Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
ТЕХНОЛОГИЯ
|
- способы и методы, используемые в производстве продукта или полупродукта. При этом часть из них может быть запатентована производителем, составлять его ноу-хау и быть предметом интеллектуальной или промышленной собственности. В более широком смысле под Т. понимают способы производства в совокупности с применяемой в процессе производства техникой (машины, оборудование, приборы, агрегаты и др.). Технологический уровень производства - важнейший элемент конкурентоспособности предприятия, отрасли, а общий технологический уровень в стране определяется масштабами научно-исследовательских и опытноконструкторских работ (НИОКР) и состоянием ведущих отраслей, производящих оборудование и другую технику. В условиях научно-технической революции (НТР) способность производства быстро реагировать на новейшие достижения науки и техники, полученные в стране, а также привлеченные из-за рубежа, - необходимое условие поддержания его высокого технологического уровня....
|
ПЕРЕДАЧА ТЕХНОЛОГИИ
|
- передача, как правило на коммерческой основе, научно-технических знаний прикладного характера, а также знаний, материализованных в новейшей технике, принадлежащих их собственнику, другим субъектам рынка, в том числе международного рынка. Собственник технологии, выступая как ее поставщик, передает покупателю технологии необходимую информацию, в том числе секреты производства и право на использование запатентованной технологии в оговоренных в лицензионном соглашении пределах. Обладая исключительным правом на соответствующие научно-технические знания (они запатентованы или являются его секретом), поставщик технологии при ее продаже получит дополнительную прибыль. Он может рассчитывать на высокую прибыль и при реализации продукции, при производстве которой использована принадлежащая ему технология, так как на определенное время он является на рынке монополистом. Формой П.т. может быть научно-техническая информация (патентованная или ноу-хау), позволяющая организовать производство нового изделия, рецептура для химического изделия, полезная модель, промышленный образец, проект сооружения объекта, программа ЭВМ и т.д. Оплата П.т. осуществляется путем оговоренной суммы (платеж, регулярные отчисления от прибылей - роялти), передачи части пакета акций и др....
|
ТОВАРА ПРЕДЛОЖЕНИЕ
|
- (offer) целенаправленное действие продавца, поставляющего товар на рынок. Т.п. постоянно взаимодействует со спросом. Соотношение спроса и Т.п. на рынке отражает взаимосвязь производства и потребления, составляя один из основных экономических законов товарного хозяйства. В условиях нормального состояния рынка объем Т.п. обычно превышает уровень спроса на величину товарных запасов, необходимых для бесперебойной торговли и оптимального удовлетворения требований покупателей. При проведении анализа Т.п. на рынке важное значение имеют: количественная оценка предложения конкретного товара, степень обновления ассортимента, значение новых товаров, уровень цен, доля фирм - крупнейших поставщиков товаров на рынок, оценка перспектив развития Т.п. Количественную оценку Т.п. делают на основе статистических данных о производстве и импорте товара за вычетом его экспорта с учетом разницы в переходящих запасах в конце календарного года. Структура Т.п. подвержена постоянным изменениям как за счет увеличения выпуска уже освоенных, так и за счет появления новых товаров. Закон предложения гласит: повышение цены товара влечет за собой возрастание Т.п., так как чем выше цена, тем большее число фирм имеет возможность производить и продавать этот товар прибыльно, и, наоборот, снижение цены приводит к сокращению Т.п. Помимо цен существуют и другие факторы, влияющие на количество товара, которое продавцы хотят реализовать. К ним относятся: цены на производственные ресурсы, необходимые для производства товара; технология - методы производства товаров и услуг; налоги и субсидии государства; качество производимых ресурсов; число продавцов на рынке и др....
|
ТЕХНИЧЕСКИЙ ОБМЕН
|
- международный обмен научно-техническими знаниями и современными технологиями, развивающийся в условиях международного разделения труда в сфере производства и науки, позволяющий странам использовать для научно-технического прогресса не только собственные, но и зарубежные достижения. Т.о. может осуществляться на некоммерческой основе и на рыночной коммерческой основе. К некоммерческим формам Т.о. относятся: свободное распространение научно-технической информации (научно-техническая литература, справочники, стандарты, описание патентов, обзоры, проспекты и т.п.), обмен информацией в ходе международных конференций, семинаров, симпозиумов, выставок, научный обмен и взаимная стажировка ученых и специалистов и т.д. Но наиболее существенная научно-техническая информация, особенно прикладного характера, передается на коммерческой основе. Главным каналом коммерческого технологического обмена является продажа патентных лицензий и ноу-хау, обеспечивающих быстрое освоение новых зарубежных технологий. К другим каналам Т.о. относятся: передача технических знаний, необходимых для сооружения объектов капитального строительства (что входит в стоимость объектов и является предметом деятельности консультационных и инжиниринговых фирм); оказание технической помощи, управленческих услуг; обучение зарубежных специалистов; передача технологии в рамках организации совместного производства и др. Формой Т.о. является и торговля самой современной техникой, главным образом производственного назначения (оборудование, агрегаты, приборы и т.д.), в которой материализованы научно-технические знания и использование которых позволяет поднять технологический уровень производства. В условиях НТР роль коммерческого Т.о. возросла и его масштабы стали заметной величиной в мировой торговле. При этом существуют системы защиты национальных, научно-технических достижений - патентование. В Т.о. заинтересованы все страны. Наибольшие доходы от него получают высокоразвитые страны, обладающие крупным научным и научно-техническим потенциалом и владеющие высокой технологией, реализация которой дает наиболее высокие прибыли. Средняя и низкая технология, которая уже известна, не представляет особой коммерческой ценности и может быть реализована только в развивающихся странах. В процессе технологического обмена складывается рынок технологий, на котором формируются условия, в том числе цены реализации отдельных видов технологии....
|
МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ УСЛУГ
|
- (marketing of ervice ) имеет особенности, определяемые спецификой услуг, отличающихся от вещественных товаров. Услуги обычно неосязаемы, т.е. их невозможно транспортировать, хранить, упаковывать. Можно лишь описывать преимущества, которые появятся в результате оказания услуги. Многие виды услуг неотделимы от того, кто их предоставляет. Прямой контакт с потребителями - обычно неотъемлемая часть услуги. Качество услуг колеблется в широких пределах и зависит не только от поставщика, но и также от времени и места оказания. Услуги невозможно хранить. Отсюда М. в с.у. предполагает ряд особенностей, прежде всего относительно согласования спроса и предложения. Со стороны спроса: установление дифференцированных цен на услуги может сместить часть спроса с "пикового" временного отрезка на периоды затишья, стимулировать спрос в период его спада; в периоды максимального спроса можно предлагать дополнительные услуги в качестве альтернативы для ожидающих, введение предварительных заказов. Со стороны предложения: привлечение временных служащих в периоды максимального спроса на услуги; установление особого распорядка работ в период "пиковой" загрузки; поощрение выполнения определенных работ самими клиентами; разработка программ услуг совместными силами; овладение персоналом совмещенных функций. Существует три главных подхода к продвижению услуг. Первый - создание материальной основы предоставления услуги. Например, кредитная карточка, хотя и не является сама по себе финансовой услугой, тем не менее выступает в качестве вещественного продукта со своим собственным образом и преимуществами. Второй подход - ассоциация неосязаемой услуги с осязаемым объектом, легко представляемым потребителем, например: "Вы в хороших руках, пользуйтесь услугами фирмы "Олстейт". Третий подход - упор на взаимоотношения между продавцом услуги и ее пользователем и отход от самой неосязаемости. На передний план выдвигаются компетентность, квалификация и забота об интересах клиентов. При сбыте услуг требуется больше личного участия, контактов и получения информации от потребителей, чем это необходимо при реализации товаров. Многие услуги характеризуются высокими издержками и низкой надежностью. Одно из решений этой проблемы - индустриализация услуг с использованием твердой, мягкой и гибридной технологий. Твердая технология связана с заменой персонала оборудованием, например использование электронных систем подтверждения кредита взамен ручной проверки кредитоспособности. Мягкие услуги заменяют индивидуальные услуги заранее запланированными комплексами, например многие туристические фирмы продают заранее подготовленные путешествия. Это позволяет стандартизировать переезды, размещение, питание и осмотр достопримечательностей. Гибридные технологии сочетают твердые и мягкие технологии, например разработка маршрутов для грузовиков и специализированные услуги по ремонту при низких ценах (мастерские по ремонту глушителей). Надежность услуг может быть повышена путем установления более высоких стандартов обслуживания и увязки оплаты сотрудников, их продвижения с качеством их работы. Для дополнения и подкрепления базовых услуг часто используются периферийные услуги, позволяющие создавать и поддерживать конкурентные преимущества. Например, хотя туристический отель осуществляет маркетинг номеров, ему также необходимы: адекватная система резервации; персонал, ответственный за поддержание чистоты; площадка для парковки автомобилей; средства для отдыха; рестораны и связь с транспортными хозяйствами....
|
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В МАРК
|
- (information technology in marketing) использование вычислительной техники и систем связи для создания, сбора, передачи, хранения, обработки информации для всех сфер общественной жизни, включая рыночную. Использование И.т. в м. оказывает многостороннее и глубокое воздействие на рыночную деятельность хозяйствующих единиц. Под воздействием И.т. в м. создаются возможности для ликвидации промежуточных функций внутри фирм и между ними, в том числе и на международной основе. Так, телемаркетинг и система заказов "компьютер-компьютер" устраняют посредническое торговое звено. Покупатели, имеющие доступ к терминалам общего пользования, заказывают имеющиеся в продаже товары и получают электронные купоны. При реализации торговых программ, которые стимулируют заказы со стороны определенных групп зарубежных покупателей, все шире используются кабельные каналы связи. Некоторые системы позволяют человеку самому организовать свою поездку или играть на бирже, не обращаясь при этом к агенту бюро путешествий или брокеру. Основная причина превращения И.т. в м. в такое радикальное средство хозяйственной деятельности - их существенные преимущества. Первое из них - предоставление возможности для более широкого распространения информации. Большое число людей может быть подсоединено к цифровым сетям и пользоваться такими новыми видами телевизионных услуг, как телемаркетинг, телеобучение, теледоставка, теледиагностика и др. Следующее преимущество - простота пользования. По мере совершенствования программного обеспечения, которое выбирает и формализует информацию в соответствии с индивидуальными запросами, пользование терминалами становится более простой задачей. Но самое важное преимущество - это снижение цен в связи с тем, что удельные издержки на И.т. в м. значительно ниже таковых при использовании традиционных методов. Под воздействием И.т. в м. меняется характер взаимоотношений между производителями и потребителями. Широкое использование И.т. в м. сделало возможным реализацию концепции интегральных рыночных услуг (intedrated market services - IMS), позволяющей провести радикальную перестройку структуры распределения товаров и их сбыта. IMS - это сеть, связывающая в единую систему взаимодействия потребителей и являющаяся, по существу, новой формой сотрудничества между покупателями и продавцами. В США поставщики, использующие IMS, заключали сделки общей стоимостью свыше 50 млрд. долл. в год уже в середине 80-х гг. (с последующим ежегодным приростом на 15-20%). В целом IMS позволяет реализовать те преимущества, которые в перспективе могут дать потребителю новейшие И.т. в м.: закупать товары, вести свои финансовые дела, поддерживать деловые и личные связи, работать и учиться - и все это с помощью компьютера. В зависимости от возможностей пользования доступ к И.т. в м. может осуществляться посредством многоцелевой ПЭВМ, интеллектуального видеозвукового игрового центра, дисплейного телефона, а также "электронного киоска" общего пользования. Зарубежные потребители И.т. в м. связывают их широкое распространение с двумя важнейшими факторами успеха. Один из них - дифференциация продукции применительно к целевым рынкам, ведущая к более полному учету запросов потребителей, окупаемости затрат и повышению доходов. Второй - рост производительности труда, меньшие издержки производства, которые обеспечивают возможность получения более высокой прибыли и проведения более гибкой ценовой политики. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАРКЕТИНГА - предполагает необходимость наличия: четко продуманной системы, позволяющей направленное обеспечение информацией всех уровней управления и направлений деятельности фирмы; автоматизированной информационной базы как материальной основы этой системы; квалифицированных специалистов для приема, систематизации, обработки, анализа и выдачи рекомендаций руководству. В систему И.о.м. любой фирмы входят: а) каналы поступления информации о внутренних делах и положении фирмы - оперативная информация о производстве, портфеле имеющихся заказов, текущих поставках, ценовых показателях и т.п.; б) каналы поступления информации о внешней среде - состояние рынков, на которых работает фирма (по определенному кругу показателей), положение на ней фирмы, поведение и предпочтения покупателей, изменения в стратегии и тактике поведения основных конкурентов, появление новых товаров-аналогов на рынке; экономическая и внешнеэкономическая политика в привязке к соответствующим рынкам и др. Объем и характер необходимой информации, ее структура и насыщенность определяются направлениями, характером и масштабами хозяйственной деятельности, в том числе внешнеэкономической, фирмы, намеченной тактикой и стратегией ее поведения на внешних рынках. Полномасштабное И.о.м. - задача достаточно сложная. Ее решение требует значительных затрат, продуманного подхода, своевременного внесения корректив, оптимального сочетания собственных каналов информации с внешними (арендуемыми или приобретаемыми)....
|
|
|
|
|
|
|