RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА 
    • закрепленная в Конституции РФ гарантия для граждан и принцип деятельности соответствующих государственных органов. Как говорится в ст. 54 Конституции, закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если же после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, новый закон применяется.(С. А.)...


    ВЕРХОВЕНСТВО 
    • термин, применяемый в конституционном праве в нескольких значениях: 1) В. закона, т. е. более высокая юридическая сила акта, имеющего форму закона, по сравнению с другими нормативными правовыми актами, а в федеративном государстве - более высокая юридическая сила закона федерации перед законом субъекта федерации; 2) территориальное В. - невозможность изменения территории государства или территории субъекта федерации без его согласия. В Конституции РФ оба аспекта В. отражены в ст. 4, согласно которой суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Конституция РФ и федеральные законы имеют В. на всей территории РФ. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. (С. А.)...


    ОБЯЗАННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКАЯ 
    • необходимость определенного поведения, закрепленная правовой нормой. (С. А.)...


    ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА 
    • категория, связанная с положением нормативно-правовых актов в иерархии таких актов, а также их действием и значением для тех или иных общественных объединений. Ю. с. закона или любого иного нормативно-правового акта определяется положением органа, издавшего тот или иной акт, в общей системе правотворческих органов, его компетенцией и, соответственно, характером самих актов. (М. М.)...


    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКАЯ 
    • одна из форм или разновидностей общесоциальной ответственности (включающая также политическую, национальную, историческую, партийную и др.). В отечественной и зарубежной юридической литературе нет общего понятия, а тем более - единого определения юридической ответственности. Одними она определяется как "мера государственного принуждения, основанная на юридическом и общественном осуждении поведения правонарушителя и выражающаяся в установлении для него определенных отрицательных последствий в форме ограничений личного и имущественного порядка". Другими - как "регламентированное нормами права общественное отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение". О. ю. рассматривается также и как "применение к лицам, совершившим правонарушения, предусмотренных законом мер принуждения в установленном для этого процессуальном порядке". Несмотря на широкий спектр определений понятия "юридическая ответственность", отечественные и зарубежные авторы сходятся на том, что О. ю. в отличие от других видов ответственности всегда связана с государственным принуждением, с практическим применением установленных законом санкций к правонарушителю. О. ю. всегда влечет за собой не только общественное, но и государственно-правовое осуждение поведения лица, нарушившего закон. Она сопровождается наступлением отрицательных последствий для правонарушителя в виде ограничений личного или имущественного порядка. Наконец, в отличие от других видов ответственности О. ю. всегда выступает в форме общественного отношения между государством в лице уполномоченных на то органов (суд, прокуратура, полиция и др.) и правонарушителем. Государство при этом выступает в качестве управо-моченной стороны, а правонарушитель - обязанной. Для возникновения и осуществления на практике О. ю. требуются определенные, предусмотренные законом, основания и условия. Согласно российскому законодательству, основанием О. ю. является совершение правонарушения. Отсутствие в поведении лица хотя бы одного из признаков правонарушения вообще снимает вопрос об О. ю. Весьма важным также при решении вопроса о характере и степени О. ю. является наличие в действиях отдельного лица или группы лиц всего состава правонарушения, образующего единство таких его сторон, как объект, субъект, объективная и субъективная стороны правонарушения. Учет каждой из них позволяет избежать ошибки при установлении факта самого правонарушения, а также при определении меры ответственности за его совершение. Все действия участников правоотношения, возникающего в результате совершения правонарушения, строго регулируются законом и должны совершаться только в рамках закона. В особенности это касается действий по установлению виновности того или иного лица в совершении противоправных деяний, а также по определению характера и меры О. ю. за их совершение. По своему содержанию О. ю. проявляется в виде возложения на виновное лицо штрафных, карательных санкций за совершенное правонарушение либо в виде вменения ему в обязанность восстановления (где это возможно) незаконно нарушенных прав и ранее существовавших общественных отношений. Независимо от видов О. ю. должна реализовываться в строгом соответствии с установленными в рамках той или иной правовой системы принципами. Среди них общепризнанными являются принципы законности, обоснованности, справедливости, неотвратимости, целесообразности и недопустимости повторной или двойной (например, одновременно уголовной и административной) ответственности за совершение одного и того же правонарушения.(М. М.)...


    НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ 
    • основной федеральный закон, который должен установить систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов. 31 июля 1998 г. принята, пока что лишь Часть первая НК, содержащая семь разделов: - Общие положения: - Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях; - Налоговые органы. Органы налоговой полиции. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов налоговой полиции и их должностных лиц; - Общие правила по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов; - Налоговая отчетность и налоговый контроль; - Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение; - Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц.(К. Г.)...


    УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ 
    • федеральный закон, устанавливающий основания и принципы уголовной ответственности, определяющий, какие деяния опасные для личности, общества или государства признаются преступными, и устанавливающий виды наказания и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступления. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК РФ. Принят 13 июня 1996 г., введен в действие с 1 января 1997 г. Структура: уголовный закон; преступление; наказание; освобождение от уголовной ответственности и от наказания; уголовная ответственность несовершеннолетних; принудительные меры медицинского характера; преступления против личности; преступления в сфере экономики; преступления против общественной безопасности и общественного порядка; преступления против государственной власти; преступления против военной службы; преступления против мира и безопасности человечества. (К. Г.)...


    ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО 
    • понятие, более характерное для международного права (поэтому правильнее - международное гуманитарное право"), однако учитываемое и в конституционном праве многих государств. В международном праве понятием "международное Г. п." охватываются пакты, конвенции, много- и двусторонние документы государств, касающиеся статуса и защиты прав и свобод человека и гражданина, включая и международно-правовую ответственность в данной области. Наиболее характерные подразделения внутри международного Г. п.: международные документы по правам человека и гражданина (о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах, о правах ребенка, о статусе беженцев, пресечении геноцида, апартеида, пыток и т.д.); международное Г. п., применяемое в период вооруженных конфликтов (обращение с военнопленными, защита гражданского населения и раненых, применение тех или иных видов оружия, судьба культурных ценностей и др.); ответственность за преступления против мира и человечности. (С. А.)...


    ЗАЩИТА ОТ ОБВИНЕНИЯ В ПРЕСТУПЛЕН 
    • Конституция РФ (ст. 45, 48), другие законы дают широкую формулировку данного принципа. Они не просто провозглашают, что у лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, есть право на защиту, но и делают при этом акцент на гарантированность этого права. Статья 48 Конституции РФ, к примеру, предусматривает: "1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. 2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения". Столь широкое понимание рассматриваемого принципа опирается на признание трех исходных положений. Во-первых, положения о том, что обвиняемый (подозреваемый, подсудимый) должен быть наделен комплексом таких прав, реализация которых позволила бы ему самому эффективно защищать свои права и законные интересы. Именно на это ориентирует ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, где говорится, что "каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом". В этих целях лицам, привлекаемым к уголовной ответственности, предоставлен обширный круг прав: знать, в чем их обвиняют, давать показания и объяснения, знакомиться с доказательствами, обжаловать действия должностных лиц, ведущих расследование либо поддерживающих обвинение и т. д. Во-вторых, положения о праве обвиняемого пользоваться помощью защитника. Обвиняемый (подозреваемый, подсудимый) может пригласить защитника сам (а в некоторых случаях иметь назначенного). Пригласить защитника вправе также его родственники или иные лица. Такая возможность возникает с момента задержания подозреваемого, ареста или предъявления обвинения лицу, привлекаемому к уголовной ответственности. Защитнику, в качестве которого чаще всего выступает адвокат, закон тоже предоставляет широкий круг прав, позволяющих ему активно бороться за права и законные интересы подзащитного. В-третьих, положения о возложении на лиц, ведущих дознание, следователей, прокуроров и судей обязанности осуществлять действия, направленные на содействие защите подозреваемых, обвиняемых либо подсудимых. Защита последних не считается только их личным делом. Например, в соответствии со ст. 20 УПК названные должностные лица правоохранительных органов обязаны выявлять как уличающие и отягчающие ответственность обвиняемого обстоятельства, так и оправдывающие его либо смягчающие ответственность. На них возложено также разъяснение подозреваемому, обвиняемому или подсудимому его прав. Все названные и многие другие права и обязанности в совокупности призваны обеспечить право на защиту от обвинения в преступлении. (К. Г.)...


    ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ 
    • совокупность производимых специально уполномоченными должностными лицами (следователями) в строгом соответствии с предписаниями уголовно-процессуального законодательства (см.: Уголовно-процвс-суальное право) действий, направленных на выявление и раскрытие преступлений (отличающихся, как правило, повышенной сложностью и опасностью), изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовку материалов по существу дела, необходимых для разрешения в суде. Закон требует, чтобы П. с. осуществлялось всесторонне, полно и объективно, чтобы в ходе его принимались все предусмотренные законом меры для выявления обстоятельств, как уличающих, так и оправдывающих обвиняемого, а также смягчающих и отягчающих его ответственность На лиц, расследующих уголовные дела, возложена также обязанность обеспечивать подозреваемому или обвиняемому возможность защищаться установленными законом средствами и способами, а также охрану их личных и имущественных прав. Юридическая доктрина и официальная практика одинаково отрицательно относятся как к оправдательному, так и обвинительному уклону при проведении П. с. Начальным моментом П. с.является принятие решения (вынесение постановления) о возбуждении уголовного дела, а завершающим -- составление обвинительного заключения и передача материалов дела надзирающему за следствием прокурору для направления их в суд. П. с. может быть приостановлено в случаях, предусмотренных законом (например, в связи с болезнью обвиняемого, из-за того, что он скрывается от органов следствия, и т. д.). Допускается и прекращение П. с. в случаях появления, к примеру, обстоятельств, препятствующих производству по уголовному делу (акт амнистии, недостижение обвиняемым возраста уголовной ответственности и т. д.); недоказанности участия обвиняемого в совершении преступления; психического расстройства, не дающего ему возможности правильно оценивать свои поступки и контролировать их. В ходе П. с. разрешено совершать лишь такие следственные действия, которые предусмотрены УПК, и с соблюдением того порядка, который предписывается этим Кодексом и иными правовыми актами, регламентирующими производство по уголовным делам (см.: Уголовно-процессуальное право.(К. Г.)...


    ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ 
    • орган самоуправления, создаваемый в коллегиях адвокатов (см.: Адвокат. Адвокатура с целью оказания содействия адвокатам в осуществлении ими своих повседневных обязанностей. Он обеспечивает адвокатов необходимым помещением для деловых встреч с лицами, которым оказывается помощь, законодательством и иным правовым материалом, услугами вспомогательного характера и т. д. Возглавляет Ю. к. заведующий, на которого возлагается множество обязанностей: заключение соглашений с лицами, обращающимися за юридической помощью; распределение нагрузки адвокатов; содействие надлежащему уровню оказываемой помощи; решение вопросов аренды служебного помещения и приобретения необходимого инвентаря, законодательных материалов и иной юридической литературы и т. д. (К. Г.)...


    СУДЕБНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ 
    • решение суда по конкретному делу, которое служит образцом для принятия в будущем решений по другим делам, возникшим в связи с аналогичными фактическими обстоятельствами. В российской правовой системе С. п. не может использоваться в качестве юридического основания для принятия решения по конкретному делу даже в тех случаях, когда "автором" С. п. является вышестоящий суд. К ссылкам на С. п. обычно прибегают при истолковании конкретных правовых норм. Значительно выше авторитет у С. п. в странах с англосаксонской правовой системой (Англия, США, Канада, Австралия и др.), где он является одним из главных источников неписаного права, составляющего основную часть системы такого рода. В некоторых странах при определенных обстоятельствах С. п. может быть придана большая юридическая сила, чем закону. (К. Г.)...


    АДВОКАТ 
    • член добровольной самоуправляющейся негосударственной организации (адвокатуры), главной функцией которой является оказание юридической помощи, в том числе защита лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Статус российского адвоката могут приобрести граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее двух лет. Лица, не имеющие такого стажа работы, могут быть приняты в адвокаты после прохождения под руководством опытного адвоката стажировки, которая должна длиться от шести месяцев до одного года и обычно завершается проверкой профессиональных знаний и приобретенных практических навыков работы. Решение о принятии в коллегию адвокатов выносится коллегиально ее органом самоуправления - президиумом. Как член коллегии А. наделен рядом прав, дающих ему возможность принимать активное участие в работе органов самоуправления (избирать и быть избранным в них, обсуждать принимаемые ими решения и давать им оценку, контролировать правильность расходования денежных средств общего пользования и т. д.). Он также обладает обширными правами, реализация которых позволяет эффективно содействовать всем. кто обращается к нему за помощью, отстаивать свои права и свободы. Эти права четко определяются во многих законодательных актах, в том числе в Гражданском процессуальном кодексе. У голодно-процессуальном кодексе. Арбитражном процессуальном кодексе. Диапазон услуг, оказываемых А., широк и разнообразен: отыскание и разъяснение содержания необходимых законодательных актов, практики их применения, консультирование в связи с конкретными обстоятельствами, требующими юридического вмешательства; составление различного рода деловых бумаг (например, заявлений, ходатайств, проектов соглашений.): представительство в судах и иных государственных органах и т. д. Труд А. оплачивается, как правило, лицами и организациями, которым оказывается юридическая помощь, в размере, определяемом по соглашению, заключаемому с А. или юридической консультацией, в которой он работает. Большое значение в деятельности А. играют выработанные многолетней практикой правила адвокатской этики. Они дисциплинируют и обеспечивают надлежащее выполнение профессионального долга. Их грубые нарушения и факты неуважительного отношения к закону могут повлечь дисциплинарную ответственность (при определенных условиях - и имущественную) и даже отчисление из коллегии по решению ее президиума. (К. Г.)...


    ПРЕЦЕДЕНТ 
    • решение судебного органа по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении аналогичных дел. Существует два вида П.: судебный (решение, принимаемое по гражданским и уголовным делам) и административный (решение, принимаемое административными органами или административными судами). Наиболее распространенной формой права является судебный П. П. как источник права известен с древнейших времен. В Древнем Риме в качестве П. выступали устные заявления (эдикты) или решения по конкретным вопросам преторов и других магистратов. П. как источник права широко использовался также в средние века. В настоящее время используется как один из основных источников права в правовых системах Австралии, Великобритании, Канады, США. В дореволюционной России отношение к П. было неоднозначным: одни юристы признавали его в качестве дополнительной, вспомогательной по отношению к закону формы права, другие - отрицали. Впоследствии отечественная юридическая наука не признавала П. в качестве самостоятельной формы (источника права).(М. М.)...


    КОДЕКС РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ 
    • основной федеральный закон, регламентирующий условия и порядок привлечения к административной ответственности за соответствующие правонарушения. Принят 20 июня 1984 г., введен в действие с 1 января 1985 г. Многократно изменялся и дополнялся. Основные разделы КоАП РСФСР: общие положения; административное правонарушение и административная ответственность; органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях; производство по делам об административных правонарушениях; исполнение постановлении о наложении административных взысканий (см.: Административный арест). (К. Г.)...


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь