RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ 
    • орган самоуправления, создаваемый в коллегиях адвокатов (см.: Адвокат. Адвокатура с целью оказания содействия адвокатам в осуществлении ими своих повседневных обязанностей. Он обеспечивает адвокатов необходимым помещением для деловых встреч с лицами, которым оказывается помощь, законодательством и иным правовым материалом, услугами вспомогательного характера и т. д. Возглавляет Ю. к. заведующий, на которого возлагается множество обязанностей: заключение соглашений с лицами, обращающимися за юридической помощью; распределение нагрузки адвокатов; содействие надлежащему уровню оказываемой помощи; решение вопросов аренды служебного помещения и приобретения необходимого инвентаря, законодательных материалов и иной юридической литературы и т. д. (К. Г.)...


    ВЕРХОВЕНСТВО 
    • термин, применяемый в конституционном праве в нескольких значениях: 1) В. закона, т. е. более высокая юридическая сила акта, имеющего форму закона, по сравнению с другими нормативными правовыми актами, а в федеративном государстве - более высокая юридическая сила закона федерации перед законом субъекта федерации; 2) территориальное В. - невозможность изменения территории государства или территории субъекта федерации без его согласия. В Конституции РФ оба аспекта В. отражены в ст. 4, согласно которой суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Конституция РФ и федеральные законы имеют В. на всей территории РФ. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. (С. А.)...


    ОБЯЗАННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКАЯ 
    • необходимость определенного поведения, закрепленная правовой нормой. (С. А.)...


    ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА 
    • категория, связанная с положением нормативно-правовых актов в иерархии таких актов, а также их действием и значением для тех или иных общественных объединений. Ю. с. закона или любого иного нормативно-правового акта определяется положением органа, издавшего тот или иной акт, в общей системе правотворческих органов, его компетенцией и, соответственно, характером самих актов. (М. М.)...


    АДВОКАТУРА 
    • добровольная общественная организация, создаваемая в установленном законом порядке для выполнения важной конституционной функции (см.: ст. 48 Конституции РФ) - оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе для защиты лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Организационно А. представляет собой совокупность образований, именуемых коллегиями адвокатов. До недавнего времени они создавались по одной в каждом субъекте РФ. В последние годы обнаружилась тенденция учреждения так называемых параллельных коллегий адвокатов, которые действуют одновременно с традиционными, выполняя по сути те же функции либо специализируясь в конкретных областях правоприменения. По закону создание коллегии адвокатов должно происходить по установленной процедуре: группа граждан-учредителей, отвечающих требованиям, которые предъявляются к адвокатам, обращается в Министерство юстиции РФ с ходатайством, которое рассматривается в Министерстве и в случае согласия направляется администрации соответствующего субъекта РФ для утверждения и регистрации вновь образованной коллегии. Органами самоуправления в коллегиях являются общие собрания (конференции), избираемые ими президиумы и их председатели, ревизионные комиссии, а также юридические консультации. Общее собрание (конференция) созывается не реже одного раза в год, Это - высший орган самоуправления коллегии. Он принимает решения по наиболее важным вопросам ее организации и деятельности. К ним относятся, например, вопросы избрания президиума и ревизионной комиссии, установления сметы расходов коллегии, утверждения отчетов президиума и ревизионной комиссии, определения порядка оплаты труда адвокатов, контроля за законностью и обоснованностью решений президиума. Основную организационную работу выполняет президиум, в состав которого избираются члены данной коллегии адвокатов. Круг его полномочий обширен. Он созывает общие собрания (конференции), принимает в члены коллегии и в состав стажеров, организует юридические консультации и назначает их заведующих. Контролирует качество работы адвокатов, обеспечивает их методической помощью и правовыми материалами, необходимыми для профессиональной деятельности, проверяет соблюдение порядка оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами, принимает решения по фактам недостойного поведения адвокатов и применяет меры дисциплинарного воздействия к провинившимся, представляет коллегию в центральных и местных органах государственной власти и т. д. Председатель президиума коллегии адвокатов избирается на заседаниях президиума из числа его членов либо непосредственно на собраниях (конференциях) тайным голосованием на альтернативной основе. Его функции - организация текущей работы президиума; внесение на его рассмотрение вопросов о приеме в коллегию новых членов, о допуске желающих к стажировке, о наложении дисциплинарных взысканий или об отчислении из коллегии; председательствование на заседаниях президиума и ряд других. Ревизионная комиссия - избираемый общим собранием (конференцией) из числа адвокатов орган, основное назначение которого состоит в осуществлении контроля за правильным ведением финансово-хозяйственной деятельности президиумом и юридическими консультациями. Юридические консультации создаются в районах, городах и иных населенных пунктах для содействия адвокатам в успешном осуществлении их профессионального долга (см.: юридическая консультация). Финансовые средства коллегий образуются главным образом за счет отчислений из гонораров, получаемых адвокатами за оказание юридической помощи. Размер отчислений устанавливается общими собраниями (конференциями) коллегий. Современная российская А. - продукт многолетней эволюции и неоднократных потрясений, периодов процветания, прозябания и даже полного упразднения. Ее родоначальницей была присяжная адвокатура, учрежденная в 1864 г. (К. Г.)...


    СУДЕБНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ 
    • решение суда по конкретному делу, которое служит образцом для принятия в будущем решений по другим делам, возникшим в связи с аналогичными фактическими обстоятельствами. В российской правовой системе С. п. не может использоваться в качестве юридического основания для принятия решения по конкретному делу даже в тех случаях, когда "автором" С. п. является вышестоящий суд. К ссылкам на С. п. обычно прибегают при истолковании конкретных правовых норм. Значительно выше авторитет у С. п. в странах с англосаксонской правовой системой (Англия, США, Канада, Австралия и др.), где он является одним из главных источников неписаного права, составляющего основную часть системы такого рода. В некоторых странах при определенных обстоятельствах С. п. может быть придана большая юридическая сила, чем закону. (К. Г.)...


    ПРЕЦЕДЕНТ 
    • решение судебного органа по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении аналогичных дел. Существует два вида П.: судебный (решение, принимаемое по гражданским и уголовным делам) и административный (решение, принимаемое административными органами или административными судами). Наиболее распространенной формой права является судебный П. П. как источник права известен с древнейших времен. В Древнем Риме в качестве П. выступали устные заявления (эдикты) или решения по конкретным вопросам преторов и других магистратов. П. как источник права широко использовался также в средние века. В настоящее время используется как один из основных источников права в правовых системах Австралии, Великобритании, Канады, США. В дореволюционной России отношение к П. было неоднозначным: одни юристы признавали его в качестве дополнительной, вспомогательной по отношению к закону формы права, другие - отрицали. Впоследствии отечественная юридическая наука не признавала П. в качестве самостоятельной формы (источника права).(М. М.)...


    ЗАКОННОСТЬ 
    • один из универсальных общеправовых принципов, основным содержанием которого является требование неуклонного соблюдения Конституции РФ, законов и соответствующих им правовых актов всеми государственными и негосударственными организациями, должностными и частными лицами. Наиболее авторитетная юридическая формулировка этого принципа содержится в ст. 4 и 15 Конституции РФ. В них закреплены основные исходные положения данного принципа: - верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ; - высшая юридическая сила Конституции РФ; - ее прямое действие и применение на всей территории РФ; - требование, чтобы ни один принимаемый в Российской Федерации закон или иной правовой акт не противоречил Конституции РФ; - обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений неуклонно соблюдать Конституцию РФ. Реализация принципа 3. должна обеспечиваться с помощью разнообразных средств, в том числе юридических. Одним из них является закрепленное в Конституции РФ положение о том, что все законы подлежат официальному опубликованию. В его основе лежит посылка, что 3. возможна в условиях, когда всем, кто должен исполнять, соблюдать законы, доступно их точное содержание. В отношении нормативных актов, в том числе подзаконных (приказы и инструкции министерств и ведомств и т. д.), в которых регламентируются права, свободы и обязанности человека и гражданина, установлены более жесткие требования: они не подлежат применению, если не были опубликованы официально для всеобщего сведения. Важным средством обеспечения 3. являются полномочия, которыми наделены суды. Конституционный Суд РФ вправе признать любой закон или иной нормативный акт, в том числе и федеральный, полностью или частично противоречащим Конституции РФ, и это влечет за собой признание соответствующего закона или иного нормативного акта полностью или частично не действующим. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды имеют право не применять закон либо любой иной нормативный акт, противоречащий Конституции РФ или федеральному закону. В таких случаях при рассмотрении конкретных судебных дел им надо руководствоваться непосредственно предписаниями Конституции РФ либо соответствующих законов. После принятия Конституции РФ 1993 г. существенно изменилась роль принципов и норм международного права в российской правовой системе: они стали ее составной частью. И те из них, которые зафиксированы в договорах РФ, наделены приоритетом по отношению к законам РФ. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом РФ, применяются правила международного договора. Этот момент обязательно следует учитывать при характеристике принципа законности. (К. Г.)...


    ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ 
    • содействие реализации прав и свобод человека и гражданина, законности в деятельности организаций. Статья 48 Конституции РФ предусматривает право каждого на получение квалифицированной Ю. п. В основе этого конституционного положения лежит высокоавторитетное признание сравнительно простого исходного положения: реализация прав и свобод человека и гражданина, правомерная деятельность организаций возможны в полной мере, когда они осуществляются со знанием дела, квалифицированно. Поскольку Ю. п. охватывает широкий круг действий (см.: Адвокат), ее могут оказывать квалифицированно хорошо подготовленные юристы. До недавнего времени она осуществлялась, как правило, на должном уровне адвокатами и юристами правовых (юрисконсультских) служб, создававшихся в государственных учреждениях различного уровня, на предприятиях и в общественных объединениях. Но в связи с развитием рыночных отношений и частного предпринимательства и как следствие - значительным ростом потребности в юридических услугах, в данную сферу все активнее вторгаются всевозможные коммерческие организации, производственные кооперативы, а иногда и просто отдельные лица, зарегистрировавшиеся в качестве частных предпринимателей. (К. Г.)...


    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКАЯ 
    • одна из форм или разновидностей общесоциальной ответственности (включающая также политическую, национальную, историческую, партийную и др.). В отечественной и зарубежной юридической литературе нет общего понятия, а тем более - единого определения юридической ответственности. Одними она определяется как "мера государственного принуждения, основанная на юридическом и общественном осуждении поведения правонарушителя и выражающаяся в установлении для него определенных отрицательных последствий в форме ограничений личного и имущественного порядка". Другими - как "регламентированное нормами права общественное отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение". О. ю. рассматривается также и как "применение к лицам, совершившим правонарушения, предусмотренных законом мер принуждения в установленном для этого процессуальном порядке". Несмотря на широкий спектр определений понятия "юридическая ответственность", отечественные и зарубежные авторы сходятся на том, что О. ю. в отличие от других видов ответственности всегда связана с государственным принуждением, с практическим применением установленных законом санкций к правонарушителю. О. ю. всегда влечет за собой не только общественное, но и государственно-правовое осуждение поведения лица, нарушившего закон. Она сопровождается наступлением отрицательных последствий для правонарушителя в виде ограничений личного или имущественного порядка. Наконец, в отличие от других видов ответственности О. ю. всегда выступает в форме общественного отношения между государством в лице уполномоченных на то органов (суд, прокуратура, полиция и др.) и правонарушителем. Государство при этом выступает в качестве управо-моченной стороны, а правонарушитель - обязанной. Для возникновения и осуществления на практике О. ю. требуются определенные, предусмотренные законом, основания и условия. Согласно российскому законодательству, основанием О. ю. является совершение правонарушения. Отсутствие в поведении лица хотя бы одного из признаков правонарушения вообще снимает вопрос об О. ю. Весьма важным также при решении вопроса о характере и степени О. ю. является наличие в действиях отдельного лица или группы лиц всего состава правонарушения, образующего единство таких его сторон, как объект, субъект, объективная и субъективная стороны правонарушения. Учет каждой из них позволяет избежать ошибки при установлении факта самого правонарушения, а также при определении меры ответственности за его совершение. Все действия участников правоотношения, возникающего в результате совершения правонарушения, строго регулируются законом и должны совершаться только в рамках закона. В особенности это касается действий по установлению виновности того или иного лица в совершении противоправных деяний, а также по определению характера и меры О. ю. за их совершение. По своему содержанию О. ю. проявляется в виде возложения на виновное лицо штрафных, карательных санкций за совершенное правонарушение либо в виде вменения ему в обязанность восстановления (где это возможно) незаконно нарушенных прав и ранее существовавших общественных отношений. Независимо от видов О. ю. должна реализовываться в строгом соответствии с установленными в рамках той или иной правовой системы принципами. Среди них общепризнанными являются принципы законности, обоснованности, справедливости, неотвратимости, целесообразности и недопустимости повторной или двойной (например, одновременно уголовной и административной) ответственности за совершение одного и того же правонарушения.(М. М.)...


    ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ 
    • совокупность производимых специально уполномоченными должностными лицами (следователями) в строгом соответствии с предписаниями уголовно-процессуального законодательства (см.: Уголовно-процвс-суальное право) действий, направленных на выявление и раскрытие преступлений (отличающихся, как правило, повышенной сложностью и опасностью), изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовку материалов по существу дела, необходимых для разрешения в суде. Закон требует, чтобы П. с. осуществлялось всесторонне, полно и объективно, чтобы в ходе его принимались все предусмотренные законом меры для выявления обстоятельств, как уличающих, так и оправдывающих обвиняемого, а также смягчающих и отягчающих его ответственность На лиц, расследующих уголовные дела, возложена также обязанность обеспечивать подозреваемому или обвиняемому возможность защищаться установленными законом средствами и способами, а также охрану их личных и имущественных прав. Юридическая доктрина и официальная практика одинаково отрицательно относятся как к оправдательному, так и обвинительному уклону при проведении П. с. Начальным моментом П. с.является принятие решения (вынесение постановления) о возбуждении уголовного дела, а завершающим -- составление обвинительного заключения и передача материалов дела надзирающему за следствием прокурору для направления их в суд. П. с. может быть приостановлено в случаях, предусмотренных законом (например, в связи с болезнью обвиняемого, из-за того, что он скрывается от органов следствия, и т. д.). Допускается и прекращение П. с. в случаях появления, к примеру, обстоятельств, препятствующих производству по уголовному делу (акт амнистии, недостижение обвиняемым возраста уголовной ответственности и т. д.); недоказанности участия обвиняемого в совершении преступления; психического расстройства, не дающего ему возможности правильно оценивать свои поступки и контролировать их. В ходе П. с. разрешено совершать лишь такие следственные действия, которые предусмотрены УПК, и с соблюдением того порядка, который предписывается этим Кодексом и иными правовыми актами, регламентирующими производство по уголовным делам (см.: Уголовно-процессуальное право.(К. Г.)...


    АДВОКАТ 
    • член добровольной самоуправляющейся негосударственной организации (адвокатуры), главной функцией которой является оказание юридической помощи, в том числе защита лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Статус российского адвоката могут приобрести граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее двух лет. Лица, не имеющие такого стажа работы, могут быть приняты в адвокаты после прохождения под руководством опытного адвоката стажировки, которая должна длиться от шести месяцев до одного года и обычно завершается проверкой профессиональных знаний и приобретенных практических навыков работы. Решение о принятии в коллегию адвокатов выносится коллегиально ее органом самоуправления - президиумом. Как член коллегии А. наделен рядом прав, дающих ему возможность принимать активное участие в работе органов самоуправления (избирать и быть избранным в них, обсуждать принимаемые ими решения и давать им оценку, контролировать правильность расходования денежных средств общего пользования и т. д.). Он также обладает обширными правами, реализация которых позволяет эффективно содействовать всем. кто обращается к нему за помощью, отстаивать свои права и свободы. Эти права четко определяются во многих законодательных актах, в том числе в Гражданском процессуальном кодексе. У голодно-процессуальном кодексе. Арбитражном процессуальном кодексе. Диапазон услуг, оказываемых А., широк и разнообразен: отыскание и разъяснение содержания необходимых законодательных актов, практики их применения, консультирование в связи с конкретными обстоятельствами, требующими юридического вмешательства; составление различного рода деловых бумаг (например, заявлений, ходатайств, проектов соглашений.): представительство в судах и иных государственных органах и т. д. Труд А. оплачивается, как правило, лицами и организациями, которым оказывается юридическая помощь, в размере, определяемом по соглашению, заключаемому с А. или юридической консультацией, в которой он работает. Большое значение в деятельности А. играют выработанные многолетней практикой правила адвокатской этики. Они дисциплинируют и обеспечивают надлежащее выполнение профессионального долга. Их грубые нарушения и факты неуважительного отношения к закону могут повлечь дисциплинарную ответственность (при определенных условиях - и имущественную) и даже отчисление из коллегии по решению ее президиума. (К. Г.)...


    ЗАЩИТА ОТ ОБВИНЕНИЯ В ПРЕСТУПЛЕН 
    • Конституция РФ (ст. 45, 48), другие законы дают широкую формулировку данного принципа. Они не просто провозглашают, что у лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, есть право на защиту, но и делают при этом акцент на гарантированность этого права. Статья 48 Конституции РФ, к примеру, предусматривает: "1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. 2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения". Столь широкое понимание рассматриваемого принципа опирается на признание трех исходных положений. Во-первых, положения о том, что обвиняемый (подозреваемый, подсудимый) должен быть наделен комплексом таких прав, реализация которых позволила бы ему самому эффективно защищать свои права и законные интересы. Именно на это ориентирует ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, где говорится, что "каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом". В этих целях лицам, привлекаемым к уголовной ответственности, предоставлен обширный круг прав: знать, в чем их обвиняют, давать показания и объяснения, знакомиться с доказательствами, обжаловать действия должностных лиц, ведущих расследование либо поддерживающих обвинение и т. д. Во-вторых, положения о праве обвиняемого пользоваться помощью защитника. Обвиняемый (подозреваемый, подсудимый) может пригласить защитника сам (а в некоторых случаях иметь назначенного). Пригласить защитника вправе также его родственники или иные лица. Такая возможность возникает с момента задержания подозреваемого, ареста или предъявления обвинения лицу, привлекаемому к уголовной ответственности. Защитнику, в качестве которого чаще всего выступает адвокат, закон тоже предоставляет широкий круг прав, позволяющих ему активно бороться за права и законные интересы подзащитного. В-третьих, положения о возложении на лиц, ведущих дознание, следователей, прокуроров и судей обязанности осуществлять действия, направленные на содействие защите подозреваемых, обвиняемых либо подсудимых. Защита последних не считается только их личным делом. Например, в соответствии со ст. 20 УПК названные должностные лица правоохранительных органов обязаны выявлять как уличающие и отягчающие ответственность обвиняемого обстоятельства, так и оправдывающие его либо смягчающие ответственность. На них возложено также разъяснение подозреваемому, обвиняемому или подсудимому его прав. Все названные и многие другие права и обязанности в совокупности призваны обеспечить право на защиту от обвинения в преступлении. (К. Г.)...


    ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 
    • одна из форм (или разновидностей) общесоциальной ответственности (включает также политическую, национальную, историческую, партийную и многие другие разновидности ответственности). В отечественной и зарубежной юридической литературе нет общепризнанного определения Ю. о. Нередко она определяется как "мера государственного принуждения, основанная на юридическом и общественном осуждении поведения правонарушителя и выражающаяся в установлении для него определенных отрицательных последствий в форме ограничений личного и имущественного порядка". Другие считают, что это - "регламентированное нормами права общественное отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение". Ю. о. рассматривается также как "применение к лицам, совершившим правонарушения, предусмотренных законом мер принуждения в установленном для этого процессуальном порядке". Вместе с тем общепризнано, что Ю. о. в отличие от других видов ответственности всегда связана с государственным принуждением, с практическим применением установленных законом санкций к правонарушителю. Ю. о. влечет за собой не только общественное, но и государственно-правовое осуждение поведения лица, нарушившего закон, сопровождается наступлением отрицательных последствий для правонарушителя в виде ограничений личного или имущественного порядка. Ю. о. всегда наступает в ф о р -ме общественного отношения, которое устанавливается между государством (в лице уполномоченных на то органов: суд, прокуратура, полиция и др.) и правонарушителем. Государство при этом выступает в качестве управомоченной, а правонарушитель - обязанной стороны. Для возникновения и осуществления Ю. о. на практике требуются определенные, предусмотренные законом основания и условия. Согласно российскому законодательству, основанием Ю. о. является совершение правонарушения. Отсутствие в поведении лица хотя бы одного из признаков правонарушения снимает вопрос о наступлении Ю. о. Весьма важным при решении вопроса о характере и степени Ю. о. является также наличие в действиях отдельного лица или группы лиц всего состава правонарушения, образующегося единством таких его сторон, как объект, субъект, объективная и субъективная стороны. Учет каждой из них позволяет избежать ошибок при установлении самого правонарушения, а также при определении меры ответственности за его совершение. По своему содержанию Ю. о. проявляется либо в виде возложения на виновное лицо штрафных, карательных санкций за совершенное правонарушение, либо в виде вменения ему в обязанность восстановления, где это возможно, незаконно нарушенных прав и ранее существовавших общественных отношений. В одних отраслях права (например, в уголовном или административном) основной акцент делается на штрафные, карательные санкции, в других (например, в гражданском или коммерческом) - на правовосстановительные санкции. Ю. о. реализуется в строгом соответствии с установленными в рамках той или иной правовой системы принципами. Среди них общепризнанными являются принципы законности, обоснованности, справедливости, неотвратимости, целесообразности и недопустимости повторной или двойной (например, одновременно уголовной и административной) ответственности за совершение одного и того же правонарушения. (М. М.)...


    ПРАВОВОЕ ОТНОШЕНИЕ 
    • урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, охраняемых и гарантируемых государством. Их характерные признаки и особенности: 1. П. о. представляет собой особую разновидность общественных отношений. Опосредствуя бесчисленные экономические, политические, социальные и иные общественные отношения, правоотношения служат юридической формой взаимодействия между участниками этих отношений. Урегулированные посредством норм права экономические, политические и другие общественные отношения не утрачивают своей природы и характера, не теряют своих изначальных свойств и особенностей данного типа отношений. Они лишь приобретают новый вид, новую форму общественных отношений, становятся правоотношениями. 2. П. о. складывается на основе правовых норм, в которых выражается и закрепляется государственная воля. Многие общественные отношения регламентируются с помощью норм, содержащихся в обычаях, традициях, актах различных общественных организаций, однако характер и форму правоотношений они могут приобрести только благодаря их регулированию посредством норм права. Это касается всех без исключения общественных отношений - семейных, трудовых, имущественных, личных и иных, независимо от их природы, характера, сферы возникновения и способа существования. 3. П. о. представляет собой такой вид общественных отношений, который складывается в результате сознательно-волевых действий их участников. Сознательно-волевой характер проявляется в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, П. о. возникает на основе норм, создаваемых по воле и желанию законодателя, и, во-вторых, содержащиеся в них государственно-правовые веления, а также заложенные в нормах права юридические права и обязанности осуществляются благодаря сознательно-волевым действиям лиц. 4. П. о. представляет собой многочисленные и многообразные связи их участников, осуществляемые посредством возлагаемых на них субъективных прав и юридических обязанностей. Наряду с совокупностью реальных действий, направленных на их использование и осуществление, они составляют содержание правоотношений. 5. Реализация любых П. о. гарантируется возможностью государственного принуждения. Разумеется, в подавляющем большинстве случаев требования норм права и содержание возникающих на их основе П. о. опираются на добровольное и сознательное поведение их участников. Однако в случае нарушения правовых предписаний не исключается применение государственного принуждения. Обладая общими родовыми признаками и чертами, П. о. в то же время подразделяются на виды. Существует несколько классификаций П. о. по различным основаниям. В зависимости от отраслевой принадлежности норм все П. о. подразделяют на административно-правовые, уго-ловно-правовые, гражданско-правовые, трудовые и др. В зависимости от количества участвующих в них сторон и характера распределения между ними прав и обязанностей различают односторонние,двусторонние и многосторонние П. о. Основная отличительная особенность односторонних П. о. заключается в том, что каждая из участвующих в них двух сторон несет по отношению друг к другу только права или только обязанности. Типичный пример односторонних П. о. - договор дарения, согласно которому у одной стороны имеется только субъективное право (требовать передачи подарка), а у другой - только обязанность (передать подарок). Характерным признаком двусторонних П. о. является наличие у каждой из двух участвующих в нем сторон и прав, и обязанностей по отношению друг к другу. Примером может служить договор подряда, найма, купли-продажи и др. В многосторонних П. о. участвуют три и более сторон, причем у каждой и права, и обязанности по отношению друг к другу. В таких П. о. каждому субъективному праву одной стороны соответствует субъективная юридическая обязанность другой. Примером многосторонних П. о. может служить любая гражданско-правовая сделка, в которой помимо двух основных сторон участвует третья сторона - посредник.(М. М.)...


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь