Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
СУДЫ ЧЕСТИ ОФИЦЕРСКИЕ
|
- СУДЫ ЧЕСТИ ОФИЦЕРСКИЕ , в вооруженных силах различных государств выборные органы офицеров для охраны чести и достоинства офицерского звания; рассматривают дела о проступках офицеров, о правонарушениях, отнесенных к компетенции судов чести офицерских, и др., разбирают конфликты между офицерами. Возникли в прусской армии в 1808. В российской армии с 1863....
|
ЧЕСТИ
|
- ЧЕСТИ (Chesti) Антонио (1623-69) , итальянский композитор. Наряду с Ф. Кавалли главный представитель оперной венецианской школы в период ее расцвета (2-я пол. 17 в.). Среди опер (св. 100) особенно выделилась "Золотое яблоко" пышностью постановки (1667) в духе итальянского барокко. Вокально-хоровые сочинения....
|
САТИСФАКЦИЯ
|
- САТИСФАКЦИЯ (лат . satisfactio - удовлетворение), удовлетворение за оскорбление чести, обычно в форме дуэли, поединка с оскорбителем....
|
РОХАС СОРРИЛЬЯ
|
- РОХАС СОРРИЛЬЯ (Rojas Sorrilla) Франсиско де (1607-48) , испанский драматург. Наиболее известен "драмой чести" "Никто, считая короля" (опубликована в 1650)....
|
ХЭЙКЭ-МОНОГАТАРИ
|
- ХЭЙКЭ-МОНОГАТАРИ , японский героический эпос (13 в.) о борьбе за власть в 12 в. между могущественными военно-аристократическими домами Тайра и Минамото. Складывался бродячими певцами-монахами в духе идей буддизма; включал рыцарский кодекс чести воина-самурая. Написан в основном ритмической прозой, с многочисленными цитатами из японских и китайских хроник....
|
ЗАЩИТА СУДЕБНАЯ
|
- ЗАЩИТА СУДЕБНАЯ , право граждан, а также совокупность процессуальных действий, направленных на защиту чести и достоинства, жизни и здоровья, личной свободы и имущества от преступных посягательств, на опровержение обвинения или смягчение ответственности обвиняемого (подсудимого). Это право обеспечивается путем участия защитника (адвоката) в судопроизводстве по гражданским или уголовным делам....
|
ПРОКОПОВИЧ Феофан
|
- ПРОКОПОВИЧ Феофан (1681-1736) , украинский и русский государственный и церковный деятель, писатель, сподвижник Петра I, глава Ученой дружины. Проповеди; "трагедокомедия" "Владимир" (1705); "Слово о власти и чести царской" (1718); церковный публицистический труд "Духовный регламент" (1721); лирические стихи на русском, латинском и польском языках....
|
РООМ Абрам Матвеевич
|
- РООМ Абрам Матвеевич (1894-1976) , российский кинорежиссер, народный артист России (1965). Фильмы: "Привидение, которое не возвращается" (1930), "Нашествие" (1945), "Суд чести" (1949), "Гранатовый браслет" (1965), "Преждевременный человек" (1973). Государственная премия СССР (1946, 1949)....
|
ШИРВАНЗАДЕ
|
- ШИРВАНЗАДЕ (наст . фам. Мовсисян) Александр Минасович (1858-1935), армянский писатель, народный писатель Армении и Азербайджана (1930). Социально-психологические романы "Честь" (1885), "Хаос" (1898), повести, драма "Из-за чести" (1905) реалистически изображают жизнь различных слоев общества, социальные противоречия города, кризис семьи. Политическая комедия "Кум Моргана" (1926)....
|
ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА
|
- ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА , 1) направление в музыкальном искусстве, сложившееся в Италии в 16-17 вв. Основоположник - А. Вилларт, представители - К. Меруло, А. и Дж. Габриели. Они создали монументально-декоративный стиль вокально-инструментальной полифонии в мессах, развивали мадригал, канцону, органные ричеркар, токкату и др. 2) Оперная школа 17 - нач. 18 вв., связанная с начальным этапом развития оперы. Крупнейшие представители - К. Монтеверди, Ф. Кавалли, М. А. Чести, Дж. Легренци, А. Кальдара, А. Вивальди....
|
НЕРСЕСЯН Рачия Нерсесович
|
- НЕРСЕСЯН Рачия Нерсесович (1895-1961) , армянский актер, народный артист СССР (1956). Работал в театрах Турции. На сцене с 1915. С 1923 в Армянском театре им. Сундукяна (Ереван). Создал роли, отличающиеся глубиной мысли и эмоциональностью, в пьесах армянских драматургов, У. Шекспира, советских авторов. Снимался в фильмах: "Пэпо", "Из-за чести" и др. Государственная премия СССР (1941)....
|
КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА
|
- КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА (Calderon de la Barca) Педро (1600-81) , испанский драматург. Комедии интриги "С любовью не шутят" (1627 ?), "Дама-неведимка" (1629). В драмах "Стойкий принц" (1628-29), "Саламейский алькальд" (1651) дана христианско-демократическая трактовка чести. Религиозно-философские драмы ("Жизнь есть сон", 1636), ауто. Крупнейший драматург испанского барокко, Кальдерон де ла Барка унаследовал традиции ренессансной литературы....
|
МИСИМА ЮКИО
|
- МИСИМА ЮКИО (наст . имя Хираока Кимитакэ; 1925-70), японский писатель. В стилистически изысканных романах, своеобразно преломляющих эстетику европейского модернизма сквозь призму традиционного народного миросозерцания, утверждал самурайский кодекс чести (трилогия "Патриот", "Хризантема", "Крик души героя", 1967), отразил метания героев, ущербных физически и нравственно, тяготеющих к смерти, жестокости и уничтожению ("Исповедь маски", 1949; "Жажда любви", 1959; "Золотой храм", 1956). Пьесы, в т. ч. "Мой друг Гитлер" (1968), оправдывающая преступление как естественный акт самовыражения "сильной личности"; повести, новеллы, эссе. Покончил жизнь самоубийством (харакири) в знак протеста против поражения Японии во 2-й мировой войне....
|
СТЕНДАЛЬ
|
- СТЕНДАЛЬ (Stendhal) (наст . имя Анри Мари Бейль, Beyle) (1783-1842), французский писатель. Книга "Расин и Шекспир" (1823-25) - первый манифест реалистической школы. Мастерством психологического анализа, реалистическим изображением общественных противоречий отмечены романы: "Красное и черное" (1831) о трагической карьере "плебея", переживающего конфликт честолюбия и чести; "Пармская обитель" (1839) - поэтизация свободного чувства, обличение политической реакции после наполеоновских войн. В романе "Люсьен Левен" (опубликован 1855, полностью - 1929) показана Франция периода Июльской монархии. Автор "Истории живописи в Италии" (1817), "Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио" (1817), психологического трактата "О любви" (1822), новеллы "Ванина Ванини" (1829), цикла новелл "Итальянские хроники" (издан 1855)....
|
БАРОККО
|
- БАРОККО (итал . barocco, букв. - странный, причудливый), одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. 16 - сер. 18 вв. Барокко, тяготевшее к торжественному "большому стилю", в то же время отразило прогрессивные представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, В. В. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, для скульптуры (Бернини) и живописи (П. П. Рубенс, А. ван Дейк во Фландрии) - эффектные декоративные композиции, парадные портреты. Принципы барокко преломились в литературе (П. Кальдерон в Испании, Т. Тассо в Италии, А. д'Обинье во Франции, Симеон Полоцкий, М. В. Ломоносов в России), театре, музыке (Дж. Габриели, Дж. Фрескобальди, А. Чести в Италии, Д. Букстехуде, Р. Кайзер в Германии). Разнообразны национальные варианты барокко. (напр., барокко славянских стран)....
|
|
Дальше >>>
|
|
|
|
|