RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    УРНА ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ 
    ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЯЩИК 
    • официальное название в избирательном законодательстве закрытой и запечатанной емкости с узким отверстием для опускания избирателями заполненных бюллетеней, устанавливаемой на избирательных участках (в обиходном обозначении - избирательная урна).(С. А.)...


    ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 
    • 1) Существующий в данном государстве порядок выборов депутатов представительных органов и выборных должностных лиц. И. с. охватывает совокупность как юридических правил избирательное право, так и фактических, сложившихся обычаев, на основе и с учетом которых проводятся выборы. 2) Понятием "избирательная система" обозначают также те или иные, применяемые в различных странах модели организации и проведения выборов - например, мажоритарная И. с., пропорциональная И. с. и др. (С. А.)...


    КВОТА 
    ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ 
    • организация государственной жизни в соответствующей стране на демократических началах: широкие права и свободы граждан; политический плюрализм и многообразие общественных объединений; наличие у населения права выбирать государственные органы и должностных лиц; избирательная система, построенная на состязательности и конкуренции; публичность и гласность деятельности государственных органов; режим законности и др. (См.: Демократия. Демократическая республика). (С. А.)...


    НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ИЗБИ 
    • избирательная единица, создававшаяся на выборах народных депутатов СССР в 1989 и народных депутатов РСФСР в 1990 гг. (см.: Съезд народных депутатов СССР. Съезд народных депутатов РСФСР. Избирательный округ).(С. А.)...


    ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ 
    • совокупность мероприятий по назначению, подготовке и проведению выборов депутатов или выборных должностных лиц. Наиболее важные составляющие И. к.: назначение даты выборов; образование избирательных округов и избирательных участков; образование избирательных комиссий; составление списков избирателей; выдвижение кандидатов в депутаты и на выборные должности, сбор подписей в их поддержку, регистрация кандидатов; предвыборная агитация; проведение голосования и определение результатов выборов. (С. А.)...


    ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ 
    • характеристика разделения территории государства, субъекта федерации, административно-территориальной единицы на избирательные округа. Некоторые правила, связанные с И. г., могут вытекать из законодательства: например, запрет образовывать избирательные округа по выборам депутатов Государственной Думы из территорий разных субъектов РФ, запрет образовывать округа из не граничащих между собой территорий, возможность создания избирательных округов с отклонением от средней нормы избирателей в сторону как увеличения, так и уменьшения. Однако чаще понятие "избирательная география" используют в связи с практическими мероприятиями по удачной или неудачной "нарезке" округов. Наиболее "безобидный" пример: создание на территории субъекта РФ одного избирательного округа по выборам депутатов Государственной Думы при численности населения, почти дотягивающей до создания двух округов (см.: Избирательный округ). Но подоплекой И. г. могут быть и обстоятельства политического плана. К примеру, в один избирательный округ можно включить территории с населением, настроенным более радикально по отношению к правящим слоям, в другой - менее радикально; можно "разбросать" оппозиционную часть избирателей по нескольким соседним избирательным округам. Можно, далее, использовать предоставляемую законодательством возможность образовать округ с несколько большей или меньшей численностью населения, вследствие чего в оппозиционных районах округа по числу избирателей (населения) будут больше, чем в лояльных районах, что, соответственно, усложнит или облегчит избирательную кампанию и победу той или иной партии. (С. А.)...


    ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КВОТА 
    • 1) Количество мандатов (мест) в представительном органе, которое выделяется какой-либо национальной или социальной группе населения, субъекту федерации, другой территории, имеющей специфические особенности, и т. д. Принцип квотирования применяется для того, чтобы в более полной мере учесть чьи-либо интересы. Указанный принцип (хотя и без использования самого понятия "избирательная квота") применялся и применяется в тех или иных формах в нашей стране. Например, по учреждении Конституцией СССР 1936 г. Верховного Совета СССР одна из его палат - Совет Национальностей - состояла из депутатов, избираемых по избирательным округам, образованным на территориях соответственно союзных, автономных республик, автономных областей, автономных округов. При учреждении в 1988 г. Съезда народных депутатов СССР одна треть его состава - 750 депутатов - избиралась общесоюзными общественными организациями, причем для каждой участвующей общественной организации была установлена своя квота (численность) избираемых ею депутатов. Еще 750 депутатов избирались по национально-территориальным округам, образованным на территориях союзных, автономных республик, автономных областей и округов. В Российской Федерации квотный принцип применялся при избрании Съезда народных депутатов, учрежденного в 1989 г. 168 его депутатов избирались по национально-территориальным округам, образованным на территории республик в составе РФ, автономных областей, автономных округов, а также краев, областей, городов Москвы и Ленинграда. В определенной мере квотный принцип применяется и сейчас. Например, при выборах депутатов Государственной Думы каждому субъекту РФ, имеющему число избирателей меньше единой нормы представительства, гарантируется образование одного избирательного округа, т. е. на территории субъекта РФ обязательно избирается хотя бы один депутат ГД. В некоторых субъектах РФ (в частности, автономных округах) обеспечивается избрание в представительные органы определенной части представителей коренных народов. Однако вопрос о квотировании при формировании различных государственных органов и органов местного самоуправления нельзя отнести к числу решенных в нашем государстве....


    ОКРУГ 
    • понятие, используемое в конституционном праве в различных значениях: 1) автономный округ - национально-государственное (национально-тер-риториальное) образование в РФ, субъект РФ. До 1977 г. - национальный О.; 2) административно-территориальная единица в ряде зарубежных стран, а в последнее время и в России. Например, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12 августа 1995 г. предусматривает в качестве территорий местного самоуправления в сельской местности сельские О., сельсоветы и волости. Москва делится на административные О.. в свою очередь они делятся на единицы, ранее именовавшиеся муниципальными О., затем муниципальными районами, а теперь - районами; 3) военно-административная территориальная единица - военный О.; 4) территория управления или осуществления надзора в некоторых отраслях: школьные (учебные) О., горные О. и др.: 5) территория осуществления правосудия - судебный О.; 6) избирательная единица. Например, для выборов одной половины депутатов ГД страна делится на территориальные избирательные О., для выборов другой половины представляет собой единый федеральный избирательный О. В РСФСР и СССР образовывались национально-территориальные избирательные О. (см.: Съезд народных депутатов РСФСР. Съезд народных депутатов СССР). (С. А.)...


    ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ С 
    • один из видов избирательных систем, применяемый во многих странах, в том числе и в Российской Федерации. Другим видом является мажоритарная избирательная система. П. и. с. имеет много разновидностей. Но если говорить о системе в целом, ее суть состоит в следующем. Территория государства или представительного органа объявляется единым избирательным округом. Политические партии и движения, их союзы (в избирательном законодательстве - избирательные объединения, блоки) выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из таких списков, исходя из симпатий к партии, движению, их лидерам и участникам. Победа в этом случае пропорциональна числу голосов, поданных за соответствующий список избирательного объединения, причем подсчет зачастую ведется лишь по спискам, набравшим более 5% (например, в ФРГ, России; может быть и другой процент действительных голосов: в частности, 4% - в Швеции, 3% - в Аргентине, 2% - в Дании, 1% - в Израиле). Общее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании, делится на общее количество депутатских мандатов, замещаемых по П. и. с. Получается так называемое избирательное частное. Далее количество голосов, поданных за каждый список кандидатов, делится на избирательное частное. Так партии, движения узнают, сколько они получили мест в представительном органе. Внутри списка мандаты получают кандидаты согласно их очередности, начиная с первого. Если список разбит на центральную часть и так называемые региональные группы, первыми проходят в парламент кандидаты из центральной части. Кандидаты из региональных групп получают мандаты пропорционально голосам избирателей. поданных за данный список в соответствующем регионе. Плюсом П. и. с. является то, что голоса избирателей не пропадают, пропорционально им партии и движения все же получают мандаты в представительном органе, за исключением тех, кто не прошел э%-ук> или иную установленную планку. Минусом П. и. с. считают то, что здесь избиратель выбирает как бы абстрактных лиц - он знает чаще всего лидера партии, движения, нескольких активистов, но остальные - ему неизвестны. Кроме того, у избранных депутатов нет такой прямой связи с избирателями конкретного округа, как это имеет место при мажоритарной избирательной системе. Для того чтобы учесть интересы избирателей, многие страны разбивают список на территориальные части - тогда избиратели лучше знают кандидатов из своего региона и голосуют за них. Ряд стран отказался от так называемых связанных списков (когда избиратель голосует за список в целом) и перешел к системе свободных списков - избиратель вправе отдавать предпочтение кандидатам из списка партии, движения и даже дополнять список. П. и. с. применяется на выборах половины Государственной Думы (225 депутатов). Вся страна является единым федеральным избирательным округом. Каждое избирательное объединение, блок может включить в федеральный избирательный список кандидатов в депутаты до 270 человек. Возможно выделение в списке центральной части и распределение остальных кандидатов по регионам, состоящим из групп или отдельных субъектов РФ. В распределении депутатских мандатов участвуют только избирательные объединения, блоки, получившие более 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. На выборах 1995 г. таковыми стали КПРФ, ЛДПР, движения "Наш дом Россия" и "Яблоко".(С. А.)...


    ИНСТИТУТ 
    • государственно-правовое или общественно-политическое явление и совокупность обращенных к ним правовых норм, а также связанных с последними иных социальных норм. Чаще всего используется в ряде словосочетаний: государственный И. - отношения, связанные со строем (устройством, структурой) государства (например, государственная власть, федеративное устройство, судебная система, карательные органы и т. д.); конституционный или конституционно-правовой И. - система отношений или органов, закрепленная в конституции государства или иных нормах конституционного права (например, парламент, президентство, избирательная система, права и свободы человека и гражданина и др.); общественно-политический И. - те группы общественных отношений, в которых особенно переплетаются явления общественного и государственного (правового) характера (например, И. политического плюрализма, многопартийности, имеющие правовую основу и частично правовое содержание, но во многом развивающиеся как явления общественной жизни); правовой И. - совокупность правовых норм, обращенных к определенным общественным отношениям. Приведенное выделение носит условный характер и сделано лишь для лучшего понимания сути понятия. В реальности государственные или общественно-политические И. находят закрепление в конституции государства и поэтому являются конституционными И., а обращенная к соответствующим общественным отношениям группа правовых норм может считаться правовым И. Но очевидно, что И. можно назвать только такую группу отношений, для которой характерно внутреннее единство, соответственно обусловливающее и единство норм, обращенных к данной группе отношений. Термин "институт" применяется также для обозначения учебного вуза или научно-исследовательского учреждения. (С. А.)...


    МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕ 
    • один из видов избирательной системы, применяемый во многих странах, в том числе и в Российской Федерации. Другим видом является пропорциональная избирательная система. М. и. с. имеет свои разновидности. Суть М. и. с. состоит в следующем. Территория государства или представительного органа разбивается на территориальные единицы - избирательные округа, от каждого из которых избирается чаще один, а иногда два и более депутата. Каждый кандидат выдвигается и избирается в личном качестве, хотя при этом может быть обозначено, какую партию или движение он представляет. Если для победы кандидату необходимо набрать голосов не только больше чем у соперников, но и не меньше половины от числа избирателей, принявших участие в голосовании, это принято называть М. и. с. абсолютного большинства. Если победителем считается кандидат, набравший большее число голосов, чем его соперники (т. е. большинство "относительно" своих конкурентов), и при этом неважно, какой процент (или часть) оно составит от количества проголосовавших избирателей, это принято называть М. и. с. относительного большинства. Если для победы необходимо определенное число голосов (например, 2э%, 30%, 40%, 2/3 числа участвующих в выборах избирателей), это - М. и. с. квалифицированного большинства. Голосование по М. и. с. относительного большинства проводится в один тур, по другим разновидностям - в два тура. Победившим в первом туре считается тот, кто перешагнул установленную законом планку. В противном случае во второй тур выходят два кандидата, получившие наибольшее число голосов, а победителем во втором туре будет считаться тот, кто набрал определенное число голосов либо большее число голосов, чем соперник. Плюсами М. и. с. считаются ее результативность (всегда есть победитель) и предметность голосования (избиратель отдает предпочтение конкретному человеку; депутаты должны поддерживать постоянные связи с избирателями, надеясь на их поддержку на следующих выборах). Минусом М. и. с. является низкая репрезентативность (представительность) депутата, победившего в выборах. В Российской Федерации для выборов в Государственную Думу с 1993 г. применяется принцип сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. При этом М. и. с. выглядит следующим образом. Установлено, что 225 (т. е. половина) депутатов ГД избираются на основе М. и. с. по одномандатным (один округ - один мандат) избирательным округам, образуемым в субъектах РФ на основе единой нормы представительства, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах Федерации, число избирателей в которых меньше среднего числа избирателей, установленного ЦИК РФ для одномандатного избирательного округа (см.: Избирательный округ). Для победы по округу надо набрать большее число голосов, чем у других кандидатов (относительное большинство), т. е.это - М. и. с. относительного большинства. Выборы считаются состоявшимися, если проголосовало не менее 25% зарегистрированных избирателей. Выборы в ГД по М. и. с. подтверждают сделанный выше вывод о невысокой репрезентативности. Представим, что в избирательном округе - 1 млн. избирателей. Для того чтобы выборы состоялись, достаточно явки на избирательные участки 250 тыс. избирателей. Допустим, что в округе выдвинуто 10 кандидатов в депутаты. При примерно равном распределении голосов победителю необходимо получить ориентировочно чуть больше 25 тыс. голосов. По М. и. с. проводились выборы половины депутатов ГД в 1993 и 1995 гг. В 1993 г., когда был учрежден российский парламент - Федеральное Собрание, - в его верхнюю палату - Совет Федерации - также избиралось по два депутата от каждого субъекта РФ. Использовалась М. и. с. относительного большинства с той разницей, что округ был двухмандатным (т. е. от него избиралось не по одному, а по два депутата) и избирательным округом являлась территория каждого субъекта РФ. Представительным органам власти субъектов РФ в 1993 г. была дана возможность вводить и мажоритарную, и смешанную мажоритарно-пропорциональную систему. Однако все предпочли проводить выборы в парламенты субъектов РФ по территориальным избирательным округам. Кое-где образовывались одновременно два вида таких округов: обычные (по численности избирателей) и административно-территориальные (округом становился, соответственно, район или город, от которого избирался депутат в парламент субъекта РФ). В настоящее время большинство субъектов РФ применяет М. и. с. и лишь некоторые - смешанную избирательную систему. На выборах в представительные органы местного самоуправления (т. е. собрания, думы городов и районов) депутаты избираются по М. и. с. Правда, кое-где не образовываются отдельные избирательные округа, а вся территория является единым многомандатным округом. Однако каждого депутата избирают в личном качестве, что как раз и характерно для М. и. с. (С. А.)...


    НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ВЫБОРОВ 
    • принятие решения соответствующей избирательной комиссией, констатирующего многочисленные нарушения избирательного закона в ходе голосования, что не позволяет с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей. В случае объявления недействительности выборов повторные выборы должны быть проведены по истечении времени, указанного в законе, с выдвижением заново кандидатов в депутаты или на выборную должность. Возможно полное или частичное переформирование состава избирательных комиссий. Например, при выборах депутата Государственной Думы (ГД) по одномандатному избирательному округу окружная избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при их проведении или установлении итогов голосования нарушения закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей или если выборы признаны ею недействительными не менее чем на четверти избирательных участков, а также по решению суда. При выборах по федеральному избирательному округу выборы признает недействительными ЦИК РФ, если допущенные при их проведении или установлении итогов голосования нарушения закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей или если выборы признаны недействительными не менее чем на четверти избирательных участков либо итоги голосования по федеральному округу признаны недействительными не менее чем в одной трети одномандатных избирательных округов, а также по решению суда. Кроме того, ЦИК РФ может признать выборы недействительными и в любом одномандатном избирательном округе. В каждом случае решение о проведении повторных выборов принимает ЦИК РФ. Сроки избирательных действий могут быть ею сокращены, но не более чем на треть. ЦИК РФ может ставить в судебном порядке вопрос о расформировании ранее созданных тех или иных избирательных комиссий. По указанному выше основанию ЦИК РФ вправе признавать недействительными и выборы Президента РФ. Но повторные выборы в этом случае назначает не ЦИК РФ, а Совет Федерации. Они проводятся не позднее чем через 4 месяца со дня первоначальных выборов. Федеральный закон о выборах Президента РФ 1995 г. устанавливает сокращение сроков всех избирательных действий на треть (это обязательное правило), но не предусматривает возможного переформирования избирательных комиссий. Зато указано, что кандидаты на должность Президента, действия (бездействие) которых послужили основанием для признания общих выборов или выборов при повторном голосовании недействительными, не могут быть выдвинуты вновь.(С. А.)...


    ДЕМОКРАТИЯ 
    • понятие, широко распространенное в общественных науках. Как конституционно-правовая категория Д. включает в себя следующие элементы: 1) Такой строй и такой образ жизни, когда народ сам управляет всеми своими делами: и государственными, и общественными. Над ним никто не должен стоять. Органы законодательной власти и руководящие лица системы исполнительной власти избираются народом и ответственны перед ним. "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону" (ч. 4 ст. 3 Конституции РФ). Таким образом, в конституционно-правовом аспекте Д. - это демократическое государство, имеющее необходимый набор институтов: действующие публично органы государственной власти; распределение между ними ответственности по принципу разделения властей, учет общегосударственных и территориальных, а также национальных интересов в управлении; избирательная система, дающая состязательность и конкуренцию, обеспечивающая свободное волеизъявление избирателей; совершенная правовая система, в том числе развитое законодательство и гибкий законодательный процесс, органы, стоящие на страже законности, и т. д. 2) Свобода личности, наличие у каждого человека широкого круга закрепляемых в конституции и других юридических актах личных, общественно-политических и социально-экономических прав и-свобод, их гарантий и средств защиты. 3) Основанный на конституции политический плюрализм, т. е. возможность существования и участия в формировании политических институтов и государственных решений разнообразных общественных объединений граждан. В обществе должны обеспечиваться гласность, полная информация, право граждан обсуждать важнейшие проблемы, высказывать свое мнение и добиваться законными способами его учета в актах и действиях соответствующих органов. 4) Внутреннее осознание (ощущение) гражданином своей полезности обществу, необходимости участия в его жизни в форме обсуждения проектов законов, участия в референдумах и т. д. о) Как основа конституционного строя, Д. - это дисциплина, организованность, ответственность личности перед обществом и государством (а не только их ответственность перед личностью). Д. несовместима с анархией, несоблюдением закона, пренебрежением к интересам других людей. (См. также: Непосредственная демократия. Непосредственное народовластие. Представительная демократия. Производственная демократия.) (С. А.)...


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь