RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    ХУСЕЙН БЕН ТАЛАЛ 
    • ХУСЕЙН БЕН ТАЛАЛ (Хусейн I , Хусейн ибн Талал) (р. 1935), король Иордании с 1952....


    АБДАЛЛАХ ИБН ХУСЕЙН 
    • АБДАЛЛАХ ИБН ХУСЕЙН (1882-1951) , король Иордании в 1946-51 (с 1921 эмир Трансиордании). Проводил проанглийскую политику. Убит членом антианглийской террористической организации....


    МУХТАРОВ Хусейн Мухтарович 
    • МУХТАРОВ Хусейн Мухтарович (р . 1938), киргизский певец (бас), народный артист СССР (1984). С 1964 в Киргизском театре оперы и балета....


    ХУСЕЙН 
    • ХУСЕЙН (626-680) , сын халифа Али и Фатимы, дочери Мухаммеда, третий шиитский имам. Убит в стычке с отрядом омейядских войск. К предполагаемому месту захоронения Хусейна в Кербелу (Ирак) шииты совершают паломничество, день его гибели отмечается как день траура (см. Шахсей-вахсей)....


    МУТАНАББИ Абу-т-Тайиб Ахмед ибн аль-Хусейн 
    • МУТАНАББИ Абу-т-Тайиб Ахмед ибн аль-Хусейн (915-965) , арабский поэт. Касыды, сатирические стихи, проникнутые духом вольнолюбия, отмеченные философской глубиной и резкой сменой настроений....


    ТАХА ХУСЕЙН 
    • ТАХА ХУСЕЙН (1889-1973) , арабский писатель, литературовед, историк (Египет). С 1965 президент Академии арабского языка (Каир). Реалистические повести "Дни" (автобиографическая, ч. 1-3, 1929-72), "Зов горлицы" (1934), "Древо несчастья" (1944); "Мемуары" (1967), рассказы; труды по истории арабской литературы....


    СУХРАВАРДИ Хусейн Шахид 
    • СУХРАВАРДИ Хусейн Шахид (1893-1963) , премьер-министр Пакистана в 1956-57. В 1937-47 министр в индийской пров. Бенгалия. После образования Пакистана (1947) порвал с Мусульманской лигой. В 1950 возглавил основанную в 1949 партию Народная лига....


    ТАУФИК АЛЬ-ХАКИМ Хусейн 
    • ТАУФИК АЛЬ-ХАКИМ Хусейн (1898-1987) , арабский писатель, общественный деятель (Египет). Социально-бытовой роман "Возвращение духа" (1933), реалистическая повесть "Записки провинциального следователя" (1937), романтические драмы "Спящие в пещере" (1933), "Путешествие в завтрашний день" (1950). Литературная критика....


    ШАХСЕЙ-ВАХСЕЙ 
    • ШАХСЕЙ-ВАХСЕЙ (ашура) , у шиитов (см. Шиизм) день поминовения Хусейна - сына халифа Али, убитого 10 мухаррама (680) в битве при Кербеле. Траурные церемонии в первые 10 дней мухаррама состоят из мистерий, изображающих события из жизни Али и Хусейна (таазие); сопровождаются самоистязанием наиболее фанатичных участников. От их возгласов "Шах Хусейн, вах, Хусейн!" происходит название Шахсей-Вахсей....


    БАДИ АЗ-ЗАМАН 
    • БАДИ АЗ-ЗАМАН (наст . имя Ахмед ибн аль-Хусейн аль-Хамадани) (969-1007), арабский писатель. Создатель литературного жанр макамы. Цикл новелл из городской жизни....


    ТАХИРИДЫ 
    • ТАХИРИДЫ , династия, правившая в Хорасане (Иран) в 821-873. Номинально считались вассалами аббасидского халифа. В государство Тахиридов входила часть Ср. Азии. Столицы: Мерв, позднее - Нишапур. Основатель династии - Тахир ибн Хусейн (821-822)....


    ХАШИМИТЫ 
    • ХАШИМИТЫ , династия правителей в Хиджазе (1916-25), Сирии (1920), Ираке (1921-1958), Иордании (с 1921). Основатель - король Хиджаза Хусейн ибн Али аль-Хашими (правил в 1916-24)....


    БЕХАИЗМ 
    • БЕХАИЗМ , религиозно-политическое течение. Возникло в Ираке в сер. 19 в. после подавления бабидских восстаний, затем распространилось на Ближнем Востоке, в Зап. Европе и США, отчасти в России. Основатель Мирза Хусейн Али Бехаулла проповедовал примирение с шахской властью. В новейшее время бехаизм проповедует идеи отрицания национальных государств, соединения науки и религии. Главные центры - в США и Германии....


    ХУСЕЙН 
    • ХУСЕЙН (Hussein) Саддам (р . 28 апреля 1937), иракский государственный деятель, президент Ирака (с 1979).-----Родился в Тикрите, в крестьянской семье. С 1957 член партии арабского социалистического возрождения (Баас), принимал участие в неудачной попытке баасистов свергнуть премьер-министра Ирака А. К. Кассема, вынужден был бежать сначала в Сирию, затем - в Египет. В Каире посещал школу права (1962-63), продолжил образование в юридическом колледже (г. Багдад) после того, как баасисты пришли к власти (1963). Когда в том же году баасистский режим пал, Хусейн провел несколько лет в тюрьме, из которой ему удалось бежать. В 1968 в качестве лидера Баас участвовал в государственном перевороте, приведшем к власти эту партию. В 1972 проводил национализацию иракской нефтяной промышленности. С 1979 - президент Иракской республики, председатель совета революционного командования, верховный главнокомандующий, генеральный секретарь партии Баас, маршал (1979). В 1979-91 занимал пост председателя правительства Ирака. Для режима Хусейна характерно безжалостное подавление оппозиции.-----Притязания Хусейна на юго-восточные земли соседнего Ирана привели к развязыванию ирано-иракской войны (1980-88). Многолетние боевые действия не принесли весомого результата ни одной из сторон. Президенту Ирака пришлось подписать мирное соглашение с Ираном и согласиться на сохранение прежней границы между двумя государствами. -----В августе 1990 иракские войска осуществили оккупацию Кувейта, что положило начало войне в Персидском заливе (1990-91). США направили свои войска в Саудовскую Аравию, ООН приняла резолюцию, осуждающую оккупацию Кувейта. 16 января 1991 Соединенные штаты и его союзники по НАТО приступили к осуществлению военной операции по освобождению Кувейта от иракских агрессоров. ООН применила к Ираку как к агрессору экономические санкции (в частности, запретило импорт иракской нефти), что привело к значительным экономическим трудностям и осложнению внутриполитической ситуации. -----Несмотря на предсказываемый скорый крах, Хусейну удалось подавить мятежи иракских шиитов и курдов. Проведенный им в октябре 1995 референдум подтвердил его президентские полномочия на следующий семилетний период. -----ХУСЕЙНИДЫ, династия, правившая в Тунисе в 1705-1957. Основатель Хусейн бен Али (турецкий офицер греческого происхождения). В 1705-1881, признавая себя вассалами Османской империи, Хусейниды правили как самостоятельные государи.-----ХУСНИ (Хуснутдинов) Фатых Хуснутдинович (р. 1908), татарский писатель. Романы "Тропа пешехода" (1959), "Год тридцатый" (1963), сборники рассказов и повести "Гильмениса и ее соседи" (1971) и "Майдан" (1977) о татарской деревне, сборник рассказов "Встречи" (1979); сборник статей о писательском труде "Вхожу я в лес дремучий" (1985)....


    ИБН СИНА 
    • ИБН СИНА (латинизир . Авиценна, Avicenna,) (ок. 980-1037), ученый, философ, врач, музыкант. Жил в Ср. Азии и Иране, был врачом и везиром при разных правителях. В философии продолжал традиции арабского аристотелизма, отчасти неоплатонизма. Основные философские сочинения - "Книга исцеления", "Книга указаний и наставлений" и др. - содержат также естественно-научные воззрения, музыкально-теоретические положения Ибн Сины. Трактаты Ибн Сины были необычайно популярны на Востоке и на Западе; энциклопедия теоретической и клинической медицины "Канон врачебной науки" (в 5 ч.) - обобщение взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей - была много веков обязательным руководством, в т. ч. в средневековой Европе (ок. 30 латинских изданий).ИБН СИНА Абу Али Хусейн Абдаллах (латинизированное - Авиценна) (16 августа 980, Афшана, близ Бухары - 18 июня 1037, Хамадан, Иран), философ, ученый, поэт, врач. Жизнь Иранец по происхождению. Его биография, составленная им самим (охватывает первые 30 лет жизни) и продолженная его учеником ал-Джузджани, сохранилась в трех близких редакциях. Начальное образование получил от отца - чиновника саманидской администрации, принадлежавшего к исмаилитам. Отличаясь незаурядными способностями, уже к 10 годам знал наизусть Коран и освоил словесные дисциплины (грамматику персидского и арабского языков, поэтику, риторику, литературу и историю). Математику изучал у торговца Махмуда Массоха, логику и фикх (мусульманское право) - у Исмаила Захида, медицину - у бухарского врача Абу Мансура Камари. Философии обучался у ученого Абу Абдаллаха Натили, которого вскоре превзошел в знаниях. С 15 лет начал заниматься самостоятельно и к 18 годам уже сложился как зрелый ученый; в это время он стал известен в Бухаре и как искусный врач. В 1002 вскоре после смерти отца переезжает в столицу Хорезма Гургандж (ныне Ургенч), научная жизнь которого концентрировалась вокруг "Академии Мамуна", объединявшей крупных ученых. В 1008 после отказа Ибн Сины поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания по Хорасану и Табаристану. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов. В 1015-24 жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата (занимал посты визиря и придворного врача эмира Хамадана Шамс ад-Давла). После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на четыре месяца был заточен в крепость. В последние годы жизни служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла. Труды Сохранилась значительная часть философских и научных сочинений Ибн Сины. Его работы, написанные в основном по-арабски (некоторые - на фарси), охватывают, помимо философских дисциплин, химию, геологию, грамматику, поэтику, историю, кораническую экзегетику, мистику. На формирование его философских взглядов оказали влияние труды ал-Фараби, которого Ибн Сина называл своим вторым учителем после Аристотеля, а также неоплатонизм, с идеями которого он был знаком преимущественно по так называемой "Теологии Аристотеля" (извлечения из 4-6 разделов "Эннеад" Плотина). Главная философская работа Ибн Сины - энциклопедический труд "Книга исцеления" - состоит из четырех разделов: логики, физики, математических наук (геометрии, арифметики, музыки, астрономии) и метафизики. К этому труду примыкает написанная на фарси "Книга знания" ("Даниш-намэ"). В сокращенном изложении философские идеи "Книги исцеления" содержатся в "Книге спасения" (русский перевод фрагментов см.: Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961. С. 219-229). "Книга указаний и наставлений", написанная в последние годы жизни, - итоговое изложение его философских идей, испытавшее влияние суфизма. Среди других работ наибольшее влияние на ученых Востока и Европы в течение нескольких столетий имел "Канон врачебной медицины". Сохранились немногочисленные стихи (большей частью в форме рубаи).Философия В классификации философских наук и понимании предмета метафизики (сущее как таковое) Ибн Сина следовал Аристотелю. Вслед за ал-Фараби Ибн Сина различает возможно сущее, существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее, существующее благодаря себе (в нем сущность и существование тождественны, тогда как в возможно сущем - различны). Абсолютно необходимо сущее - Бог для Ибн Сины, в отличие от Аристотеля, не только предельная причина всех других сущих, но и личность в соответствии с теистическим миропониманием ислама (см. Теизм). В то же время Ибн Сина расходится с доктриной креационизма, утверждая совечность мира Творцу (как необходимо сущее Бог с необходимостью сообщает Себя вечно). Творение в вечности Ибн Сина объяснял, в частности, с помощью неоплатонического понятия эманации, обосновывая таким образом логический переход от первоначального единого к множественности тварного мира. Однако в отличие от неоплатонизма он ограничивал процесс эманации миром небесных сфер, рассматривая материю не как конечный результат нисхождения единого, а как необходимый элемент любого возможного бытия.В философской повести "Живой, сын Бодрствующего" Ибн Сина в аллегорической форме излагает учение об активном "уме" (аристотелевско-неоплатонический нус), который ведет человека по пути познания высших абстрактных истин. Предметы физики и метафизики представлены здесь в образе космоса, по которому можно совершить мысленное путешествие. Космос делится на три мира: материальный мир (Запад), мир вечных несотворенных форм (Восток) и земной, физический мир во всем его конкретном многообразии. Индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека; носителем философского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное к принятию разумной души. Абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивного видения, которое предстает, таким образом, кульминацией процесса мышления.Сочинения:Книга знания. Сталинабад, 1957.Канон врачебной медицины. Ташкент, 1956-60. Т. 1-5.Послание о любви. Тбилиси, 1976.Избранные философские произведения. М., 1980.Литература:Завадовский Ю. Н. Абу Али Ибн Сина: Жизнь и творчество. Душанбе, 1980.Шидфар Б. Я. Ибн Сина. М., 1981.Сагадеев А. В. Ибн Сина (Авиценна). М., 1985.Gardet L. La pense religieuse d'Avicenne (Ibn Sina). Paris, 1951.Morewedge P. The Metaphysica of Avicenna. London, 1973.А. В. Журавский...


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь