RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА 
    • определяемые государством основные направления деятельности по борьбе с преступностью, связанные с использованием возможностей, предоставляемых уголовным законодательством и практикой его применения. У. п. включает в себя усилия как в сфере правотворчества, так и правоприменения (в том числе - совершенствование организации и основ деятельности правоохранительных органов, улучшение их кадровой, материальной и технической оснащенности и т. д.). Формулируются ее направления в различного рода государственно-правовых актах (законах, указах, постановлениях, утверждаемых ими программах, концепциях, планах мероприятий и других документах). (К. Г.)...


    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА 
    • вся совокупность отношений данного государства с другими государствами, с международными организациями, а также общий курс государства в международных отношениях. Термин "внешняя политика" используется как в конституциях государств, так и в иных нормативных правовых актах. Иногда в конституцию включается специальная глава о В. п. Например, в Конституции СССР 1977 г. имелась гл. 4 "Внешняя политика", а в Конституции РФ 1978 г. - гл. 4 "Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества". В остальном чаще всего в конституциях определяется компетенция государства, его субъектов и государственных органов, руководящих В. п. Так, в Конституции РФ к ведению РФ отнесены: В. п. и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира (п. "к" ст. 71). Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренне""! и В. п. государства и осуществляет руководство В. п. РФ (ст. 80, 86 Конституции). В решении ряда вопросов В. п. участвуют палаты Федерального Собрания РФ: в принятии законов о ратификации и денонсации международных договоров РФ, о статусе и защите государственной границы РФ, по вопросам войны и мира, валютного, таможенного регулирования, согласования назначения дипломатических представителей РФ и др. К ведению Правительства РФ относится, в частности, осуществление мер по реализации В.п.РФ (ст. 114 Конституции РФ). Специальным органом проведения В. п. является Министерство иностранных дел РФ. В соответствии с Конституцией РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находится координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ (п. "о" ст. 72). Поэтому субъекты РФ также принимают определенное участие в реализации В. п. РФ, в том числе создавая свои представительства в зарубежных странах. (С. А.)...


    ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА 
    • все внутренние дела государства, их ведение. Это - понятие, широко используемое в конституционном лексиконе. В Российской Федерации Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами "определяет основные направления внутренней и внешней политики" (ч. 3 ст. 80). (С. А.)...


    УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ 
    • федеральный закон, устанавливающий основания и принципы уголовной ответственности, определяющий, какие деяния опасные для личности, общества или государства признаются преступными, и устанавливающий виды наказания и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступления. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК РФ. Принят 13 июня 1996 г., введен в действие с 1 января 1997 г. Структура: уголовный закон; преступление; наказание; освобождение от уголовной ответственности и от наказания; уголовная ответственность несовершеннолетних; принудительные меры медицинского характера; преступления против личности; преступления в сфере экономики; преступления против общественной безопасности и общественного порядка; преступления против государственной власти; преступления против военной службы; преступления против мира и безопасности человечества. (К. Г.)...


    СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО 
    • государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ 1993 г.). В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. (С. А.)...


    ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ 
    • сущность власти, политической системы общества и государства, его политическая, экономическая и социальная основы, характер хозяйственной жизни, исходные начала социальной политики и положения личности в системе общественных отношений. В Конституции СССР 1977 г., в разделе 1 "Основы общественного строя и политики СССР" было пять глав: гл. 1 "Политическая система", гл. 2 "Экономическая система", гл. 3 "Социальное развитие и культура", гл. 4 "Внешняя политика", гл. 5 "Защита социалистического Отечества". В действующей Конституции РФ используется категория "конституционный строй".(С. А.)...


    УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 
    • 1) обязанность лица, совершившего преступление, ответить за это деяние; 2) допустимые по закону неблагоприятные последствия, в том числе - лишение или ограничение прав и свобод, которые наступают в отношении лица, признанного судом виновным в совершении преступления. Такие последствия могут выразиться не только в применении меры уголовного наказания, но и в признании виновным в совершении преступления без определения такой меры либо с освобождением от ее реализации. С другой стороны, требование ответа за совершенное преступление не является безусловно обязательным, поскольку закон допускает освобождение лица, совершившего преступление, от уголовной ответственности при определенных обстоятельствах (небольшая тяжесть содеянного, примирение с потерпевшим при совершении преступления небольшой тяжести впервые, изменение обстановки, истечение сроков давности, акт амнистии, добровольное освобождение похищенного лица, добровольный отказ от участия в незаконном вооруженном формировании и т. д.). Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ. (К. Г.)...


    ЮЖНО-АФРИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА 
    • государство на юге Африки; до 1961 г. - британский доминион Южно-Африканский Союз. Полная независимость провозглашена 31 мая 1961 г. Одновременно выходит из Британского Содружества. Столица - г. Претория. Административное деление: 9 провинций. С 1913 г. в стране действует система апартеида,закрепленная рядом законодательных актов: Native Land Act (1913), Native Urban Area Act (1923), Colour Bar Act (1927). С 1948 г. расизм становится официальной идеологией "белого" государства. В 1970 г. черных жителей страны лишают гражданства ЮАР, начинается политика создания 10 бантустанов, в которых планируется расселять коренных жителей по племенному признаку. Конституция 1984 г. закрепляет господство белого населения. Такая политика встретила вооруженное сопротивление небелого населения. Борьбу с расистским режимом возглавил Африканский национальный конгресс (АНК), созданный в 1912 г. Начиная с 1990 г., Президент ЮАР Ф. де Клерк ищет выход из состояния фактической расовой войны в постепенной либерализации режима и ослаблении сегрегации во всех сферах жизни. 22 декабря 1993 г. парламент одобрил временную (на о лет) Конституцию, которая вступила в силу 27 апреля 1994 г. 27 апреля 1994 г. проведены первые выборы в парламент с участием всех рас, на которых победу одержал АНК. 9 мая 1994 г. Национальная ассамблея избрала Президентом ЮАР лидера АНК Нельсона Манделу. 4 февраля 1997 г. вступила в действие новая Конституция ЮАР. Согласно Конституции, глава государства - президент, избираемый депутатами Национальной ассамблеи на ее первом заседании. Кроме того, ею же назначается и заместитель президента. Парламент состоит из двух палат. Национальный совет провинций (приведен к присяге 6 февраля 1997 г.) состоит из 90 представителей: по 6 постоянных и по 4 альтернативных представителя от каждой из 9 провинций. Национальная ассамблея в составе 400 депутатов избирается путем всеобщего прямого голосования по системе пропорционального представительства сроком на 5 лет. Исполнительная власть осуществляется Правительством национального единства во главе с Президентом Южно-Африканской республики. (А. К.)...


    ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУ 
    • данное право граждан в качестве конституционного закреплено в ст. 42 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу гражданина экологическим правонарушением. В основе этого права лежит государственная политика, заключающаяся в заботе государства об окружающей среде. мерах по обеспеченпю экологически чистых производств. предотвращении загрязнений воздуха, воды, почв: установлении нормативов предельно допустимого вредного воздействия на окружающую среду: ликвидации последствий аварий и экологических катастроф: создании государственных экологических и иных фондов, аккумулирующих средства на охрану природы. В соответствии с данным правом граждане могут: требовать соблюдения экологического законодательства. предоставления соответствующей достоверной информации: создавать в данной сфере общественные объединения: проявлять гражданские инициативы, ставить вопрос о привлечении виновных к ответственности и т. д., а также требовать компенсации за ущерб, причиненный их здоровью и имуществу в результате экологических катастроф. При этом учитываются все неблагоприятные последствия, включая меру утраты трудоспособности, затраты на лечение. вынужденную смену профессии и образа жизни, места жительства, различные медицинские патологии, ставшие прямым последствием катастроф, и т.д. 19 декабря 1991 г. в Российской Федерации принят Закон об охране окружающей среды.(С. А.)...


    ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 
    • это общественно-политическая наука и учебная дисциплина, изучающая общие закономерности возникновения, становления и развития государства и права как таковых, а также специфические закономерности возникновения, становления и развития государства и права различных типов, функционирующих в рамках отдельно взятых общественно-экономических формаций и цивилизаций. Круг конкретных вопросов как предмет Т. г. и п. постоянно изменялся. Так, раньше в рамках отечественного курса Т. г. и п. особое внимание уделялось "государству диктатуры пролетариата", "общенародному" государству и праву, "государству всеобщего благоденствия", "государству - ночному сторожу" и другим актуальным явлениям и понятиям. В настоящее время вместо этих теорий и доктрин выдвигаются концепции "правового государства", "социального государства", естественно-правовые теории прав и свобод граждан и др. Не случайно в новой Конституции России, отражающей официальный взгляд и оценку государственно-правовых явлений,акцент ставится на то, что Российская Федерация "есть демократическое федеративное правовое государство" (ст. 1), что это - "социальное государство", политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). При этом основы предмета Т. г. и п. - общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права - как ядро науки и учебной дисциплины сохраняются на протяжении всего периода ее существования. Как и любая наука, Т. г. и п. выполняет определенные функции,указывающие на ее место и роль в жизни общества: познавательную, эвристическую и прогностическую. (М. М.)...


    ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ 
    • одно из основных прав граждан, закрепленное в ст. 40 Конституции РФ. Она гласит: каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Суть этого права заключается: в возможности иметь жилье (т. е. пользоваться благоустроенным помещением той или иной формы собственности, получить жилье в установленном порядке, построить либо купить его); находиться в части жилищных интересов под защитой государства, включая неприкосновенность жилища, создание благоприятной среды обитания в жилище и вокруг него (например, граждане на равных основаниях могут претендовать на подведение к их жилищу освещения, воды, газа, отопления, соблюдения санитарных норм строительства, в том числе сохранения санитарной зоны вокруг домов и др.), а также в невозможности выселения из жилища, его изъятия без законных оснований. Праву на жилище гражданина корреспондирует жилищная политика государства. Ее основы закреплены в Конституции: органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления П. на ж. Раньше основная часть жилья возводилась и предоставлялась гражданам самим государством. Теперь Конституция ориентирует на то, что граждане в большей мере сами должны обеспечивать себя жильем. Вместе с тем Конституция выражает заботу государства о том, кто не может решить жилищную проблему сам или имеет право на поддержку в реализации П. на ж.: согласно ст. 40, малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.(С. А.)...


    РФ 
    • и имеет также все иные признаки государства: - наличие Конституции и законодательства РФ, действие принципа верховенства (приоритета) федеральных актов, т. е. по общему правилу они имеют более высокую юридическую силу, чем акты субъектов Федерации; - федеральная система государственных органов - Президент РФ, Федеральное Собрание (парламент) РФ, Правительство РФ, министерства, государственные комитеты и ведомства РФ, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд - в целом единая судебная система РФ, Генеральный прокурор РФ; - единая внутренняя и внешняя политика РФ, формируемая с участием субъектов РФ и осуществляемая органами РФ; международное признание РФ и ее международная правосубъектность, т. е. участие в международных отношениях; - единые федеральные Вооруженные Силы, возглавляемые Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ (им является Президент РФ); - единая система служб внутренних дел, безопасности; - денежно-финансовая система государства (с единой денежной единицей - рублем, системой налогов, кредитно-денежным обращением, Центральным банком РФ и т. д.); - наличие единой экономической системы, построенной на плюрализме форм собственности, свободе экономической деятельности и конкуренции. У РФ существует многообразная компетенция, т. е. полномочия по руководству государственной, экономической и социально-культурной жизнью на всей территории. Конституция РФ делит компетенцию РФ на две группы: в первую группу входят вопросы исключительного ведения РФ, т. е. вопросы, которые могут решать только федеральные органы (хотя и с учетом предложений субъектов); вторая группа - полномочия РФ в сферах совместного ведения РФ и ее субъектов. Иначе говоря, в этих сферах РФ решает вопросы, отнесенные к ее ведению, а остальные вопросы решают субъекты РФ, разумеется, на основе и в развитие федерального законодательства. Вопросы исключительной компетенции РФ можно разделить на следующие подгруппы. В области государственного строительства: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория РФ; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование этих органов; государственные награды и почетные звания РФ; федеральная государственная служба; федеральные программы в области государственного строительства и национального развития РФ. В области экономической, социальной и культурной политики: федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального и культурного развития РФ; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет. В области внешних сношений, обороны и безопасности: внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения РФ; оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ. В области охраны общественного порядка, прав граждан и правосудия: судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности. В сферах совместного ведения РФ и ее субъектов полномочия РФ также можно условно разделить на несколько подгрупп. В области государственного строительства: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. В области экономической, социальной и культурной политики: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ. В области внешних сношений: координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ. В области охраны общественного порядка, прав граждан, законодательства и деятельности правоохранительных органов: обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат. (С. А.)...


    БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА 
    • (Республика Босния и Герцеговина) - бывшая республика в составе Югославии. Независимость признана 5 апреля 1992 г., после чего государственность фактически была разрушена войной. Столица - г. Сараево. По Конституции, разработанной в ноябре 1995 г. в Дейтоне (США) на переговорах по мирному урегулированию на Балканах и по Парижским мирным соглашениям от 14 декабря 1995 г., Б. и Г. состоит из двух "общностей": мусульмано-хорватской Федерации Боснии и Герцеговины, провозглашенной 18 марта 1994 г., и Республики Сербской, созданной 7 апреля 1992 г. Сохраняется гражданство каждой из общностей, равно как и общее гражданство Б. и Г. Ограниченный круг полномочий центрального правительства (международные отношения, внешняя торговля, таможенная политика, денежная эмиссия, финансирование центральных институтов власти и международных обязательств), реально весьма слабо обеспеченных, дает основание характеризовать Б. и Г. как конфедеративное, близкое к унии, государственное образование. По "дейтонской" Конституции 1995 г. высшим коллегиальным органом власти является Президиум - Президентский совет из трех членов (босниец, хорват и серб), избираемых прямым голосованием от каждой национальной общины на два года на первый, переходный, период, а в дальнейшем - на четыре года. Фактический с декабря 1990 г. Президент Б. и. Г. Илия Изетбегович стал главой Президиума. Президиум назначает Совет Министров (состоящий из министра иностранных дел, министра внешней торговли и ряда других министров), ответственный перед парламентом. Состав Президиума и Совета Министров должен быть сбалансирован по национальному принципу. Парламент страны - Парламентское собрание - задуман как двухпалатный. Палата народов состоит из 15 "делегатов" (две трети от Федерации и одна треть от Республики Сербской), избираемых депутатами парламентов обеих общностей. Палата представителей состоит из 42 депутатов: две трети избираются от территории Федерации, одна треть - от Республики Сербской прямыми всеобщими выборами. Полномочия Парламентского собрания ограничены принятием законов по узкому кругу компетенции Б. и Г., утверждением решений Президиума, голосованием бюджета Б. и Г. в рамках, определенных Конституцией, ратификацией международных соглашений и договоров республики. Важная роль отводится Конституционному Суду Б. и Г.: рассмотрение споров по толкованию Конституции между общностями, между центральными институтами власти; оценка конституционности решений, вытекающих из конституционного права каждой из двух общностей устанавливать ''параллельные привилегированные отношения" с соседними странами; проверка соответствия Конституции Б. и Г. конституций и законов каждой общности и т. д. Состав Конституционного Суда по "дейтонской" Конституции не имеет аналогов в мировой практике: четыре судьи назначаются Палатой представителей Федерации, два - Собранием Республики Сербской, три других - Председателем Европейского суда по правам человека по согласованию с Президентским советом, причем эти трое судей не могут быть гражданами ни Б. и Г., ни соседних государств. Судьи назначаются вначале на 5 лет, при этом они могут быть смещены до истечения срока их полномочий с общего согласия других судей. В дальнейшем этот срок может быть продлен. "Дейтонские" соглашения предусматривают также создание большого числа международных и смешанных комиссий (комитетов) по проведению выборов, по гражданским правам, по беженцам и т. д., что несомненно ограничивает суверенитет, каковым должна обладать Республика Б. и Г. (А. К.)...


    ТАДЖИКИСТАН 
    • (Республика Таджикистан) - суверенное демократическое, правовое, светское и унитарное государство в соответствии с его Конституцией, принятой на референдуме 7 ноября 1994 г. Т. - социальное государство: его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Государственным языком Т. является таджикский язык. Русский язык является языком межнационального общения. Все нации и народности, проживающие на территории Т., вправе пользоваться своим родным языком. Столица - г. Душанбе. Согласно Конституции, общественная жизнь в Т. развивается на основе политического и идеологического плюрализма. Конституция закрепляет широкий круг прав, свобод, основных обязанностей человека и гражданина. Основу экономики Т. составляют различные формы собственности (ст. 12 Конституции). Государство гарантирует свободу экономической и предпринимательской деятельности, равноправие и правовую защиту всех форм собственности, в том числе - частной. Земля, ее недра, воды, воздушное пространство, животный и растительный мир и другие природные ресурсы являются исключительной собственностью государства. Государственная власть основывается на принципе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 9 Конституции). Высшим представительным и законодательным органом Т. является Мадж-лиси Оли (МО). МО избирается сроком на 5 лет. В МО могут быть избраны граждане не моложе 25 лет. Полномочия МО: принятие, изменение законов и постановлений и их отмена; избирательное толкование Конституции; определение основных направлений внутренней и внешней политики государства; образование Центральной избирательной комиссии; назначение референдумов; вынесение на всенародное обсуждение проектов законов и других важных государственных и общественных вопросов; назначение выборов президента республики, в высший и местные представительные органы; дача согласия на образование и упразднение министерств и государственных комитетов; утверждение указов президента о назначении и освобождении премьер-министра и других членов правительства, председателя Национального банка и его заместителей; по представлению президента республики избрание и отзыв председателя, заместителей председателя и судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Экономического Суда; дача согласия на назначение и освобождение. Генерального прокурора и его заместителей; утверждение социально-экономических программ, дача согласия на оказание экономической помощи другим государствам; утверждение государственного бюджета, определение налоговой политики, денежной системы; вопросы административно-территориального устройства; ратификация и денонсация международных договоров; образование судов; утверждение указов президента о военном и чрезвычайном положениях и др. Организация и деятельность МО определяются конституционным законом. Депутаты могут работать в МО на постоянной основе. Правовой статус депутата определяется конституционным законом. Президент Т. является главой государства и исполнительной власти (правительства). Президент является гарантом Конституции и законов, прав и свобод человека и гражданина, национальной независимости, единства и территориальной целостности, преемственности и долговечности государства, согласованного функционирования и взаимодействия государственных органов, соблюдения международных договоров Т. Избирается Президент путем всеобщих выборов сроком на 5 лет из числа граждан Т. в возрасте от 35 до 65 лет, владеющих государственным языком, проживающих на территории Т. не менее 10 последних лет, при условии сбора не менее 5% подписей избирателей. Одно и то же лицо не может быть избрано президентом более чем на два срока подряд. Президент: представляет Т. внутри страны и в международных отношениях; с согласия МО образует и упраздняет министерства и государственные комитеты; назначает и освобождает премьер-министра, других членов правительства, председателя Национального банка и его заместителей и представляет указы об этом на утверждение МО; создает исполнительный аппарат президента; назначает и освобождает председателей Горно-Бадахшанской автономной области, областей, г. Душанбе, городов и районов, представляет их на утверждение соответствующих Меджлисов народных депутатов; представляет МО кандидатуры для избрания и отзыва председателей, заместителей председателей и судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Экономического Суда; с согласия МО назначает и освобождает Генерального прокурора и его заместителей; по представлению министра юстиции назначает и освобождает судей остальных судов; распоряжается резервным фондом и информирует МО о его расходовании; вносит в МО предложения по определению денежной системы; подписывает законы, обладает правом отлагательного вето; отменяет или приостанавливает действие актов органов государственного управления в случае их противоречия Конституции и законам; руководит проведением внешней политики, подписывает международные договоры и представляет их на утверждение МО; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Т.; при реальной угрозе безопасности государства объявляет военное положение с внесением указа на утверждение МО; объявляет чрезвычайное положение на всей территории республики или в отдельных ее местностях с незамедлительным внесением указа на утверждение МО и сообщением в ООН; создает Совет безопасности и руководит им и т. д. В случае нарушения присяги или совершения преступления МО, с учетом заключения Конституционного Суда и специальной комиссии, принятого не менее чем двумя третями голосов народных депутатов, освобождает президента от занимаемой должности. Председательствует на этой сессии МО председатель Верховного Суда, а депутаты дают присягу в том, что при рассмотрении вопроса они будут действовать по совести, закону и справедливости. Правительство Т. состоит из премьер-министра, его первого заместителя и заместителей, министров, председателей государственных комитетов. Правительство обеспечивает эффективное руководство экономикой, социальной и духовной сферами, исполнением законов, решений МО, указов и распоряжений президента (ст. 73 Конституции Т.). Т. состоит из Горно-Бадахшанской автономной области (Г.-Б. а. о.), областей, городов, районов, поселков и сел. Согласно Конституции Т., местная власть состоит из представительного и исполнительного органов. Органом местной представительной власти в областях, городах и районах является Меджлис народных депутатов, которым руководит Председатель. Депутаты избираются сроком на 5 лет. Исполнительную власть на местах осуществляет представитель президента - председатель области, города, района. Он назначается президентом, который представляет кандидатуру на утверждение соответствующего Меджлиса народных депутатов. Органом самоуправления в поселке, селе является джамоат. Горно-Бадахшанская автономная область является, согласно Конституции Т., единой и неделимой частью Т. Полномочия Г.-Б. а. о. определяются конституционным законом. Судебную власть в Т. осуществляют Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Экономический Суд, Военный Суд, Суд Г.-Б. а. о., областные, суд г. Душанбе, городские и районные суды. Срок полномочий судей - 5 лет. На должность судьи городских и районных судов назначаются лица не моложе 25 и не старше 60 лет, имеющие профессиональный стаж работы не менее трех лет. На должность судьи других судов избираются и назначаются юристы (по Конституции. - С. А. в возрасте не моложе 30 и не старше 60 лет, имеющие стаж работы в качестве судьи не менее пяти лет (в КС - не менее десяти лет). Полномочия КС:определение соответствия Конституции Т. законов, правовых актов МО, президента, правительства, Верховного Суда, Высшего Экономического Суда и других государственных и общественных органов, а также не вступивших в законную силу договоров Т.; разрешение споров между государственными органами об их компетенции; исполнение других полномочий, определяемых Конституцией и законами Т. Состав КС - 7 судей, один из которых является представителем Г.-Б. а. о. Надзор за точным исполнением законов осуществляют Генеральный прокурор Т. и подчиненные ему прокуроры. Изменение Конституции Т. осуществляется путем референдума, если за его проведение проголосовали две трети депутатов МО. Республиканская форма правления, территориальная целостность, демократическая, правовая, светская и социальная сущность государства - неизменны. (С. А.)...







Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь