RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    ЭФФЕКТ МАСШТАБА 
    • относительный выигрыш коммерсанта при увеличении масштаба сделки в связи с экономией на накладных расходах. В случае продажи двух партий одинакового товара на одинаковых условиях продавец получает более высокую прибыль на единицу товара, так как при реализации более крупной партии на каждую единицу товара приходится меньше накладных расходов (т.е. расходов, величина которых не зависит от количества продаваемого товара)....


    ПРОТЕКЦИОНИСТСКИЕ ПОШЛИНЫ 
    • импортные пошлины, затрудняющие ввоз в страну иностранных товаров, ухудшающие их конкурентоспособность по сравнению с национальными товарами. Протекционистский эффект импортной пошлины зависит в первую очередь от соотношения внутренних и мировых цен на импортируемый товар, а также в значительной степени от соотношения пошлин на сырье и на готовую продукцию. Поэтому даже невысокая по абсолютной величине пошлина может на деле иметь протекционистский характер....


    УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА 
    • политика центрального банка по регулированию учетного рынка. Основным инструментом этой политики является изменение официальной учетной ставки центрального банка, которое влечет за собой изменения в аналогичном направлении учетных ставок коммерческих банков. Увеличивая учетную ставку, центральный банк затрудняет учет ценных бумаг, что ведет к ограничению их эмиссии и в конечном счете к сдерживанию деловой активности. Уменьшение учетной ставки влечет за собой противоположный эффект....


    РЕКЛАМНОЕ АГЕНТСТВО 
    • (adverti ing agency) специализированная организация, способная оказывать профессиональные услуги по всем или отдельным аспектам рекламы, а иногда и маркетинга в целом. Крупные зарубежные Р.а., обслуживающие клиентов национального масштаба, имеют в своих штатах сотни специалистов; одновременно существует множество мелких и средних, обычно узкоспециализированных, Р.а. с небольшим штатом сотрудников. Обычно основу Р.а. составляют четыре подразделения: творческий отдел, занимающийся разработкой и производством объявлений; отдел средств рекламы, ответственный за выбор средств рекламы и размещение объявлений; исследовательский отдел, изучающий характеристики и потребности аудитории, и коммерческий отдел, занимающийся комерческой стороной деятельности. Р.а. получают компенсацию в виде комиссионных вознаграждений и иногда гонораров. Обычно агентство получает 15%-ю скидку со стоимости закупаемых им средств рекламы. При поисках подходящего Р.а. общее правило таково: крупные клиенты выбирают для себя и крупные Р.а. И наоборот, хорошо укоренившееся на рынке мелкое предприятие обычно извлекает для себя больше пользы из услуг небольшого Р,а. или даже одного консультанта. Поиски подходящего Р.а., способного удовлетворить интересы предприятия, требуют проведения вдумчивой и кропотливой работы, проведения сопоставительного анализа....


    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕ 
    • (economic efficiency of international economic colaboration' project ) оценивается на основе методов, содержащихся в официальном издании "Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования" ("Методрекомендации"), утверждены рядом государственных органов 31 мая 1994 г. (НПКВЦ "Теринвест" 1994). Эти методы в части", касающейся объектов, сооружаемых (модернизируемых) на территории РФ, используются и при обосновании экономической эффективности проектов международного экономического сотрудничества (ЭЭП МЭС). Проекты МЭС, однако, имеют существенную специфику, что требует соответствующих дополнений. ЭЭП МЭС представляет собою совокупную величину коммерческой (КЭП МЭС) и бюджетной (БЭП МЭС) эффективности проекта. Расчеты КЭП МЭС рекомендуется выполнять единообразными в своей основе методами. Предприятия свободны в выборе конкретного вида расчета и способах страхования своих рисков. Расчеты КЭП МЭС базируются на максимизации прибыли. В мировой практике различают прибыль: валовую (gross profit), операционную (operating profit), налогооблагаемую (taxable profit) и чистую (net profit). При оценке КЭП МЭС первостепенное значение имеет расчет цен на продукцию по проектам МЭС. Поскольку экономические условия РФ в настоящее время отличаются недостатком инвестиционных, особенно инвалютных средств, целесообразно отбирать проекты МЭС, позволяющие реализовывать капитало-валютоэкономные решения, с возможно быстрыми сроками окупаемости капиталовложений и начала производственно-торговой отдачи проектов. При этом стоимостные показатели эффективности обычно дополняются качественным анализом возможных альтернативных решений. На первом этапе оценки КЭП МЭС составляются таблицы потока реальных денег (наличности) за избранный расчетный период, чаще - год; нередко за общий период создания, эксплуатации и ликвидации проектного объекта. Поток наличности по инвестиционной деятельности складывается из притока и оттока средств. Первый образуют доходы от продажи основного и части оборотного капитала за расчетный период, а также ликвидационная стоимость объекта. Второй образуют затраты на приобретение основного капитала и прирост собственных оборотных средств. Кроме того, рассчитываются потоки наличностей по операционной и финансовой деятельности предприятий, охватываемых проектом МЭС. Для оценки КЭП МЭС в качестве основного показателя рассчитывают интегральный эффект (Эинт) или чистую текущую стоимость проекта (net present value, NPV) за весь расчетный период функционирования объекта по формуле: Эинт = сумма (от 0 до t)( (Rt - Зt) at), где t - шаг расчета ЭЭП МЭС; Т - горизонт расчета (номер последнего шага, на котором прекращается функционирование проекта МЭС); Rt - результаты, получаемые на t-м шаге расчета, руб.; Зt - затраты на том же шаге расчета, руб.; at - коэффициент дисконтирования. Проект эффективен при положительном значении Эинт. Его эффективность тем выше, чем больше величина этого показателя. ЭЭП МЭС рекомендуется также рассчитывать по индексу доходности (ИД) или, что то же самое, - индексу прибыльности, определяемому отношением суммы приведенных доходов по проекту к величине капиталовложений. В расчетах ЭЭП МЭС применяются и более простые показатели, например срок окупаемости. Он характеризуется периодом, в течение которого первоначальные инвестиции и другие затраты по проекту покрываются суммарными результатами его осуществления. Результаты и затраты при этом могут рассчитываться с дисконтированием или без такового. В качестве основного показателя БЭП МЭС принимается бюджетный эффект, рассчитываемый по формуле: Бt = Дt - Рt, где Бt - бюджетный эффект на t-м шаге реализации проекта, руб.; Дt и Pt - соответственно доходы и расходы бюджета по реализации проекта на t-м шаге расчета, руб. Интегральный бюджетный эффект за весь период функционирования проекта представляет собой сумму дисконтированных бюджетных эффектов по всем шагам расчета эффективности....


    ЭКОНОМИЯ ОТ МАСШТАБА 
    • (economie of cale) экономическая закономерность, согласно которой суммарные издержки производства единицы продукции на длительном интервале времени падают по мере роста объема выпуска продукции. Э. от м. обусловлена следующим. Во-первых, по мере роста объема выпуска продукции постоянные издержки распространяются на все большее количество продукции. Во-вторых, по мере увеличения размера предприятия появляется возможность специализации труда, в результате чего работники трудятся более производительно. В-третьих, экономия обусловлена более полным использованием основных фондов. Существует так называемое правило двух третей, согласно которому стоимость основных сооружений и оборудования увеличивается только на две трети от роста объема производства. Однако эти три фактора Э. от м. действуют не во всех отраслях и не при всех объемах выпуска продукции. Так, первый фактор действует в основном для малых предприятий, второй и третий - главным образом для производственных предприятий. Э. от м. несущественна для некоторых предприятий сервиса, например для ресторанов и прачечных. Кроме того, для очень крупных предприятий стоимость единицы продукции по мере роста объема производства может даже возрастать, например, по причине увеличения сложности управления. К тому же Э. от м. значительно проявляется при первоначальном росте объема производства, затем ее действие быстро уменьшается по мере роста объемов производства и, наконец, начиная с достаточно больших размеров выпуска продукции, практически прекращается; издержки производства остаются неизменными....


    СБЫТ ТОВАРОВ 
    • деятельность производителей и посредников по реализации произведенных товаров потребителю. Сбытовую деятельность производитель может осуществлять самостоятельно или поручать ее посреднику (см. Комиссионная торговля). Успех сбытовой деятельности зависит в первом приближении от соответствия предложения товаров платежеспособному спросу. Однако для конкретного предприятия этот успех во многом обусловлен правильной организацией продвижения своей продукции па рынок. Система организации производства и сбыта в расчете на максимальный рыночный эффект получила название маркетинга. Основными принципами маркетинга являются: нацеленность на конкретный практический результат производственно-сбытовой деятельности; максимальный учет состояния рынка и тенденции его развития; ориентация на долговременный результат производственно-сбытовой деятельности, включая разработку качественно новых товаров; активное приспособление к требованиям рынка и одновременное целенаправленное формирование спроса на свою продукцию....


    ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ 
    • первичная форма экономической интеграции", при которой страны отменяют ограничения во взаимных экономических отношениях, но сохраняют полную самостоятельность в проведении своей внутренней и внешней политики. Концепция З.с.т. была положена в основу создания Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), ряда группировок развивающихся стран, например Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), в рамках АСЕАН и др. При формировании З.с.т., как и таможенного союза, межгосударственная регулирующая деятельность, состоящая по преимуществу в снятии различных барьеров, охватывает лишь сферу обмена и создает более благоприятные условия для развития торговли между странами-участницами, финансовых расчетов между ними и т.д. Все основные виды экономического регулирования осуществляются национальными государствами. В современных условиях при высокой степени развития национального государственного регулирования отмена пошлин и других ограничений фактически еще не означает экономического объединения государств. Как показывает опыт ЕАСТ, деятельность З.с.т. если и оказывает определенное воздействие на развитие производства, то эффект крайне ограничен. Существенных изменений с точки зрения формирования более емкого рынка она не дает. В этом, в частности, одна из причин кризиса ЕАСТ и перехода стран - членов ЛАСТ к более высоким формам экономической интеграции....


    ШТРИХОВОЕ КОДИРОВАНИЕ ТОВАРОВ 
    • (hatch coding of good ) метод кодирования информации о всех параметрах произведенной продукции при помощи специально разработанной международной стандартизированной системы. Позволяет избежать использования большого объема информационно-описательной документации. Особый экономический эффект от внедрения систем автоматической идентификации - возможность получать практически мгновенно информацию о производителях продукции, ее технических и потребительских характеристиках, цене, других показателях. Система Ш.к.т. позволяет получить оперативную информацию о товародвижении, снизить издержки по продвижению товаров; она дает возможность производителям (продавцам, экспортерам) наблюдать за реакцией рынка на поступление различных товаров. По оценке, введение системы позволяет снизить расходы, связанные.с обработкой документов во внешней торговле, с нынешних 3,5-15% стоимости товара до 0,5-3%. В 1977 г. создана Европейская ассоциация пользователей системы идентификации товаров (ЕА), объединяющая пользователей Ш.к.т. Ее членом является РФ как правопреемник СССР. Каждой стране предоставляется свой номер и 13-значный код. В марте 1991 г. в РФ создана внешнеэкономическая ассоциация ЮНИСКАН, специализирующаяся в области автоматической идентификации - кодирования продукции и получения информации о ней с помощью сканирующих устройств и штрихкодов. Ассоциация оказывает практическую помощь предприятиям и организациям во внедрении Ш.к.т., предоставляет соответствующие консультационные услуги, осуществляет обучение пользователей. Уже в 1990-1991 гг. в экономически развитых странах на 99% производимых товаров наносился штриховой код. При его отсутствии торговля не принимает товар от производителя либо делает это при условии предоставления ей большой скидки (30-40% и более). Объясняется это тем, что Ш.к.т. экономически оправдано, когда охватывает не менее 85% товаров....


    МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЯРМАРКИ И ВЫСТАВКИ 
    • (international fair and exibition ) специфические формы международной рыночной деятельности, при которых на относительно небольшой по размерам и соответственно оборудованной территории демонстрируются для продажи образцы новых товаров, научно-технические и производственные достижения. Принципиальных различий между ярмарками и выставками нет, но имеются особенности, отличающие их в чисто практическом плане. Ярмарки - крупные мероприятия рыночного характера, проводимые в определенное время года на регулярной основе и на определенный срок. Различаются ярмарки универсальные, многоотраслевые, специализированные. В отличие от ярмарок, международные торгово-промышленные выставки - это обычно одноразовые мероприятия, не повторяющиеся периодически и организуемые в разных местах. Дирекции международных выставок создаются только на время их проведения, тогда как аппарат управления ярмаркой действует постоянно. Важнейшее достоинство М.я. и в. для покупателя - возможность увидеть в натуре, а нередко и в работе изделия из нескольких стран и сопоставить их. Продавец, тем самым, может получить максимальный технологический эффект воздействия своей рекламы на возможного покупателя, если сумеет обратить его внимание на свой товар в условиях широкой рекламной состязательности на международной основе. Покупатель на М.я. и в. получает возможность составить мнение об уровне развития представленной техники (товара вообще), ближайших перспективах торговли ею. Выбор М.я. и в. фирмой зависит от целей, которые она преследует своим участием в них. В числе таких возможных целей - укрепление высокой репутации товара; демонстрация изделия в действии; определение возможного спроса; сравнение своей продукции с изделиями конкурентов; поиск новых дилеров, клиентов, завязывание новых контактов; заключение сделок....


    СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ, 
    • сравнительно небольшие территории государства, на которых вводится льготный, по сравнению с общим, режим хозяйственной и внешнеэкономической деятельности для привлечения иностранных и отечественных инвесторов и создается вся необходимая для этого производственная и деловая инфраструктура. В мировой практике СЭЗ создаются как в развитых (Великобритания, Германия, Голландия, США), так и в развивающихся странах (Бразилия, Южная Корея, Малайзия и др.). Весьма широко используют СЭЗ в Китае в своей политике привлечения иностранного капитала. Различают несколько видов зон: свободные склады, свободные таможенные зоны (СТЗ), научно-технические зоны (НТЗ), которые в США называются технопарки, а в Японии - технополисы, и, наконец, СЭЗ, главным образом экспортной специализации. Особым режимом отличаются оффшорные зоны. СЭЗ, особенно зоны экспортного производства, при относительно небольших затратах на их создание дают максимальный эффект в сравнительно короткие сроки. Часто зоны создаются в непосредственной близости от крупных международных морских портов, аэропортов, железнодорожных узлов при наличии свободных территорий, рабочей силы, специалистов. Например, одной из первых СЭЗ была зона в Ирландии, созданная в аэропорту Шеннон в 1959 г. Позднее такая же зона была создана в английском аэропорту Дог-Айленд. Некоторые зоны создаются на более крупных территориях, как промышленный округ свободной зоны Манаус в Бразилии, специальная экономическая зона Шеньжень в Китае и др. Для финансирования создания ключевых объектов производственной инфраструктуры СЭЗ, развитие которых признается приоритетным с точки зрения общественных интересов, выделяются средства из государственного бюджета и предоставляются льготные кредиты. Опыт зарубежных СЭЗ говорит о том, что инвесторы пользуются примерно одинаковым набором льгот: таможенными (освобождение от импортных по- шлин или их существенное снижение по сравнению с обычными); налоговыми (отсутствие налогов на добавленную стоимость, на прибыль и акцизов); бюджетными (предоставление разного рода субсидий); правовыми (упрощенный режим учреждения и регистрации фирм); банковскими (льготное кредитование); валютными (полная либерализация валютных операций). Предоставленные льготы в дальнейшем окупаются растущими доходами бюджета от роста производства в зоне. Однако в мире СЭЗ сравнительно немного, и решения об их создании принимаются лишь после основательной проработки, в результате которой доказывается их народнохозяйственная целесообразность и эффективность. В РФ была предпринята неудачная попытка создания СЭЗ на уровне целых краев и областей, когда в 1990-1991 гг. было объявлено о формировании 11 крупных зон. В конце 90-х гг. создаются свободные таможенные зоны, расположенные вблизи крупных международных аэропортов (приняты решения о создании таких зон около аэропортов Шереметьево и Внуково (Москва)), а также международных портов, например, в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и др. В таких зонах создаются консигнационные склады, предприятия по подработке продукции и некоторые другие производственные предприятия. Создаются и свободные таможенные склады, которых только на территории Москвы и Московской области уже более 150. Важным шагом по созданию СЭЗ производственного типа является Закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", принятый обеим палатами Федерального Собрания и подписанный Президентом РФ в январе 1996 г. Закон предусматривает для Особой экономической зоны режим свободной таможенной зоны (товары при вывозе и при ввозе на территорию зоны освобождается от таможенных пошлин), а также ряд других льгот, в частности на резидентов зоны не распространяется порядок обязательной продажи иностранной валюты на валютном рынке РФ....


    МЕЖДУНАРОДНАЯ КООПЕРАЦИЯ ПРОИЗВ 
    • (international cooperation of production) форма организации совместного или взаимосогласованного производства с участием двух или нескольких стран. Кооперация производства, как внутригосударственная, так и международная, представляет собой важную сторону развития и совершенствования общественного производства. В его основе лежит прогресс научно-технического и реального рыночного обобществления производства (в национальных, транснациональных и глобальных масштабах). Специализация предприятий на изготовлении конструктивно и технологически однородной продукции, которая позволяет уменьшить или устранить параллелизм в производстве одноименных товаров конкурирующими фирмами, получать каждой из них экономию на масштабах производства и повышать свою конкурентоспособность, обычно сопровождается межфирменной подрядной кооперацией. Наиболее развитые формы последней, особенно совместное производство, включают специализацию кооперантов на изготовлении ими согласованных видов кооперированной продукции (финальной, или, что то же самое, готовой; промежуточной - полуфабрикаты, узлы, детали, комплектующие агрегаты и т.п.) и взаимный обмен ими. Наибольшее развитие кооперация, особенно М.к.п., получила в машиностроении, электронике, химической и некоторых других отраслях промышленности, прежде всего в изготовлении высокотехнологической наукоемкой .продукции. В последние 10-15 лет М.к.п. оказала значительное влияние на повышение темпа научно-технического прогресса (НТП), диверсификацию производства, развитие компаний-конгломератов. М.к.п. стала мощной движущей силой развития промышленности стран мира, главной формой международного промышленного сотрудничества, стержнем транснационализации производства, материальной базой процессов международной экономической интеграции и глобализации в мировой экономике. Изменение места и роли М.к.п. в современном мировом хозяйстве предопределено ее объективными преимуществами. В их числе: синергетический эффект М.к.п., резкое сокращение инвестиционных (единовременных) и текущих производственных затрат по реализации кооперационных проектов каждым из их участников, а также сроков освоения производства и обновления продукции; совместное или скоординированное решение комплекса взаимосвязанных проблем М.к.п. по всему инновационно-воспроизводственному циклу (строительство и модернизация; производство и технологии, менеджмент; сбыт и послепродажный сервис изделий; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по совершенствованию выпускаемой и созданию новой продукции). Ныне М.к.п. в большей своей части трансформировались в международную научнопроизводственную кооперацию. Об этом свидетельствует анализ множества международных кооперационных проектов и соответствующих соглашений, проведенный Европейской экономической комиссией ООН. На его основе можно выделить следующие 5 основных моделей М.к.п., характеризующих превалирующую специфику взаимоотношений кооперантов, - лицензиара и лицензиата. Модель 1. Лицензиар по соглашению о М.к.п. передает лицензиату свои технологии, лицензии на использование его прав промышленной и (или) интеллектуальной собственности, отдельные виды технологического оборудования. Все полученное оплачивается лицензиатом производимой им кооперируемой продукцией, а также, по запросу первого, услугами и своими лицензиями. Модель 2. Содержит дополнительно обязательства лицензиара поставить лицензиату часть комплектующих своего производства. Модель 3. В отличие от первой модели предусматривает передачу комплектных технологических линий (а не отдельных видов оборудования) вместе с соответствующими технологиями на условиях финансового лизинга. Модель 4. Подрядная кооперация, при которой подрядчик выполняет заказ лицензиара по изготовлению для него промежуточной продукции. При этом лицензиату передается необходимая техническая документация, а в некоторых случаях отдельное оборудование и часть комплектующих, производимых лицензиаром. Модель 5. Совместное производство согласованной номенклатуры продукции, сопровождаемое обменом некоторых видов оборудования и взаимными поставками финальной, а также промежуточной кооперированной продукции. Нередко одновременно предусматриваются совместные НИОКР. Перечисленные выше формы договорной М.к.п. без объединения собственности партнеров часто перерастают в сотрудничество с добровольным объединением собственности в формах различных корпораций и корпоративных объединений, особенно консорциумов и концернов. В их рамках М.к.п. трансформируется во внутрифирменную. Не менее часто объединение бывших кооперантов происходит в жестких формах слияний и поглощений фирм....


    ЛИЦЕНЗИЯ 
    • 1) разрешение, выдаваемое государственными органами на право той или иной хозяйственной деятельности. В условиях современной западной экономики выдача Л. используется как форма прямого государственного вмешательства в определенные сферы экономической жизни. Во многих странах получение Л. необходимо, например, для начала строительства новых фабрик и заводов, что используется для регулирования территориального размещения производства. Л. как форма регулирования хозяйственной деятельности используется и в РФ. В соответствии с постановлением правительства в ряде отраслей для начала той или иной коммерческой деятельности необходимо получение Л. у соответствующего государственного органа; 2) Л. как форма регулирования внешней торговли при лицензионной системе представляет собой документ на право ввоза или вывоза товара, выдаваемый импортеру или экспортеру государственным органом. Внешнеторговые Л. бывают в основном двух видов. Открытая генеральная Л. - это опубликованное в печати разрешение соответствующего государственного органа на ввоз или вывоз товара на определенный срок (квартал, полгода, год). Товары, включенные в списки открытых генеральных Л., могут ввозиться или вывозиться беспрепятственно, на вывоз или ввоз остальных товаров необходимо получение каждым экспортером или импортером индивидуальных Л. Они выдаются на экспорт или импорт каждого в отдельности товара и на строго установленный период времени. В индивидуальной Л. обычно указывается имя импортера (или экспортера), время ее действия, количество товара, его стоимость и страна отправления, а в ряде случаев также и пункт, через который будет осуществлен вывоз или ввоз товара. Л. направляется вместе с товаром или высылается в таможенные учреждения заблаговременно и служит разрешением на пропуск перечисленных в ней товаров через государственную границу. В условиях рыночной экономики использование внешнеторговых Л. позволяет государству осуществлять прямое вмешательство во внешнюю торговлю страны, ограничивая количественно размеры импорта или экспорта, а в ряде случаев и полностью запрещая экспорт или импорт отдельных товаров. В послевоенные годы в связи с тенденцией к интернационализации хозяйственной жизни постепенно начала осуществляться либерализация внешней торговли, которая привела к ослаблению роли Л. в регулировании экспорта и импорта промышленно развитых стран. Количество товаров, на экспорт и импорт которых требуется получение индивидуальных Л., существенно сократилось. В отличие от этого в развивающихся странах Л. играет важную роль в регулировании импорта в целях максимального его использования в интересах становления национальной экономики. При этом Л. является одной из форм защиты возникающей промышленности от иностранной конкуренции, а также средством более эффективного использования иностранной валюты. В РФ получение Л. требуется при вывозе товаров, экспорт которых лицензируется в соответствии с международными соглашениями, а также при вывозе и ввозе товаров специального назначения; 3) Л. - разрешение использовать другим лицам или организациям изобретение, защищенное патентом, технические знания, опыт, секреты производства, торговую марку и т.д. Предоставление Л. является коммерческой сделкой и служит объектом лицензионного соглашения - договора, в соответствии с которым владелец патента (лицензиар) выдает своему контрагенту (лицензиату) Л. на использование в определенных пределах своих патентных прав. В основе Л. часто лежит не один патент, а несколько связанных между собой в "блок" патентов. Могут заключаться соглашения и на передачу секретов производства (ноу-хау), не защищенных патентом. Наряду с организацией производства Л. может выдаваться на использование торговой марки, на исключительное право реализации тех или иных изделий. Л., как правило, предусматривают строго определенную сферу применения, а также территориальные границы действия. Патентные Л. бывают трех видов. При предоставлении простой Л. лицензиар, разрешая лицензиату в установленных границах использовать объект соглашения, оставляет за собой право как самому эксплуатировать его, так и выдавать на тех же условиях Л. третьим лицам. Выдача исключительной Л. предполагает, что лицензиат получает исключительное право использовать объект соглашения в тех пределах, которые оговорены соглашением, лицензиар же отказывается от предоставления аналогичных Л. третьим лицам, а также от самостоятельной эксплуатации объекта соглашения в границах, установленных для лицензиата. При получении полной Л. лицензиат приобретает правомочия единоличной эксплуатации объекта соглашения. Предоставление простых Л. обычно касается товаров массового производства. Продажа исключительной Л. целесообразна на изготовление товаров, имеющих ограниченную сферу применения. Быстрый рост торговли Л. как внутри стран, так и на мировом рынке, связан с повышением роли научно-технических знаний в развитии производства в условиях научно-технической революции. Продажа Л. является одной из самых прибыльных экономических операций, так как позволяет получать доходы, не производя каких-либо дополнительных вложений капитала. Большой экономический эффект приносят лицензионные операции и покупателю Л., поскольку во многих случаях покупка Л., оказывается дешевле, чем капитальные вложения в собственные научные разработки....


    МАРКЕТИНГ 
    • (marketing) комплексная система организации производства и сбыта на уровне хозяйствующего субъекта, ориентированная на возможно более полное удовлетворение потребностей (спроса) конкретных потребителей и получение на этой основе высокой прибыли. М. - явление сложное, многоплановое и динамично развивающееся. Этим объясняется невозможность в одной универсальной дефиниции дать всеобъемлющую, адекватную его сущности, принципам и функциям характеристику М. В основе понятия "М." лежит термин "рынок" (market), что в наиболее общем виде подразумевает рыночную деятельность. Под М. подразумевается такой вид рыночной деятельности, при котором производителем используется системный подход и программно-целевой метод решения своих хозяйственных проблем, а рынок, его требования и характер реакции являются критериями эффективности деятельности. М. сочетает в себе философию современного бизнеса и конкретное руководство хозяйственной деятельностью в условиях рыночной экономики. Маркетинговая деятельность должна обеспечивать поступление надежной, достоверной и своевременной информации о рынке, структуре и динамике конкретного спроса, вкусах и предпочтениях покупателей, т.е. информации о внешних условиях функционирования фирмы (предприятия); создания такого товара, набора товаров (ассортимента), который более полно удовлетворяет требованиям рынка, чем товары конкурентов; необходимое воздействие на потребителя, на спрос, на рынок, обеспечивающее максимально возможный контроль сферы реализации. Одну из важнейших сторон М. - его направленность на перспективу - раскрывает определение М. как процесса, заключающегося в прогнозировании потребностей потенциальных покупателей и в удовлетворении этих перспективных потребностей путем предложения соответствующих товаров-изделий, технологий, услуг и т.д. Основные принципы М.: а) тщательный учет при принятии хозяйственных решений относительно потребностей, состояния и динамики спроса, конъюнктуры (тенденций развития) рынка; б) создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, структуре спроса, исходя не из сиюминутной выгоды, а из перспективы; 3) активное воздействие на рынок, покупателей (потребителей) с помощью совокупности средств, прежде всего рекламы, с целью склонить их к приобретению именно данного товара. Основные функции М.: а) анализ окружающей рыночной среды. Маркетинговые исследования - это систематический сбор, обработка и анализ данных о проблемах, связанных с М. товаров и услуг; б) анализ потребителей. В основу производства закладываются данные, полученные в результате изучения запросов различных рыночных сегментов: отдельных групп населения, предприятий, организаций, других потребителей, на которых ориентирована создаваемая продукция (см. Сегментация рынков), в) планирование товара (услуги) - систематическое принятие решений по всем аспектам разработки и управления продукцией фирмы, включая создание торговой марки и упаковки. Центральное место здесь занимает концепция жизненного цикла товара, г) планирование товародвижения и сбыта - систематическое принятие решений по перемещению товаров и услуг от производителя к потребителю и передаче собственности на них. Сюда входят транспортировка, хранение и совершение сделок. Функции товародвижения реализуются через каналы сбыта; д) планирование продвижения товаров и услуг - систематическое принятие решений, касающихся различных форм информации, убеждения или напоминания обществу фирмой о ее товарах, услугах, идеях, общественной деятельности и т.п. Цели продвижения можно разделить на формирование спроса и стимулирование сбыта; е) планирование цены и разработка ценовой стратегии в М. (см. Ценообразование), ж) управление М. Исходя из анализа ситуации на рынке, М. решает различные задачи, которые можно классифицировать как восемь типов М.: конверсионный М., стимулирующий М., развивающий М., синхромаркетинг, ремаркетинг, поддерживающий М., демаркетинг и противодействующий М. Главное в М. - его целевая ориентация и комплексность, т.е. слияние в единый "технологический процесс" всех отдельных составляющих маркетинговой деятельности. Цель М. фирмы - обеспечение устойчивой рентабельности, т.е. определенной прибыльности в заданных границах времени. Отсюда - ориентация на долгосрочное (5-7 лет и более) прогнозирование всей маркетинговой ситуации, начиная от платежеспособных потребностей (спроса) и кончая собственными возможностями фирмы в заданной перспективе. Комплексность означает, что отдельные маркетинговые действия (анализ потребностей, прогнозирование рынка, изучение товара, оценка своих возможностей и т.д.), взятые сами по себе, не способны обеспечить такого эффекта, который дает применение М. как системы. Только комплексный, программно-целевой по своему характеру подход позволяет разрабатывать действенные стратегии "прорыва" на внешние рынки с наиболее перспективными товарами, намечать "ударные" направления экспортной деятельности, осознанно концентрировать усилия фирмы на выбранных участках внешнеэкономической работы. Экономический смысл применения М. состоит в ускорении отдачи основных и оборотных средств, повышении мобильности производства и уровня конкурентоспособности товаров и их изготовителей, своевременном создании товаров и ускоренном их продвижении не просто на рынки, а на те из них, где может быть получен максимальный коммерческий эффект....


    ЛИЦЕНЗИОННАЯ ТОРГОВЛЯ 
    • реализация на возмездной основе результатов научно-технических и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в виде продажи лицензий и ноу-хау на внутреннем и мировом рынках. Причины быстрого роста Л.т., формирования мирового рынка научно-технической мысли состоят прежде всего в огромном значении, которое приобрели в условиях научно-технической революции (НТР) научно-технического знания для развития производства. Объективно идет процесс углубления международного разделения труда в сфере НИОКР, а Л.т. представляет собой международный обмен их результатами. Страны, не обладающие новейшими научно-техническими знаниями в тех отраслях производства, которые у них развиваются, заинтересованы в скорейшем получении этих знаний. С другой стороны, страны, добившиеся существенных результатов в научных исследованиях, заинтересованы в продаже лицензий с тем, чтобы покрыть свои затраты на НИОКР, которые сейчас достигают огромных размеров. Причина развития продажи лицензий состоит и в том, что владельцу патента часто экономически невыгодно использовать его самостоятельно, особенно это характерно для патента, зарегистрированного в иностранном государстве. Продажа лицензии позволяет получать доходы, не производя каких-либо дополнительных вложений капитала. Вместе с тем обладатели научных достижений стремятся к использованию своего преимущества для господства на рынке. При продаже лицензий обладатели научно-технических знаний добиваются от покупателя ограничения сферы их применения, оговорив это в лицензионных соглашениях. Продажа лицензий является одной из самых прибыльных внешнеэкономических операций. При относительно небольшом удельном весе лицензионных операций они дают около 7% всей прибыли, получаемой в международной торговле. Среди всех видов лицензионных сделок около половины приходится ныне на патентные лицензии с обязательством передачи покупателю технических знаний, опыта и секторов производства, около 25-30% - па лицензии, основанные на передаче лишь секретов производства. Объектами лицензионных сделок ныне стали также торговые марки, фирменные наименования, но они имеют меньшее значение, так как используются лишь в сфере обращения. Передача лицензий на безвозмездной основе в практике встречается весьма редко. Исключение составляет лишь практика безвозмездной передачи фирмами лицензий своим филиалам или дочерним компаниям. Безвозмездная передача лицензий независимым фирмам применяется лишь как средство расширения рынка сбыта своих товаров. В этих целях фирме, получающей лицензию без уплаты вознаграждения, вменяется в обязанность покупка у фирмы-лицензиара деталей, узлов или частей лицензируемого изделия. Усиление процесса интернационализации производства и капитала, приведшее в последнее десятилетие к образованию транснациональных корпораций, которые используют международную "торговлю" патентами и лицеизиями, с одной стороны, как орудие проникновения в новые сферы экономики других стран, а с другой - как средство скрытого перераспределения финансовых средств, в том числе перевода полученных прибылей под видом платежей за патенты и лицензии от своих филиалов и дочерних компаний в разных странах. В отдельные годы около 75% доходов США от экспорта лицензий составляют поступления от "родственных" фирм, т.е. дочерних предприятий американских транснациональных концернов. В последнее время в сфере международных лицензионных отношений усиливается роль западноевропейских корпораций. Они не только расширяют экспорт лицензий в США, но и используют свои филиалы в США в значительной степени как орудие проникновения в сферу научно-технических исследований и разработок с целью получения доступа к новой передовой технологии, что позволяет им укрепить свои позиции в конкурентной борьбе. Лицензии не только приносят прямые доходы, но и в современных условиях являются важной формой борьбы компаний за товарные рынки. Очень часто продажа лицензий зарубежной фирме является для фирмы-владельца (лицензиара) первым этапом освоения нового рынка. Не располагая капиталами и производственными возможностями для выпуска нового продукта в количествах, достаточных для выхода на рынки всех стран, фирма с помощью продажи лицензий фактически включает в процесс освоения продукта новые капиталы и новые производственные мощности, требует от лицензиата высокого качества продукции, выпускаемой по лицензии. Через некоторое время, когда ее собственные предприятия существенно увеличивают выпуск продукта, фирма-лицензиар сама выходит с ним на рынки других стран. При этом покупатели уже знакомы с данным продуктом. Фирмы, купившие лицензию, затратили средства на рекламу, потребители имели возможность непосредственно оценить свойства продукта. Возможности реализации этого продукта становятся более ясными. Продажа лицензий может и непосредственно способствовать расширению экспорта. Во многих лицензионных соглашениях лицензиар требует от лицензиата постоянной закупки определенных деталей, узлов или какого-либо сырья. Наконец, продажа лицензий может быть первым шагом к установлению контроля над зарубежной фирмой, особенно если лицензиатом является небольшая или даже средняя по размерам фирма. Уже тот факт, что фирма-лицензиар контролирует деятельность фирмылицензиата в отношении объемов продукции, суммы прибыли, технических условий производства, а также требует закупки определенных деталей, ставит последнюю в зависимое положение. В целях осуществления своего контроля над лицензиатом, лицензиар соглашается принимать, а иногда и требует в виде лицензионного вознаграждения акции фирмы-лицензиата. Вместе с тем большой экономический эффект приносят лицензионные операции и покупателям лицензии. Во многих случаях покупка лицензии оказывается дешевле, чем вложения в собственные научные разработки того или иного производственного процесса. К тому же приобретение лицензии позволяет выиграть время, что ныне стало важным фактором в конкурентной борьбе, так как в условиях научно-технической революции происходит быстрое моральное старение товаров и технологических процессов их производства. Например, покупка лицензий за границей, которая широко применялась в послевоенные годы японскими компаниями, позволила им ускорить темпы научно-технического прогресса, высокими темпами поднимать производительность труда, снижать издержки производства и способствовать быстрому выдвижению Японии на мировых рынках. Однако страна не может ориентироваться только на импорт научно-технических знаний. Такое положение означало бы для нее фактически постоянное отставание в этой области от других стран. Так, широко используя для своего развития импорт лицензий, Япония, например, уже с середины 60-х гг. стала испытывать трудности из-за отсутствия собственного мощного научно-технического потенциала, что заставило правящие круги Японии взять курс на развитие собственных научных исследований....


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь