Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
ЮСУПОВ Акрам Мамедович
|
- ЮСУПОВ Акрам Мамедович (1905-75) , узбекский артист цирка, клоун, народный артист Узбекистана (1961). В цирке с 8 лет. Был комиком-канатоходцем в номере Ташкенбаевых. Развивал традиции узбекских народных комиков - кызыкчи....
|
АЙЛИСЛИ Акрам
|
- АЙЛИСЛИ Акрам (наст . фам. и имя Наибов-Айлисли Акрам Наджаф оглы) (р. 1937), азербайджанский писатель. Сборники рассказов ("С сердцем не шути", 1973, и др.). Цикл повестей "Люди и деревья" (1966-68) о жизни азербайджанского села во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. Переводы....
|
ЮСУПОВ Ибрагим
|
- ЮСУПОВ Ибрагим (р . 1929), каракалпакский поэт, народный поэт Каракалпакии (1974). Сборники лирических стихов и поэм, посвященных современности: "Семь перевалов" (1962), "Течение века" (1968), "Тумарис" и др. поэмы (1974), "Розы и полынь" (1981). Пьесы, рассказы, литературная критика, переводы....
|
ЮСУПОВ Эркин Юсупович
|
- ЮСУПОВ Эркин Юсупович (р . 1929), философ, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1987), академик (1979) АН Узбекистана (с 1979). Труды по проблемам социализма....
|
ШУКРУЛЛО
|
- ШУКРУЛЛО (наст . имя и фам. Шукрулло Юсупов) (р. 1921), узбекский поэт, народный поэт Узбекистана (1981). Поэмы "Россия" (1957), "Рассвет 26-го" (1967). Сборник стихов и поэм "Лети, беркут!" (1978), "Твои мечты" (1980). Пьесы. Книга эссе "Сундук с драгоценными камнями" (1977)....
|
МУХИНА Вера Игнатьевна
|
- МУХИНА Вера Игнатьевна (1889-1953) , российский скульптор, народный художник СССР (1943), действительный член АХ СССР (1947). Ранние произведения романтически приподняты, лаконичны, обобщены по формам ("Пламя революции", 1922-23), в 30-х гг. - символические (символы нового общественного строя) произведения ("Рабочий и колхозница", 1937), в годы Великой Отечественной войны - сурово-правдивые образы воинов ("Б. А. Юсупов", 1942). Оформляла выставки и театральные спектакли, проекты одежды и рисунки для тканей, изделий из фарфора и стекла. Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946, 1951, 1952)....
|
БОТВИННИК Михаил Моисеевич
|
- БОТВИННИК Михаил Моисеевич (1911-95) , российский шахматист, гроссмейстер СССР (1935) и международный гроссмейстер (1950), заслуженный мастер спорта (1945), доктор технических наук (1951), заслуженный деятель науки и техники России (1991). 6-й чемпион мира (1948-57, 1958-60, 1961-63), СССР (7 раз в 1931-52). Книги: "Полвека в шахматах" (1978), "От шахматиста - к машине" (1979) и др.БОТВИННИК Михаил Моисеевич [17 (30) августа 1911, Куоккала, ныне Репино, Ленинградская обл. - 5 мая 1995, Москва], российский шахматист. 6-й в истории шахмат чемпион мира (1948-57, 1958-60, 1961-63). Международный гроссмейстер (1950), заслуженный мастер спорта (1945). 7-кратный чемпион СССР (1931-1952). Заслуженный работник культуры РСФСР (1971). Доктор технических наук, профессор. Первые успехи Научился играть в шахматы в 12 лет и уже через два года имел первый разряд. Победа над чемпионом мира Х. Р. Капабланкой в сеансе одновременной игры (1925, Ленинград) принесла ему первую известность и придала уверенность в своих силах. В 16 лет самый молодой мастер спорта в стране успешно дебютировал в чемпионате СССР, поделив 5-6-е места среди 21 участника. В 1928-1932 учился в Политехническом институте. В нач. 1930-х стал одним из сильнейших шахматистов страны после побед на чемпионатах СССР (1931,1933) и Ленинграда (1931-1932). В 1933 сыграл вничью (3:3) матч с С. Флором, гроссмейстером из Чехословакии, впоследствии жившим в СССР. В 1935 женился на Гаянэ Ананевой - балерине Мариинского театра, ставшей верной спутницей жизни. Практик и аналитик В 1935-36, после успешного выступления в трех крупных международных турнирах, заняв 1-е и 2-е места в Москве (1935) и Ноттингеме (1936) и 2-е место в Москве (1936), стал одним из претендентов на мировое первенство и достиг договоренности играть матч с А. Алехиным, который отмечал у молодого соперника, помимо большого таланта, необходимые для успеха "бесстрашие, выдержку, точное чутье". Из-за начавшейся войны матч не состоялся. Много времени уделял аналитической работе над шахматами, разработал и опубликовал (1939) специальную методику подготовки к соревнованиям, ставшую руководством для нескольких поколений отечественных шахматистов. Стиль его игры претерпел эволюцию от комбинированного к универсальному. Внес ценный вклад в развитие дебютной теории, введя в практику новые продолжения в английском начале, славянской и голландской защитах и ряде других дебютов. Будущий чемпион мира по шахматам во время войны работал в Перми инженером как специалист по высоковольтной изоляции. В 1945 возглавлял сборную СССР в историческом радиоматче с командой США, в котором советские шахматисты победили 15,5:4,5 (Ботвинник выиграл на первой доске у чемпиона США А. Денкера со счетом 2:0). После внезапной смерти Алехина (1946) стал основным претендентом на звание чемпиона мира. Выиграл крупные турниры в Гронингене (1946) и Москве (1947). Победив в матче-турнире на первенство мира (1948), стал шестым в истории шахмат чемпионом мира, опередив второго призера на три очка. В 1951-63 сыграл 7 матчей на первенство мира - два вничью 12:12 (с Д. Бронштейном, 1951 и В. Смысловым, 1954), три проиграл (В. Смыслову, 1957 - 9,5:12,5; М. Талю, 1960 - 8,5:12,5 и Т. Петросяну, 1963 - 9,5:12,5) и выиграл два матча-реванша (у Смыслова, 1958 - 12,5:10,5 и Таля, 1961 - 13:8), стал единственным шахматистом, дважды возвратившим звание чемпиона. Его слова "один матч на первенство мира отнимает два года жизни" нередко повторяли последующие чемпионы. Научная и педагогическая деятельность Успешно совмещал шахматную деятельность с научной работой в области электроники, став автором ряда изобретений, запатентованных в различных странах мира. В 1951 защитил докторскую диссертацию на тему: "Регулирование возбуждения и статическая устойчивость синхронной машины". С нач. 1970-х гг. работал над созданием искусственного шахматного мастера - компьютерной программы "Пионер". В течение многих лет руководил юношеской шахматной школой, в которой занимались будущие чемпионы мира А. Карпов и Г. Каспаров, известные международные гроссмейстеры А. Соколов, А. Юсупов, Е. Ахмыловская-Дональдсон, Н. Иоселиани и др. гроссмейстеры и мастера. Около 30 лет возглавлял общество дружбы "CCCР - Нидерланды". Всего сыграл в турнирах и матчах 1202 партии, в которых одержал 610 побед и сделал 453 ничьих (набрал около 70% очков). Сочинения:Советская шахматная школа. М., 1951.Три матча А. Карпова. М., 1975.Полвека в шахматах. М., 1979.Аналитические и критические работы. М., 1984-87. Т. 1-4.Литература:Левин К. М. Ботвинник. М., 1951.Шахматное творчество Ботвинника / Сост. В. Д. Батуринский. М., 1965-68. Т. 1-3.В. И. Линдер...
|
СЕРОВ Валентин Александрович
|
- СЕРОВ Валентин Александрович [7 (19) января 1865 , Петербург - 22 ноября (5 декабря) 1911, Москва], российский художник. Его творчество виртуозно и артистично выразило практически все важнейшие устремления русской живописи и графики (прежде всего тенденцию к импрессионизму и модерну) накануне авангарда.Родился в семье композитора А. Н. Серова и пианистки В. С. Серовой (урожденной Бергман). В 1874-75 и 1878-82 брал частные уроки у И. Е. Репина, в 1880-85 посещал занятия в Академии художеств, где его главным наставником был П. П. Чистяков. Очень важны были и уроки современной западноевропейской, в т. ч. французской и немецкой живописи, а также искусства Возрождения и барокко (в частности, живописи Д. Веласкеса).Жил в Петербурге и Москве. Много путешествовал по России и Западной Европе, в 1907 посетил Грецию. Не раз жил и работал в Абрамцеве и Домотканове (Тверская область). Был членом Товарищества передвижных художественных выставок и объединения "Мир искусства".Начало творчестваПервые значительные произведения Серова ("Девочка с персиками", 1887; "Девушка, освещенная солнцем", 1888; обе - Третьяковская галерея) явились новым этапом истории русского искусства. Он добился поставленной цели - чувства "свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах" (как он позднее рассказывал И. Э. Грабарю), воплотив в этих образах юности, света, радости принципы импрессионизма, - причем с беспрецедентной для национальной традиции последовательностью и полнотой. Серов быстро выдвинулся в ряд лучших портретистов России, проницательно заостряя самые характерные черты модели и добиваясь предельной живости световоздушной и цветовой среды. Таковы "А. Мазини" (1890), "К. А. Коровин" (1891), "Ф. Таманьо" (1891), "Н. С. Лесков" (1894; все - там же) - люди искусства, чей творческий пыл как бы вступает в увлеченный, страстный диалог со свободным размахом серовской кисти. Свобода самовыражения, неразличимо сливаясь с правдой образа, достигает особой непринужденности в женских и детских портретах ("Н. Я. Дервиз с ребенком", 1888-89; "Мика Морозов", 1901; оба - Третьяковская галерея)."Деревенские" картиныОсобую главу составляют произведения "деревенского Серова" - этюды и картины с сельским пейзажем и жанром ("Заросший пруд. Домотканово", 1888; "Октябрь. Домотканово", 1895; обе - там же; "Зимой", 1898, Русский музей; "В деревне. Баба с лошадью", 1898; "Стригуны на водопое. Домотканово", 1904; обе - Третьяковская галерея). Тончайшее мастерство, растущее с годами, органически сочетается тут с простотой мотива, тоже возрастающей, так что в итоге скромные, серенькие будни природы и человека оказываются воплощением Искусства как такового, причем самой чистой пробы. Многие лучшие сельские картины-этюды Серова выполнены акварелью, гуашью, пастелью. От живописи мастер естественно и легко обращается к снайперски меткому в постижении натуры рисунку как самостоятельному виду творчества. Эта самоценность рисунка в искусстве Серова особенно четко наметилась с 1895, когда он, получив заказ на иллюстрирование басен И. А. Крылова, начинает работать в зоопарке, создавая замечательные зарисовки животных.ПортретыНа рубеже веков Серов становится лучшим русским мастером светского и придворного портрета. Изысканная элегантность цвета и пластики замечательно передают в этих образах ("Великий князь Павел Александрович", 1897, Третьяковская галерея; "Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон, впоследствии князь Юсупов", 1903, Русский музей) блеск и гордую замкнутость этого аристократического мира. В 1900 он пишет портрет Николая II (сохранился авторский вариант того же года - Третьяковская галерея); самодержец, одетый в тужурку Преображенского полка, представлен тут скромно, почти по-домашнему, без пышных аксессуаров), который обычно считается лучшим изображением последнего русского императора.Желание писать "только отрадное" (о чем сам художник свидетельствует в письме своей невесте О. Ф. Трубниковой, 1887) с годами все более противоречит нервной реакции на возрастающую политическую нестабильность - в особенности в годы революции и контрреволюции 1905-07, когда Серова мучительно гнетет "тупая мгла" "российского кошмара" (из письма О. Ф. Серовой, 1907). Эти чувства выплескиваются в антимонархических карикатурах 1905 года (рисунок "1905 год. После усмирения" - Третьяковская галерея, темпера "Солдатушки, бравы ребятушки..." - Русский музей). Но, отвлекаясь от ужасов современности, он создает жизнеутверждающие, при всей их иронии и драматизме, образы родной истории. С 1899 Серов работал над иллюстрациями к книгам о русском прошлом, которые превратились в самостоятельный цикл, где центральное место заняла фигура Петра I, запечатленная удивительно остро и экспрессивно (темпера "Петр I", 1907, Третьяковская галерея).В 1900-е гг. мастерство Серова-портретиста достигает апогея. В этих образах царит большой стиль модерна: культ сильной линии, броского, монументального жеста и позы ("М. Н. Ермолова", 1905; "Ф. И. Шаляпин", уголь, мел, 1905; "Г. Л. Гиршман", темпера, 1907; "В. О. Гиршман", 1910-11; все - Третьяковская галерея; "Ида Рубинштейн", темпера, уголь, 1910, Русский музей); живопись и графика соперничают тут друг с другом на равных, хотя в ряде случаев (напр., в портрете И. А. Морозова - темпера, 1910, Третьяковская галерея) сильные цветовые эффекты доминируют. В светском портрете нарастают черты иронического сарказма ("Княгиня О. К. Орлова", 1911, там же). Композиции на античные темы ("Одиссей и Навзикая", "Похищение Европы"; обе - 1910, варианты хранятся в разных собраниях) обретают черты монументальных панно. Монументально-декоративные поиски находят воплощение и в театральных работах художника (эскизы занавеса к балету "Шехерезада" на музыку Н. А. Римского-Корсакова для "Русских сезонов" С. П. Дягилева - гуашь и другая техника, 1910-11, разные собрания).Влияние Серова в русском искусстве было очень значительным благодаря его умению показывать суть художественной проблемы, заостряя ее с предельной изысканностью. Серов плодотворно работал также и как педагог. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1897-1909; среди его непосредственных учеников - К. Ф. Юон, Н. Н. Сапунов, П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин.Литература:Грабарь И. Э. В. А. Серов. 2-е изд. М., 1980.Сарабьянов Д. В. В. А. Серов: Альбом. Л., 1982.Валентин Серов в переписке, документах и интервью. Л., 1985-89. Т.1-2.Валентин Серов: К 125-летию со дня рождения: Каталог выставки. Л., 1991.Алленова Е. М. Валентин Серов. М., 1996.М. Н. Соколов...
|
|
|
|
|
|
|