Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
Зрительная система
|
- Сенсорная система, назначение которой состоит в получении зрительной информации о среде и передаче ее в сенсорные области головного мозга. Сложная оптическая система глаза осуществляет проекцию зрительного образа на рецепторы сетчатки глаза. Сетчатка образована густой сетью рецепторов и связанных с ними нейронов, специализированных на восприятии различных характеристик зрительного раздражения, таких как интенсивность, цвет, размер, кривизна и скорость перемещения. Информация, воспринимаемая рецепторами, передается по зрительному нерву к зрительным областям мозга, где происходит ее переработка....
|
Обонятельная система
|
- Сенсорная система, назначение которой состоит в получении информации о запахе, как одной из модальностей ощущения, и передаче ее в сенсорные области головного мозга. Обонятельные рецепторы расположены в обонятельном эпителии, выстилающем верхнюю поверхность полости носа. Это чувствительные нейроны, аксоны которых образуют обонятельный нерв. Его волокна оканчиваются в обонятельной луковице. Большинство центральных структур, получающих обонятельную информацию, образуют лимбическую систему и отвечают за координацию соматических и вегетативных компонентов поведения. Лимбическая система участвует в организации эмоционального компонента различных видов поведения....
|
Орган чувств
|
- Понятие, синонимичное понятиям 'анализатор', 'сенсорная система'. Выделяют пять органов чувств: орган зрения, орган слуха, орган вкуса, орган обоняния, орган осязания. Этот список можно расширить за счет других морфологически и функционально особенных сенсорных систем....
|
Сенсорная система
|
- Совокупность структур, воспринимающих минимальную и достаточную информацию о среде и/или о состоянии организма (тела), необходимую для организации поведения. К сенсорным системам относят: зрительную, слуховую, вестибулярную, вкусовую, обонятельную, соматосенсорную систему. Последняя - воспринимает соматовисцеральную информацию о состоянии организма. Это тактильная (давление, прикосновение, вибрация), температурная, проприоцептивная (положение членов тела в пространстве), интероцептивная (от внутренних органов), осморецептивная, болевая и некоторые другие виды информации....
|
Нервная система
|
- Совокупность нервных образований организма, с помощью которых осуществляется восприятие раздражителей, обработка импульсов возбуждения, формирование ответных реакций. В организме человека около 25 миллиардов нервных клеток объединены в структуру, называемую центральной нервной системой (головной и спинной мозг). Около 25 миллионов нейронов, связанных с центральной нервной системой, расположены на периферии организма (периферическая нервная система). Нервная система является материальным носителем и регулятором психических функций организма и главным регулятором всех физических функций организма....
|
Эхоическая память
|
- Сенсорная копия информации, предъявленной наблюдателю на слух на короткое время (около 1 с). В силу эффекта модальности отличаемся от аналогичной ей иконической памяти большей длительностью хранения. Обеспечивает интеграцию в образ последовательно поступающей акустической информации....
|
Иконическая память
|
- Сенсорная копия информации, предъявленной наблюдателю зрительно на очень короткое время (до 100 мс.), которая имеет большую емкость; быстро угасает во времени (около 0,25 с.); работает с сенсорным кодом; сознательно не контролируется; зависит от физических характеристик стимула. Обеспечивает перевод информации в кратковременную память....
|
Оптимизм
|
- Система представлений о мире с выраженным позитивным отношением к настоящему сущему и предстоящему будущему. Проявляется в светлом эмоциональном тоне восприятия жизни и ожидания будущего....
|
Авторитет
|
- Общепризнанное значение, влияние, которым пользуется какое-либо лицо, организация, или какая-либо система взглядов из-за наличия определенных качеств. Различают авторитет политический, моральный, научный и др....
|
Личность
|
- Относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других....
|
Авторитарная личность
|
- Характеристика личности. Отличительной чертой такой личности выступает чрезмерно жесткая система социальных установок. Подобные люди чувствительны к атрибутам власти, отдают предпочтение социальным стереотипам, личностную близость рассматривают как неприемлемую....
|
Динамический стереотип
|
- Система привычных, условно-рефлекторных ответов, соответствующая сигнальной и порядковой характеристики стимульного ряда. При прочном стереотипе вся последовательность ответов на стимулы может быть воспроизведена - с сохранением знака, интенсивности и последовательности - даже при предъявлении одного знака....
|
Значение
|
- Обобщенная форма отражения индивидом общественно-исторического опыта, запечатленного в схемах действий, понятиях, социальных ролях, нормах и ценностях. Система значений индивида обусловливает управление процессами его деятельности. В качестве знаков могут выступать структуры естественного языка, схемы, карты, формулы и чертежи, символические образы....
|
Двигательный анализатор
|
- Нейрофизиологическая система, за счет работы которой осуществляется анализ и синтез сигналов, идущих от органов движения. Включает в себя: периферический отдел, состоящий из проприорецепторов, специфические проводящие нервные волокна, несущие импульсы к головному мозгу, подкорковые структуры и корковой отдел. Принимает участие в поддержании постоянного тонуса мышц тела и координации движений....
|
Методика
|
- Методы психологической саморегуляции. Система обучающих методик, направленных на формирование внутренних средств управления собственными состояниями. Принято выделять различные типы таких методов: нервно-мышечную релаксацию, аутогенную тренировку, идеомоторную тренировку, имажинативные методы, медитативные методы, самогипноз. Обучение наиболее успешно осуществляется в рамках специально организованных циклов занятий....
|
|
Дальше >>>
|
|
|
|
|