. Аллегорические картины Большое число набросков и текстовые свидетельства показывают, что художник весь свой зрелый период тяготел к созданию большой (по его собственным словам из письма А. Н. Оленину 1834 года), "эффектной, или, по-русски сказать, ударистой и волшебной картины", где в аллегорической форме были бы изображены итоги европейской истории, равно как и предназначение России. "Читатели газет в Неаполе" (1831, Третьяковская галерея) - по виду просто групповой портрет - на деле есть скрытно-символический отклик на революционные события в Европе. Однако наиболее честолюбивые из живописных аллегорий Кипренского остались неосуществленными, либо пропали (подобно "Анакреоновой гробнице", завершенной в 1821). Эти романтические поиски, однако, получили масштабное продолжение в творчестве К. П. Брюллова и А. А. Иванова. Литература: Турчин В. С. О. Кипренский. М., 1975. Кислякова И. В. О. Кипренский. Эпоха и герои. М., 1977.Зименко В. М. О. А. Кипренский. М., 1988.Орест Кипренский: Новые материалы и исследования. СПб., 1993.Орест Кипренский: Переписка. Документы. Свидетельства современников. СПб., 1994.М. Н. Соколов...


    МОНТЕСКЬЕ 
    • МОНТЕСКЬЕ (Montesquieu) Шарль Луи Секонда , барон де Ла Бред (18 января 1689, замок Ла Бред близ Бордо - 10 февраля 1755, Париж), французский мыслитель эпохи Просвещения, правовед; его теория "разделения властей" оказала большое влияние на развитие конституционной мысли 18-20 вв.Семья. КарьераМонтескье происходил из аристократического рода, жившего в Бордо с начала 15 в. Его отец Жан де Секонда, будучи младшим сыном в семье, не наследовал родовых земель, но мать, урожденная Франсуаза де Пенель, принесла мужу в приданое замок Ла Бред. Шарль-Луи был вторым из шестерых детей. Первоначальное образование он получил в ораторианском коллеже в Жюйи (1700-05), затем, вернувшись в Бордо, изучал право. В 1708 стал адвокатом, в 1714 - советником парламента Бордо, а два года спустя унаследовал от своего бездетного дяди барона де Монтескье вместе с титулом и именем должность президента бордоского парламента (до 1789 парламентами во Франции назывались высшие судебные инстанции). После смерти отца он стал хозяином Ла Бреда. В 1715 женился на Жанне де Латирг, в браке с которой имел троих детей.Характер. Интересы"Типичный гасконец", Монтескье сочетал в себе независимость, самолюбие, любознательность, расчетливость. Уделял много времени благоустройству своего замка, любил работать на виноградниках, которые были главным источником дохода. Парламентские обязанности занимали его скорее по фамильной обязанности, чем по личной склонности: судейское крючкотворство наводило на него скуку. Службу в парламенте он сочетал с занятиями наукой. В 1716 Монтескье был избран членом Академии Бордо и написал массу докладов и речей по самым разным разделам естественных наук - "О причинах эха", "О назначении почечных желез", "О морских приливах и отливах" и т. д."Персидские письма"В 1721 Монтескье анонимно опубликовал книгу, которая стала литературной сенсацией. Цензурный запрет лишь способствовал ее популярности, а имя автора приобрело европейскую известность. В уста героев "Персидских писем" - Узбека и Рики - Монтескье вложил смелую критику политической жизни Франции. Книга содержала саркастические оценки личности Людовика XIV, рисовала неприглядную картину придворных нравов. Возмущение автора вызывал фанатизм католической церкви, преследовавшей инакомыслие. ПарижШумная литературная слава привлекла Монтескье в столицу. С трудом сложив с себя судейские обязанности и полномочия президента Академии Бордо, он в 1726 перебрался в Париж, периодически наезжая к семье в Бордо и Ла Бред. Он любил столичные салоны за изысканную светскость и ненавидел Версаль за чопорность. В 1728 стал членом Французской Академии, а позднее был избран в Лондонскую и Берлинскую Академии. Из-под его пера выходили как "литературные безделушки", так и сочинения на политико-правовые темы: "Размышления о богатствах Испании"" (1724), "Размышления о причинах величия и падения римлян" (1734) и др.; постепенно созревал замысел обширного трактата по вопросам права.ПутешествияВ 1728-31 Монтескье предпринял длительное путешествие по странам Европы - Австрии, Венгрии, Италии, Швейцарии, Голландии и Англии. Он внимательно изучал законы и обычаи каждой страны, особенности ее географии и климата, темперамент и нравы населения. Полтора года он провел в Англии. Британские государственные институты произвели на него сильнейшее впечатление, а деятельность парламента породила уважение к конституционному правлению."О Духе законов"В конце 1748 в Женеве анонимно вышел первый небольшой тираж книги "О Духе законов". И хотя она попала в список запрещенных, в самое короткое время книга разошлась по парижским салонам. Вскоре последовало множество переизданий - не менее 12 за два года, а по словам самого Монтескье - 22. Книга имела успех даже в официальных кругах: сам дофин, сын и наследник Людовика XV, проявил к ней интерес. В течение десятка лет вокруг "Духа законов" шла оживленнейшая полемика. Книга поразила современников своим стилем: в отличие от авторов тяжеловесных и догматичных трактатов по вопросам права, Монтескье не предлагал никаких готовых схем. Его сочинение приглашало читателя на живописные и "экзотические" прогулки по странам и эпохам, которые позволяли увидеть все разнообразие человеческих обычаев и общественных установлений. Прослеживая зависимость политического устройства от особенностей государства, его размеров, населенности, климата, географической среды, от религии, исповедуемой народом, и его нравов, Монтескье привнес в науку о праве и в гуманитарное знание вообще естественно-научный метод, выступив, в частности, основателем географической школы в социологии.Важное место в книге занимала теория форм власти. Предлагая читателям трехчастную схему - "республика-монархия-деспотия", автор не брал на себя роль апологета или судьи. Разъясняя особенности каждого вида правления, Монтескье иллюстрировал их яркими примерами из истории. Поэтому каждое поколение читателей истолковывало "Дух законов" по-своему. Французские парламенты нашли в книге обоснование абсолютной власти короля "посредствующими властями" - привилегированными сословиями, многих привлекла нарисованная Монтескье картина "английской конституции", изложенная им локковская теория "разделения властей" (законодательной, исполнительной и судебной). Наконец, высокая оценка демократии способствовала развитию республиканских идей во Франции и за ее пределами. Осуждение деспотизма, утверждение принципа гражданской и личной свободы, призыв к веротерпимости, политической умеренности, постепенности в проведении любых преобразований определяют историческое значение "Духа законов" в формировании современной политической культуры.Последние годы. СмертьПоследние годы Монтескье провел, совершенствуя текст "Духа законов" и "Персидских писем". К концу его жизни полемика вокруг них почти угасла. В 1753 он написал свое последнее произведение "Опыт о вкусе", опубликованное (в 1757) в 7 томе "Энциклопедии". Умер от воспаления легких и погребен в церкви Сен-Сюльпис (могила не сохранилась). Похороны были на редкость скромными: лишь Дидро сопровождал его гроб.Сочинения:Избранные произведения. М., 1955.Персидские письма. М., 1982.Euvres completes de Montesquieu. Ed. par A. Masson. Paris, 1955. V. 1-3.De l'Esprit des Lois. Ed. par L. Versini. Paris, 1995.Литература:Баскин М. П. Монтескье. М., 1975.Азаркин Н. М. Монтескье. М., 1988.Shackleton R. Montesquieu. A Critical Biography. Oxford, 1963.Н. Ю. Плавинская...


    ТАММ Игорь Евгеньевич 
    • ТАММ Игорь Евгеньевич [26 июня (8 июля) 1895 , Владивосток - 12 апреля 1971, Москва], российский физик, создатель научной школы. Семья. Годы ученияОтец, Евгений Федорович, инженер, работал в разных городах России - во Владивостоке, где участвовал в строительстве Транссибирской магистрали (до сих пор под Владивостоком есть названная в его честь станция "Евгеньевка"), Одессе, Елизаветграде (ныне Кировоград, Украина), Киеве. Мать, Ольга Михайловна, урожденная Давыдова, происходила из семьи военного. В 1913 Тамм, после окончания в Елизаветграде гимназии, поступил в Эдинбургский университет. Родители, опасаясь чрезмерного увлечения сына политикой и "революционными идеями", хотели, чтобы он учился за границей. Однако в 1914 Тамм перевелся на физико-математический факультет МГУ, который закончил в 1918. Учеба прерывалась добровольной поездкой на фронт в качестве "брата милосердия" (март-сентябрь 1915) и участием в работе Первого Всероссийского съезда Советов в июне 1917 (делегат от партии меньшевиков).В 1917 Тамм женился на Наталье Васильевне Шуйской.Этапы научной карьерыПо окончании МГУ Тамм преподавал физику в Таврическом университете (Симферополь), а затем в Одесском политехническом институте (1919-22). Здесь, под руководством Л. И. Мандельштама, которого Тамм всю жизнь считал своим учителем, он выполнил первые научные исследования. В 1922 Тамм переехал в Москву и в 1924 был приглашен заведующим кафедрой теоретической физики в МГУ (преподавал до 1941 и в 1954-57). В 1929 он издает учебник "Основы теории электричества" (10 издание в 1989), получивший широкую известность и переведенный на многие языки.С 1934, после переезда Академии наук в Москву, Тамм работает в Физическом институте АН СССР. В 1935 он организовал в Институте Теоретический отдел, которым руководил до конца жизни (с 1971 отдел носит имя Тамма).В 1933 Тамм избирается членом-корреспондентом АН СССР, в 1953 - академиком. В 1946 и 1953 награждается Государственной премией, в 1953 получает звание Героя Социалистического Труда, в 1958 - Нобелевскую премию.Вклад в физикуОсновные направления научного творчества Тамма относятся к квантовой механике, физике твердого тела, теории излучения, ядерной физике, физике элементарных частиц, а также к решению ряда прикладных задач.В 1930 Тамм создал квантовую теорию рассеяния света на кристаллах и теорию рассеяния света электронами. В 1931 он (совместно с С. П. Шубиным) разработал квантовую теорию фотоэффекта в металлах. К этому направлению относятся и работы, в которых была показана возможность особых состояний электронов на поверхности кристаллического тела (так называемые уровни Тамма, 1932). Эти работы впоследствии приобрели важное значение в связи с развитием физики повехностных явлений и микроэлектроники.В 1937 совместно с И. М. Франком Тамм создал теорию Черенкова-Вавилова излучения (Нобелевская премия).В 1934 и 1936 Тамм публикует работы о природе ядерных сил, оказавшие влияние на решение проблемы сильных взаимодействий. В области ядерной физики широкую известность получил также метод трактовки взаимодействия ядерных элементарных частиц (метод Тамма-Данкова, 1945). В прикладной физике наибольшую известность получили выполненные в 1950-53 совместно с А. Д. Сахаровым работы по удержанию и термоизоляции плазмы с помощью магнитных полей (см. Управляемый термоядерный синтез).В 1948 Тамм, несмотря на сомнительные по меркам того времени анкетные данные (его брат, Л. Е. Тамм, инженер-химик, в 1937 был расстрелян как "враг народа"), а также ряд его сотрудников были привлечены к созданию ядерного оружия (в 1950-53 Тамм жил и работал в закрытом городе Арзамас-16). Это было следствием как непосредственно его высокой научной репутации, так и репутации школы Тамма. Среди его учеников - С. П. Шубин, В. Л. Гинзбург, Л. В. Келдыш, М. А. Марков, А. Д. Сахаров.Облик ученого и человекаХарактерная черта Тамма-ученого - стремление заниматься наиболее актуальными проблемами физики. Это стремление было связано с присущей ему смелостью - как в научной работе (выбор тематики, подход к решению проблемы и т. д.), так и в жизни. Работа захватывала Тамма целиком. В любых условиях - на заседаниях, дома, в транспорте, в туристических походах - он обдумывал волнующие его проблемы, занимался расчетами. При такой поглощенности наукой он не слишком остро переживал неудачи и быстро переключался на поиск новых подходов к решению проблемы.Общественный темперамент и принципиальность Тамма ярко проявились в 1950-60-е гг., когда он принял живое участие в борьбе с "лысенковщиной" в биологии. В 1956 по его настоянию на физическом факультете МГУ была создана кафедра биофизики; проблемы преследуемой генетики часто обсуждались на руководимом Таммом общемосковском семинаре в Физическом институте. В эти годы Тамм неоднократно и открыто выступал с докладами и заявлениями о пагубной роли Т. Д. Лысенко в биологии, о псевдонаучности его теорий. В связи с этой деятельностью Н. В. Тимофеев-Ресовский писал: "... И. Е. был не только обаятельным человеком, но и полновесной личностью, внушавшей каждому абсолютное доверие. ... И. Е. в моей памяти сохранился в числе личностей необычайно одаренных разнообразными способностями и темпераментом, но в равной степени больших ученых, таких, как Эйнштейн, Бор, Резерфорд, Дирак, Шредингер."Значение личности Тамма для российских физиков определил А. Д. Сахаров: "Люди моего поколения впервые узнали имя И. Е. Тамма как автора замечательного курса теории электричества - для многих он был откровением... Одновременно до нас доходили раскаты баталий за теорию относительности, за квантовую теорию, доходили пленительные слухи об альпинистских и туристских увлечениях И. Е. К этому времени И. Е. уже был автором многих выдающихся оригинальных работ... Уже к концу 30-х годов имя И. Е. (даже для тех, кто не знал его лично) было окружено ореолом - не в сверхъестественном, а в просто высоком человеческом смысле. В нем, наряду с Ландау, советские физики-теоретики видели своего заслуженного и признанного главу..."Последние годыВ конце 1968 Тамм серьезно заболел (атрофия участков спинного мозга, ответственных за мышечную деятельность диафрагмы). Была сделана операция для подключения организма к аппарату искусственного дыхания. Первые полтора-два года Тамм еще активно работал: оставаясь "подключенным" к аппарату, садился за письменный стол и занимался по 5-6 часов в день. В это время он был увлечен проблемами теории поля, постоянно общался с сотрудниками своего отдела, интересовался новостями физики, биологии, политики. В 1968 Тамму была присуждена высшая награда АН СССР - золотая медаль имени М. В. Ломоносова. Полагающийся для лауреата доклад на общем собрании Академии, написанный Таммом, по его просьбе прочитал А. Д. Сахаров. В последний год жизни Тамм уже не мог работать за письменным столом, но, оставаясь в постели, до конца занимался наукой, проводил вычисления.Сочинения:Собрание науч. тр. М., 1975. Т. 1-2.Основы теории электричества. 10-е изд. М., 1989.Литература:Воспоминания о И. Е. Тамме. 3-е изд. М., 1995.Природа. 1995. •7. (Номер посвящен 100-летию со дня рождения И. Е. Тамма).Е. И. Тамм...







Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь