RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    ЮСУПОВ Акрам Мамедович 
    • ЮСУПОВ Акрам Мамедович (1905-75) , узбекский артист цирка, клоун, народный артист Узбекистана (1961). В цирке с 8 лет. Был комиком-канатоходцем в номере Ташкенбаевых. Развивал традиции узбекских народных комиков - кызыкчи....


    АЙЛИСЛИ Акрам 
    • АЙЛИСЛИ Акрам (наст . фам. и имя Наибов-Айлисли Акрам Наджаф оглы) (р. 1937), азербайджанский писатель. Сборники рассказов ("С сердцем не шути", 1973, и др.). Цикл повестей "Люди и деревья" (1966-68) о жизни азербайджанского села во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. Переводы....


    ЮСУПОВ Ибрагим 
    • ЮСУПОВ Ибрагим (р . 1929), каракалпакский поэт, народный поэт Каракалпакии (1974). Сборники лирических стихов и поэм, посвященных современности: "Семь перевалов" (1962), "Течение века" (1968), "Тумарис" и др. поэмы (1974), "Розы и полынь" (1981). Пьесы, рассказы, литературная критика, переводы....


    ЮСУПОВ Эркин Юсупович 
    • ЮСУПОВ Эркин Юсупович (р . 1929), философ, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1987), академик (1979) АН Узбекистана (с 1979). Труды по проблемам социализма....


    ШУКРУЛЛО 
    • ШУКРУЛЛО (наст . имя и фам. Шукрулло Юсупов) (р. 1921), узбекский поэт, народный поэт Узбекистана (1981). Поэмы "Россия" (1957), "Рассвет 26-го" (1967). Сборник стихов и поэм "Лети, беркут!" (1978), "Твои мечты" (1980). Пьесы. Книга эссе "Сундук с драгоценными камнями" (1977)....


    МУХИНА Вера Игнатьевна 
    • МУХИНА Вера Игнатьевна (1889-1953) , российский скульптор, народный художник СССР (1943), действительный член АХ СССР (1947). Ранние произведения романтически приподняты, лаконичны, обобщены по формам ("Пламя революции", 1922-23), в 30-х гг. - символические (символы нового общественного строя) произведения ("Рабочий и колхозница", 1937), в годы Великой Отечественной войны - сурово-правдивые образы воинов ("Б. А. Юсупов", 1942). Оформляла выставки и театральные спектакли, проекты одежды и рисунки для тканей, изделий из фарфора и стекла. Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946, 1951, 1952)....


    БОТВИННИК Михаил Моисеевич 
    • БОТВИННИК Михаил Моисеевич (1911-95) , российский шахматист, гроссмейстер СССР (1935) и международный гроссмейстер (1950), заслуженный мастер спорта (1945), доктор технических наук (1951), заслуженный деятель науки и техники России (1991). 6-й чемпион мира (1948-57, 1958-60, 1961-63), СССР (7 раз в 1931-52). Книги: "Полвека в шахматах" (1978), "От шахматиста - к машине" (1979) и др.БОТВИННИК Михаил Моисеевич [17 (30) августа 1911, Куоккала, ныне Репино, Ленинградская обл. - 5 мая 1995, Москва], российский шахматист. 6-й в истории шахмат чемпион мира (1948-57, 1958-60, 1961-63). Международный гроссмейстер (1950), заслуженный мастер спорта (1945). 7-кратный чемпион СССР (1931-1952). Заслуженный работник культуры РСФСР (1971). Доктор технических наук, профессор. Первые успехи Научился играть в шахматы в 12 лет и уже через два года имел первый разряд. Победа над чемпионом мира Х. Р. Капабланкой в сеансе одновременной игры (1925, Ленинград) принесла ему первую известность и придала уверенность в своих силах. В 16 лет самый молодой мастер спорта в стране успешно дебютировал в чемпионате СССР, поделив 5-6-е места среди 21 участника. В 1928-1932 учился в Политехническом институте. В нач. 1930-х стал одним из сильнейших шахматистов страны после побед на чемпионатах СССР (1931,1933) и Ленинграда (1931-1932). В 1933 сыграл вничью (3:3) матч с С. Флором, гроссмейстером из Чехословакии, впоследствии жившим в СССР. В 1935 женился на Гаянэ Ананевой - балерине Мариинского театра, ставшей верной спутницей жизни. Практик и аналитик В 1935-36, после успешного выступления в трех крупных международных турнирах, заняв 1-е и 2-е места в Москве (1935) и Ноттингеме (1936) и 2-е место в Москве (1936), стал одним из претендентов на мировое первенство и достиг договоренности играть матч с А. Алехиным, который отмечал у молодого соперника, помимо большого таланта, необходимые для успеха "бесстрашие, выдержку, точное чутье". Из-за начавшейся войны матч не состоялся. Много времени уделял аналитической работе над шахматами, разработал и опубликовал (1939) специальную методику подготовки к соревнованиям, ставшую руководством для нескольких поколений отечественных шахматистов. Стиль его игры претерпел эволюцию от комбинированного к универсальному. Внес ценный вклад в развитие дебютной теории, введя в практику новые продолжения в английском начале, славянской и голландской защитах и ряде других дебютов. Будущий чемпион мира по шахматам во время войны работал в Перми инженером как специалист по высоковольтной изоляции. В 1945 возглавлял сборную СССР в историческом радиоматче с командой США, в котором советские шахматисты победили 15,5:4,5 (Ботвинник выиграл на первой доске у чемпиона США А. Денкера со счетом 2:0). После внезапной смерти Алехина (1946) стал основным претендентом на звание чемпиона мира. Выиграл крупные турниры в Гронингене (1946) и Москве (1947). Победив в матче-турнире на первенство мира (1948), стал шестым в истории шахмат чемпионом мира, опередив второго призера на три очка. В 1951-63 сыграл 7 матчей на первенство мира - два вничью 12:12 (с Д. Бронштейном, 1951 и В. Смысловым, 1954), три проиграл (В. Смыслову, 1957 - 9,5:12,5; М. Талю, 1960 - 8,5:12,5 и Т. Петросяну, 1963 - 9,5:12,5) и выиграл два матча-реванша (у Смыслова, 1958 - 12,5:10,5 и Таля, 1961 - 13:8), стал единственным шахматистом, дважды возвратившим звание чемпиона. Его слова "один матч на первенство мира отнимает два года жизни" нередко повторяли последующие чемпионы. Научная и педагогическая деятельность Успешно совмещал шахматную деятельность с научной работой в области электроники, став автором ряда изобретений, запатентованных в различных странах мира. В 1951 защитил докторскую диссертацию на тему: "Регулирование возбуждения и статическая устойчивость синхронной машины". С нач. 1970-х гг. работал над созданием искусственного шахматного мастера - компьютерной программы "Пионер". В течение многих лет руководил юношеской шахматной школой, в которой занимались будущие чемпионы мира А. Карпов и Г. Каспаров, известные международные гроссмейстеры А. Соколов, А. Юсупов, Е. Ахмыловская-Дональдсон, Н. Иоселиани и др. гроссмейстеры и мастера. Около 30 лет возглавлял общество дружбы "CCCР - Нидерланды". Всего сыграл в турнирах и матчах 1202 партии, в которых одержал 610 побед и сделал 453 ничьих (набрал около 70% очков). Сочинения:Советская шахматная школа. М., 1951.Три матча А. Карпова. М., 1975.Полвека в шахматах. М., 1979.Аналитические и критические работы. М., 1984-87. Т. 1-4.Литература:Левин К. М. Ботвинник. М., 1951.Шахматное творчество Ботвинника / Сост. В. Д. Батуринский. М., 1965-68. Т. 1-3.В. И. Линдер...


    СЕРОВ Валентин Александрович 
    • СЕРОВ Валентин Александрович [7 (19) января 1865 , Петербург - 22 ноября (5 декабря) 1911, Москва], российский художник. Его творчество виртуозно и артистично выразило практически все важнейшие устремления русской живописи и графики (прежде всего тенденцию к импрессионизму и модерну) накануне авангарда.Родился в семье композитора А. Н. Серова и пианистки В. С. Серовой (урожденной Бергман). В 1874-75 и 1878-82 брал частные уроки у И. Е. Репина, в 1880-85 посещал занятия в Академии художеств, где его главным наставником был П. П. Чистяков. Очень важны были и уроки современной западноевропейской, в т. ч. французской и немецкой живописи, а также искусства Возрождения и барокко (в частности, живописи Д. Веласкеса).Жил в Петербурге и Москве. Много путешествовал по России и Западной Европе, в 1907 посетил Грецию. Не раз жил и работал в Абрамцеве и Домотканове (Тверская область). Был членом Товарищества передвижных художественных выставок и объединения "Мир искусства".Начало творчестваПервые значительные произведения Серова ("Девочка с персиками", 1887; "Девушка, освещенная солнцем", 1888; обе - Третьяковская галерея) явились новым этапом истории русского искусства. Он добился поставленной цели - чувства "свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах" (как он позднее рассказывал И. Э. Грабарю), воплотив в этих образах юности, света, радости принципы импрессионизма, - причем с беспрецедентной для национальной традиции последовательностью и полнотой. Серов быстро выдвинулся в ряд лучших портретистов России, проницательно заостряя самые характерные черты модели и добиваясь предельной живости световоздушной и цветовой среды. Таковы "А. Мазини" (1890), "К. А. Коровин" (1891), "Ф. Таманьо" (1891), "Н. С. Лесков" (1894; все - там же) - люди искусства, чей творческий пыл как бы вступает в увлеченный, страстный диалог со свободным размахом серовской кисти. Свобода самовыражения, неразличимо сливаясь с правдой образа, достигает особой непринужденности в женских и детских портретах ("Н. Я. Дервиз с ребенком", 1888-89; "Мика Морозов", 1901; оба - Третьяковская галерея)."Деревенские" картиныОсобую главу составляют произведения "деревенского Серова" - этюды и картины с сельским пейзажем и жанром ("Заросший пруд. Домотканово", 1888; "Октябрь. Домотканово", 1895; обе - там же; "Зимой", 1898, Русский музей; "В деревне. Баба с лошадью", 1898; "Стригуны на водопое. Домотканово", 1904; обе - Третьяковская галерея). Тончайшее мастерство, растущее с годами, органически сочетается тут с простотой мотива, тоже возрастающей, так что в итоге скромные, серенькие будни природы и человека оказываются воплощением Искусства как такового, причем самой чистой пробы. Многие лучшие сельские картины-этюды Серова выполнены акварелью, гуашью, пастелью. От живописи мастер естественно и легко обращается к снайперски меткому в постижении натуры рисунку как самостоятельному виду творчества. Эта самоценность рисунка в искусстве Серова особенно четко наметилась с 1895, когда он, получив заказ на иллюстрирование басен И. А. Крылова, начинает работать в зоопарке, создавая замечательные зарисовки животных.ПортретыНа рубеже веков Серов становится лучшим русским мастером светского и придворного портрета. Изысканная элегантность цвета и пластики замечательно передают в этих образах ("Великий князь Павел Александрович", 1897, Третьяковская галерея; "Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон, впоследствии князь Юсупов", 1903, Русский музей) блеск и гордую замкнутость этого аристократического мира. В 1900 он пишет портрет Николая II (сохранился авторский вариант того же года - Третьяковская галерея); самодержец, одетый в тужурку Преображенского полка, представлен тут скромно, почти по-домашнему, без пышных аксессуаров), который обычно считается лучшим изображением последнего русского императора.Желание писать "только отрадное" (о чем сам художник свидетельствует в письме своей невесте О. Ф. Трубниковой, 1887) с годами все более противоречит нервной реакции на возрастающую политическую нестабильность - в особенности в годы революции и контрреволюции 1905-07, когда Серова мучительно гнетет "тупая мгла" "российского кошмара" (из письма О. Ф. Серовой, 1907). Эти чувства выплескиваются в антимонархических карикатурах 1905 года (рисунок "1905 год. После усмирения" - Третьяковская галерея, темпера "Солдатушки, бравы ребятушки..." - Русский музей). Но, отвлекаясь от ужасов современности, он создает жизнеутверждающие, при всей их иронии и драматизме, образы родной истории. С 1899 Серов работал над иллюстрациями к книгам о русском прошлом, которые превратились в самостоятельный цикл, где центральное место заняла фигура Петра I, запечатленная удивительно остро и экспрессивно (темпера "Петр I", 1907, Третьяковская галерея).В 1900-е гг. мастерство Серова-портретиста достигает апогея. В этих образах царит большой стиль модерна: культ сильной линии, броского, монументального жеста и позы ("М. Н. Ермолова", 1905; "Ф. И. Шаляпин", уголь, мел, 1905; "Г. Л. Гиршман", темпера, 1907; "В. О. Гиршман", 1910-11; все - Третьяковская галерея; "Ида Рубинштейн", темпера, уголь, 1910, Русский музей); живопись и графика соперничают тут друг с другом на равных, хотя в ряде случаев (напр., в портрете И. А. Морозова - темпера, 1910, Третьяковская галерея) сильные цветовые эффекты доминируют. В светском портрете нарастают черты иронического сарказма ("Княгиня О. К. Орлова", 1911, там же). Композиции на античные темы ("Одиссей и Навзикая", "Похищение Европы"; обе - 1910, варианты хранятся в разных собраниях) обретают черты монументальных панно. Монументально-декоративные поиски находят воплощение и в театральных работах художника (эскизы занавеса к балету "Шехерезада" на музыку Н. А. Римского-Корсакова для "Русских сезонов" С. П. Дягилева - гуашь и другая техника, 1910-11, разные собрания).Влияние Серова в русском искусстве было очень значительным благодаря его умению показывать суть художественной проблемы, заостряя ее с предельной изысканностью. Серов плодотворно работал также и как педагог. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1897-1909; среди его непосредственных учеников - К. Ф. Юон, Н. Н. Сапунов, П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин.Литература:Грабарь И. Э. В. А. Серов. 2-е изд. М., 1980.Сарабьянов Д. В. В. А. Серов: Альбом. Л., 1982.Валентин Серов в переписке, документах и интервью. Л., 1985-89. Т.1-2.Валентин Серов: К 125-летию со дня рождения: Каталог выставки. Л., 1991.Алленова Е. М. Валентин Серов. М., 1996.М. Н. Соколов...







Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь