RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    КВОТА 
    ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КВОТА 
    • 1) Количество мандатов (мест) в представительном органе, которое выделяется какой-либо национальной или социальной группе населения, субъекту федерации, другой территории, имеющей специфические особенности, и т. д. Принцип квотирования применяется для того, чтобы в более полной мере учесть чьи-либо интересы. Указанный принцип (хотя и без использования самого понятия "избирательная квота") применялся и применяется в тех или иных формах в нашей стране. Например, по учреждении Конституцией СССР 1936 г. Верховного Совета СССР одна из его палат - Совет Национальностей - состояла из депутатов, избираемых по избирательным округам, образованным на территориях соответственно союзных, автономных республик, автономных областей, автономных округов. При учреждении в 1988 г. Съезда народных депутатов СССР одна треть его состава - 750 депутатов - избиралась общесоюзными общественными организациями, причем для каждой участвующей общественной организации была установлена своя квота (численность) избираемых ею депутатов. Еще 750 депутатов избирались по национально-территориальным округам, образованным на территориях союзных, автономных республик, автономных областей и округов. В Российской Федерации квотный принцип применялся при избрании Съезда народных депутатов, учрежденного в 1989 г. 168 его депутатов избирались по национально-территориальным округам, образованным на территории республик в составе РФ, автономных областей, автономных округов, а также краев, областей, городов Москвы и Ленинграда. В определенной мере квотный принцип применяется и сейчас. Например, при выборах депутатов Государственной Думы каждому субъекту РФ, имеющему число избирателей меньше единой нормы представительства, гарантируется образование одного избирательного округа, т. е. на территории субъекта РФ обязательно избирается хотя бы один депутат ГД. В некоторых субъектах РФ (в частности, автономных округах) обеспечивается избрание в представительные органы определенной части представителей коренных народов. Однако вопрос о квотировании при формировании различных государственных органов и органов местного самоуправления нельзя отнести к числу решенных в нашем государстве....


    ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 
    • 1) Существующий в данном государстве порядок выборов депутатов представительных органов и выборных должностных лиц. И. с. охватывает совокупность как юридических правил избирательное право, так и фактических, сложившихся обычаев, на основе и с учетом которых проводятся выборы. 2) Понятием "избирательная система" обозначают также те или иные, применяемые в различных странах модели организации и проведения выборов - например, мажоритарная И. с., пропорциональная И. с. и др. (С. А.)...


    УРНА ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ 
    ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЯЩИК 
    • официальное название в избирательном законодательстве закрытой и запечатанной емкости с узким отверстием для опускания избирателями заполненных бюллетеней, устанавливаемой на избирательных участках (в обиходном обозначении - избирательная урна).(С. А.)...


    ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ 
    • организация государственной жизни в соответствующей стране на демократических началах: широкие права и свободы граждан; политический плюрализм и многообразие общественных объединений; наличие у населения права выбирать государственные органы и должностных лиц; избирательная система, построенная на состязательности и конкуренции; публичность и гласность деятельности государственных органов; режим законности и др. (См.: Демократия. Демократическая республика). (С. А.)...


    НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ИЗБИ 
    • избирательная единица, создававшаяся на выборах народных депутатов СССР в 1989 и народных депутатов РСФСР в 1990 гг. (см.: Съезд народных депутатов СССР. Съезд народных депутатов РСФСР. Избирательный округ).(С. А.)...


    ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ 
    • совокупность мероприятий по назначению, подготовке и проведению выборов депутатов или выборных должностных лиц. Наиболее важные составляющие И. к.: назначение даты выборов; образование избирательных округов и избирательных участков; образование избирательных комиссий; составление списков избирателей; выдвижение кандидатов в депутаты и на выборные должности, сбор подписей в их поддержку, регистрация кандидатов; предвыборная агитация; проведение голосования и определение результатов выборов. (С. А.)...


    ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ 
    • характеристика разделения территории государства, субъекта федерации, административно-территориальной единицы на избирательные округа. Некоторые правила, связанные с И. г., могут вытекать из законодательства: например, запрет образовывать избирательные округа по выборам депутатов Государственной Думы из территорий разных субъектов РФ, запрет образовывать округа из не граничащих между собой территорий, возможность создания избирательных округов с отклонением от средней нормы избирателей в сторону как увеличения, так и уменьшения. Однако чаще понятие "избирательная география" используют в связи с практическими мероприятиями по удачной или неудачной "нарезке" округов. Наиболее "безобидный" пример: создание на территории субъекта РФ одного избирательного округа по выборам депутатов Государственной Думы при численности населения, почти дотягивающей до создания двух округов (см.: Избирательный округ). Но подоплекой И. г. могут быть и обстоятельства политического плана. К примеру, в один избирательный округ можно включить территории с населением, настроенным более радикально по отношению к правящим слоям, в другой - менее радикально; можно "разбросать" оппозиционную часть избирателей по нескольким соседним избирательным округам. Можно, далее, использовать предоставляемую законодательством возможность образовать округ с несколько большей или меньшей численностью населения, вследствие чего в оппозиционных районах округа по числу избирателей (населения) будут больше, чем в лояльных районах, что, соответственно, усложнит или облегчит избирательную кампанию и победу той или иной партии. (С. А.)...


    ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ 
    • специальный коллегиальный орган, создаваемый для подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов, выборных должностных лиц. В случае назначения и проведения общегосударственных и местных референдумов (голосований) аналогичными И. к. являются комиссии по проведению референдумов (постоянно действующие И. к., именуемые в этом случае комиссиями по проведению референдума). 1. Характер И. к. На практике возник вопрос: являются И. к. государственными или общественными органами. Многие специалисты считают, что И. к., по крайней мере, Центральной избирательной комиссии (ЦИК) РФ и И. к. субъектов РФ, свойственны черты государственных органов, поскольку они функционируют постоянно, в штатном составе, с возможностью освобождения членов этих И. к. от другой работы, имеют свой аппарат, а их решения - обязательны для всех государственных органов. Эта позиция нашла отражение в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 1997 г. Согласно п. 9 ст. 21, ЦИК РФ и И. к. субъектов РФ являются государственными органами. 2) Число голосов, которое при пропорциональной избирательной системе должны набрать партии, движения в расчете на одного кандидата в депутаты, чтобы он был избран в палату парламента, иной представительный орган. Федеральный закон о выборах депутатов Государственной Думы 1995 г. называет такую И. к. избирательным частным. Существует несколько видов таких И. к., многие из них весьма сложны и по методикам подсчета голосов, и в плане их восприятия даже подготовленным человеком. В Российской Федерации на выборах в ГД используется наиболее простая, так называемая естественная квота (метод Т. Хэра). Из общего числа поданных голосов за партии и движения исключаются голоса, поданные за списки, набравшие менее 5% голосов. Остальная сумма голосов избирателей делится на 225 - общее число депутатских мандатов, замещаемых по пропорциональной избирательной системе. Таким образом получается И. к. - избирательное частное. Далее число голосов, полученных конкретными партиями и движениями, делится на эту квоту, становится известным число мандатов каждого избирательного объединения, блока (см.: Избирательное частное). (С. А.) Члены И. к. выполняют свои функции, как правило, на общественных началах (за исключением узкого круга лиц, возглавляющих И. к. субъектов РФ, а также членов ЦИК РФ, в своем подавляющем большинстве работающих на штатной основе). Своеобразны приемы выполнения задач - широкая гласность, участие в деятельности И. к. представителей от избирательных объединений и кандидатов в депутаты, средств массовой информации, общественности. Однако решения И. к. по вопросам их ведения в принципе носят обязательный характер, в том числе для государственных органов и органов местного самоуправления. Верхний эшелон И. к. имеет право принятия актов нормативного характера по вопросам организации и проведения выборов, т. е. они выполняют функцию правотворчества. 2. Виды и порядок формирования И.к. Согласно Федеральному закону о выборах депутатов Государственной Думы (те же И. к. обеспечивают выборы Президента РФ), подготовку и проведение выборов в ГД обеспечивают: 1) Центральная И. к. РФ (ЦИК РФ, Центризбирком); 2) И. к. субъектов РФ; 3) окружные И. к. (ОИК) по выборам депутатов в ГД по одномандатным избирательным округам; 4) территориальные (районные, городские и др.) И. к. (ТИК); 5) участковые И. к. (УИК). По сравнению с выборами 1993 г. количество И. к. возросло за счет И. к. субъектов РФ и территориальных комиссий районов и городов, которые теперь тоже организуют выборы парламента....


    ОКРУГ 
    • понятие, используемое в конституционном праве в различных значениях: 1) автономный округ - национально-государственное (национально-тер-риториальное) образование в РФ, субъект РФ. До 1977 г. - национальный О.; 2) административно-территориальная единица в ряде зарубежных стран, а в последнее время и в России. Например, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12 августа 1995 г. предусматривает в качестве территорий местного самоуправления в сельской местности сельские О., сельсоветы и волости. Москва делится на административные О.. в свою очередь они делятся на единицы, ранее именовавшиеся муниципальными О., затем муниципальными районами, а теперь - районами; 3) военно-административная территориальная единица - военный О.; 4) территория управления или осуществления надзора в некоторых отраслях: школьные (учебные) О., горные О. и др.: 5) территория осуществления правосудия - судебный О.; 6) избирательная единица. Например, для выборов одной половины депутатов ГД страна делится на территориальные избирательные О., для выборов другой половины представляет собой единый федеральный избирательный О. В РСФСР и СССР образовывались национально-территориальные избирательные О. (см.: Съезд народных депутатов РСФСР. Съезд народных депутатов СССР). (С. А.)...


    ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ С 
    • один из видов избирательных систем, применяемый во многих странах, в том числе и в Российской Федерации. Другим видом является мажоритарная избирательная система. П. и. с. имеет много разновидностей. Но если говорить о системе в целом, ее суть состоит в следующем. Территория государства или представительного органа объявляется единым избирательным округом. Политические партии и движения, их союзы (в избирательном законодательстве - избирательные объединения, блоки) выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из таких списков, исходя из симпатий к партии, движению, их лидерам и участникам. Победа в этом случае пропорциональна числу голосов, поданных за соответствующий список избирательного объединения, причем подсчет зачастую ведется лишь по спискам, набравшим более 5% (например, в ФРГ, России; может быть и другой процент действительных голосов: в частности, 4% - в Швеции, 3% - в Аргентине, 2% - в Дании, 1% - в Израиле). Общее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании, делится на общее количество депутатских мандатов, замещаемых по П. и. с. Получается так называемое избирательное частное. Далее количество голосов, поданных за каждый список кандидатов, делится на избирательное частное. Так партии, движения узнают, сколько они получили мест в представительном органе. Внутри списка мандаты получают кандидаты согласно их очередности, начиная с первого. Если список разбит на центральную часть и так называемые региональные группы, первыми проходят в парламент кандидаты из центральной части. Кандидаты из региональных групп получают мандаты пропорционально голосам избирателей. поданных за данный список в соответствующем регионе. Плюсом П. и. с. является то, что голоса избирателей не пропадают, пропорционально им партии и движения все же получают мандаты в представительном органе, за исключением тех, кто не прошел э%-ук> или иную установленную планку. Минусом П. и. с. считают то, что здесь избиратель выбирает как бы абстрактных лиц - он знает чаще всего лидера партии, движения, нескольких активистов, но остальные - ему неизвестны. Кроме того, у избранных депутатов нет такой прямой связи с избирателями конкретного округа, как это имеет место при мажоритарной избирательной системе. Для того чтобы учесть интересы избирателей, многие страны разбивают список на территориальные части - тогда избиратели лучше знают кандидатов из своего региона и голосуют за них. Ряд стран отказался от так называемых связанных списков (когда избиратель голосует за список в целом) и перешел к системе свободных списков - избиратель вправе отдавать предпочтение кандидатам из списка партии, движения и даже дополнять список. П. и. с. применяется на выборах половины Государственной Думы (225 депутатов). Вся страна является единым федеральным избирательным округом. Каждое избирательное объединение, блок может включить в федеральный избирательный список кандидатов в депутаты до 270 человек. Возможно выделение в списке центральной части и распределение остальных кандидатов по регионам, состоящим из групп или отдельных субъектов РФ. В распределении депутатских мандатов участвуют только избирательные объединения, блоки, получившие более 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. На выборах 1995 г. таковыми стали КПРФ, ЛДПР, движения "Наш дом Россия" и "Яблоко".(С. А.)...


    ИНСТИТУТ 
    • государственно-правовое или общественно-политическое явление и совокупность обращенных к ним правовых норм, а также связанных с последними иных социальных норм. Чаще всего используется в ряде словосочетаний: государственный И. - отношения, связанные со строем (устройством, структурой) государства (например, государственная власть, федеративное устройство, судебная система, карательные органы и т. д.); конституционный или конституционно-правовой И. - система отношений или органов, закрепленная в конституции государства или иных нормах конституционного права (например, парламент, президентство, избирательная система, права и свободы человека и гражданина и др.); общественно-политический И. - те группы общественных отношений, в которых особенно переплетаются явления общественного и государственного (правового) характера (например, И. политического плюрализма, многопартийности, имеющие правовую основу и частично правовое содержание, но во многом развивающиеся как явления общественной жизни); правовой И. - совокупность правовых норм, обращенных к определенным общественным отношениям. Приведенное выделение носит условный характер и сделано лишь для лучшего понимания сути понятия. В реальности государственные или общественно-политические И. находят закрепление в конституции государства и поэтому являются конституционными И., а обращенная к соответствующим общественным отношениям группа правовых норм может считаться правовым И. Но очевидно, что И. можно назвать только такую группу отношений, для которой характерно внутреннее единство, соответственно обусловливающее и единство норм, обращенных к данной группе отношений. Термин "институт" применяется также для обозначения учебного вуза или научно-исследовательского учреждения. (С. А.)...


    ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУ 
    • один из десяти автономных округов, находящихся в составе РФ в качестве ее субъекта. Входит также в состав Тюменской области. Устав (Основной закон) Х.-М. а. о. принят на заседании Думы округа 26 апреля 1995 г. Территория округа включает 13 городов окружного значения и 9 районов. Административный центр - г. Ханты-Мансийск. Государственную власть в округе осуществляют Дума, губернатор, Правительство, а также суд округа, окружной арбитражный суд, народные суды и иные суды, образуемые в соответствии с Федеральным конституционным законом о судебной системе. Возможен и референдум округа (окружное народное голосование). Законодательную власть осуществляет Дума округа, действующая на постоянной основе. Дума состоит из 23 депутатов, избираемых населением: 17 депутатов избираются по территориальным избирательным округам, а 6 - по мажоритарной системе по единому национально-территориальному избирательному округу, которым является территория автономного округа. Правом выдвижения кандидатов в депутаты по единому национально-территориальному округу обладают общественные объединения малочисленных народов Севера, уставы которых зарегистрированы в автономном округе, сходы и собрания граждан. Таким образом, 6 депутатов - это как бы своеобразная квота для коренных народов. Дума принимает законы округа; утверждает программы и планы социально-экономического развития, бюджет округа и отчет об его исполнении; устанавливает в округе налоги, сборы, пошлины, тарифы и платежи; устанавливает порядок изменения административно-территориального устройства округа; назначает референдумы округа; дает согласие на назначение и освобождение от должности Председателя Правительства, решает вопрос о доверии Председателю Правительства либо Правительству в целом и др. Губернатор является высшим должностным лицом округа и возглавляет систему исполнительной власти округа. Он избирается населением сроком на 4 года. Губернатором может быть избран гражданин РФ не моложе 30 лет, постоянно проживающий на территории округа не менее одного года. Губернатор округа обладает полномочиями, которые в других субъектах РФ характерны для президента. В частности, он обеспечивает территориальную целостность округа, законность и правопорядок; подписывает и обнародует законы округа; определяет основные направления внутренней политики и развития международных и внешнеэкономических связей округа; представляет Думе проект бюджета округа, а также доклады о социально-экономическом и политическом положении округа; с согласия Думы назначает и освобождает от должности Председателя Правительства округа, а по представлению Председателя - членов Правительства; принимает отставку Правительства; вправе председательствовать на заседаниях Правительства; отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов Правительства, его структурных подразделений; учреждает, формирует и возглавляет Совет общественной безопасности округа и др. Губернатор может быть отрешен от должности решением Думы в случае неоднократного нарушения им федеральных законов, Устава и законов округа, подтвержденного решением соответствующего суда. Кроме того, он может быть отрешен от должности по результатам референдума, проведенного по инициативе Думы либо 20 тыс. избирателей округа. Правительство является исполнительным и распорядительным органом государственной власти округа. Оно состоит из Председателя, заместителей Председателя и членов Правительства. Один из заместителей является заместителем Председателя по делам коренных малочисленных народов Севера. В городских и сельских поселениях и на иных территориях осуществляется местное самоуправление населения округа. (С. А.)...


    МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕ 
    • один из видов избирательной системы, применяемый во многих странах, в том числе и в Российской Федерации. Другим видом является пропорциональная избирательная система. М. и. с. имеет свои разновидности. Суть М. и. с. состоит в следующем. Территория государства или представительного органа разбивается на территориальные единицы - избирательные округа, от каждого из которых избирается чаще один, а иногда два и более депутата. Каждый кандидат выдвигается и избирается в личном качестве, хотя при этом может быть обозначено, какую партию или движение он представляет. Если для победы кандидату необходимо набрать голосов не только больше чем у соперников, но и не меньше половины от числа избирателей, принявших участие в голосовании, это принято называть М. и. с. абсолютного большинства. Если победителем считается кандидат, набравший большее число голосов, чем его соперники (т. е. большинство "относительно" своих конкурентов), и при этом неважно, какой процент (или часть) оно составит от количества проголосовавших избирателей, это принято называть М. и. с. относительного большинства. Если для победы необходимо определенное число голосов (например, 2э%, 30%, 40%, 2/3 числа участвующих в выборах избирателей), это - М. и. с. квалифицированного большинства. Голосование по М. и. с. относительного большинства проводится в один тур, по другим разновидностям - в два тура. Победившим в первом туре считается тот, кто перешагнул установленную законом планку. В противном случае во второй тур выходят два кандидата, получившие наибольшее число голосов, а победителем во втором туре будет считаться тот, кто набрал определенное число голосов либо большее число голосов, чем соперник. Плюсами М. и. с. считаются ее результативность (всегда есть победитель) и предметность голосования (избиратель отдает предпочтение конкретному человеку; депутаты должны поддерживать постоянные связи с избирателями, надеясь на их поддержку на следующих выборах). Минусом М. и. с. является низкая репрезентативность (представительность) депутата, победившего в выборах. В Российской Федерации для выборов в Государственную Думу с 1993 г. применяется принцип сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. При этом М. и. с. выглядит следующим образом. Установлено, что 225 (т. е. половина) депутатов ГД избираются на основе М. и. с. по одномандатным (один округ - один мандат) избирательным округам, образуемым в субъектах РФ на основе единой нормы представительства, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах Федерации, число избирателей в которых меньше среднего числа избирателей, установленного ЦИК РФ для одномандатного избирательного округа (см.: Избирательный округ). Для победы по округу надо набрать большее число голосов, чем у других кандидатов (относительное большинство), т. е.это - М. и. с. относительного большинства. Выборы считаются состоявшимися, если проголосовало не менее 25% зарегистрированных избирателей. Выборы в ГД по М. и. с. подтверждают сделанный выше вывод о невысокой репрезентативности. Представим, что в избирательном округе - 1 млн. избирателей. Для того чтобы выборы состоялись, достаточно явки на избирательные участки 250 тыс. избирателей. Допустим, что в округе выдвинуто 10 кандидатов в депутаты. При примерно равном распределении голосов победителю необходимо получить ориентировочно чуть больше 25 тыс. голосов. По М. и. с. проводились выборы половины депутатов ГД в 1993 и 1995 гг. В 1993 г., когда был учрежден российский парламент - Федеральное Собрание, - в его верхнюю палату - Совет Федерации - также избиралось по два депутата от каждого субъекта РФ. Использовалась М. и. с. относительного большинства с той разницей, что округ был двухмандатным (т. е. от него избиралось не по одному, а по два депутата) и избирательным округом являлась территория каждого субъекта РФ. Представительным органам власти субъектов РФ в 1993 г. была дана возможность вводить и мажоритарную, и смешанную мажоритарно-пропорциональную систему. Однако все предпочли проводить выборы в парламенты субъектов РФ по территориальным избирательным округам. Кое-где образовывались одновременно два вида таких округов: обычные (по численности избирателей) и административно-территориальные (округом становился, соответственно, район или город, от которого избирался депутат в парламент субъекта РФ). В настоящее время большинство субъектов РФ применяет М. и. с. и лишь некоторые - смешанную избирательную систему. На выборах в представительные органы местного самоуправления (т. е. собрания, думы городов и районов) депутаты избираются по М. и. с. Правда, кое-где не образовываются отдельные избирательные округа, а вся территория является единым многомандатным округом. Однако каждого депутата избирают в личном качестве, что как раз и характерно для М. и. с. (С. А.)...


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь